Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 12-28

12 Итак сказал: || некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;

13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин* и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.

17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.

19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,

21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;

23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?

24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

28 Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Притча, которую мы сейчас слышали, в определённом смысле уникальна. Ведь это единственная притча, в которой слышатся отзвуки реальной истории, не так давно случившейся в Иудее.

Речь идёт о Архелае, одном из трех сыновей Ирода Великого – которого отец хотел видеть наследником престола.

После смерти отца Архелай отправился в Рим за утверждением своего права царствования. Незадолго до его отъезда во время празднования Пасхи в Иерусалиме произошли сильные волнения – народ ненавидел Архелая и очень не хотел, чтобы он стал царём. Безуспешно провалив попытку договориться, Архелай решил жестко подавить оппозицию. Для подавления возмущения он направил в храм всё войско, включая кавалерию. В итоге бунт был подавлен, погибло около трех тысяч человек.

После всего произошедшего, следом за Архелаем в Рим отправилась группа из его противников, чтобы убедить императора отказать Архелаю в праве царствовать. В итоге римский император Октавиан Август предоставил ему лишь половину царства с присвоением титула этнарха. Насколько народ не любил Архелая, мы можем понять из повествования евангелиста Матфея, когда он пишет про Иосифа Обручника: «услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся идти туда» (Мф. 2:22).

Так что слушавшие эту притчу иудеи без труда могли догадаться, на какую историческую личность намекает Спаситель. Другими словами, это не просто «абстрактный претендент на власть»: это совершенно конкретный человек, искренне ненавидимый всем еврейским народом.

Эта деталь позволяет нам увидеть притчу в новом ракурсе. Итак, все рабы, которые получают от него на время отсутствия деньги, его ненавидят и боятся. Поскольку в те времена наличие свободных денег было поистине «царской роскошью», а проценты были очень высоки – дать деньги в рост было эффективным способом быстро обогатиться. Вполне нормальным было и то, что в качестве награды за усердие раба и проявление им высоких административных способностей его могли существенно повысить и назначить управляющим целым городом.

Если в притче понятно насчет первых двух рабов, получивших по 10 и 5 мин соответственно, и отдавших их в рост – то с последним есть недоумение. Почему деньги, которые он не отдал в рост, оказываются отданными тому, у кого и без того уже есть 10 мин?

Ответ лежит на поверхности. Для эффективного управленца, вполне справившегося с поставленной перед ним задачей, дополнительные ресурсы лишними не будут. Царь понимает, что он – скорее всего – более успешно распорядится этими деньгами, нежели тот, кто получил 5 мин.

Но какое же отношение к нашей жизни имеет эта притча? Если под минами – или, как передаёт притчу Матфей, талантами – подразумевать всё то, чем нас одаряет Всевышний – смысл притчи становится вполне прозрачен. Бог в первую очередь поддерживает того, кто движется, развивается, преодолевает препятствия и трудности, растёт – и поэтому получает благословение и поддержку Всевышнего. Если же человек относится к жизни отчуждённо, без желания приумножить свои способности, потрудиться над улучшением качества жизни, а вместо этого только и делает, что ноет и ропщет – он лишится и того малого, что пока у него есть. Представляете, насколько обидно было рабу получить всего лишь одну мину – когда другому, такому же, как и он, дали в десять раз больше! Притча прекрасно раскрывает нам одну психологическую ловушку – я бы назвал её «ловушкой недооценённости» – в которую с лёгкостью можно попасться, особенно при высоком мнении о себе. Вместо того, чтобы принимать реальность такой, какой она есть, и «вспахивать» её, трудиться, исходя из данной ситуации – человек словно «хоронит» сам себя «до лучших времён» – в надежде, что некогда его оценят. Но проходят дни, месяцы, годы, десятилетия – и вместо развития начинается неизбежная деградация; и то, что раньше казалось «законной собственностью», просачивается сквозь пальцы и исчезает.

Чтобы не попасть в эту ловушку «лукавого и ленивого раба», надо помнить одну простую вещь: Бог каждого из нас бесконечно любит, и всякий раз окружает такими обстоятельствами и возможностями, которые идеально подходят именно для нас, и именно для этого периода нашей жизни. Если это принять на веру и относится к любой возможности, какой бы крошечной она ни была, не как к случайности, а как к дару и благословению Божию – не сомневаюсь, мы с лёгкость проскочим мимо этой ловушки, даже её не заметив. Помоги же нам, Господи, стараться быть усердными и внимательными Твоими соработниками, а не унылыми и депрессивными рабами!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!