Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 12-28

Люди, живущие в разных государствах и на разных континентах любят жаловаться на бюрократию. При этом главным проявлением бюрократии — формальностью — многие пользуются с удовольствием. Пусть будет хотя бы формально, а как нам нужно или как лучше — мы решим сами. И если есть сферы жизни в которых формальности работают, так как от них мало что зависит, есть и те, в которых формальности просто не работают. Причем не работают совсем. Одна из таких сфер — отношения с Богом.
Притча которую мы сегодня услышали именно об этом. Внешне, оно очень похожа на притчу о талантах. Царь, который уходит в другую страну призывает рабов и доверяет им часть своего имущества. Доверяет для того, чтобы они употребили его в оборот. В свою очередь рабы делают это, хотя и с разным успехом. Однако есть в этих притчах и то, что делает их разными. Так в притче о талантах хозяин дает им разное количество денег и прибыл получает пропорционально. Одному дает 5 талантов и получает 10, другому 2 и получает 4, и только тот кому достался один, возвращайте его и говорит что он побоялся, что с него спросят лишнего и не стал делать вообще ничего.
В сегодняшней притче каждому рабу достается одинаковое количество денег, они получают ровно по одной мине. Притча, в которой у людей разное количество талантов — это притча в большей степени о людях, то притча о минах — это притча о Боге, о том, что при всей нашей разнице, при всех разных условиях, в которых мы его волей рождаемся и существуем, есть нечто в чем мы совершенно равны.
И если мы задумаемся над тем, что же это такое, мы поймем, что речь может идти о дарах Духа Святого, которые мы получаем в таинствах. Именно здесь все мы, такие разные, сталкиваемся с тем, что Бог любит нас одинаково и любому готов помогать на пути спасения. О тех, кто прилагает массу усилий Он радуется, тем же, кто в силу разных причин ленится и сил в себе не находит, Он готов помогать и всячески их поддерживать, но при этом Он не может действовать насильно. Своей любовью и своими дарами он готов поддерживать их, давать им сил, подкреплять их веру, но он не заставляет их верить и не может сделать праведными и чистыми их мысли и поступки.
Кажется, что это какая-то теория и формальности, которыми мы наполняем собственную жизнь тут совершенно ни при чем. На самом деле, все очень просто. Любой, кто крестился просто ради того, чтобы креститься, любой, кто стал или собирается стать крестным и крестной для того, чтобы их считали крестными... Наконец, любой, кто крестит и не беспокоится о том, что люди ничего не знают о вере и знать не собираются... Любой, кто так относится к Богу — относится к Нему формально. Он получает от Бога поручение, но так как сам не развивает его и не заботится о нем, теряет даже то, что у него было. Понимая это многие святые строго подчеркивали, что Дары Духа Святого оказываются плодотворны только для тех, кто прилагает собственные усилия. И пусть этих усилий будет не так много, как у кого-то о ком мы читаем в книгах, пусть мы будем действовать в разных условиях, главное, чтобы мы действовали...