Иисус и Апостолы

Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 20-25

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Луки, Глава 17

20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

23 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там,- не ходите и не гоняйтесь,

24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Читать далее
Евангелие от Луки, Глава 17

20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

23 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там,- не ходите и не гоняйтесь,

24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Толкование дня
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим как фарисеи спрашивают Христа о пришествии Царствия Божия. В их вопросе на первый взгляд нет ничего необычного. Для многих из нас пришествие Царства Божиего равноценно апокалипсису, концу света, дату которого так хочется узнать. Однако судя по ответу, который дает Христос, фарисеи имели ввиду совсем не конец света, и даже нечто совершенно обратное, и Спаситель прекрасно их понял. Дело в том, что для большинства из тех, кто Его окружал, выражение Царствие Божие имело вполне конкретный смысл: это день, в который Бог посетит Своей многострадальный народ и восстановит его былое величие. Книжники и фарисеи читали о Давиде и Соломоне, о мощи их царства и о том, как Бог у пророков обещал восстановить славу Сиона, горы Святой.

Итак, в лице Христа они видят Того, Кто возможно тоже является пророком.. или лжепророком, они еще не знают и спрашивают Его то о том, то о другом. И вот на вопрос, который их мучает, потому что они, в отличие от саддукеев, стонут под властью язычников и не хотят с нею мириться, фарисеи получают совершенно неожиданный ответ. Вместо того, чтобы назвать дату или хотя бы обозначить приметы грядущей победы, Иисус из Назарета говорит им, что подлинное Царствие Божие наступает неприметным образом. Это все равно, как если бы к нам обратился бы кто-нибудь с вопросом, когда наконец получишь образование, имея ввиду, получение диплома, а мы ответили бы, что образование приходит неприметным образом и никаким формальным наличием диплома на самом деле не определяется.

О чем же спрашивали фарисеи?

Им нужна была явная и ощутимая победа. Бог должен был все устроить: отомстить их врагам, покорить противников… Решить проблемы в рамках этого мира. Может показаться, что это что-то очень значимое, существенное, но так ли это на самом деле? Действительно ли они ожидали победы над злом? Над грехом? Над смертью? Или их интересы сводились к политической победе и были вполне приземленными? Судя по всему, последнее ближе к истине, а это значит, что в мировом масштабе изменилось бы не так уж много…

И что на самом деле имел ввиду Христос?

Царство Божие — это не временная и не пространственная категория, оно не приходит видимым образом, но оказывается внутренним состоянием. Царство Бога — это Царство в котором Бог Царь. Для любого верующего несомненно, что материальный мир, как творение Божие весь Ему подчинен, в то время как в лице человека Бог сотворил перед собой того, с кем Он может вступить в диалог, и от кого можно ждать только свободного ответа. Иными словами — как Творец Бог царствует во всем мире, но в сердце человека только тогда, когда человек признает Его своим Царем, когда заповеди, написанные на каменных скрижалях станут заповедями нашей внутренней жизни. В свою очередь, жизнь внутренняя прорастает во внешнюю, приносит Царство в межчеловеческие отношения, так что оно становится реальностью не только личной, но и Церковной жизни.

Человек, желающий обрести Царство как видимую реальность, найти его на земле, способен построить лишь подобие и иллюзию. Человек покорившийся Богу в своем сердце и сделавший внутренний закон законом внешним, оказывается причастен Его Царству независимо от времени и места, в которых живет.

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение начинается с того, что ко Христу подходят фарисеи и спрашивают Его: Когда придет Царство Божие?

Любой сколько-нибудь знакомый с христианством человек, услышав такой вопрос, сразу подумает, что речь идет о конце света... Ведь Царство Божие, или Царство Небесное — это место куда верующие хотят попасть после смерти... И уж если возникает вопрос, когда это Царство настанет, ясно, что вопрос стоит о конце истории.

Но фарисеи спрашивали Христа не об этом. Религия ветхого Завета не имела подробного разработанного учения о конце мира. Вся эсхатология была сосредоточена на земле, все решалось в этой, земной жизни. И самое главное, чего в ней ждали было пришествие Мессии. Для иудеев оно совсем не означало конца времён... Или, точнее, не означало конца мира как такового... Наступал День Господень, в который Народ Божий из гонимого становится свободным и прославленным. Это освобождение приносит им мессия, в лице которого Сам Бог восстановит Свое господство над землей. Но пришел ли Мессия? Это и было главным вопросом.

Люди, подошедшие ко Христу спрашивают Его о времени пришествия Царствия Небесного?

Но на самом деле, вопрос глубже, т.к. он о самом Христе. Они обращаются к Нему, потому что пытаются понять, кто Он. Когда придет Царство Божие? Это вопрос подразумевает другой: наступил ли день Господень с Твоим приходом... или, в конечном счёте, ты ли Мессия? И, естественно, Христос понимает о чём Его спрашивают... Он прекрасно знает настроение этих людей, Он живёт в культуре которая вся насквозь пропитана подобными ожиданиями... И, понимая все это, Он говорит в ответ: «Не придёт Царствие Божие приметным образом ибо царство Божие внутри вас». Казалось бы, Его слова можно посчитать уходом от ответа, но на самом деле это гораздо более глубокий ответ.

Иудеи ждали Дня Господня потому желали, чтобы Он навел порядок в их жизни, чтобы наконец сделал их счастливыми и всё расставил на свои места... Те, кто должен быть первыми — праведники, станут первыми, грешники же будут последними, кому как суждено... Все окажется на своем месте и Народ Божий окажется во главе всех народов земли...

Однако Христос говорит: Не ждите, что Царство придет приметным образом... не ждите его явного прихода, потому что Царство Божие внутри вас.

Бог должен стать Царем! Но места, в котором это произойдет не нет на карте... Потому что в первую очередь Он должен стать Царем в сердце человека... И если это произойдет, беспокойство о внешних событиях перестанет играть такую роль... Человек перестанет ждать Царства, потому что окажется ему причастен. Но что же это может значить: сделать Бога царём в собственном сердце? Сделать свое Сердце Царством Божиим?

При всей важности и глубине вопроса, действия, с которых надо начать, лежат на поверхности. Во-первых, как и в любом царстве надо стать Его подданным, войти в завет с Богом... Во-вторых, надо признать над собой Его закон, сделать его нормой жизни. Неслучайно Христос говорит: кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет...

Человек, который воспринимает Бога как своего Царя, может повторить вместе со Христом, что Царство его не от мира сего. И если Христос говорит это как Царь, христианин говорит — это как житель этого Царства. Он, конечно, продолжает жить на земле, конечно является гражданином того или иного государства... Но сердце его, его мысли, его мечты и цели — все направленно ввысь, к Отцу, который на небесах.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Очень плотное, насыщенное повествование мы только что слышали — оно состоит из двух зачал, связанных единой темой: пришествие Сына Божия и наступление Царства Небесного. Но, как это нередко встречается в подобных пророчествах, здесь есть два уровня, или два горизонта прочтения. Первый связан с историческими событиями — захватом и разрушением Иерусалима войсками Тита в 70-м году. В этом контексте слова Христа «где труп, там соберутся и орлы» обретают вполне конкретный смысл: захватив Храм, римляне принесли жертвы своим знамёнам с изображением орла с боковой стороны Храма — что для иудеев было страшнейшим кощунством — после чего Храм был стёрт с лица земли. Но этим не ограничивается смысл пророчества — он простирается и дальше, вплоть до Второго Пришествия Христа: мы не знаем, как точно это будет, но когда приблизится время, у верующих уже будет подробная инструкция, как следует себя вести в этой ситуации.

Однако есть и другое измерение сегодняшних слов Спасителя — внутреннее. В самом начале Христос предостерегает Своих последователей: не вовне происходит всё на самом деле главное — а прежде всего внутри. И Царство Божие, и огненная геенна начинаются не где-то там снаружи, а именно в самом человеческом сердце. И только потом сердечное состояние находит своё проявление во внешних обстоятельствах. Если сердце «гниёт» и «разлагается» — значит, скоро появятся и внешние «орлы». И, напротив, если из сердца, обращённого к Богу, исходит «свет» — его уже невозможно скрыть, он будет поставлен высоко на подсвечнике, чтобы освещал всё, что находится во тьме.

Главным заблуждением иудеев, против которого и направлена сегодняшняя речь Спасителя, была уверенность в первичности внешних обстоятельств жизни по отношению к её содержанию. Они ждали Мошиаха — который прежде всего избавит их от ненавистных римлян, восстановит доминирование Израиля над другими народами, откроет доступ к изобилию житейских благ. Речь Христа — о прямо противоположном. Не надо ждать никаких внешних перемен: они — всего лишь надстройка, завершение тех процессов, которые идут в глубине души каждого человека. Именно там, в сердце, скрыта жемчужина Царства — только ради которой и столь высоко ценен любой. Но её надо найти, до неё следует докопаться, отыскать среди завалов грехов и страстей, осуечённости и унылой растерянности. Она точно есть — это именно её свет бывает пробивается откуда-то из глубины и озаряет счастьем и радостью всю жизнь — но потом оказывается вытесненным, заваленным привычным житейским беспокойством.

Хорошо было бы нам, христианам, крупными словами на самом видном месте написать: «Царство Божие — внутри меня!» Мне очень нравится один короткий стих безымянного современного автора:

Когда мы раздражаемся и злы,
обижены по сути мы на то,
что внутренние личные узлы
снаружи не развяжет нам никто!

Ведь именно эти «внутренние узлы» мы сами и завязываем своими пристрастиями и ожиданиями, обидами и мстительностью, домыслами и подозрениями. Но сегодня Христос Спаситель предлагает нам действенное средство: всё проверять, насколько оно ведёт нас к «внутреннему Царству», к нашей «драгоценной жемчужине» — или, напротив, уводит. Чтобы это понять, очень важно опыт прикосновения к Божественной чистоте и святости не забывать, снова и снова обращаться к нему как к эталону — по которому и следует нам проверять наши мысли, чувства, слова, поступки.

Помоги же нам, Господи, научиться не забывать, что всё снаружи нас — это прежде всего проекция того, чем живёт на самом деле наше сердце!

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Для того, чтобы разобраться в сегодняшнем чтении, необходимо несколько слов сказать о том, что же такое «Царство Божие»? В нашем сознании это понятие чаще всего воспринимается как тождественное блаженной, счастливой участи людей в их загробной жизни. Но совершенно очевидно, что сегодня Спаситель говорит о чем-то другом. Не может же «загробная жизнь» быть «внутри нас»!

Для иудейского слушателя — каковыми и были в своём большинстве окружавшие Иисуса — Царство Божие — это вполне конкретное понятие. В буквальном смысле слова — это царство, в котором безраздельно правит Бог, с Которым еврейский народ некогда заключил договор, завет. Прекрасно понимая, что этот завет многократно был нарушаем со стороны людей, евреи всё же жили надежной, что однажды Бог снова проявит Свою бесконечную милость и, переступив через человеческие грехи и неправды, установит на земле Своё Царство. В котором, естественно, у Богоизбранного народа будут свои исключительные права — ведь не просто так именно этот народ был определён Богом как хранитель Откровения!

Если через такую призму теперь посмотреть на только что прозвучавшие евангельские слова — становится понятно, что Иисус производит в сознании слушателей решительный переворот. Не надо пытаться выискивать признаки приближения Царства Божия. Оно — не есть какое-то конкретное «место» или «время», оно — определённое «состояние», которое каждому вполне доступно уже здесь и сейчас.

Предположим, мы согласимся с этим утверждением. Но что же дальше? Как можно «актуализировать» это где-то в тайниках души сокрытое семя Царства Божия — для самого носителя вовсе не очевидное? Давайте попробуем наметить основные условия для прорастания этого семени.

Первое, что надо усвоить — это семя — очень ценное. Самое что ни есть «элитных сортов». Совсем не сорняк. Значит — оно необычайно нежное и чуткое. Оно не будет с бешеной энергией пробиваться сквозь препятствия и заглушать соседей. Скорее, наоборот: ему нужны постоянная забота и внимание. Оставленное в небрежении, оно неизбежно будет подавлено сорняками.

Второе — необходимы условия для успешного роста. Это своего рода «простор», где наш маленький и нежный росточек будет развиваться. Среди нагромождения дел, забот, суеты должно быть расчищено какое-то пространство — совершенно пустое, свободное, уединенное и тихое. Куда не будут проникать навязчивый шум будней и накал житейских страстей. Где мы можем остаться наедине со своим пробивающимся к свету ростком, любоваться им, следить за ним, радоваться каждому новому раскрывшемуся листочку. На практике это значит, что при любом, даже самом плотном режиме жизни, необходимо найти возможность для времени, полностью выделенном для Бога. И это не значит, что это время надо обязательно заполнить вычитыванием молитв и правил. Пусть там ничего не будет — кроме тишины. И в это время мы будем учиться вслушиваться в жизнь, всматриваться в глубину собственного сердца, приоткрывать себя Богу — ожидая услышать Его ответ, или ощутить хотя бы лёгкое прикосновение к сердцу.

И последнее, третье. Научившись такому «внутрь пребыванию», даже снова погружаясь в обычную суету будней, мы всё чаще и чаще будем заглядывать — хотя бы ненадолго — своим вниманием в сокровенный тайник нашей души и радоваться, что там у нас — полная тишина и покой, где медленно, но устойчиво подрастает и крепнет росток Царства Божия, наша «точка входа» в вечную и блаженную жизнь, которая не где-то там, за горизонтом, а начинается для нас уже сегодня!

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Наступление Царства Божия было, пожалуй, главной идей всей Евангельской проповеди Иисуса Христа и Его учеников. Тот отрывок, который мы только что услышали, раскрывает нам одно из важных свойств этого нового мира.

Вопрос, который задали Иисусу Христу фарисеи, учителя еврейского народа, очень закономерен и логичен: если ты Мессия, то есть царь Израиля, почему же не наступает Царство Божие? Почему, мир продолжает страдать от всякого рода беззаконий и несправедливости, люди голодают, болеют и умирают, истинная религия находится в поругании у язычников, а Святая Земля до сих пор под властью захватчиков-оккупантов? На это Господь отвечает, что Царство Божие уже пришло. Однако оно не есть новое справедливое общественно-политическое устройство во главе с могущественным правителем, как того ожидали иудеи. В первую очередь оно есть реальность духовная. Этот тот благодатный источник жизни, который теперь, с приходом Христа, может пробиться даже в самом сухом и черством человеческом сердце. Поменять социально-политический строй — слишком мелко для Бога. Ведь любой из них есть ни что иное, нежели очередная декорация. Она всего лишь производная той глубины человеческого существа, где и скрывается подлинный корень зла и несправедливости, сердцевина всякого беззакония. И вот теперь на этой недосягаемой для нашего взора глубине, где раньше были только сорняки и колючки, Бог сеет семечко Своей благодати. Теперь у каждого, кто этого пожелает, есть возможность и реальные силы проводить свою жизнь не по тому закону, которую нам навязывает этот жестокий, падший мир, а по тем правилам, которые провозглашает в Своем Евангелии Господь. По правилам Царства Божия.

Далее, Господь повторяет эту же самую мысль только теперь Своим ученикам. Несмотря на то, что они уже носят в себе частичку того нового мира, о котором Он проповедует, скорби не исчезнут из их жизни. Причем порой тяжко будет так, что появится риск в каждом выдающемся духовном или же политическом лидере видеть Христа, то есть того, кто прекратит все это безобразие и установит-таки правду на земле. В ответ на это Господь призывает их к терпению. Лучше чем Он этого никто сделать не сможет. Внезапно, как всполох зарницы, наступит момент, когда та духовная реальность, которую Христос однажды поселил в сердце человека, и которая до времени скрыта под толщей нашей будничной реальности, начнет бурными потоками изливаться в этот мир. Этот момент Он и называет Своим днем. Это есть Царство Божие, пришедшее в силе. Явное наступление новой реальности, теперь уже очевидной для всех.

Если мы хотим способствовать этому пришествию, необходимо начать с самого себя. Очистить тот животворный источник, который завален в нас барахлом дурных мыслей, чувств и впечатлений. Да, это требует усердной работы до самоотречения и не дюжего терпения. Однако лишь только так можно стать подлинным участником того нового мира правды и справедливости, в который нас приглашает Христос.

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Фарисеи докучают Христу своими вопросами, пытаясь подловить Его на каком-то слове. И мы слышали, как они хотят узнать от Иисуса, а что Он знает о признаках наступления мессианской эры – ожидая, что уж в этом-то вопросе они смогут показать его некомпетентность и выставить как невежду и самозванца.

Ответ Христа с первого взгляда может показаться вообще о чем-то другом. Что такое «мессианская эра»? Вот как она описывается в одном из мидрашей – устно передаваемых толкований Торы: «“Десять вещей Бог обновит в Будущем. (1) Он озарит мир, ибо сказано: “Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом…” (Исайя 60:19) (2) Из Иерусалима потечёт живая вода, и каждый, у кого есть недуг, найдёт там исцеление (3) Деревья будут приносить плод каждый месяц, “…плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание”. (Иезек 47:12) (4) Все разрушенные города будут отстроены, и в мире не останется пустынного места. Даже Содом и Гоморра будут восстановлены в Грядущем мире (5) Он отстроит Иерусалим из сапфиров, ибо сказано: “…и сделаю основание твоё из сапфиров…”. (Исайя 54:11) и “И сделаю окна твои из рубинов…” (Ис.54:12), и камни эти воссияют, как солнце, и придут идолопоклонники и воззрят на славу Израиля, ибо сказано: “И придут народы к свету твоему…” (Исайя 60:3). (6) И мир воцарится над природой, ибо сказано: “И корова будет пастись с медведицею…” (Исайя 11:7). Он соберёт всех скотов, птиц и гадов и заключит завет между ними и Израилем. Плач и стенания прекратятся в мире: “…и не услышится в Иерусалиме более голос плача и голос вопля”. (Исайя 65:19) (9) В мире не станет смерти, ибо сказано: “Поглощена будет смерть навеки…”. (Исайя 25:8) Не станет более воздыханий, стонов и скорби, все будут счастливы, ибо сказано: “И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием”. (Исайя 35:10)».

Как мы видим, вполне радостное – но при этом вполне материальное – видение эпохи Мессии. И, естественно, фарисеям было очень важно понимать, на что следует обращать внимание, чтобы не проглядеть это вожделенное Царство.

И в этом контексте Спаситель говорит о том, что не трудитесь, не заморачивайте свои головы: всё будет совсем не так, как вы нафантазировали. Богу не нужды эффектные выходы на мировую сцену: Он и без этого здесь – полноправный хозяин. Но Он – ещё и очень скромный и ненавязчивый. Он смотрит сразу вглубь души, а не на то, «от кого» на человеке одежда и сумочка. Царство Божие – это не совокупность материальных благ, которые, с точки зрения иудеев, только и могла дать полноту счастья. Это не «земное», а небесное состояние – которое образуется только вокруг Живого Бога, сейчас стоящего рядом с фарисеями, и вход в которое уже открыт здесь и сейчас. Поверьте Христу, войдите с Ним в отношения любви и доверия – и вы окажетесь в этом Царстве.

Все главные богослужения Церкви начинаются словами «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа». Тем самым Церковь утверждает невероятную вещь: мы, христиане, ещё до смерти уже можем входить в это Царство Мессии и жить им! Там, где действует Бог, где побеждается тирания греха и смерти, там, где воцаряется любовь, доверие, милость и радость – там это Царство уже вступило в свои полные права. И происходить это может где угодно: и в тесной «хрущёвке» с двухярусными кроватями, и в охраняемом особняке с прислугой, и за школьной партой, и в глухой московской вечерней пробке. Для Бога препятствий нет: точнее, есть только одно препятствие – это наше неверие и холодность, самодостаточность, самодовольная уверенность в том, что нам «и так неплохо живётся, зачем нам ещё какой-то там Бог?» Вот через это Бог и правда никогда не переступает. А всё остальное – не проблема. Не верите? Попробуйте почаще из глубины сердца, в простоте, как ребёнок, разговаривать с Ним. Своими словами, не стесняясь глупостей и дерзостей. И когда Он вам начнёт отвечать – так, чтобы вы понимали – жизнь из серых будней расцветится таким многоцветьем, что словами – уже не описать. Так что пробуйте, друзья мои, достучаться до Бога – и Он, не сомневаюсь, вам ответит!

Читать далее
02.12.2019понедельник