* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 20-25

20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

23 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там,- не ходите и не гоняйтесь,

24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение начинается с того, что ко Христу подходят фарисеи и спрашивают Его: Когда придет Царство Божие?

Любой сколько-нибудь знакомый с христианством человек, услышав такой вопрос, сразу подумает, что речь идет о конце света... Ведь Царство Божие, или Царство Небесное — это место куда верующие хотят попасть после смерти... И уж если возникает вопрос, когда это Царство настанет, ясно, что вопрос стоит о конце истории.

Но фарисеи спрашивали Христа не об этом. Религия ветхого Завета не имела подробного разработанного учения о конце мира. Вся эсхатология была сосредоточена на земле, все решалось в этой, земной жизни. И самое главное, чего в ней ждали было пришествие Мессии. Для иудеев оно совсем не означало конца времён... Или, точнее, не означало конца мира как такового... Наступал День Господень, в который Народ Божий из гонимого становится свободным и прославленным. Это освобождение приносит им мессия, в лице которого Сам Бог восстановит Свое господство над землей. Но пришел ли Мессия? Это и было главным вопросом.

Люди, подошедшие ко Христу спрашивают Его о времени пришествия Царствия Небесного?

Но на самом деле, вопрос глубже, т.к. он о самом Христе. Они обращаются к Нему, потому что пытаются понять, кто Он. Когда придет Царство Божие? Это вопрос подразумевает другой: наступил ли день Господень с Твоим приходом... или, в конечном счёте, ты ли Мессия? И, естественно, Христос понимает о чём Его спрашивают... Он прекрасно знает настроение этих людей, Он живёт в культуре которая вся насквозь пропитана подобными ожиданиями... И, понимая все это, Он говорит в ответ: «Не придёт Царствие Божие приметным образом ибо царство Божие внутри вас». Казалось бы, Его слова можно посчитать уходом от ответа, но на самом деле это гораздо более глубокий ответ.

Иудеи ждали Дня Господня потому желали, чтобы Он навел порядок в их жизни, чтобы наконец сделал их счастливыми и всё расставил на свои места... Те, кто должен быть первыми — праведники, станут первыми, грешники же будут последними, кому как суждено... Все окажется на своем месте и Народ Божий окажется во главе всех народов земли...

Однако Христос говорит: Не ждите, что Царство придет приметным образом... не ждите его явного прихода, потому что Царство Божие внутри вас.

Бог должен стать Царем! Но места, в котором это произойдет не нет на карте... Потому что в первую очередь Он должен стать Царем в сердце человека... И если это произойдет, беспокойство о внешних событиях перестанет играть такую роль... Человек перестанет ждать Царства, потому что окажется ему причастен. Но что же это может значить: сделать Бога царём в собственном сердце? Сделать свое Сердце Царством Божиим?

При всей важности и глубине вопроса, действия, с которых надо начать, лежат на поверхности. Во-первых, как и в любом царстве надо стать Его подданным, войти в завет с Богом... Во-вторых, надо признать над собой Его закон, сделать его нормой жизни. Неслучайно Христос говорит: кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет...

Человек, который воспринимает Бога как своего Царя, может повторить вместе со Христом, что Царство его не от мира сего. И если Христос говорит это как Царь, христианин говорит — это как житель этого Царства. Он, конечно, продолжает жить на земле, конечно является гражданином того или иного государства... Но сердце его, его мысли, его мечты и цели — все направленно ввысь, к Отцу, который на небесах.