* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 17, стихи 20-25

20 Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

21 и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

22 Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

23 и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там,- не ходите и не гоняйтесь,

24 ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

25 Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим как фарисеи спрашивают Христа о пришествии Царствия Божия. В их вопросе на первый взгляд нет ничего необычного. Для многих из нас пришествие Царства Божиего равноценно апокалипсису, концу света, дату которого так хочется узнать. Однако судя по ответу, который дает Христос, фарисеи имели ввиду совсем не конец света, и даже нечто совершенно обратное, и Спаситель прекрасно их понял. Дело в том, что для большинства из тех, кто Его окружал, выражение Царствие Божие имело вполне конкретный смысл: это день, в который Бог посетит Своей многострадальный народ и восстановит его былое величие. Книжники и фарисеи читали о Давиде и Соломоне, о мощи их царства и о том, как Бог у пророков обещал восстановить славу Сиона, горы Святой.

Итак, в лице Христа они видят Того, Кто возможно тоже является пророком.. или лжепророком, они еще не знают и спрашивают Его то о том, то о другом. И вот на вопрос, который их мучает, потому что они, в отличие от саддукеев, стонут под властью язычников и не хотят с нею мириться, фарисеи получают совершенно неожиданный ответ. Вместо того, чтобы назвать дату или хотя бы обозначить приметы грядущей победы, Иисус из Назарета говорит им, что подлинное Царствие Божие наступает неприметным образом. Это все равно, как если бы к нам обратился бы кто-нибудь с вопросом, когда наконец получишь образование, имея ввиду, получение диплома, а мы ответили бы, что образование приходит неприметным образом и никаким формальным наличием диплома на самом деле не определяется.

О чем же спрашивали фарисеи?

Им нужна была явная и ощутимая победа. Бог должен был все устроить: отомстить их врагам, покорить противников… Решить проблемы в рамках этого мира. Может показаться, что это что-то очень значимое, существенное, но так ли это на самом деле? Действительно ли они ожидали победы над злом? Над грехом? Над смертью? Или их интересы сводились к политической победе и были вполне приземленными? Судя по всему, последнее ближе к истине, а это значит, что в мировом масштабе изменилось бы не так уж много…

И что на самом деле имел ввиду Христос?

Царство Божие — это не временная и не пространственная категория, оно не приходит видимым образом, но оказывается внутренним состоянием. Царство Бога — это Царство в котором Бог Царь. Для любого верующего несомненно, что материальный мир, как творение Божие весь Ему подчинен, в то время как в лице человека Бог сотворил перед собой того, с кем Он может вступить в диалог, и от кого можно ждать только свободного ответа. Иными словами — как Творец Бог царствует во всем мире, но в сердце человека только тогда, когда человек признает Его своим Царем, когда заповеди, написанные на каменных скрижалях станут заповедями нашей внутренней жизни. В свою очередь, жизнь внутренняя прорастает во внешнюю, приносит Царство в межчеловеческие отношения, так что оно становится реальностью не только личной, но и Церковной жизни.

Человек, желающий обрести Царство как видимую реальность, найти его на земле, способен построить лишь подобие и иллюзию. Человек покорившийся Богу в своем сердце и сделавший внутренний закон законом внешним, оказывается причастен Его Царству независимо от времени и места, в которых живет.