
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1812-го года близ подмосковного села Павлово шло сражение. Французы пришли в большое, зажиточное село, чтобы проучить несговорчивых русских крестьян — те наотрез отказывались снабжать вражескую армию продуктами и кормом для лошадей. Что могут сделать несколько десятков деревенских мужиков с топорами и вилами против прекрасно обученных и вооружённых солдат? — рассуждали французы. Однако их ждал сюрприз. Возле колокольни Воскресенского собора врагов встретили народные ополченцы — общим числом в округе их оказалось не менее шести тысяч. Со всех окрестных сёл и деревень крестьяне собрались, чтобы дать противнику достойный отпор. Возглавлял ополчение 30-летний Герасим Матвеевич Курин — житель ближайшего к Павлово села Вохна.
Волевой, смекалистый, сильный, с острым умом и даром убеждения, он пользовался среди односельчан большим авторитетом — так описывали Курина его современники. О жизни народного героя известно не многое. Был он сыном отставного солдата, участника Русско-Турецкой войны 1787 года. С детства Герасим слышал отцовские рассказы о победоносном штурме неприступной крепости Измаил и непобедимом генералиссимусе Суворове. «Если Отчизна в беде, защищать её надобно до последнего вздоха», — учил сына отец. Когда в июне 1812-го наполеоновцы неожиданно напали на Россию, Герасим Курин мирно жил со своей семьёй — женой и двумя сыновьями. Скоро пришло известие о том, что врагу сдали Москву. Это был хитрый стратегический ход полководца Кутузова, но французы об этом не догадывались. Больше месяца они разграбляли Белокаменную.
Вскоре после этого иноземные враги заняли город Богородск, ныне — подмосковный Ногинск, и стали вовсю орудовать в окрестных деревнях. Солдатам было необходимо продовольствие, солдатским лошадям — фураж: сено, ячмень, овёс. По сёлам стали разъезжать французские отряды так называемых фуражиров, а по сути — самых настоящих грабителей и мародёров. Они угрозами и силой отнимали у крестьян продукты и зерно. Однажды фуражиры пришли в село Вохна. Но неожиданно местные жители дали незваным гостям отпор. К французам вышла делегация крестьян, во главе которой был Герасим Матвеевич Курин. Без страха он обратился к солдатам с требованием немедленно покинуть село. Наполеоновцы лишь рассмеялись в ответ. Тогда Курин и его товарищи решительно вступили в бой. Французы такого поворота не ожидали, и в результате небольшая группа крестьян обратила фуражистов в бегство, да ещё и завладела их телегой с лошадью. Обескураженные французы обратились за поддержкой к своему маршалу Нею. В ответ на крестьянский протест тот направил в Павлово карательный отряд — два кавалерийских эскадрона.
Меж тем не сидел сложа руки и Курин. Он понимал, что враги вернутся, и их будет больше. Герасим Матвеевич обратился к крестьянам с призывом собирать партизанский отряд. «Мы русские, мы всё одолеем» — воодушевлял он их словами Суворова, которые когда-то слышал от отца. И люди пошли за Куриным. 25 сентября французов изгнали из деревни Большой двор, 26-го — из Грибово, 27-го — из Субботино. А к октябрю партизанский отряд Герасима Курина уже насчитывал около шести тысяч человек. С ними и встретились французские эскадроны маршала Нея в селе Павлово, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. «Владычица Небесная с нами!» — подбадривал Герасим своих людей. Под его предводительством крестьянский отряд гнал французов до самого Богородска и освободил город.
Подвиг простого крестьянина сыграл большую роль в победе России над наполеоновской армией. Герасим Курин получил Георгиевский крест и медаль «За храбрость» из рук самого фельдмаршала Кутузова. «Рад служить Отечеству», — сказал он тогда. И продолжил служить после войны. До конца своей жизни Герасим Курин трудился на посту Вохонского волостного головы. И, по свидетельствам, всегда отличался справедливостью и честностью по отношению к людям. Имя народного героя, крестьянина Герасима Матвеевича Курина, увековечено в Галерее воинской славы Храма Христа Спасителя.
Все выпуски программы Жизнь как служение
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема