Георгий Васильевич Свиридов переложил на музыкальный язык произведения русских поэтов: от Пушкина до Маяковского.
Первый музыкальный инструмент — пианино — появился у Георгия Васильевича в возрасте шести лет. Всю свою жизнь музыкант благодарил мать за то, что ещё в раннем детстве она разглядела его талант. Произведения Георгия Васильевича сразу же запоминались, становились известными и любимыми. К ним относятся музыкальные иллюстрации к пушкинской «Метели», знаменитая оркестровая сюита «Время, вперёд!». А в 1973 году Свиридов создал три хоровых произведения для спектакля Малого театра «Царь Фёдор Иоаннович».
Что Георгий Васильевич считал фундаментом русской культуры? И как вспоминал о Свиридове его друг, художник Николай Евдокимов?

Первый музыкальный инструмент знаменитому композитору Георгию Васильевичу Свиридову, тогда — шестилетнему мальчишке — подарила его мама. Это был немецкий рояль «Беккер». Вместо него женщина могла бы приобрести корову, чтобы поддержать семью — Свиридовы жили бедно. Но она выбрала рояль. Георгий Васильевич всю жизнь благодарил мать за то, что уже в раннем детстве она разглядела его талант. Рояль, домашние уроки музыки — всё это помогло становлению великого композитора, которого называют выразителем русского духа в музыке. Свиридов всю жизнь посвятил творчеству, а вдохновение черпал в своём народе, который всем сердцем любил и которому служил своим музыкальным даром. «Я человек русский, и люди, живущие здесь, мне дороги», — писал Георгий Васильевич. Фундаментом русской культуры он считал православную веру, народную песню и церковную музыку. Именно фольклор и духовные песнопения стали основой большинства главных произведений Свиридова — узнаваемых и любимых во всём мире.
Свиридов переложил на музыкальный язык и произведения русских поэтов — от Пушкина до Маяковского. Литература стояла для композитора на втором месте после музыки. Георгию Васильевичу не исполнилось и двадцати лет, когда он написал знаменитый цикл романсов на пушкинские стихи, среди которых такие известные, как «Зимняя дорога» и «К няне». Эти произведения сразу же полюбились людям, стали музыкальной классикой. Когда началась Великая Отечественная война, молодой композитор с готовностью отправился на фронт — его призвали сразу же после выпускного экзамена в Ленинградской консерватории. Однако через несколько месяцев отправили домой — после детального медицинского осмотра у Свиридова обнаружили большие проблемы со зрением. В годы войны Георгий Васильевич служил Родине своей музыкой. Он писал песни для Ленинградского академического театра драмы, с которыми его артисты выезжали на фронт в составе театральных бригад и поднимали дух бойцов.
Свиридов считал, что музыкальное творчество в своём выражении должно быть простым. «Усложняет — человек. У Бога всё просто», — говорил композитор. И писал свои произведения так, что они сразу же и надолго запоминались. Иными словами — становились народными. Такими, без всякого сомнения, стали его музыкальные иллюстрации к пушкинской «Метели». Или знаменитая оркестровая сюита «Время, вперёд!», которой до сих пор начинаются выпуски теленовостей. При этом во всех творениях Свиридова ощущалась невероятная духовная глубина.
И это неудивительно — для Георгия Васильевича не существовало искусства вне веры, вне Бога. В один из периодов своего творчества композитор напрямую обратился к духовной музыке. В 1973 он написал три хоровых произведения для спектакля Малого театра «Царь Фёдор Иоаннович» — «Молитва», «Любовь святая» и «Покаянный стих». В этих произведениях Свиридов обратился к знаменному пению — старинному русскому церковному распеву. 90-е годы композитор посвятил созданию хорового цикла «Песнопения и молитвы». За работой над ним и застала композитора смерть в ночь с 6 на 7 января 1998-го.
Близкий друг Свиридова художник, Николай Евдокимов, после смерти Георгия Васильевича писал: «Человек, выйди один в поле в любую погоду, обозри с холма просторы, не глазом, душою растекись по земле родной — и ты услышишь великую музыку гения Свиридова, музыку земли русской».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (03.06.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 46 зач., XXI, 26-32.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В наши дни христианство и иудаизм разделяет стена, которую, как кажется, невозможно преодолеть человеческими усилиями. Однако так было не всегда, и христиане осознали себя отдельной от иудаизма религиозной общностью далеко не сразу. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит весьма любопытный отрывок из 21-й главы книги Деяний святых апостолов, в нём повествуется о тех действиях апостола Павла, которые сегодня абсолютно невозможны в христианской среде.
Глава 21.
26 Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение.
27 Когда же семь дней оканчивались, тогда Асийские Иудеи, увидев его в храме, возмутили весь народ и наложили на него руки,
28 крича: мужи Израильские, помогите! этот человек всех повсюду учит против народа и закона и места сего; притом и Еллинов ввел в храм и осквернил святое место сие.
29 Ибо перед тем они видели с ним в городе Трофима Ефесянина и думали, что Павел его ввел в храм.
30 Весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа; и, схватив Павла, повлекли его вон из храма, и тотчас заперты были двери.
31 Когда же они хотели убить его, до тысяченачальника полка дошла весть, что весь Иерусалим возмутился.
32 Он, тотчас взяв воинов и сотников, устремился на них; они же, увидев тысяченачальника и воинов, перестали бить Павла.
К сожалению, только что прозвучавший отрывок книги Деяний не совсем полон: в нём нет рассказа о начале той истории, которая закончилась народными волнениями в Иерусалиме и попытками убить апостола Павла. Начало же этой истории совсем не такое, как можно было бы предположить: Павел, придя в Иерусалим, направился к апостолу Иакову, и от Иакова он услышал в свой адрес обвинения в том, что он — Павел — «всех Иудеев, живущих между язычниками, учит отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям» (Деян. 21:21). Книга Деяний не сохранила ответных слов апостола Павла, но она сохранила другое: предложение то ли самого апостола Иакова, то ли его священников нарочито соблюсти закон Моисея — пройти дни очищения, принести жертву, взяв при этом на себя издержки за четырёх других братьев (см. Деян. 21:23–24). Павел сделал так, как ему было сказано, очевидно, он признавал авторитет апостола Иакова, да и любому человеку есть в чём каяться, ведь иудейский обряд очищения — это всего лишь одна из множества возможных форм покаянного делания.
Однако все эти действия не помогли апостолу Павлу успокоить своих собратьев-евреев: они по-прежнему обвиняли его в подстрекательстве к пренебрежению законом Моисея и в том, что он ввёл в Иерусалимский храм необрезанного человека. Правда, это были уже не иерусалимские христиане, а не верующие во Христа иудеи.
Впрочем, любопытна здесь не реакция толпы, которая подчиняется не закону разума, а закону стадных инстинктов, любопытен здесь сам апостол Павел, а также те христиане, которые не видели никакой проблемы в том, чтобы, веруя во Христа, продолжать исполнять обрядовый закон иудаизма. Конечно же, у них были для этого весомые основания — пример Самого Спасителя, Который не требовал, чтобы Его последователи отказывались от иудейского обряда, более того, Он Сам в этом смысле был благочестивым иудеем, и неудивительно, что апостолы следовали Его примеру.
С течением времени стало понятно, что действия Христа не были тем эталоном, к которому необходимо стремиться, и продиктованы они были Его нацеленностью на проповедь иудеям. Сами же не уверовавшие во Христа иудеи сделали всё ради того, чтобы христиане начали ощущать себя никак не связанными с иудейским обществом и его законами. Окончательно же эта связь разорвалась после разрушения Иерусалимского храма, Бог, попустив эту трагедию, ясно указал на место закона Ветхого Завета в новозаветную эпоху.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия «Милосердие» помогает в самых разных ситуациях

Александр Семёнович — врач из небольшого города в Ивановской области. В медицине мужчина 48 лет, большую часть жизни он посвятил работе в онкодиспансере. За столько времени врач-реаниматолог спас многих людей. Но однажды помощь понадобилась ему самому. Александр Семёнович заболел, у него обнаружили опухоль головного мозга. Из-за неё пришлось оставить операционную. Но несмотря на диагноз Александр Семёнович из медицины не ушёл. Теперь он работает в хосписе, помогает неизлечимым пациентам — облегчает симптомы их болезни.
Сам мужчина вынужден каждый день принимать лекарство, которое сдерживает рост опухоли. Курс препарата на месяц превышает зарплату врача из глубинки, а прерывать терапию нельзя. Оказавшись в такой непростой ситуации, Александр Семёнович решил обратиться за поддержкой. И позвонил на горячую линию церковной социальной помощи «Милосердие» 8 800 70 70 222. Это благотворительный проект Русской Православной Церкви — круглосуточная служба, куда можно обратиться в любой ситуации. Сотрудники горячей линии при поддержке благотворителей собрали средства и закупили необходимый для врача препарат на полгода вперёд.
Сейчас Александр Семёнович продолжает трудиться в хосписе, уже не переживая о том, где взять деньги на лекарство. Он рад, что может продолжать своё служение — оказывать людям из глубинки профессиональную медицинскую помощь.
Ежедневно на горячую церковную линию «Милосердие» поступают сотни обращений. Вы можете поддержать проект и тоже стать творцом добрых дел. Для этого переходите на церковную платформу «Поможем», и пусть хороших историй будет больше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов