Фонд «Дети.мск.ру». Ольга Захарова, Олег Орлов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Фонд «Дети.мск.ру». Ольга Захарова, Олег Орлов

* Поделиться

У нас в гостях были руководитель школы «В гостях у Незнайки» фонда «Дети.мск.ру» Ольга Захарова и учитель истории школы «В гостях у Незнайки» Олег Орлов.

Мы говорили о старейшем фонде России «Дети.мск.ру»: как фонд осуществлял свою деятельность в советский период, и каковы его цели и задачи в настоящее время. Также разговор шел об особенностях школы «В гостях у Незнайки». Наши гости рассказали, какая помощь необходима фонду, и каким образом может помочь каждый, кому судьба тяжелобольных и обездоленных детей небезразлична.


Ведущий: Алексей Пичугин.

А.Пичугин:

- «Светлый вечер» на светлом радио.

Здравствуйте, дорогие слушатели!

Меня зовут Алексей Пичугин. Я рад вас здесь приветствовать.

С удовольствием представляю наших гостей. Сегодня, в нашей студии, вместе с нами и с вами, эту часть светлого вечера – ближайший час – проведут: руководитель школы «В гостях у Незнайки» фонда «Дети.мск.ру» Ольга Захарова…

Добрый вечер!

О.Захарова:

- Добрый вечер!

А.Пичугин:

- Олег Орлов – учитель истории школы «В гостях у Незнайки».

Добрый вечер!

О.Орлов:

- Добрый вечер!

А.Пичугин:

- Тут у нас, видите, сразу несколько тем, и сразу понятно, что мы будем говорить и про школу «В гостях у Незнайки», и про фонд «Дети.мск.ру».

Мне кажется иной раз, что мы, в рамках нашей программы, охватили уже большую часть фондов, которые, по крайней мере, работают в Москве, но выясняется, что фондов становится больше, огромное количество фондов работают много лет, а мы про них ничего не знали. И такой фонд ещё есть, как «Дети.мск.ру», существующий очень много лет. С Олегом Орловым мы тоже знакомы много лет. Опять, же, совершенно случайно, спустя много лет, встретились на одном из мероприятий – выяснилось, что Олег работает с фондом «Дети.мск.ру». Мы узнали, что этого фонда у нас не было, и, с удовольствием, пригласили к нам.

Фонду уже почти 30 лет – всё верно, Ольга?

О.Захарова:

- Да, всё верно.

А.Пичугин:

- Расскажи, пожалуйста, про то, чем занимается именно фонд «Дети.мск.ру». Мы про школу ещё поговорим обязательно, чуть позже. А, вот, самое главное – чем занимается фонд, кому помогает… понятно, что детям, но тут, наверняка, очень много всего интересного…

О.Захарова:

- Лёша, действительно, у фонда – очень долгая и давняя история, и в этом году мы празднуем 30 лет фонду, но это – его официальное… такое… празднование 30-ти лет. По правде, фонд начал свою деятельность в послевоенные годы, когда Александр Мень пришёл в институт, который сейчас… это НИИ, который на «Фрунзенской»… институт… я могу сейчас ошибаться, как он сейчас называется…

А.Пичугин:

- Да, это – послевоенные, получается… если отец Александр Мень – 1934, если я не ошибаюсь, года…

О.Захарова:

- Да.

А.Пичугин:

- … то это был… конец 40-х – начало 50-х годов.

О.Захарова:

- Да. И, как раз тогда, наша основательница фонда – одна из, совместно с Александром Менем, поныне руководящая этим фондом, – Салтыкова Лина Зиновьевна, она родилась в первый день войны, в 1941 году. И, когда она была студенткой, Александр Мень пришёл к ним ( то есть, это было ей 20 лет… значит, где-то в 60-е года ) с тем, что мир нуждается в людях, и нужно идти туда, где нет – никого, где труднее всего, где сложнее всего… и… там никого нет – и нам нужно идти туда.

А.Пичугин:

- Если мы чуть-чуть знакомы с историей фонда «Дети.мск.ру», то мы, наверное, поймём сразу, что история эта непростая.

Детская клиническая больница, которую окормлял отец Георгий Чистяков много лет, который сам, в итоге, умер от рака – там лежат тяжёлые дети, как раз, с очень тяжёлыми заболеваниями…

О.Захарова:

- Да, Лёша совершенно прав. Чистяков был нашим, кажется, вторым… таким… духовным наставником фонда, после Александра Меня. И, в общем, если вернуться в те 60-е, 70-е, то, на тот момент, за неимением медикаментозного лечения хорошего, единственное, что приходилось делать – это хоронить детей. Потому, что лечить… особо… не было средств, не было рук и финансов на это, и…

А.Пичугин:

- Это 1962 год, где-то, уже есть РДКБ… по крайней мере, та больница, которая после стала Детской клинической. Или – где это сначала было?

О.Захарова:

- Мне кажется, что это начиналось… вот… был… я сейчас могу ошибиться… сейчас это больница, которая… то ли 49-я, то ли ещё какая…

А.Пичугин:

- Это не так важно…

О.Захарова:

- В общем, это тогда, мне кажется, была ещё не РДКБ… и это надо, возможно, в следующий раз…

А.Пичугин:

- Ну… «Р» она не могла быть – ещё не было России… глубокий-глубокий Советский Союз. Середина «Оттепели», вторая половина.

О.Захарова:

- Мне кажется, что… вот… за такой историей, удивительными рассказами того, что происходило в советские времена, можно пригласить Лину Зиновьевну, и она расскажет просто невероятнейшие истории про невероятных людей, и про ту жизнь…

А.Пичугин:

- Да у нас даже есть целый проект про то время, куда мы её, с удовольствием… И, пользуясь случаем, если она нас сейчас слышит: приходите к нам, пожалуйста, у нас есть отдельный проект про это время, где можно поговорить и об истории, и, естественно, о том, как это всё развивалось.

О.Захарова:

- Лина Зиновьевна – удивительная, действительно, личность. И, при благословении Александра Меня, она продолжает своей интуицией, мне кажется… я ей всегда говорю: «Лина Зиновьевна, мне кажется, Вы всегда находитесь на грани жизни и смерти. И как Вы родились… вот… в такой, прямо… в день…

А.Пичугин:

- В рубежный период…

О.Захарова:

- … в рубежный период, Вы всегда…

А.Пичугин:

- Она прямо в день начала войны родилась?

О.Захарова:

- Прямо в этот день.

А.Пичугин:

- Прямо 22 июня? Ничего себе!

О.Захарова:

- Да, да! –… и, вот, Вы, как родились, и Вашу всю жизнь движут такие моменты и проекты, которые просто Вас заставляют быть всегда на грани».

И то, как она чувствует то, что даёт жизнь, и то, где… вот… это… про смерть – это, конечно, удивительнейшим образом. Потому, что её интуиция вылавливает нужных людей, вылавливает нужные события из истории, и… не знаю… в общем, это, прям, отдельная история!

И, если перейти к сегодняшним дням…

А.Пичугин:

- Да… просто, Вы пока не перешли, заканчивая историю 60-х годов… Действительно, медицина в то время была совсем на другом уровне. И, если сейчас-то, в общем, дети с тяжёлыми диагнозами, тяжелейшими подчас, когда речь идёт о детском раке… хотя, нам и говорят, что детский рак, по крайней мере, в каких-то его аспектах, больше поддаётся лечению, нежели взрослый, а, всё равно, в 60-е годы этот диагноз, фактически, означал смерть.

И… да – это, такой, своеобразный подвиг, когда люди идут, зная, что они идут к умирающим детям.

О.Захарова:

- Да. И, на тот момент, конечно, первые проекты, которыми занимался Александр Мень, вместе с Линой Зиновьевной, и тогда была ещё одна студентка или студент, который пришёл на зов Александра Меня, чему Лина Зиновьевна была очень удивлена. Потому, что был огромный поток студентов, и Александр Мень, всё-таки, личность значимая…

А.Пичугин:

- Но тогда-то его ещё никто не знал. Это, впоследствии, отца Александра уже узнали все – к 90-м годам, первые его выступления по телевизору… до этого – это диссидентские круги в Новой Деревне. А тогда-то, в 60-е годы, молодого священника, которому было 26-27 лет, ещё никто не знал.

О.Захарова:

- Вот… И, при этом, мне кажется, такая миссия… и как казалось Лине Зиновьевне, должна была захватить многих, но, при этом, после… такой… речи Александра, как нему пришло всего 2 человека, в том числе и Лина Зиновьевна.

И началась вот эта долгая история. И первый проект был связан с хосписами, и детей надо было хоронить, и иногда…

А.Пичугин:

- Это уже – наше время?

О.Захарова:

- Да… ну… это, вот… всё ещё советское время…

А.Пичугин:

- Ну… конец 80-х?

О.Захарова:

- Да.

А.Пичугин:

- У нас первый хоспис… кто-нибудь из вас помнит, когда первый хоспис был открыт?

О.Орлов:

- Нет, честно говоря…

О.Захарова:

- Мне почему-то кажется, что, вот, он, как раз, был при той больнице, при которой Александр Мень начинал с Линой Зиновьевной. И сейчас, кажется, Пед… Московский Пед ( МГПУ ), которым руководит Римаренко и Оксана Приходько, если я не ошибаюсь с фамилией, которая руководит Центром реабилитационной педагогики – вот, их студенты проходят практику в том самом первом хосписе, который в Москве появился.

А.Пичугин:

- Это тот, который находится сейчас возле метро «Спортивная»?

О.Захарова:

- Вот… кажется, что да. Очень похож, по крайней мере…

А.Пичугин:

- Ну, вот… плохо… это – мне минус, что я этого не помню. Потому, что история была известная, об этом, в своё время, часто говорили.

В России первый хоспис появился… да, я путаю… в 90-м году, в Питере.

О.Орлов:

- А в Москве – в 1994, наверное…

А.Пичугин:

- А в Москве… в 1992 году – вот, я зачитываю – организовалась небольшая группа добровольцев и медицинских работников, которая помогала неизлечимо больным на дому. А в 1994, при финансовой и административной поддержке Правительства Москвы, в центре, на улице Доватора, открывается новое здание для первого московского хосписа.

О.Захарова:

- Я думаю, что в советское время также было сложно хоронить. Потому, что были официальные данные, и было то, что… можно было считать за правду, и то, «чего у нас нет». И, мне кажется, что Александр Мень с Линой Зиновьевной, как раз, занимались тем, чего «у нас не было» в советское время, но оно было, и за этим стояли… ну… было множество историй, которые Лина Зиновьевна любит рассказывать.

А.Пичугин:

- Ну, мы надеемся, да, что она придёт и расскажет.

О.Захарова:

- Да. Вот… и, в тот момент, когда упал железный занавес… Александра Меня убили, если я не ошибаюсь…

А.Пичугин:

- В 1990 году.

О.Захарова:

- … в 1990 году…

А.Пичугин:

- В октябре 1990 года.

О.Захарова:

- … да… Александра Меня убивают. В 1989 году, за год до смерти, они оформляют фонд благотворительный ( это – первый благотворительный фонд, который проявился в России )…

А.Пичугин:

- То есть, вы сегодня представляете самый первый благотворительный фонд, появившийся в нашей стране?

О.Захарова:

- Да!

А.Пичугин:

- Как здорово! И – опять это нас минус, что мы с вами знакомимся только сейчас. Пять лет мы делаем программы про благотворительные фонды, но со старейшим фондом России – ещё тогда Советского Союза – мы не знакомы. Здорово, что вы к нам пришли!

О.Орлов:

- Но, получается… он был скромным, и остаётся таким.

А.Пичугин:

- Я надеюсь, что скромным только по… такой вот… по отношению к самим себе!

О.Орлов:

- Ну, да.

А.Пичугин:

- А как он назывался тогда? Потому, что «Дети.мск.ру» – ну… это уже название эпохи рунета.

О.Захарова:

- До этого, если я не ошибаюсь, название фонда «Помогите спасти детей»…

А.Пичугин:

- Ну, как и сейчас: фонд «Дети.мск.ру. Помогите спасти детей».

О.Захарова:

- Да. Мы, к сожалению, что-то не принесли брошюру… обещаем вам подарить наши выпуски «Удачи!»…

А.Пичугин:

- Это что такое?

О.Захарова:

- Это такие журналы, в которых мы рассказываем про наши проекты. И там же можно посмотреть целую ленту истории фонда, в которой отражены наши духовные наставники, в которой видно, как менялось название, юридическое оформление фонда, и какие новые проекты запускались у фонда. Я думаю, мы через Олега… вы точно увидитесь… передадим.

А.Пичугин:

- Да. Спасибо. Мы будем очень рады.

О.Захарова:

- Вот. И, если вернуться к 90-м…

А.Пичугин:

- Да, вот… у вас есть лента… у вас – прекрасный сайт! Мне очень нравится, как он сделан, потому, что… несмотря на всю вашу скромность, он очень информативный.

Здесь, вот, с конца 1989 года… вот, уже РДКБ… вот, уже отец Александр Мень и первая группа его прихожан начинают посещать Детскую клиническую больницу…

О.Захарова:

- Да, кстати… вот, в Российской детской клинической больнице появился храм – придомовой храм – и это тоже такое новшество, которое проявилось при Александре Мене с Линой Зиновьевной. И у нас же, в реабилитационном центре, в котором мы работаем, также есть вот такой придомовой храм.

Сейчас во многих больницах можно увидеть такой храм, но первый храм появился в Российской детской клинической больнице, когда там начали работать отец Александр Мень со своей командой.

А.Пичугин:

- Вы сразу напомните, а где Российская детская клиническая больница находится?

О.Захарова:

- На Юго-Западе, Ленинский проспект…

А.Пичугин:

- Это где пересечение с улицей Миклухо-Маклая, с левой стороны – большая группа зданий детской больницы с такими вот… сейчас…

О.Захарова:

- Да, там же – гематологическое отделение…

А.Пичугин:

- Это она же носит имя Димы Рогачёва – мальчика, который писал письмо Президенту…

О.Захарова:

- Да. Вот эта больница – она появилась, благодаря одному из проектов, которые начинал наш фонд. Сейчас эта больница – она не при фонде, но она… как бы… создана, благодаря тем силам, которые начинались ещё в конце 90-х.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

- Ольга Захарова – руководитель школы «В гостях у Незнайки» фонда «Дети.мск.ру», Олег Орлов – учитель истории школы «В гостях у Незнайки» сегодня здесь, в студии. Мы говорим и о фонде «Дети.мск.ру», и о школе «В гостях у Незнайки».

Тогда… я немножко запутался. Получается, что… вот… то, о чём ты говорила сейчас… про то, что сейчас фонд не имеет отношения к больнице…

О.Захарова:

- Фонд – он работает при больнице, в тесном сотрудничестве с больницей, но Российская детская клиническая больница – это… ну… как бы… отдельная больница, и… больница, которая – Дмитрия Рогачёва, которая – через улицу, это, всё-таки… прям… отдельная…

А.Пичугин:

- А… я понял… всё… да. Это – отдельный онкологический центр детский им. Димы Рогачёва…

О.Захарова:

- Да.

А.Пичугин:

- … а Российская детская клиническая больница – она, естественно, гораздо более широкий имеет…

О.Захарова:

- Да.

А.Пичугин:

- Ну… то есть… там дети лечатся от самых простых каких-то, не угрожающих жизни, заболеваний – до… тоже достаточно тяжёлых.

О.Захарова:

- Да. Совершенно верно.

А.Пичугин:

- Так. Всё. С фондом мы пока чуть-чуть разобрались. Мы обязательно сейчас вернёмся к истории фонда.

Давайте, сразу теперь поговорим про школу «В гостях у Незнайки», которую ты возглавляешь, и в которой Олег работает учителем истории.

О.Захарова:

- Мне кажется, важно довести историческую линию – кратко и большими мазками – в том, что сначала хоронили детей, потом, когда пал железный занавес, и коллеги и друзья Александра Меня, на первом корабле, который пришёл сюда, в Россию, передавали деньги… и появились средства, и не только средства, но и умы, которые стали возвращаться... появились и стали запускаться проекты именно по лечению детей.

И, в итоге, фонд стал ездить по России, и собирать детей, которые болеют различными заболеваниями, и, под их заболевания, собирать команды, которые бы находили бы лечение, начиная с диагностики… через реабилитацию… поиск медикаментов, и ещё различных путей для того, чтобы вылечить детей с этим заболеванием.

И после долгих лет лечения детей, в какой-то момент, наступил период, что дети стали вылечиваться, их стали, действительно, ставить на ноги, научились пересаживать почки, и дети, которые до этого всё время переезжали из больницы в больницу… а если это ребёнок был ещё и из Детского дома, то он – из Детдома в Детдом, из больницы – в больницу, и ещё без родных и близких, и всё время это – новые люди: нянечки, опекуны, ещё кто-то… ребёнку 14 лет, а он – ни разу не был в магазине, читать не умеет…

А.Пичугин:

- Настолько, прямо, всё сложно, да…

О.Захарова:

- И такие истории тоже были. И, в итоге…

А.Пичугин:

- А как так получалось? То есть, болезнь его – она длительная, ещё с тех пор, когда он не умел… а то и врождённая… не умел ни читать, ни писать, и особо не выходил из дому. И, вот так, до 14 лет ребята доживали, не приобретая этих навыков – социальных и образовательных…

О.Захарова:

- Из-за того, что… если это ребёнок Детдома… если это ребёнок семьи – это один разговор, и там – это история про школы при больницах, которые стали появляться тоже в 2000-е годы, это история про то, когда родителей стали впускать в определённые отделения, разрешать вместе с детьми лежать в этих отделениях – это одна история.

Совершенно другая история, когда дети – сироты, и в Детдоме до 6 лет… не знаю, в какой Детдом нужно было попасть, чтобы тобой занимались, и тебя учили читать и писать, в конце 90-х и начале 2000-х годов…

А.Пичугин:

- А тогда, вообще, было сложно. Я не перестаю… извините… кто слушает часто наши программы про благотворительность, наверное, уже привыкли к тому, что я где-то эту фразу произношу, но… она меня, каждый раз… вот… вся эта история впечатляет, потому, что… прямо на наших глазах, ситуация с благотворительностью в России вдруг стала меняться, и это – инициатива снизу. Вот, абсолютно снизу, и… хорошо, что это происходит так, хорошо, что люди становятся менее равнодушными. Может быть, плохо, что это не всегда поддерживается, или не поддерживается, или – не всегда в должном объёме, но… просто у нас произошёл какой-то слом. Если в 2000-х, в середине даже 2000-х, у нас слова «благотворительный фонд», или просто «фонд», ассоциировались с фондами, которые работали за рубежом, и какие-то филиалы появлялись здесь, но это была – капля в море, то вдруг, в 2014 году, придя на радио «Вера», я столкнулся с тем, что их стало вдруг гораздо больше, и, только на наших глазах, за эти 5 лет, это количество увеличилось ещё в несколько раз. То есть, вот это – то хорошее, что у нас, действительно, происходит. И, если даже у нас всё настолько тяжело в сфере здравоохранения, о чём постоянно говорят люди, из разных фондов сюда приходящие, то… вот тот свет в конце тоннеля – наверное, это то, что делаете вы, и делают ваши коллеги.

О.Захарова:

- Спасибо большое.

А.Пичугин:

- А… я Вас перебил, да…

О.Захарова:

- Я думаю, что основная мысль с детьми-сиротами про то, что когда это – ребёнок-сирота, и он болеет неизлечимой, не дай Бог, болезнью, то единственный вопрос, которым задаются все, кто встречается с этим ребёнком – а будет ли он жить завтра? И, соответственно, на этот вопрос всё время пытаются ответить: а, давайте, сделаем так, чтобы он жил завтра. И все силы прилагались к тому, чтобы он – жил.

И стали появляться деньги, стали появляться доноры, спонсоры, поддержка за рубежом, и, в итоге – это ребёнок, который мог путешествовать из больницы в больницу, из российского города – за рубеж, в Европу, в Америку, и все ему везде были рады. И на тот момент, если вспомнить, и сейчас – по правде говоря, благотворительность, в большей степени, к сожалению, остаётся такой, когда она – на уровне клоунады. Когда я пришёл, развлёк ребёнка – и ушёл. И я больше не увижу этого ребёнка.

А.Пичугин:

- Об этом многие говорят, как о проблеме, кстати говоря. Но… мне, опять же, казалось, что вот эта история с «клоунадой», она, опять-таки, остаётся где-то там… в ситуации 10-летней давности.

О.Захарова:

- Есть клоунада, которая, действительно… прям, есть отдельный фонд, который… «Больничные клоуны», вот… «Поющие клоуны»…

А.Пичугин:

- Есть, да… они у нас были… конечно…

О.Захарова:

- … и я, как-то, будучи студенткой, входила в их группу, и мы ходили по разным центрам – и в этом нет ничего плохого.

Я сейчас, скорее, говорила не про клоунаду… не про тех людей, кто ходит, а именно про…

А.Пичугин:

- … про то, что есть такое, но нужно… чтобы другого было больше.

О.Захарова:

- Да. И, по правде говоря, на тот момент, мне кажется – в 2000-е годы – не могла быть иначе. То есть, нужна была именно такая благотворительность, когда я на раз пришёл, что-то сделал, принёс покушать, покормил, одел, развлёк детей – и ушёл. И… раньше, скорее всего, мы… на другое – не были способны. И, соответственно, к этим детям, не был прикреплён какой-то человек, у которого была бы обязанность – научить читать этого ребёнка. Или – писать.

И, только потом, когда вопрос жизни и смерти уже не стоял, встал вопрос – а куда дальше? И вот этот вопрос – куда дальше – с теми детьми, у которых не было дома, и стало понятно, что они большую часть жизни проводят в больнице, появилась идея: а что, если для этих детей создать их дом – родной дом ( у них нет своего дома, детдом – это, всё-таки, не то ), именно их дом – родной дом?

И появился проект: реабилитационный центр «В гостях у Незнайки».

А.Пичугин:

- Когда это появилось?

О.Захарова:

- Это было 10 лет назад, 2009 год, когда в больнице было уже очень много детей, которых собрали из Детдомов России, которым нужно было специальное лечение…

А.Пичугин:

- Здесь, в Москве.

О.Захарова:

- Да, здесь, в Москве. Это были дети-сироты-инвалиды. Их лечили по всей планете, но основную реабилитацию, поддержку, сопровождение врачей они проходили в РДКБ – в Российской детской клинической больнице.

И был запущен проект. Построили в Новой Москве, недалеко от Российской детской клинической больницы…

А.Пичугин:

- По ту сторону МКАДа, то есть…

О.Захарова:

- Да, в лесу…

О.Орлов:

- Прямо по Ленинскому проспекту, по Киевскому шоссе – дальше… то есть… в принципе… так… логистически – очень удобно.

А.Пичугин:

- А где он находится точно?

О.Орлов:

- Это – деревня Кузнецово… Новофёдоровское, по-моему, сельское поселение…

А.Пичугин:

- Я примерно представляю… да… где это…

О.Захарова:

- Там, где «Рассудово»…

О.Орлов:

- Станция электрички «Рассудово».

А.Пичугин:

- Всё, понял… теперь я понял. Не знаю уж, знают ли наши слушатели, или нет, но… это не так важно…

О.Захарова:

- Приезжайте в гости!

А.Пичугин:

- Да, а вот это – важно.

О.Захарова:

- Вот. И появился, как раз, дом для таких детей – и это было счастье для детей. Потому, что они теперь могли здороветь, выздоравливать не в больничных стенах, а в стенах дома и того места, где всё создавалось для того, чтобы они получали то тепло, которое… возможно… даже и не познали до этого момента.

А.Пичугин:

- Я напомню, что в гостях у светлого радио Ольга Захарова – руководитель школы «В гостях у Незнайки» фонда «Дети.мск.ру», Олег Орлов – учитель истории школы «В гостях у Незнайки» фонда «Дети.мск.ру».

Я – Алексей Пичугин.

Мы прервёмся на минуту, и снова вернёмся сюда, к нам, в нашу студию.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

- Возвращаемся в студию светлого радио.

Напомню, что сегодня здесь у нас Ольга Захарова – руководитель школы «В гостях у Незнайки» фонда «Дети.мск.ру», Олег Орлов – учитель истории школы «В гостях у Незнайки» фонда «Дети.мск.ру».

Мы полчаса проговорили, и пока ещё не сказали, как можно помочь, если кто-то из наших слушателей вдруг откликнется, почувствует, что он может быть полезным вам. Какая вам помощь, в первую очередь, нужна?

О.Захарова:

- Мы всегда рады финансовой помощи. Можно зайти на сайт дети.мск.ру ( deti.msk.ru ), где можно…

А.Пичугин:

- Deti.org он же, по-моему?

О.Захарова:

- Нет… прямо вот – дети.мск.ру, и… мне кажется, он пробивается – первый сайт… где можно оставить пожертвование…

А.Пичугин:

- Да, здесь есть кнопка, есть различные средства, я вижу, привязанные к разным платёжным системам – и Visa, и MasterCard, и Мир, и другие… А есть ли короткий номер? Мы очень любим короткие номера называть.

О.Захарова:

- К сожалению, нет.

А.Пичугин:

- Нету… вот, у вас – нет короткого номера.

О.Захарова:

- Да. Все эти средства будут направлены в один из проектов фонда. Это проект, связанный либо с лечением детей, либо с их реабилитацией, либо с образовательной стороной…

А.Пичугин:

- Ну, и, соответственно, вы можете зайти на сайт, и увидеть здесь портреты детей… да, всё верно, есть два сайта, два адреса – мы оба правы. Deti.org и deti.msk.ru – это один и тот же сайт, зеркальный. И здесь, если вы нажмёте на красную кнопочку в правом верхнем углу «Помочь сейчас», Вы увидите тех детей, которым, в первую очередь, необходима ваша помощь.

Но мы говорим про проект «В гостях у Незнайки», про то, что он возник, в итоге, как средство помощи, реабилитации, социализации детей, которые, в свою очередь, уже реабилитацию после лечения проходят здесь.

О.Захарова:

- Да. И, когда научились лечить, научились сопровождать, и смогли дать вот такой тёплый уголок в этом мире, конечно, захотелось, чтобы у этих детей появлялась надежда на будущее, а не только на то, чтобы справиться с тем прошлым, которое у них было.

И эта надежда на будущее, конечно – это образование, и то, через какие инструменты я могу принять и познать себя, могу узнать других людей и этот мир. И, так как у меня – я сейчас говорю от лица какого-то ребёнка – какое-то уникальное заболевание – то, которое меня, с одной стороны, ограничивает, а, с другой стороны, моё ограничение является той уникальностью, которая может стать ресурсом для того, чтобы лучше узнать себя, и, через этот же ресурс, понять других людей и этот мир. Встал вопрос: а как же дать образование тем детям, как мы называем их – дети с двойной депривацией, или тройной депривацией? Это те, которые, в крайнем случае, являются и сиротами, и инвалидами. И это сиротство… допустим, ребёнок – отказник, и он в принципе не познал никакого материнского тепла изначально, и, помимо того, что он сирота, и с инвалидностью, у него был ещё какой-то неудачный и социальный опыт, когда он мог до 6 лет жить в собачьей будке, или…

А.Пичугин:

- Это, прям, реальная история?

О.Захарова:

- Это – реальная история одного ребёнка. Но этого ребёнка изъяли из семьи, и… его нашли в собачьей будке, он жил, как собачка…

А.Пичугин:

- … куда его определили его родственники, я так понимаю, да?

О.Захарова:

- Да.

А.Пичугин:

- Ну, бывает и такое…

О.Захарова:

- И… в общем, задача поставлена глобальная, и гипотеза, что если понять, как давать образование таким детям – а им невозможно давать искусственное образование настоящее, потому, что ребёнок знает, что ему осталось… там… год жить… ну… вот… и зачем ему «русский», математика? Ну, что ты ему скажешь? Зачем?

А.Пичугин:

- Олег, а что Вы им говорите в таком случае? А то у нас Олег молчит, молчит…

О.Орлов:

- Ну… я, на самом деле, сам с удовольствием слушаю Олю. Я недавно работаю в «Незнайке», второй год. Причём, в прошлом году, когда я пришёл, я был совместителем – я приходил раз в неделю, иногда даже реже… и я не видел какой-то, там, динамики детей. То есть, некоторые вещи, которые происходят… вот… конкретно в «Незнайке», если ты приезжаешь туда раз… с какой-то редкой частотой, то очень важная какая-то деталь – она теряется, её не видно, не видна динамика.

В этом году я работаю там 4 дня в неделю – с понедельника по четверг – и я могу уже наблюдать… какую-то такую… целостную картину. Во-первых, у меня есть возможность просто больше времени с детьми проводить – с утра до вечера – и я думаю, что стоит немножко рассказать про то, как устроен там наш день, в «Незнайке»…

У нас есть ещё один такой бонус – у нас есть дом, в котором учителя могут там жить. Ну, просто, мы…

А.Пичугин:

- То есть, ты приезжаешь туда в понедельник, условно, и уезжаешь – в четверг?

О.Орлов:

- Да. Вот, мы сейчас, как раз, из «Незнайки» прямо приехали.

А.Пичугин:

- А… у нас тут не очень далеко, слава Богу.

О.Орлов:

- Да, и удобно ехать – метро «Саларьево». Это, получается, Новая Москва, и там прямо автобус 1002, он идёт до «Саларьево»…

А.Пичугин:

- … и у нас здесь – «Воробьёвы горы»…

О.Орлов:

- … и до «Воробьёвых гор», да. Так, что… всё – удобно, к вам приехать…

А.Пичугин:

- Про структуру школы…

О.Орлов:

- Да. Вот, я молчу, сам с удовольствием слушаю Олю…

А.Пичугин:

- Ну, давай, мы тебя послушаем тоже, в конце концов уже! Уже больше половины программы прошло!

О.Орлов:

- Про структуру школы – что важно сказать? Дети живут в двух зданиях. Есть здание, которое называется «Незнайка», и там живут малыши ( мы их называем «мальки» ) – это ребята, которые… там самый младший у нас Максик – ему 3 года, золотой ребёнок, очень умный, и – ребята, чуть постарше – 10-11 лет. А есть второй дом – они, вот, прямо на одном участке, друг напротив друга – это школа.

О.Захарова:

- Да, и в первом доме – дополню – там живут дети, которым нужна поддержка нянечек, которые не могут бытово сами себя обустраивать.

О.Орлов:

- Ну, да.

А.Пичугин:

- Но, эти дети – у них есть шанс прожить долгую жизнь?

О.Захарова:

- У кого-то – да, у кого-то – нет.

О.Орлов:

- Да, то есть, у нас – разные дети совершенно, но…

А.Пичугин:

- А какие диагнозы? Всё-таки, у нас такая программа, что тут тоже надо об этом говорить…

О.Орлов:

- Честно говоря, вот этот момент, когда я изначально пришёл в «Незнайку», он мне был неважен. То есть, я даже не старался вникнуть в заболевание ребёнка. Мне кажется, что это… ну… в какой-то степени… как-то меня отвлекает от процесса – от того, что мне, в первую очередь, нужно с ними взаимодействовать. Я – их учитель, я их учу, но, с другой стороны… вот… я приезжаю, и попадаю в их мир. Это – их дом. То есть, я прихожу в класс, сажусь в него, а они, через коридоры, там живут. И часто там… я прихожу с утра, а там кто-нибудь из учеников сидит и что-то, там, в ноутбуке смотрит, например. То есть, это – их дом.

О.Захарова:

- Мне хочется добавить, что один из принципов нашей работы и взаимодействия, что каждый человек – это норма. Вот, каждый человек – это норма.

А.Пичугин:

- Это – важно! Это же – очень важно!

О.Орлов:

- Да.

О.Захарова:

- И я не ошиблась, говоря, что – «человек», каждый человек, не ребёнок. Каждый человек – это норма.

А.Пичугин:

- Любой ребёнок – это человек.

О.Захарова:

- Да!

А.Пичугин:

- И, кстати, это – очень важно, что взрослый, который с ним работает, об этом говорит и это понимает. Потому, что далеко не все учителя обычных средних общеобразовательных школ так относятся к своим детям. Они, зачастую, не видят в них уже сформировавшуюся… ну, они, конечно, будут формироваться дальше, мы все формируемся до старости и до смерти, но… важно видеть то, что уже что-то в ребёнке сформировалось важное – причём, то, чему, возможно, и взрослому учителю можно будет учиться.

О.Захарова:

- Да. Потому, что даже деление на взрослого и ребёнка способствует тому, что ребёнок вот эту субъектность, то, что «Я – субъект, и я – активен в своей жизни», теряет. Из-за того, что «Ну, я же – ребёнок, что я здесь…».

А мы, всё-таки, в той позиции, что как бы мы ни исследовали жизнь, и воспитание, и образование для таких детей, мы, всё равно, не сможем их понять лучше, чем они сами. И, говоря с кем-то из старших воспитанников, кто… такие уже… суперосознанные ребята, которые хотят выходить в этот мир, и хотят, чтобы человек, общаясь с ними, забывал сказать другому, рассказывая о них, что они инвалиды – просто потому, что настолько они были бы целостны, что другие люди… не то, чтобы не обращали внимания, а в них было бы столько настоящих качеств, что – то, что он – в коляске, и у него нет… там… рук, ног, или ещё чего-то, – это нивелировалось бы тем, какая это личность.

Вот… потеряла мысль… нашла список…

А.Пичугин:

- Да, список диагнозов…

О.Захарова:

- Диагнозы разные: артрогрипоз, синдром Клиппеля-Треноне, обширные послеожоговые рубцы…

У нас был отдельный проект – дети, у которых более 80% ожога, страшнейшие истории, и, прямо специально для них, придумали… разрабатывали лечение, растяжки, которые сейчас, по правде, применяются и в салонах красоты, и…

А.Пичугин:

- Но это люди, которые, в перспективе, вернутся к полноценной жизни?

О.Захарова:

- Да! Но тот опыт ожога – то, когда тебя обливают бензином и поджигают – мне кажется, это…

А.Пичугин:

- Это – тоже родственники?

О.Захарова:

- Нет, это уже – улица, и это – дети Детдома…

А.Пичугин:

- Да… понятно…

О.Захарова:

- … и… мне кажется, тот опыт, и то, как меняется психика из-за этого… У нас сейчас эти дети подрастают, и для нас это – огромный трепет, что происходит с этими детьми. Потому, что, в какие-то моменты, они, всё-таки, творят то, чего мы объяснить не можем. И, когда ты потом общаешься с этим ребёнком непосредственно – вот, так вот, сидя рядом с ним – понимаешь, что он совершенно здравый, твоё дитя, которое тебя понимает, которое – слышит, но то, что произошло накануне, никак не согласуется…

А.Пичугин:

- Ну, какой-то жизненный опыт, видимо… имевший место бэкграунд… да?

О.Захарова:

- То есть… да… что-то, что им было прожито, и… мы, так… между собой говорим…

А.Пичугин:

- … но не отпускает…

О.Захарова:

- Да! Оно есть. И то, что пережил ребёнок с 85% ожогов – это, всё-таки… история. Вот. Есть – такие ребята.

Разные заболевания дегенеративные нервной системы: периферический тетрапарез… если кому-то это о чём-то говорит…

А.Пичугин:

- Ну, я думаю, что – нет, всё…

О.Захарова:

- … церебральный паралич…

А.Пичугин:

- Тут, наверное, надо говорить о том, что диагнозов много, часть из них – тяжёлые, многие дети… то есть, нельзя сказать, что собраны ребята…

О.Захарова:

- … так же и с онкологией есть – лейкоз и… гепатит С…

А.Пичугин:

- … да… ребята, которые подвержены какому-то одному заболеванию – здесь полный набор тяжёлых и заболеваний, и травм… и всего на свете.

А надо ещё сказать, что наши сегодняшние гости – Ольга Захарова и Олег Орлов – выпускники образовательного проекта «Учитель для России».

У нас когда-то – вот, я сейчас уточнил – 23 ноября 2015 года, то есть, ровно 4 года назад – здесь были, в студии, Алёна Маркович ( со-основатель ) и Игорь Рябец ( один из участников проекта ), и… ну… в двух словах, наверное… Олег, напомни, пожалуйста, в чём суть проекта «Учитель для России». Потому, что… это же достаточно сильно, наверное, повлияло тоже на выбор вот этого места.

О.Орлов:

- Ну… в том числе, да, безусловно. Вообще, я там, получается, 3 года проработал… 2 года – как участник программы. Изначально, «Учитель для России» – как проект… вот, сейчас «Учитель для России» – просят называть программой. Потому, что проект имеет какую-то законченность, а…

А.Пичугин:

- Программой.

О.Орлов:

- Да.

А.Пичугин:

- Мы давно не общались – 4 года, как выяснилось…

О.Орлов:

- Да… уже из проекта – в программу выросло. Программа «Учитель для России» – смысл в том, что выпускники ВУЗов, в том числе, непедагогических, идут работать учителями в самые обычные школы региональные, в том числе, сельские – вот, я так два года работал в Тамбовской области, в посёлке Демьян Бедный, в малокомплектной сельской школе.

Но это – отдельная история. Она очень интересная…

А.Пичугин:

- Мы, может быть, как-нибудь вернёмся к проекту. Я очень хотел бы вернуться к… программе, вернее, «Учитель для России». Потому, что 4 года назад мы узнали, как это всё начиналось, и, с тех пор, я постоянно встречаю людей, которые, так или иначе, через эту программу прошли – в том числе, как вот выясняется, знакомые из разных совершенно лет, и сфер, тоже проходили через эту программу. Значит, она удалась, и об этом надо говорить, и мы обязательно это продолжим.

Я к чему, собственно, этот вопрос задал? Что повлияло… переформулирую… что повлияло на твой выбор – прийти работать в школу «В гостях у Незнайки»?

О.Орлов:

- Ну, на самом деле, я… ещё до работы в «Учитель для России», я 3 года работал воспитателем, и… вот, как-то… внутренняя какая-то у меня была потребность, кроме просто работы, ещё как-то помогать. И я пошёл волонтёром в интернат… в Новых Черёмушках где-то находится он… это было 6 лет назад. Я был волонтёром тоже благотворительного фонда «Дети Марии». И там первый раз познакомился с ребятами из интерната – с разными болезнями тоже, и это… как-то… моё сознание перевернуло.

Я спускался в метро… это я прям сейчас очень хорошо помню момент, когда я первый раз вышел из интерната. Я был в каком-то таком… шоке. И я еду в метро, и понимаю то, что вокруг меня – люди, их много… а есть другие люди… да и они, в принципе, не отличаются! Только те люди, которые сейчас в метро, они особо как-то не задумываются о том, что существует мир, который как-то мы постоянно пытаемся спрятать, а он – рядом с нами, на самом деле, через забор, буквально. И вот, этот мир, как-то… да не надо его прятать! Потому, что все мы – люди, и все – разные, действительно, как Оля сказала, и эта разность – она делает нас, в какой-то степени, сильнее.

А.Пичугин:

- А вот про мир, который мы пытаемся спрятать – я абсолютно согласен. Потому, что… когда мы приезжаем в какую-то другую страну, мы видим людей с особенностями развития, ограниченными возможностями… и мы уж не говорим о том, что там, в основном, в каких-то развитых странах, заточено под то, чтобы эти люди чувствовали себя хорошо, но мы их везде – видим. Видим отношение – вернее, то, что это отношение ничем не отличается от отношения людей, которые просто идут по улице друг к другу. И сейчас у нас достаточно много в России людей с Востока – в том числе, наверное, и из бывших восточных республик Советского Союза – и я постоянно вижу, как они везут своих стариков в колясках. Причём, наверное, эти люди в колясках не потому, что они не могут ходить, а потому, что им – тяжело ходить.

И, может быть, у нас бы где-то их оставили дома, не взяли – во многом, потому, что инфраструктуры нет, не подготовлены, не хочется ( и это тоже важно, что – не хочется ), а там – где-то коляску на руках перенесли. И это я вижу у нас – в метро, в общественном транспорте, на улице. Ну… это… такой… укор своеобразный.

О.Захарова:

- У меня ещё появилась мысль, что, возможно, даже наши старики и бабушки и сами не сядут в эти коляски. Потому, что… не знаю…

А.Пичугин:

- Потому, что: «Как же так? Я всю жизнь…

О.Захарова:

- Да!

А.Пичугин:

- … Десятерых подняла… и ещё война… и после войны… а тут – я в коляске…» – наверное, может быть…

О.Захарова:

- Да! И вот это умение… какое-то такое… принятия помощи и любви, и понимания того, что ты не станешь ниже, хуже, слабее от того, что примешь помощь… в общем, нужно уметь, как давать помощь, так и получать её.

Поэтому, я рада, что в России сейчас учатся давать помощь – качественно, глубоко давать помощь. В этом плане, если вдруг кто-то из слушателей чувствует в себе силы и призыв стать таким наставником для какого-то ребёнка – не в плане опекуна, а в плане… такого… ангела-хранителя в этом большом мире, что за… закрытыми дверями – здравствуй, Сартр… Но, действительно, дети, всё-таки, живут, продолжают жить за закрытыми дверями – дети, с особенностями в развитии, они продолжают жить.

Конечно, эти двери приоткрываются. Но если вдруг Вы чувствуете в себе силы стать таким человеком за этими дверями, слушать общаться с ним, вывозить его куда-то, приезжать к нам в гости, общаться с ним, мы будем этой помощи, также, очень рады.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Пичугин:

- Напомню, что в гостях у светлого радио Ольга Захарова – руководитель школы «В гостях у Незнайки» фонда «Дети.мск.ру», Олег Орлов – учитель истории школы «В гостях у Незнайки».

Да, Олег, ты хотел что-то добавить…

О.Орлов:

- Да. Я хочу вернуться к школе к нашей – просто про какие-то реалии наши рассказать. Оля, поправь меня… у нас сейчас 24 ребёнка, да?

О.Захарова:

- Да.

О.Орлов:

- 24 ребёнка – постоянно. У нас есть особенность в распорядке дня: так как наши дети постоянно нуждаются в лечении, то они могут, периодически, уезжать на неделю, на две, и отсутствовать. То есть, у них процесс образования совмещается с лечением. Это, мне кажется, очень важный момент.

А.Пичугин:

- А у всех – своя программа, ведь? Потому, что все лечатся от разных болезней…

О.Орлов:

- Абсолютно. Плюс ко всему, случаются моменты, когда нужна какая-то срочная помощь, когда случаются какие-то… прям… болезни…

А.Пичугин:

- Я не знаю, насколько тут можно провести параллели, но есть же опыт спортивных школ, где дети все – тоже разные, разными видами спорта занимаются, у каждого – своё расписание тренировок, соревнований, выездов, разъездов – и все тоже, там, где-то постоянно находятся… не в школе. Но, тем не менее, вот, этот образовательный процесс не прерывается. В данном случае, в вашем, он тоже не прерывается?

О.Захарова:

- Да. И, при этом, нам важно сохранять то единство и семейность – чувство семейности и… такой… общинности – которое есть в центре «В гостях у Незнайки». И, если туда раз попасть, то станет понятно, что никаких слов не хватит, чтобы, действительно, описать то чувство, которое преобладает и захватывает человека, когда ты там оказываешься. Потому, что это, действительно, не Детдом, и это – большая семья, это, действительно… вот… какое-то чувство такое… общинности и какого-то отдельного мира… такого… микросоциума, который есть…

А.Пичугин:

- А – много учителей?

О.Захарова:

- Учителей – много, и, по правде, для того, чтобы поставить на ноги, образно говоря, 24 ребёнка ( по правде, их там сейчас 24 + 5 )…

А.Пичугин:

- И это – разные классы! То есть…

О.Захарова:

- Это – с 1 по 11 класс.

А.Пичугин:

- А, в среднем, в одном классе – сколько? От одного до…

О.Захарова:

- 1-4.

А.Пичугин:

- То есть, фактически… такое… эксклюзивное образование.

О.Захарова:

- Да. По правде говоря, эта ситуация, в плане образования, похожа очень на малоформатные школы, на малокомплектные школы…

О.Орлов:

- Да, сельские, например.

О.Захарова:

- Да, в которой, вот, как раз, работал Олег…

А.Пичугин:

- И это – бесценный опыт того… что ты работал в таких малокомплектных школах, видимо, для проекта.

О.Орлов:

- Ну… мне было понятно, как работать с малыми группами. То есть, по сути, это – индивидуальное развитие каждого конкретного ученика, который имеет ещё свою особенность, заключённую в том, что это – не просто педагогическая запущенность, это – особенность, связанная с его восприятием мира и ощущением себя.

То есть, если в обычной школе ученик думает: «Ну… закончу 9 класс, пойду в колледж… или продолжу дальше учиться – в институт…»

А.Пичугин:

- Ну, строит планы на будущее…

О.Орлов:

- Да. То здесь, вот, эти планы на будущее – они часто размыты. Потому, что, как раз, насущный вопрос связан со здоровьем, а второе – это уже выстраивание какой-то своей жизни. И, самое главное, нет опыта… вообще… какой-то вот такой жизни – вне стен «Незнайки».

Вот, одна из наших сейчас задач – главных, наверное – заключается в том, чтобы помочь детям в этот социум влиться. То есть, социализация – она… вот… у нас… как-то, вот… такой, красной нитью проходит. Ну, буквально… там… чтобы ребёнок понимал, как доехать из точки А в точку Б – это тоже важно…

А.Пичугин:

- А они спокойно перемещаются по городу…

О.Орлов:

- Кто-то – да, кто-то – нет…

А.Пичугин:

- … ну… взрослые уже, соответственно… те, которые… мы, как договорились, не будем говорить «взрослые дети», но те, кто учится в 10-11 классе?

О.Захарова:

- Да, они уже могут самостоятельно передвигаться, и, по правде, мне кажется, наша социализация, именно «незнайковская» социализация, отличается от социализации, о которой говорят в других детдомах. Она отличается тем, что в «Незнайке» выстраиваются какие-то такие ценности общения, что у наших детей нет проблем с общением с другими детьми, и людьми, в принципе.

Скорее, из-за того, что они в такой комфортной среде принятия, им становится очень непонятно какое-то другое взаимодействие. И, из-за того, что они вот в таких тепличных ( я не с плохой точки зрения ), с очень грамотными ценностями, с духовным развитием, с уважением к себе, как личности, они находят, действительно, свой путь, свой язык любви к себе, к другим, к миру, и они выходят в мир, где другим людям – всё равно, мягко говоря, на то, что ты вот так общаешься с миром. И, в итоге, они включают в себе те паттерны, которым они научились до прихода в «Незнайку».

Они ими могли не пользоваться уже 10 лет, но в тот момент, когда… не знаю… охранник в магазине их ловит просто потому, что они «лицом не вышли»…

А.Пичугин:

- И такое тоже, понятно, бывает…

О.Захарова:

- … и такое случается, в них включается… вот это вот… «либо я – тебя, либо ты – меня». И в этот момент мы…

А.Пичугин:

- И отсюда – конфликты: конфликты с миром, конфликты друг с другом… со старшими…

О.Захарова:

- Да. И в этот момент мы не узнаём своих детей. Но, в этот же момент, мы их прекрасно понимаем. Потому, что отношение мира внешнего – оно агрессивное.

А.Пичугин:

- Так, это же – классическая ситуация детских домов! Все книги, фильмы… такие, как «Пацаны», и… советские ещё… они же все – как раз, об этом и говорят. Когда у ребёнка… там… человек из детского дома…

О.Захарова:

- Но хочется, всё же, пояснить, что в том момент, когда наши дети попадают в среду принятия, в такую же среду, которая есть в «Незнайке»… например, есть прекрасная школа «НОС» ( новая образовательная среда ), и наши ценности очень схожи, допустим, с этой школой. Там учатся… это частная школа, в которой учатся дети, у которых есть родители, которые…

А.Пичугин:

- … обеспеченные, я так понимаю.

О.Захарова:

- Да…

А.Пичугин:

- У вас «Летово» рядом знаменитое.

О.Захарова:

- Да, мы с «Летово» сотрудничаем, сейчас вместе…

А.Пичугин:

- А как вы сотрудничаете, кстати?

О.Захарова:

- У них есть у 10-х классов “Кас кри фактивити сервис» – это проекты, которые старшеклассники обязаны запускать – такая социальная активность, и у нас тоже есть проектная деятельность в школе. Формат у нашей школы с «Летово» очень похожий, просто в «Летово» около 1000 детей, а у нас… поменьше.

А.Пичугин:

- Ну, «Летово» – это целый кластер образовательный уже стал, и вдруг… это очень хорошо, что такое появилось, наконец, у нас…

О.Захарова:

- Да, и, по правде… ну… как бы… «Летово» собирает… таких… зимородков умов – умы России, и там учатся дети, которые… там… в Гарвард хотят поступить, ещё куда-то… Но, при этом, общаясь с коллегами из «Летово»… они говорят, что у них, как будто, вот, за их желанием, за такой… внешней успешности, социальной успешности, нет какого-то внутреннего содержания: зачем тебе это? И – что дальше с этим?

И мы, по правде, в этом находим… такую… параллель с нашими детьми. Потому, что у наших детей вот это содержание внутреннее – очень хорошо развито.

А.Пичугин:

- И, как раз, я хотел спросить… не знаю… мне не очень удобно, конечно, об этом спрашивать, но… и ты тоже об этом говорила в первой части программы – о том, что… тут… у некоторых встаёт вопрос: «А зачем мне это нужно, если неизвестно что будет дальше – с жизнью, здоровьем?» И они находят в себе силы ответить на этот вопрос для себя же – чтобы продолжать учиться.

О.Захарова:

- Это наш совместный вопрос, и, так как мы каждый день готовы… ну… «обнуляться», и говорить, что, по правде, мы ничего не знаем, и мы готовы это делать вместе с детьми, то часто наши учителя… эта вот ситуация с русским языком случилась с одним из наших учителей – Олегом Олеговичем – его знают во многих школах… если вдруг кто-то нас слышит – да, да, это тот самый Олег Олегович, который ведёт русский язык.

Ребёнок спросил у него, и он не нашёл, что ему ответить, и Женя ( этот ребёнок ) – он просто уехал с урока, и… это было честно. На тот момент – это было честно.

А.Пичугин:

- И я бы не знал совершенно, как ответить ребёнку на этот вопрос.

О.Захарова:

- Да. И… это педагог с огромным стажем работы. Он… первый раз ему не было, что ответить, и это было честно. И, возможно, за эту честность дети уважают и слышат нас. Потому, что мы в этой честности находимся с ними 24/7, если можно так сказать.

А.Пичугин:

- А чем они занимаются, кстати, когда не учатся? Ну, в выходные, каникулы…

О.Орлов:

- У нас есть очень классная рок-группа «Овощи».

А.Пичугин:

- О, класс!

О.Орлов:

- У нас часть ребят дают концерты… кстати, в «Летово», по-моему, будет концерт какой-то большой, да?

О.Захарова:

- Да, пригласили на концерт…

О.Орлов:

- Ну, вообще, они… вот… летом они в Крыму выступали, в том числе, и в санаториях каких-то, да? В Москве…

О.Захарова:

- Много различных проектов, над которыми они работают. Также, театральные проекты, вместе с Щукинским училищем… и спектакли, которые ставим и показываем. Много разных проектов, идей… у них у самих есть какие-то проекты и идеи, над которыми они работают… либо – просто отдыхают… либо… кто-то учится – кому-то нравится учить математику, кому-то нравится – рисовать… кому-то нравится…

А.Пичугин:

- Это… ты – учитель математики, надо сказать!

О.Захарова:

- Да, я – учитель математики. Поэтому, конечно, я радуюсь, когда ребёнок в выходные мне присылает… и что-то спрашивает про математику! Вот…

Они – такие же дети, как и все! И… кому-то нравится петь, кому-то – танцевать, кому-то – рисовать…

О.Орлов:

- … кому-то – в компьютерные игры нравится играть…

О.Захарова:

- … кому-то – в компьютерные игры играть, кому-то – готовить, кому-то – помогать другим.

А.Пичугин:

- Всё это – очень здорово! Только врем, к сожалению, подходит к концу.

Я надеюсь, что мы наше общение продолжим в разных форматах здесь, у нас, в наших программах «Светлый вечер», но обязательно нужно напомнить, как можно помочь, если вы заинтересовались.

Самое главное, та помощь, которая обозначена на сайте deti.org – что-то от этого идёт в вашу школу?

О.Захарова:

- Да, если школа… у школы есть фиксированное финансирование…

А.Пичугин:

- А от чего, кстати, оно?

О.Захарова:

- От доноров, которые поддержали наш проект, и наши цели и задачи. Но, так как у нашей школы, у самих детей, есть различные проекты, которые они запускают, под эти проекты нужно отдельное финансирование. И, если ребёнок решил… не знаю… создать свой блог, и ему нужно… не знаю, там… фотоаппарат, видеокамера, или ещё какие-то… пособия для этого…

А.Пичугин:

- Как вы решаете этот вопрос?

О.Захарова:

- Мы ищем добрых людей! Мы зовём наших друзей…

А.Пичугин:

- Ну, вот – добрые люди: нас сейчас слушает огромное количество людей! Добрых.

О.Захарова:

- Да, да… поэтому, по правде… в общем… пишем… друзьям, знакомым…

А.Пичугин:

- Можно к ним обратиться.

О.Захарова:

- Дорогие слушатели, если вы хотите поддержать нашу школу, проекты детей, их идеи, замыслы, которые они любят реализовывать в эту жизнь, то, пожалуйста, заходите на сайт фонда «Дети.мск.ру» и совершайте добровольное пожертвование.

А.Пичугин:

- Здесь, на сайте, с правой стороны, есть красная кнопочка «Помочь сейчас». Нажимаете на неё – она становится оранжевой, а сайт открывается на страничке, где написано, кому нужна помощь, какая помощь – есть все возможные ссылки на… ну… на средства, через которые можно перечислить деньги – это и банковские карты, и помощь на сайте… вот, только короткого номера нету. Сделайте короткий номер!

О.Захарова:

- Мы хотим это сделать.

А.Пичугин:

- Потому, что это – совсем простая история.

О.Орлов:

- Да, надо сделать…

А.Пичугин:

- Спасибо вам большое!

Напомню, что руководитель школы «В гостях у Незнайки» фонда «Дети.мск.ру» Ольга Захарова и Олег Орлов – учитель истории этой школы, были сегодня в программе «Светлый вечер».

Спасибо! Приходите к нам! Прощаемся до новых встреч – до свидания!

О.Орлов:

- Спасибо большое!

О.Захарова:

- Лёша, спасибо! До свидания!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****
Другие программы
ПроСтранствия
ПроСтранствия
Православные храмы в Гонгконге и Антарктиде. Пасха в Японии и в Лапландии. Это и множество других удивительных мест планеты представлены глазами православного путешественника в совместном проекте Радио ВЕРА и журнала «Православный паломник».
Фрески
Фрески
Фрески – это очень короткие прозаические произведения, написанные интересно, порою забавно, простым и лёгким слогом, с юмором. Фрески раскрывают яркие моменты жизни, глубокие чувства, переживания человека, его действия, его восприятие окружающего мира. Порою даже через, казалось бы, чисто бытовые зарисовки просвечивает бытие, вечность.
Жизнь как служение
Жизнь как служение
«Жизнь как служение» — программа о космонавтах и изобретателях, писателях и художниках, врачах и учёных. О личностях широкого масштаба и высокого полёта. О тех, кто самоотверженно трудился не ради славы и денег, а ради служения другим людям и Богу.
Пересказки
Пересказки
Программа основана на материале сказок народов мира. Пересказ ведётся с учётом повестки дня современного человека и отражает христианскую систему ценностей.

Также рекомендуем