Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрюша, посмотри, какая трогательная картина! Деревянная изба на косогоре. Бескрайние поля простираются до горизонта. На переднем плане – мужчина в матросской форме, с чемоданом в руке. Он весь подался навстречу женщине, которая стоит на крыльце. Весёлые ребятишки окружили моряка гурьбой. Радуются, что он вернулся домой со службы.
— Всё так, сестренка. Но полотно Фёдора Решетникова «Дом» вызовет более сложные чувства, если прочитать аннотацию к нему. Вот здесь, на табличке. В Читинском художественном музее они очень удобно оформлены.
— А что там написано? Я не вижу без очков.
— Достаточно разглядеть год создания картины. 1943-й.
— То есть… Действие картины происходит в военное время?
— Да, Великая Отечественная война в самом разгаре. В феврале 1943-го завершилась Сталинградская битва. На картине весна – у дома цветёт сирень. Летом советские войска освободят Курск, Донбасс и часть Белоруссии, а к осени – Орел, Харьков и Белгород. Впереди ещё два года сражений.
— Значит, наш герой приехал домой только лишь на побывку?
— Либо он комиссован из-за тяжелого ранения и получил инвалидность, либо через несколько дней вернётся в строй. Можно только догадываться. Художник заставляет нас с сочувствием и тревогой вглядываться в лица персонажей, предполагая, что их ждёт.
— Вглядеться не так-то просто. Моряк показан в полупрофиль со спины, женщина на крыльце – в тени. Трудно определить даже их возраст.
— Полагаю, Фёдор Решетников неспроста представил сюжет схематично. Каждый зритель в сороковых годах мог узнать в нём свою историю. Для одних воин приехал на побывку к жене, для других – к матери. Точно на изображении считываются только общие для всех обстоятельства – война, боль разлуки, радость нечаянной встречи.
— Радость и боль! От их соседства сжимается сердце. На картине нет домов, покорёженных взрывами, раненых людей. Мы видим погожий летний денёк, залитые солнцем поля, встречу близких людей. Но ты помнишь о войне и остро осознаёшь, насколько хрупко перед ней человеческое счастье.
— Фёдор Решетников понимал – война противоестественна. Многие его картины, написанные в сороковых, пятидесятых годах, призывают к миру.
— Мудрый человек!
— Он многое в жизни повидал. Родился в семье иконописца, рано осиротел. Благодаря навыкам рисования, полученным от отца, поступил в московский Высший художественно-технический институт. В двадцать пять лет в качестве художника-репортёра принял участие в арктическом походе географа Отто Шмидта. Дрейфовал на пароходе «Челюскин», затонувшем во льдах в 1934 году.
— Чудом выжил!
— Не только выжил, но и привёз много рисунков, которые стали документальным свидетельством о легендарной экспедиции.
— Богатая биография сформировала незаурядную личность!
— Главный трофей, который вынес Фёдор Решетников из всех происходивших с ним коллизий – это осознание ценности каждой человеческой жизни. Потому и картина «Дом» проникнута теплом и участием к героям – простым людям, оказавшимся в суровом водовороте большой истории.
Картину Фёдора Решетникова «Дом», можно увидеть в Чите, в Забайкальском краевом художественном музее
Все выпуски программы: Краски России
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов