Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрюша, посмотри, какая трогательная картина! Деревянная изба на косогоре. Бескрайние поля простираются до горизонта. На переднем плане – мужчина в матросской форме, с чемоданом в руке. Он весь подался навстречу женщине, которая стоит на крыльце. Весёлые ребятишки окружили моряка гурьбой. Радуются, что он вернулся домой со службы.
— Всё так, сестренка. Но полотно Фёдора Решетникова «Дом» вызовет более сложные чувства, если прочитать аннотацию к нему. Вот здесь, на табличке. В Читинском художественном музее они очень удобно оформлены.
— А что там написано? Я не вижу без очков.
— Достаточно разглядеть год создания картины. 1943-й.
— То есть… Действие картины происходит в военное время?
— Да, Великая Отечественная война в самом разгаре. В феврале 1943-го завершилась Сталинградская битва. На картине весна – у дома цветёт сирень. Летом советские войска освободят Курск, Донбасс и часть Белоруссии, а к осени – Орел, Харьков и Белгород. Впереди ещё два года сражений.
— Значит, наш герой приехал домой только лишь на побывку?
— Либо он комиссован из-за тяжелого ранения и получил инвалидность, либо через несколько дней вернётся в строй. Можно только догадываться. Художник заставляет нас с сочувствием и тревогой вглядываться в лица персонажей, предполагая, что их ждёт.
— Вглядеться не так-то просто. Моряк показан в полупрофиль со спины, женщина на крыльце – в тени. Трудно определить даже их возраст.
— Полагаю, Фёдор Решетников неспроста представил сюжет схематично. Каждый зритель в сороковых годах мог узнать в нём свою историю. Для одних воин приехал на побывку к жене, для других – к матери. Точно на изображении считываются только общие для всех обстоятельства – война, боль разлуки, радость нечаянной встречи.
— Радость и боль! От их соседства сжимается сердце. На картине нет домов, покорёженных взрывами, раненых людей. Мы видим погожий летний денёк, залитые солнцем поля, встречу близких людей. Но ты помнишь о войне и остро осознаёшь, насколько хрупко перед ней человеческое счастье.
— Фёдор Решетников понимал – война противоестественна. Многие его картины, написанные в сороковых, пятидесятых годах, призывают к миру.
— Мудрый человек!
— Он многое в жизни повидал. Родился в семье иконописца, рано осиротел. Благодаря навыкам рисования, полученным от отца, поступил в московский Высший художественно-технический институт. В двадцать пять лет в качестве художника-репортёра принял участие в арктическом походе географа Отто Шмидта. Дрейфовал на пароходе «Челюскин», затонувшем во льдах в 1934 году.
— Чудом выжил!
— Не только выжил, но и привёз много рисунков, которые стали документальным свидетельством о легендарной экспедиции.
— Богатая биография сформировала незаурядную личность!
— Главный трофей, который вынес Фёдор Решетников из всех происходивших с ним коллизий – это осознание ценности каждой человеческой жизни. Потому и картина «Дом» проникнута теплом и участием к героям – простым людям, оказавшимся в суровом водовороте большой истории.
Картину Фёдора Решетникова «Дом», можно увидеть в Чите, в Забайкальском краевом художественном музее
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер