Фёдор Пироцкий - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Фёдор Пироцкий

* Поделиться

Утром 22 августа 1880 года на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка в Санкт-Петербурге яблоку негде было упасть. Люди старались занять место поближе к мостовой, то и дело нетерпеливо поглядывали на часы. Ровно в полдень из ворот Рождественского вагонного парка выехала конка. Так называется трамвай, который по рельсам тянут лошади. Вздох изумления пронёсся по толпе. Все увидели, что вагон двигался сам! Лошадей не было! Он проехал некоторое расстояние, остановился, поехал назад, потом снова вперёд. Люди аплодировали. А на подножке первого в мире электрического трамвая стоял его изобретатель — русский военный инженер Фёдор Аполлонович Пироцкий. Он приветливо махал публике рукой и с улыбкой приглашал смельчаков стать первыми пассажирами невиданного доселе чуда техники.

До этого знаменательного дня трамваев на электрической тяге, таких привычных нам сегодня, попросту не существовало. Верхом прогресса была конка — трамвайный вагон, запряжённый лошадьми. Никому и в голову не приходило, что может быть по-другому. Никому, кроме Пироцкого. Идея оснастить трамвай так, чтобы он управлялся с помощью электрической энергии, пришла в голову Фёдору Аполлоновичу в 1866-м году, в Киеве. Он отправился на прогулку по центру города со своим другом — Павлом Николаевичем Яблочковым. Оба служили тогда в Печерской крепостной артиллерии Киевского гарнизона. Пироцкого и Яблочкова сразу же сплотила любовь к научной и изобретательской мысли. Но в тот день, прогуливаясь по Владимирскому спуску, они говорили о другом. «Скоро в городах жить будет невозможно, — качал головой Фёдор Аполлонович, глядя на плотное движение конок и экипажей по мостовой. — Телег и карет нужно всё больше и больше, а за лошадьми не успевают убирать. К тому же, вся мостовая разбита копытами...» «Полагаю, спасение в электричестве», — многозначительно ответил ему Яблочков. Что именно он имел в виду, будущий изобретатель лампочки тогда не уточнил. Но Пироцкий крепко задумался над его словами. Он обдумывал их без малого десять лет.

В 1874 году Фёдора Аполлоновича перевели на службу в Санкт-Петербург. Там, сначала на пустырях Волкова поля, а потом уже в пригороде северной столицы, под Сестрорецком, на заброшенном участке железной дороги, он начал свои первые эксперименты. Всё, начиная со списанного вагона конки, и заканчивая электрическими двигателями, генераторами и контроллерами, Пироцкий приобрёл за собственный счёт. Приборы по тем временам были редкие и весьма дорогие. Но инженеру никаких денег было не жалко для того, чтобы сделать жизнь соотечественников удобнее и комфортнее. И вот, наконец, однажды в утреннем выпуске «Петербургских ведомостей» жители столицы прочли заметку: «В Санкт-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, господином Пироцким первый раз в России будет двинут вагон электрической силою...» Весь сентябрь 1880 года электроконка Пироцкого бесплатно катала всех желающих по небольшому, специально оборудованному участку рельсов. Новость об изобретении русского инженера облетела мир. Из Германии к Фёдору Аполлоновичу приехали владельцы знаменитой компании Сименс — перенять опыт. Через несколько месяцев братья Сименс запустили в Берлине первую пассажирскую электрическую трамвайную ветку. В России же революционное изобретение Пироцкого, по разным причинам, стало востребованным лишь спустя 12 лет. Вот почему Сименсов долгое время ошибочно считали первооткрывателями электротрамвая. Но сегодня точно известно: экологичный и уютный городской транспорт появился на улицах городов мира благодаря русскому инженеру и изобретателю Фёдору Аполлоновичу Пироцкому. Его именем назван сквер в Санкт-Петербурге, расположенный неподалёку от Дегтярного переулка — того самого места, откуда в первый свой путь в 1880 году двинулся электрический трамвай.


Все выпуски программы Жизнь как служение

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем