Изобретатель, русский военный инженер Фёдор Аполлонович Пироцкий создал трамвай на электрической тяге.
Идея оснастить трамвай так, чтобы им управляли с помощью электрической энергии, пришла в голову Фёдору Аполлоновичу в 1866 году в Киеве. Свои первые эксперименты Фёдор Аполлонович начал проводить после перевода на службу в Санкт-Петербург в 1874 году. 22 августа 1880 года на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка в Санкт-Петербурге электрический трамвай был впервые представлен публике. Вскоре из Германии к Фёдору Аполлоновичу приехали владельцы знаменитой компании Сименс — перенять опыт. Однако в России революционное изобретение Пироцкого, по разным причинам, стало действительно востребованным лишь спустя 12 лет.
Что вдохновило Фёдора Аполлоновича на создание такого вида транспорта?

Утром 22 августа 1880 года на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка в Санкт-Петербурге яблоку негде было упасть. Люди старались занять место поближе к мостовой, то и дело нетерпеливо поглядывали на часы. Ровно в полдень из ворот Рождественского вагонного парка выехала конка. Так называется трамвай, который по рельсам тянут лошади. Вздох изумления пронёсся по толпе. Все увидели, что вагон двигался сам! Лошадей не было! Он проехал некоторое расстояние, остановился, поехал назад, потом снова вперёд. Люди аплодировали. А на подножке первого в мире электрического трамвая стоял его изобретатель — русский военный инженер Фёдор Аполлонович Пироцкий. Он приветливо махал публике рукой и с улыбкой приглашал смельчаков стать первыми пассажирами невиданного доселе чуда техники.
До этого знаменательного дня трамваев на электрической тяге, таких привычных нам сегодня, попросту не существовало. Верхом прогресса была конка — трамвайный вагон, запряжённый лошадьми. Никому и в голову не приходило, что может быть по-другому. Никому, кроме Пироцкого. Идея оснастить трамвай так, чтобы он управлялся с помощью электрической энергии, пришла в голову Фёдору Аполлоновичу в 1866-м году, в Киеве. Он отправился на прогулку по центру города со своим другом — Павлом Николаевичем Яблочковым. Оба служили тогда в Печерской крепостной артиллерии Киевского гарнизона. Пироцкого и Яблочкова сразу же сплотила любовь к научной и изобретательской мысли. Но в тот день, прогуливаясь по Владимирскому спуску, они говорили о другом. «Скоро в городах жить будет невозможно, — качал головой Фёдор Аполлонович, глядя на плотное движение конок и экипажей по мостовой. — Телег и карет нужно всё больше и больше, а за лошадьми не успевают убирать. К тому же, вся мостовая разбита копытами...» «Полагаю, спасение в электричестве», — многозначительно ответил ему Яблочков. Что именно он имел в виду, будущий изобретатель лампочки тогда не уточнил. Но Пироцкий крепко задумался над его словами. Он обдумывал их без малого десять лет.
В 1874 году Фёдора Аполлоновича перевели на службу в Санкт-Петербург. Там, сначала на пустырях Волкова поля, а потом уже в пригороде северной столицы, под Сестрорецком, на заброшенном участке железной дороги, он начал свои первые эксперименты. Всё, начиная со списанного вагона конки, и заканчивая электрическими двигателями, генераторами и контроллерами, Пироцкий приобрёл за собственный счёт. Приборы по тем временам были редкие и весьма дорогие. Но инженеру никаких денег было не жалко для того, чтобы сделать жизнь соотечественников удобнее и комфортнее. И вот, наконец, однажды в утреннем выпуске «Петербургских ведомостей» жители столицы прочли заметку: «В Санкт-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, господином Пироцким первый раз в России будет двинут вагон электрической силою...» Весь сентябрь 1880 года электроконка Пироцкого бесплатно катала всех желающих по небольшому, специально оборудованному участку рельсов. Новость об изобретении русского инженера облетела мир. Из Германии к Фёдору Аполлоновичу приехали владельцы знаменитой компании Сименс — перенять опыт. Через несколько месяцев братья Сименс запустили в Берлине первую пассажирскую электрическую трамвайную ветку. В России же революционное изобретение Пироцкого, по разным причинам, стало востребованным лишь спустя 12 лет. Вот почему Сименсов долгое время ошибочно считали первооткрывателями электротрамвая. Но сегодня точно известно: экологичный и уютный городской транспорт появился на улицах городов мира благодаря русскому инженеру и изобретателю Фёдору Аполлоновичу Пироцкому. Его именем назван сквер в Санкт-Петербурге, расположенный неподалёку от Дегтярного переулка — того самого места, откуда в первый свой путь в 1880 году двинулся электрический трамвай.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Умеренность — одна из величайших добродетелей, которую прославляют даже люди, далёкие от веры. Что же это за чувство и как его в себе развить? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 10-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
В церковной общине города Коринф возникли нестроения. Появились амбициозные люди, которые стремились к власти. Поскольку среди простых верующих был огромен авторитет апостола Павла, основателя коринфской Церкви, заговорщики начали плести интриги против него. Их главным оружием стали злословие, клевета и насмешки. И из только что прозвучавшего отрывка мы даже знаем, какие именно. Оппоненты Павла говорили, что он силён и строг только в своих письмах, что это всего лишь маска. И что на деле же и в личном общении он беспомощен и незначителен. Так они пытались выставить его посмешищем в глазах людей. При этом они совершенно забывали о том, что и они сами стали участниками Церкви Христовой именно благодаря трудам Павла. Одержимость делала их слепыми к истине.
Отвечая на эти упреки, апостол несколько раз использует слово «мера». По его словам, именно чувство меры потеряли его злопыхатели. «Они измеряют себя самими собою и неразумно сравнивают себя с собою», — говорит Павел. Что же это означает? Практически все христианские экзегеты поясняют это выражение апостола схожим образом. Противники Павла поступают во всём исключительно по своему собственному разумению. Когда им на ум приходит какая-то мысль, они не соотносят её с Богом и Его заповедями. Вместо этого они считают свои мысли единственно верными. Другими словами, они почитают самих себя мерой всех вещей. И, по сути, самих себя ставят на место Бога.
Поэтому, защищаясь, апостол постоянно делает акцент на своей ограниченности. Он говорит, что если и хвалится, то ровно в ту меру, какую ему назначил Бог. То есть Павел подчёркивает, что та работа, которую он выполняет, возложена на него Христом и Церковью. И каждую свою мысль, каждое своё слово и дело он согласует с ними. Другими словами, он непрестанно помнит, что он просто служитель, и у его жизни есть Господин. И каждое своё начинание Павел должен соотносить с Его волей. Чтобы не выйти за установленные для него пределы. Чтобы не превысить свою меру.
Ситуация, описанная в этом отрывке, очень показательна. Подобно противникам Павла, мы тоже хотим как можно крепче стоять в этой жизни на ногах. Как и они, мы пытаемся заполнить собой всё окружающее нас жизненное пространство. Ощущать почву под ногами — это не плохо. Плохо то, что порой в эти моменты ощущения собственной значимости и силы есть реальная опасность раздуться, словно воздушный шарик, и выдавить Бога из своей жизни. Самому стать мерой всех вещей. Поэтому и напоминает сегодня апостол Павел, что тот, кого становится слишком много, рискует просто лопнуть. Жизнь человека должна разворачиваться словно на фоне присутствия чего-то более значимого, чем он сам. Ощущение этого присутствия мы и должны в себе воспитывать.
В Библии это состояние называется «ходить перед Богом». Жить так, будто Господь стоит рядом и Его больше, чем тебя. В православной традиции говорится о том, что это особое сердечное состояние. И мы можем достичь его вниманием к своему внутреннему миру, регулярным призыванием имени Иисуса Христа, а также исполнением заповеди Спасителя о служении окружающим. За эту ежедневную работу Господь даёт нам Свою благодать. Именно она наполняет нас живым ощущением того, что Бог рядом со мной, прямо здесь и сейчас. И я — Его крохотное дитя, которое Он бережно носит в Своих огромных и заботливых руках.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Юрьев-Польский, Боголюбово». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, в районе Юрьев-Польского и Боголюбово.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер