Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, мы же собирались по Москве погулять. А пришли в Государственный исторический музей!
— Всё верно, Леонид Сергеевич. У нас сегодня будет особенная прогулка — по Москве, которую уже не увидеть.
— Вот как! Интересно! Ну что ж, Маргарита Константиновна, тогда всецело вам доверяюсь.
— Благодарю вас, Леонид Сергеевич. Только проводником буду не я, а художник 19-го столетия, Фёдор Яковлевич Алексеев, мастер русского городского пейзажа, один из основоположников жанра.
— Неловко признаваться, но впервые слышу это имя...
— Неудивительно, Леонид Сергеевич. Даже специалисты сегодня относят Фёдора Алексеева к так называемым «забытым» художникам. Незаслуженно забытым, на мой взгляд. Он потрясающе писал старую Москву. А вот и одна из его картин. Называется она «Вид в Москве на церковь с шатровой колокольней».
— Красивый храм, шестиглавый. А колокольня какая величественная! Похожа на терем. Однако, если бы вы не сказали, ни за что не узнал бы Москву.
— Я же говорила — мы побываем с вами в Москве, которую сегодня не увидеть. Алексеев в основном изображал на своих полотнах допожарную Москву — то есть, город до известного пожара 1812-го года. Так что прекрасный храм древнерусской архитектуры, который запечатлён на этой картине — с характерной высокой конусообразной колокольней — до наших дней, увы, не сохранился. Знатоки Москвы и искусствоведы теперь могут только предполагать, что же за уголок Белокаменной изобразил на полотне Фёдор Алексеев.
— И какие есть варианты?
— По одной из самых достоверных версий, это может быть церковь Георгиевского женского монастыря на улице Большая Дмитровка. Он был разорён наполеоновскими солдатами во время Отечественной войны 1812-го года и сильно пострадал от пожара. Поэтому в 1813-м обитель закрыли, а монахинь перевели в Страстной монастырь. Однако некоторые строения Георгиевского монастыря простояли вплоть до ХХ века. Окончательно их снесли уже большевики в середине 30-х годов.
— Георгиевский монастырь — древняя обитель. Я читал, что первые упоминания о нём относятся к началу 16-го века. Кстати, кажется, купола и колокольни в форме шатра — отличительная черта именно древнерусского храмового зодчества?
— Совершенно верно. Шатровая форма купола впервые появилась на Руси предположительно в середине 15-го столетия. Храмы тогда строились преимущественно из дерева, и русские зодчие пришли к идеальному архитектурному решению для работы с этим материалом. Со временем шатровые навершия стали отличительной чертой русских храмов. Кстати, и сегодня многие церкви строятся в древнерусском стиле, с шатровыми колокольнями.
— Прекрасно, что традиции не забываются! Маргарита Константиновна, я вот смотрю на полотно, и никак не могу понять, в какой технике оно написано. Кажется, акварель?
— Работы Фёдора Яковлевича Алексеева частенько принимают за акварели. Однако писал он маслом. Городскому пейзажу художник учился в Италии; оттуда и вынес своеобразную стилистику — чёткие линии рисунка и мягкие, пастельные тона красок. При этом живописец оставался самобытным. Талант его был разносторонним — Алексеев работал ещё и как театральный художник. Он создавал декорации для театров Петербурга и Москвы. К сожалению, ни одна не сохранилась до наших дней.
— Зато сохранились картины! И по ним мы сегодня можем узнать старую Москву, увидеть архитектурные шедевры, которые неумолимое время до нас не донесло. Такие, как вот этот удивительный храм на полотне Фёдора Алексеева «Вид в Москве на церковь с шатровой колокольней».
— Значит, Леонид Сергеевич, вам понравилась сегодняшняя необычная прогулка по Москве?
— Ещё как, Маргарита Константиновна! Спасибо вам!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Клуб единоборств «Архангел Михаил» в городе Черняховске
Все родители хотели бы видеть своих детей счастливыми, состоявшимися хорошими людьми. У каждой семьи есть свой особый секрет воспитания, каждый старается достигнуть этого постоянными усилиями, прилагая труды ко трудам.
В Черняховской епархии знают, что только своими силами, без помощи Божией, и тех людей, которые идут по пути веры, это невозможно.
В нашей программе мы расскажем о замечательном Клубе единоборств «Архангел Михаил», начало которому было положено в городе Черняховске при Кафедральном Соборе в честь Архангела Михаила, а продолжилось в Храме Благоверных Петра и Февронии в поселке Свобода, где мальчики и даже девочки учатся не только бороться, но и защищать свою Родину, молиться и любить всех, даже своих недругов. И, по наблюдениям, все они, во главе с Епископом Черняховским и Славским Преосвященнейшим Николаем (Дегтяревым) и руководителем Клуба «Архангел Михаил» иереем Никитой Фадеевым — очень добрые, миролюбивые, вдохновенные и жизнерадостные люди.

во время военно-спортивной игры «Архангельский рубеж 4.0»




с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом

в Сочи

с участниками военно-спортивной игры «Архангельский рубеж 4.0»


Все выпуски программы Места и люди
Псалом 105. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
2 Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?
3 Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!
4 Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим,
5 дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим.
6 Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду.
7 Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря.
8 Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое.
9 Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше;
10 и спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага.
11 Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось.
12 И поверили они словам Его, [и] воспели хвалу Ему.
13 Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения;
14 увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой.
15 И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их.
16 И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню.
17 Разверзлась земля, и поглотила Дафана и покрыла скопище Авирона.
18 И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых.
19 Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану;
20 и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву.
21 Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте,
22 дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря.
23 И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит [их].
24 И презрели они землю желанную, не верили слову Его;
25 и роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня.
26 И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне,
27 низложить племя их в народах и рассеять их по землям.
28 Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным,
29 и раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва.
30 И восстал Финеес и произвел суд,- и остановилась язва.
31 И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки.
32 И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них,
33 ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими.
34 Не истребили народов, о которых сказал им Господь,
35 но смешались с язычниками и научились делам их;
36 служили истуканам их, которые были для них сетью,
37 и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;
38 проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским,- и осквернилась земля кровью;
39 оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими.
40 И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим
41 и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими.
42 Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их.
43 Много раз Он избавлял их; они же раздражали [Его] упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие свое.
44 Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их,
45 и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей;
46 и возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их.
47 Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою.
48 Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема