Фёдор Алексеев. «Вид в Москве на церковь с шатровой колокольней» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Фёдор Алексеев. «Вид в Москве на церковь с шатровой колокольней»

Поделиться Поделиться

Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Коридор картиной галереи с посетителями.

— Маргарита Константиновна, мы же собирались по Москве погулять. А пришли в Государственный исторический музей!

— Всё верно, Леонид Сергеевич. У нас сегодня будет особенная прогулка — по Москве, которую уже не увидеть.

— Вот как! Интересно! Ну что ж, Маргарита Константиновна, тогда всецело вам доверяюсь.

— Благодарю вас, Леонид Сергеевич. Только проводником буду не я, а художник 19-го столетия, Фёдор Яковлевич Алексеев, мастер русского городского пейзажа, один из основоположников жанра.

— Неловко признаваться, но впервые слышу это имя...

— Неудивительно, Леонид Сергеевич. Даже специалисты сегодня относят Фёдора Алексеева к так называемым «забытым» художникам. Незаслуженно забытым, на мой взгляд. Он потрясающе писал старую Москву. А вот и одна из его картин. Называется она «Вид в Москве на церковь с шатровой колокольней».

— Красивый храм, шестиглавый. А колокольня какая величественная! Похожа на терем. Однако, если бы вы не сказали, ни за что не узнал бы Москву.

— Я же говорила — мы побываем с вами в Москве, которую сегодня не увидеть. Алексеев в основном изображал на своих полотнах допожарную Москву — то есть, город до известного пожара 1812-го года. Так что прекрасный храм древнерусской архитектуры, который запечатлён на этой картине — с характерной высокой конусообразной колокольней — до наших дней, увы, не сохранился. Знатоки Москвы и искусствоведы теперь могут только предполагать, что же за уголок Белокаменной изобразил на полотне Фёдор Алексеев.

— И какие есть варианты?

— По одной из самых достоверных версий, это может быть церковь Георгиевского женского монастыря на улице Большая Дмитровка. Он был разорён наполеоновскими солдатами во время Отечественной войны 1812-го года и сильно пострадал от пожара. Поэтому в 1813-м обитель закрыли, а монахинь перевели в Страстной монастырь. Однако некоторые строения Георгиевского монастыря простояли вплоть до ХХ века. Окончательно их снесли уже большевики в середине 30-х годов.

— Георгиевский монастырь — древняя обитель. Я читал, что первые упоминания о нём относятся к началу 16-го века. Кстати, кажется, купола и колокольни в форме шатра — отличительная черта именно древнерусского храмового зодчества?

— Совершенно верно. Шатровая форма купола впервые появилась на Руси предположительно в середине 15-го столетия. Храмы тогда строились преимущественно из дерева, и русские зодчие пришли к идеальному архитектурному решению для работы с этим материалом. Со временем шатровые навершия стали отличительной чертой русских храмов. Кстати, и сегодня многие церкви строятся в древнерусском стиле, с шатровыми колокольнями.

— Прекрасно, что традиции не забываются! Маргарита Константиновна, я вот смотрю на полотно, и никак не могу понять, в какой технике оно написано. Кажется, акварель?

— Работы Фёдора Яковлевича Алексеева частенько принимают за акварели. Однако писал он маслом. Городскому пейзажу художник учился в Италии; оттуда и вынес своеобразную стилистику — чёткие линии рисунка и мягкие, пастельные тона красок. При этом живописец оставался самобытным. Талант его был разносторонним — Алексеев работал ещё и как театральный художник. Он создавал декорации для театров Петербурга и Москвы. К сожалению, ни одна не сохранилась до наших дней.

— Зато сохранились картины! И по ним мы сегодня можем узнать старую Москву, увидеть архитектурные шедевры, которые неумолимое время до нас не донесло. Такие, как вот этот удивительный храм на полотне Фёдора Алексеева «Вид в Москве на церковь с шатровой колокольней».

— Значит, Леонид Сергеевич, вам понравилась сегодняшняя необычная прогулка по Москве?

— Ещё как, Маргарита Константиновна! Спасибо вам!


Все выпуски программы Свидание с шедевром

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем