Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Маргарита Константиновна, мы же собирались по Москве погулять. А пришли в Государственный исторический музей!
— Всё верно, Леонид Сергеевич. У нас сегодня будет особенная прогулка — по Москве, которую уже не увидеть.
— Вот как! Интересно! Ну что ж, Маргарита Константиновна, тогда всецело вам доверяюсь.
— Благодарю вас, Леонид Сергеевич. Только проводником буду не я, а художник 19-го столетия, Фёдор Яковлевич Алексеев, мастер русского городского пейзажа, один из основоположников жанра.
— Неловко признаваться, но впервые слышу это имя...
— Неудивительно, Леонид Сергеевич. Даже специалисты сегодня относят Фёдора Алексеева к так называемым «забытым» художникам. Незаслуженно забытым, на мой взгляд. Он потрясающе писал старую Москву. А вот и одна из его картин. Называется она «Вид в Москве на церковь с шатровой колокольней».
— Красивый храм, шестиглавый. А колокольня какая величественная! Похожа на терем. Однако, если бы вы не сказали, ни за что не узнал бы Москву.
— Я же говорила — мы побываем с вами в Москве, которую сегодня не увидеть. Алексеев в основном изображал на своих полотнах допожарную Москву — то есть, город до известного пожара 1812-го года. Так что прекрасный храм древнерусской архитектуры, который запечатлён на этой картине — с характерной высокой конусообразной колокольней — до наших дней, увы, не сохранился. Знатоки Москвы и искусствоведы теперь могут только предполагать, что же за уголок Белокаменной изобразил на полотне Фёдор Алексеев.
— И какие есть варианты?
— По одной из самых достоверных версий, это может быть церковь Георгиевского женского монастыря на улице Большая Дмитровка. Он был разорён наполеоновскими солдатами во время Отечественной войны 1812-го года и сильно пострадал от пожара. Поэтому в 1813-м обитель закрыли, а монахинь перевели в Страстной монастырь. Однако некоторые строения Георгиевского монастыря простояли вплоть до ХХ века. Окончательно их снесли уже большевики в середине 30-х годов.
— Георгиевский монастырь — древняя обитель. Я читал, что первые упоминания о нём относятся к началу 16-го века. Кстати, кажется, купола и колокольни в форме шатра — отличительная черта именно древнерусского храмового зодчества?
— Совершенно верно. Шатровая форма купола впервые появилась на Руси предположительно в середине 15-го столетия. Храмы тогда строились преимущественно из дерева, и русские зодчие пришли к идеальному архитектурному решению для работы с этим материалом. Со временем шатровые навершия стали отличительной чертой русских храмов. Кстати, и сегодня многие церкви строятся в древнерусском стиле, с шатровыми колокольнями.
— Прекрасно, что традиции не забываются! Маргарита Константиновна, я вот смотрю на полотно, и никак не могу понять, в какой технике оно написано. Кажется, акварель?
— Работы Фёдора Яковлевича Алексеева частенько принимают за акварели. Однако писал он маслом. Городскому пейзажу художник учился в Италии; оттуда и вынес своеобразную стилистику — чёткие линии рисунка и мягкие, пастельные тона красок. При этом живописец оставался самобытным. Талант его был разносторонним — Алексеев работал ещё и как театральный художник. Он создавал декорации для театров Петербурга и Москвы. К сожалению, ни одна не сохранилась до наших дней.
— Зато сохранились картины! И по ним мы сегодня можем узнать старую Москву, увидеть архитектурные шедевры, которые неумолимое время до нас не донесло. Такие, как вот этот удивительный храм на полотне Фёдора Алексеева «Вид в Москве на церковь с шатровой колокольней».
— Значит, Леонид Сергеевич, вам понравилась сегодняшняя необычная прогулка по Москве?
— Ещё как, Маргарита Константиновна! Спасибо вам!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Улыбка»
Утренний час пик. Толпа в вестибюле метро подхватывает меня, как бурный поток лёгкую щепку. В такие моменты я начинаю злиться на весь мир. Вот, девочка впереди меня идёт с большим рюкзаком. Мешает ведь людям — и так тесно! Стучу ей по спине и собираюсь отругать, но она оборачивается и вдруг... улыбается мне! Эта улыбка, такая неожиданная, будто зажигает во мне какой-то внутренний огонёк — тёплый и светлый. Больше не хочется злиться и ворчать. Я даже замираю на мгновение, забыв о толпе и суете будничного московского утра. Слышу чей-то недовольный голос за спиной, оборачиваюсь и — улыбаюсь. Мне вдруг стало радостно и легко, и хочется делиться этим настроением со всеми.
Все выпуски программы Утро в прозе
27 января. Об эпохе служения Святейшего Патриарха Кирилла
Сегодня 27 января. В этот день в 2009 году Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был избран Поместным собором шестнадцатым Патриархом Московским и Всея Руси.
Об эпохе служения Святейшего Патриарха Кирилла — протоиерей Артемий Владимиров.
С тех пор пронеслось много лет. Мы видим, какое грозовое время принес нам XXI век и призваны вместе со Святейшим Патриархом денно-нощно проливать наши горячие молитвы пред престолом Вседержителя о единстве русской церкви, возведенной сегодня не на Голгофу, подобную гонениям от большевиков в XX веке, но раздираемую стервятниками, теми тёмными политическими силами, которые хотели бы выклевать у России самое сердце, православие, введя в состояние смуты русскую церковь, сегодня обретшую статус церкви-исповедницы. Речь идёт и об открытых гонениях на православие на Украине, и о гонениях уже не скрытых, но явных — на наши приходы в Европе, в Прибалтике. И мы можем представить себе, какую ношу несёт на своих плечах Святейший Патриарх, молитвы которого столь значимы для нас немощных и грешных, и единство с которым для всех членов русской церкви значимо важно. Да укрепит Господь Святейшего Патриарха Кирилла, и его крестная ноша и стяжкой да будет облегчена!
Все выпуски программы Актуальная тема
27 января. О богослужении дня
Сегодня 27 января. Отдание праздника Богоявления.
О богослужении дня — священник Валерий Голод.
Самые главные праздники нашей Церкви длятся не один день. Попразднство Богоявления продолжается 8 дней, а Отдание — это последний день, когда праздник отдается, то есть завершается. Период Попразднства и день Отдания в богослужении сопровождаются не меньшими торжествами, чем и сам день Крещения Господня. Службы включают в себя тексты праздника, и мы снова и снова вспоминаем евангельские события Богоявления, еще раз поем прекрасные, полные глубокого духовного смысла крещенские песнопения. На утренней в день Отдания поется великое славословие. Говоря об Отдании, митрополит Вениамин (Федченков) пишет, что Господь иногда дает благодать, связанную с тем или иным событием именно в этот, последний день Попразднства.
Человек не всегда может сразу и в полной мере прочувствовать духовный смысл праздника. Чтобы усвоить сакральное понятие и умом, и душой, нужно проникнуться им на протяжении нескольких дней, а затем отпустить во время Отдания с нетерпением, ожидая его возвращения.
Все выпуски программы Актуальная тема