Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, мы же собирались по Москве погулять. А пришли в Государственный исторический музей!
— Всё верно, Леонид Сергеевич. У нас сегодня будет особенная прогулка — по Москве, которую уже не увидеть.
— Вот как! Интересно! Ну что ж, Маргарита Константиновна, тогда всецело вам доверяюсь.
— Благодарю вас, Леонид Сергеевич. Только проводником буду не я, а художник 19-го столетия, Фёдор Яковлевич Алексеев, мастер русского городского пейзажа, один из основоположников жанра.
— Неловко признаваться, но впервые слышу это имя...
— Неудивительно, Леонид Сергеевич. Даже специалисты сегодня относят Фёдора Алексеева к так называемым «забытым» художникам. Незаслуженно забытым, на мой взгляд. Он потрясающе писал старую Москву. А вот и одна из его картин. Называется она «Вид в Москве на церковь с шатровой колокольней».
— Красивый храм, шестиглавый. А колокольня какая величественная! Похожа на терем. Однако, если бы вы не сказали, ни за что не узнал бы Москву.
— Я же говорила — мы побываем с вами в Москве, которую сегодня не увидеть. Алексеев в основном изображал на своих полотнах допожарную Москву — то есть, город до известного пожара 1812-го года. Так что прекрасный храм древнерусской архитектуры, который запечатлён на этой картине — с характерной высокой конусообразной колокольней — до наших дней, увы, не сохранился. Знатоки Москвы и искусствоведы теперь могут только предполагать, что же за уголок Белокаменной изобразил на полотне Фёдор Алексеев.
— И какие есть варианты?
— По одной из самых достоверных версий, это может быть церковь Георгиевского женского монастыря на улице Большая Дмитровка. Он был разорён наполеоновскими солдатами во время Отечественной войны 1812-го года и сильно пострадал от пожара. Поэтому в 1813-м обитель закрыли, а монахинь перевели в Страстной монастырь. Однако некоторые строения Георгиевского монастыря простояли вплоть до ХХ века. Окончательно их снесли уже большевики в середине 30-х годов.
— Георгиевский монастырь — древняя обитель. Я читал, что первые упоминания о нём относятся к началу 16-го века. Кстати, кажется, купола и колокольни в форме шатра — отличительная черта именно древнерусского храмового зодчества?
— Совершенно верно. Шатровая форма купола впервые появилась на Руси предположительно в середине 15-го столетия. Храмы тогда строились преимущественно из дерева, и русские зодчие пришли к идеальному архитектурному решению для работы с этим материалом. Со временем шатровые навершия стали отличительной чертой русских храмов. Кстати, и сегодня многие церкви строятся в древнерусском стиле, с шатровыми колокольнями.
— Прекрасно, что традиции не забываются! Маргарита Константиновна, я вот смотрю на полотно, и никак не могу понять, в какой технике оно написано. Кажется, акварель?
— Работы Фёдора Яковлевича Алексеева частенько принимают за акварели. Однако писал он маслом. Городскому пейзажу художник учился в Италии; оттуда и вынес своеобразную стилистику — чёткие линии рисунка и мягкие, пастельные тона красок. При этом живописец оставался самобытным. Талант его был разносторонним — Алексеев работал ещё и как театральный художник. Он создавал декорации для театров Петербурга и Москвы. К сожалению, ни одна не сохранилась до наших дней.
— Зато сохранились картины! И по ним мы сегодня можем узнать старую Москву, увидеть архитектурные шедевры, которые неумолимое время до нас не донесло. Такие, как вот этот удивительный храм на полотне Фёдора Алексеева «Вид в Москве на церковь с шатровой колокольней».
— Значит, Леонид Сергеевич, вам понравилась сегодняшняя необычная прогулка по Москве?
— Ещё как, Маргарита Константиновна! Спасибо вам!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
10 июня. О подлинном миротворчестве

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова из нагорной проповеди Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
О подлинном миротворчестве — священник Родион Петриков.
Слова Христа из Нагорной проповеди звучат как призыв к действию в мире, где разделения, увы, порой кажутся непреодолимыми. Но что значит быть миротворцем по-христиански?
Это не просто избегать конфликтов, но это значит активно сеять мир там, где царит вражда. Христос, назвавший Себя «миром нашим», показывает, что миротворец — это не наблюдатель, а активный участник. Он входит в разорванные ситуации, как Сам Бог вошёл в нашу человеческую историю.
И речь не о компромиссе, а о мужестве говорить правду, но с любовью, и восстанавливать мосты там, где другие возводят стены. Сегодня наш мир проверяется в мелочах: когда в соцсетях хочется ответить грубостью на грубость, когда в семье назревает ссора, когда коллеги делятся на своих и чужих.
И миротворец — это тот, кто первым делает шаг к примирению, даже если это рискованно. Ведь сыновство Божие — это не титул, не статус, а призвание: отражать характер Отца, Который, как солнце, светит и на злых, и на добрых.
Как не выгореть? Секрет в источнике. Истинный мир рождается не от человеческих усилий, а от встречи со Христом, Начальником жизни. И Его благодать превращает страх в доверие, а обиды — в молитву.
Пусть слова Господа напомнят нам, что каждый жест милосердия, каждое прощение, каждый честный разговор — это кирпичики в здании Царства Божия.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О призвании апостола Павла к благовестию

1-я глава Послания апостола Павла к римлянам начинается со слов: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях».
О призвании апостола Павла к благовестию — священник Алексий Долгов.
Этими словами святой апостол Павел хотел подчеркнуть, что промыслом Божиим он был избран для особого служения — благовестия. Он адресовал своё послание римлянам.
Главное призвание святого апостола Павла — это благовестие Божие, проповедь о Христе распятом и воскрешённом. Благовестием он называет свою проповедь потому, что Евангелие Иисуса Христа и есть благая весть, потому что возвещает о благах, как говорят святые отцы. Поэтому обещание благовестия было обещанием блага роду человеческому.
А Божиим благовестие называют потому, что оно дано самим Богом и даёт о Боге истинное знание. Потому что оно не есть что-либо человеческое, но оно — божественное, неизречённое, превыше всякого естества.
Апостол Павел упоминает о священном Писании, утверждая, что это благовестие уже было известно богоизбранному народу. Действительно, в Ветхом Завете содержатся многочисленные пророчества о пришествии в мир Мессии, которые в точности исполнились на Христе. Апостол подчёркивает связь своего благовестия со Священным Писанием Ветхого Завета, чтобы никто не думал, что он проповедует новые учения, никому неизвестные прежде.
Но всё же благовестие святого апостола Павла, к которому он был призван Богом, отличается от благовестия Ветхого Завета. Пророки обличали, укоряли, угрожали людям за отступление от веры в единого Бога. Апостол же Павел благовествует о несчётных сокровищах, постоянных и непреложных благах, не только настоящих, но и будущих.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О творчестве Ильи Глазунова

Сегодня 10 июня. В этот день в 1930 году родился художник Илья Глазунов.
О его творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Родился в семье учёного-историка, и это очень важное обстоятельство для понимания жизненного пути и творческого наследия Ильи Глазунова. В нём сочетались любовь к истории Отечества и талант живописца. За всё время своей карьеры Илья Глазунов создал более 3 000 работ.
Чем же известен Илья Глазунов сегодня? Ну, прежде всего, он прославился на весь мир тем, что создал уникальные портреты своих современников: высокопоставленных государственных лиц и культурных деятелей со всего мира. Его кисти принадлежат изображения Индиры Ганди, Сальвадора Альенде, Федерико Феллини и других.
Но, кроме известных портретов, Илья Глазунов оставил нам работы в жанре монументальной живописи. Это прежде всего «Мистерия XX века» и «Вечная Россия», которые вошли в анналы мирового художественного сокровища. Сегодня они признаны шедеврами культурного наследия всего мира, их узнают в любой стране мира.
А ещё в творчестве Глазунова нужно отметить то, что он был большим почитателем Фёдора Достоевского. Вот поэтому для книг Достоевского, своего любимого писателя, Глазунов сделал работы с особенным трепетом.
Все выпуски программы Актуальная тема