
Вот уже несколько дней и ночей императорские гонцы разъезжали по Византии. По велению Царицы Ирины, они по всей стране разыскивали ту, которая была бы достойна стать женой царского сына, молодого императора Константина.
В своих поисках царские послы не обошли стороной и городок Амнию. Ещё издалека они заприметили в нём высокую крышу красивого и богатого дома. Однако человек, встретивший посланников у городских ворот, стал отговаривать их от визита.
— Дом этот только с виду красив и богат, — заявил он. — Внутри же пустота и крайнее обнищание. Там живёт старик Филарет со своей семьёй. Беднее и несчастнее него, пожалуй, во всей Византии не найти!
Действительно, из дверей дома навстречу послам вышел старый седой мужчина в ветхих, штопаных одеждах и стоптанных башмаках. Это и был хозяин — Филарет. Он радушно поклонился гостям и пригласил их войти.
... Ещё совсем недавно Филарет считался самым богатым человеком в городе. Дом его был полной чашей; на плодородных землях паслись бесчисленные стада, сундуки ломились от сокровищ. Однако Филарет не «чах над златом» и не был скуп. С детства он был приучен благоволить к нуждам ближних.
— Разве Господь дал мне моё богатство для того, чтобы я пользовался им в одиночку? — размышлял Филарет. — Нет! Дарованными мне благами я обязан делиться с обездоленными.
И он делился. Ни один человек, в нужде обратившийся к Филарету, не уходил от него без помощи. Дом почтенного старца стал для многих настоящим прибежищем в бедах. Своей добротой и щедростью он прославился больше, чем своим богатством, и заслужил среди людей прозвание Милостивый Филарет.
Но скоро богатство Филарета стало иссякать. И всё же он продолжал помогать людям даже тогда, когда приходилось отдавать последнее. Супруге Филарета, Фиозве, это не нравилось — ведь им самим, и их детям, уже в буквальном смысле нечего было есть! А тут ещё на земли Филарета напали воинствующие племена, и до того разграбили их, что почтенный старец потерял почти всё, что имел. Но люди по привычке продолжали идти со своими бедами к Милостивому Филарету...
У старца оставался один вол, на котором он сам выходил вспахивать чудом сохранившийся клочок земли. Однажды утром к Филарету прибежал сосед.
— Что мне делать, господин, сегодня ночью мой вол околел! — в слезах обратился он к старику.
Филарет немедленно выпряг своего последнего вола, и отдал соседу.
Точно так же он отдал нищему свой последний кафтан, голодному страннику — единственный мешок зерна, который взял в долг у своего дальнего родственника, солдату — коня, бедняку — корову и телёнка. У самого же Филарета и его семьи не осталось ничего.
Возмущённым домашним он отвечал:
— Не сердитесь — у меня есть скрытое богатство, которое намного больше того, что у нас когда-то было.
Родные считали, что Филарет обманывает их; он же искренне верил, что Господь не оставит в беде его семью.
И вот однажды на пороге обнищавшего дома Филарета появились царские гонцы. Когда хозяин узнал, что гости присматривают невесту молодому императору, он вывел к ним свою юную внучку Марию. Послов поразила её красота и кротость; они пригласили всё семейство поехать с ними в Константинополь.
Увидев Марию, император не смог отвести от неё глаз; было решено как можно скорее играть свадьбу. Нищий Филарет стал дедом царицы, а император наградил его таким богатством, какого не было у него и в самые лучше годы.
Вернувшись домой, Филарет велел собрать пир — такой, на который не стыдно было бы позвать новых царственных родственников. А сам пошёл по улицам города, и привёл к столу всех нищих, старых и немощных.
Увидев это, родные Филарета прониклись его искренним бескорыстием, добротой и щедростью. С тех пор и они не оставляли пожертвованиями храмы и помогали бедным. После смерти Филарета Милостивого, которого Церковь прославила в лике своих святых, его супруга основала несколько монастырей и приютов для нищих и больных.
Все выпуски программы Имена милосердия
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема