У нас в студии были представители благотворительного фестиваля «Звезда Рождества»: соучредитель и продюсер фестиваля, художественный руководитель Театрального салона «Сцена 23» Вероника Вяткина и директор фестиваля Евгения Арефьева.
Наши гости рассказали, как пришла идея организовывать благотворительный фестиваль, посвященный празднику Рождества Христова, чем он примечателен, что ожидает посетителей, а также как подобные мероприятия могут помогать людям раскрывать христианские смыслы.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Т. Ларсен
— Здравствуйте, друзья, это «Делатели» на Радио ВЕРА. Я Тутта Ларсен...
В. Рулинский
— Я Василий Рулинский, пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности. И у нас в гостях сегодня замечательные гости. Вероника Вяткина, соучредитель и продюсер фестиваля «Звезда Рождества», художественный руководитель Театрального салона «Сцена-23». Вероника, здравствуйте.
В. Вяткина
— Здравствуйте.
Т. Ларсен
— Добрый вечер.
В. Рулинский
— И Евгения Арефьева, директор благотворительного фестиваля «Звезда Рождества». Женя, добрый вечер.
Е. Арефьева
— Добрый вечер.
Т. Ларсен
— Здравствуйте. Вообще у нас в студии, если вы нас не только слушаете, но и смотрите, уже вполне рождественская атмосфера. И обычно мы обсуждаем какие-то проблемы, здесь все-таки «Делатели» — это те, кто проблемы разруливает, кто решает вопросы, кто помогает людям, а значит, есть какие-то сложности, в которых надо помогать. Но мне кажется, что сегодня мы больше будем говорить о празднике...
В. Рулинский
— И о радости.
Т. Ларсен
— И о радости. Ну и в том числе о том, как праздник может помочь людям.
В. Рулинский
— Да, собственно фестиваль «Звезда Рождества» — это как раз об этом. Причем еще о высоком искусстве и о возможности как-то семейно, по-доброму и, действительно, в рамках такой православной традиции отметить Рождество. Потому что мы знаем, как много вот рождественской такой подготовки, но она часто бывает — ну когда мы смотрим на эти все витрины, всю вот эту мишуру такую, знаете, немножко внешнюю, такое ощущение, что глубины там нет.
Т. Ларсен
— Все про форму.
В. Рулинский
— Да, какая-то форма. А здесь, мне кажется, фестиваль «Звезда Рождества» — это уже второй раз, да, я так понимаю, проводится он у нас в России, — это как раз еще и про глубокое содержание. Давайте, друзья, мы расскажем, а что такое фестиваль «Звезда Рождества». И как появилась эта идея, к чему она привела.
В. Вяткина
— Да, вы знаете, я передала бы сейчас слово Жене Арефьевой на самом деле, которая стояла, в общем, скажем так, у истоков вот этой идеи. И на самом деле ситуация была такая, что именно «Милосердие» к нам обратилось...
В. Рулинский
— Служба «Милосердие».
В. Вяткина
— Служба «Милосердие», да, с тем чтобы мы смогли помочь насытить и открыть этот фестиваль, скажем так, усилить их команду. И, в общем, когда, конечно, людей больше, тем более наши взгляды совпадают, что очень немаловажно при создании определенных проектов, я с большой радостью откликнулась. Потому что на самом деле вот последнее время ощущала, что вот мне не хватает какого-то более глубоко действительно наполнения, как вы сказали, Василий, в искусстве. Помимо того, что искусство просто вдохновляет, дает направление, дает какие-то правильные мысли для рассуждения, оно еще способно действительно, в общем, давать помощь людям — то есть через искусство мы открываем души человеческие, да, мы как бы вот этот посыл, он абсолютно каким-то божественным образом открывается. Потому что искусство, в общем, это все равно некий талант, который приходит от Бога. И я считаю, что все вместе соединить — это какая-то невероятная сила и красота, и наполнение, и помощь людям. Это прямо вот, не знаю, для меня это какое-то сейчас дело всей жизни, я могу сказать, то чем я занимаюсь.
В. Рулинский
— Да, Женя, а собственно фестиваль, он что собой представляет? Вот это какая-то серия мероприятий, это... Как вот может человек понять, включиться в это?
Е. Арефьева
— Ну в общем, да, это можно так сказать, что это серия мероприятий. Но по большому счету, мы когда задумывали фестиваль, мы думали, что все равно он будет как-то состоять из двух частей. Первое — это подготовка к Рождеству, а второе — это сам праздник. И в православной традиции это так оно и есть. Вот весь Рождественский пост — это подготовка к Рождеству, а уже Святки и тоже достаточно продолжительный период — это празднование этого праздника Рождества Христова. И мы решили взять это за основу, поскольку мы люди церковные, православные, и перенести это на такой культурный широкий контекст, и наполнить какими-то такими культурными, можно сказать, даже и светскими традициями, по одной простой причине. Ну во-первых, нам как людям, непосредственно этот праздник справляющим уже там не первый год, а кто-то с рождения, мы хотим поделиться им с другими людьми, которые не так близко и глубоко его знают. А с другой стороны, мы хотим своим фестивалем сформировать какую-то культурную традицию, как мы отмечаем Рождество. Вот многие мне задают вопрос: а что значит культурная традиция и как мы, и что мы отмечаем, что мы делаем? Я говорю, ну давайте так просто порассуждаем: что все там плюс минус интеллигентные и культурные люди стараются выполнить — ну такая галочка, да, — стараются выполнить на Новый год? Ну это, конечно, посмотреть «Щелкунчик». То есть долг каждого родителя — отвести своего ребенка на «Щелкунчика».
В. Рулинский
— Ну это как-то...
Т. Ларсен
— У меня мысли роились в голове, хорошо, что я их не высказала.
Е. Арефьева
— Нет, ну салат оливье — это все понятно, елка...
В. Рулинский
— Женечка, я тебя шокирую: я ни разу не был на «Щелкунчике».
Т. Ларсен
— И я.
В. Рулинский
— Даже не то что в Большом театре, даже в каком-нибудь областном драматическом театре.
Т. Ларсен
— Была в детстве в Одесском театре прекраснейшем, Оперы и балета, который был копией Венской оперы, и это было бесподобно.
В. Рулинский
— Неплохо.
Т. Ларсен
— Но реально попасть на «Щелкунчик» в Москве, в предновогоднем формате, да еще и с двумя-тремя детьми — это абсолютно нереальная, для меня даже не решаемая. Мне сказали: вот ты звезда, что, не можешь достать контрамарки? Не могу.
Е. Арефьева
— Слушайте, ну это на самом деле сверхзадача нашего фестиваля.
Т. Ларсен
— По телевизору можно показать.
В. Рулинский
— Кстати, в этом году показывали.
Е. Арефьева
— В стране много других доступных «Щелкунчиков» на самом деле, да. Но как ни крути, все-таки когда появился балет «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, это стало своего рода саундтреком к Рождеству...
Т. Ларсен
— Конечно.
Е. Арефьева
— А потом и к Новому году. То есть как ни крути, культурная традиция существует. Ну соответственно, и про все остальное можно так сказать. И наш фестиваль как раз — это вовлечение публики вот в эту культурную рождественскую жизнь. Не скажем новогоднюю, да, но все-таки мы хотим, чтобы она была рождественской. Ну в конце концов все-таки у нас Рождество это государственный праздник, ну так, как ни крути. Мы не стремимся, конечно, центр тяжести перетащить на Рождество, это абсолютно...
В. Рулинский
— А почему нет? Я очень за.
Е. Арефьева
— Нет, ну мы все за. Но мы же все-таки реалисты, мы делаем фестиваль, да, а мы не фантазируем. Поэтому здесь, конечно, такой задачи не стоит. А вот по поводу «Щелкунчика», Татьяна, вот если, я с вами, вообще поддержу тему. У нас даже был такой слоган: полпартера каждой семье, — что-то такое, или полпартера многодетным. Потому что вот действительно, когда мы говорим, что такое русская культура, пытаемся приучить детей к русской культуре — ее ценить, любить, за нее бороться, да, ее там отменяют и так далее. А что это такое, да, то есть это вообще мало кому доступная, оказывается, вещь.
Т. Ларсен
— Нет, ну последние несколько лет «Щелкунчик» стал это просто притча во языцех. Особенно если мы говорим о «Щелкунчике» в Большом театре. На него не попасть и в других больших театрах на хорошие постановки. Сайт висит, и цены сумасшедшие.
В. Рулинский
— Но вроде в этом году что-то они как-то так подкрутили.
Т. Ларсен
— Ну какое, аукцион там был. Сотни тысяч какие-то.
В. Рулинский
— Ну какой-то аукцион, да. Вроде как и в онлайне можно посмотреть тоже.
Т. Ларсен
— Ну вот если только в онлайне, да. Ну это же не то.
В. Вяткина
— Мне кажется, «Щелкунчик» не панацея все-таки на Рождество.
Т. Ларсен
— Абсолютно. Подождите, мы так много говорим о «Щелкунчике». Фестиваль-то что?
Е. Арефьева
— Слушайте, мы хотели сделать, не получилось в этом году. Но зато у нас будет гала-концерт в Московском концертном зале «Зарядье», где наш постоянный благотворитель и друг «Милосердия», Большой симфонический оркестр, художественным руководителем которого является Владимир Иванович Федосеев, многолетний большой друг «Милосердия», будет давать концерт. Гала-концерт с хором, тоже с балетом, с Чайковским, и тоже с «Щелкунчиком», да, я приоткрою немножко завесу, но программа существует, можно посмотреть на сайте. И мы всех приглашаем посетить наш гала-концерт — это будет как раз закрытие нашего фестиваля.
Т. Ларсен
— Мы в прошлом году были на этом концерте. Конечно, вообще отдельное наслаждение смотреть на легендарного дирижера, который там в 90 лет, да, там около, по-прежнему...
Е. Арефьева
— 92.
Т. Ларсен
— Да, 92 года. И он просто невероятно работает на сцене и управляется со своим оркестром. И «Зарядье» очень классный зал с точки зрения акустики, там отовсюду хорошо видно и слышно. Очень рекомендую с детьми.
Е. Арефьева
— Ну к сожалению, Владимир Иванович, он в этом году не будет дирижировать. В этом году за дирижерским пультом будет Денис Лотоев, заслуженный артист Российской Федерации, но это никак не умаляет значимости концерта.
Т. Ларсен
— Еще бы.
Е. Арефьева
— И оркестр БСО — это великий коллектив.
В. Рулинский
— А давайте сразу, может быть, обозначим. Вот человек, например, услышал и хочет попасть на этот концерт...
Т. Ларсен
— Но это уже закрытие. Давайте всю программу обсудим.
В. Рулинский
— Да, ну и где вообще информацию искать. Давайте как-то поподробнее про это.
Е. Арефьева
— Ну надо сказать, что уже половина фестиваля прошла. Начали мы 19 декабря, в день святителя Николая, открытие состоялось в Соборной палате, в Лиховом переулке. Прекрасный был концерт Творческой мастерской Леонида Лундстрема. Продолжился он ярмаркой, лекторием. И сейчас, в Рождество, и после Рождества, естественно, пойдут самые яркие, увеселительные мероприятия — это молодежные вечерки, интерактивный концерт коллектива «Под облаками»...
В. Рулинский
— Подождите, подождите. Молодежные вечерки. А для простых людей что это значит — молодежные вечерки? Это что-то советское такое?
Т. Ларсен
— Это народное.
Е. Арефьева
— Это народное, молодежное. Ну как вам сказать, это, ну если попросту, да, между нами...
В. Рулинский
— Можно между нами, можно между радиослушателями.
Е. Арефьева
— Ну это, вообще как формат дискотеки, но только это в традиции, это со строгим регламентом, Ну то есть это не какие-то там хаотичные выступления...
Т. Ларсен
— Тыц-тыц.
Е. Арефьева
— Ну, песни и пляски. Да, тыц-тыц...
В. Рулинский
— Вы меня уже испугали, что дискотека.
Е. Арефьева
— Ну это все очень хорошо продуманные мероприятия — что сначала, что потом, все это взаимосвязанные, друг за другом идущие и песни, и танцы, хороводы. И проводит у нас замечательный коллектив «Гуляйте, ребята». Посмотрите, все у нас подробно на нашем сайте https://starfest.miloserdie.ru/, там подробная программа.
В. Рулинский
— Это программа «Делатели» на Радио ВЕРА. Мы говорим сегодня о фестивале «Звезда Рождества» с создателями этого фестиваля. С Вероникой Вяткиной, соучредителем и продюсером фестиваля «Звезда Рождества» и художественным руководителем Театрального салона «Сцена-23», и Евгенией Арефьевой, директором фестиваля «Звезда Рождества». Мы услышали, примерно я так чуть-чуть понял про вечерки, хотя, честно говоря, все равно для меня это осталось немножко загадкой. Но хорошо, допустим, молодежные вечерки. Еще мероприятия, и какие еще — давайте вот прямо всю линейку, да, расскажем.
В. Вяткина
— Дальше у нас будет музыкально-поэтический вечер, в котором участвует Елена Захарова. Вот она как раз прочтет стихотворение о Рождестве, будет звучать музыка тоже у нас классическая, которая поддержит — это и Бах, Мендельсон, Дебюсси. Тоже всю программу можно найти на сайте фестиваля. Состоится это в Музее военной формы, в центре Москвы. И тоже очень красивое мероприятие, такое атмосферное. Наверное, это как раз, знаете, в духе Театрального салона. Потому что мы за это отвечаем и для нас это такие форматы камерные, наполненные таким близким, знаете, вот лицезрением музыкальным, поэтическим, где ты можешь потом и поговорить с создателями, и задать вопросы, и насладиться там и фуршетом, и вот этой атмосферой. Это вот, правда, очень волшебно всегда выглядит. И тем у нас два раза мы сыграем наш легендарный, можно сказать, спектакль Театрального салона — «Слуга двух господ». Это итальянская комедия, семейная история тоже. Почему мы это играем, потому что она невероятно наполняет настроением. И вот, не знаю, три года мы играем, и всегда у нас аншлаги, всегда люди выходят в прекрасном настроении. Поэтому приглашаем тоже на эти спектакли. Дальше, Женя, подхватывайте...
Т. Ларсен
— А для детей будет что-то, Жень, специфическое? Помню, в прошлый раз был совершенно потрясающий фестиваль вертепов, на который мы тоже ходили, и это было просто невероятно интересно и детям, и взрослым. И мы все как-то были в итоге вовлечены, потому что нам раздавали и музыкальные всякие инструменты народные, там бубны, ложки и всякие дудки, и в общем, это был восторг абсолютный. Очень классно работали маленькие вот эти вертепные театры. Будет что-то?
Е. Арефьева
— У нас в этом году будет «Бродячий вертеп» и «Душегрея», замечательные коллективы, которые нас поддерживают второй год. Ну вообще, когда мы думали — делать вертепы, не делать, мы рассуждали так, что ну люди, которые празднуют Рождество и так, они делают для своих детей вертепы там на приходах, в воскресных школах, просто в школах — ну так или иначе как-то своих детей занимают.
Т. Ларсен
— Ну здесь же еще и вертепное представление, а не просто сам по себе вертеп.
Е. Арефьева
— Да, все верно. И мы решили, что как раз когда мы вот вовлекаем людей внешних, то очень важно, чтобы к нам пришла публика, которая слово «вертеп» услышала в первый раз, и чтобы у них было, что это такое. И мы зовем туда, конечно, семейную аудиторию с детьми, в первую очередь, и для детей мы это делаем. И вот в том году у нас это как раз получилось. Поэтому, конечно, вертепы будут, да.
В. Рулинский
— Да, здорово. И давайте еще раз озвучим что 22 января будет гала-концерт, да. Он будет...
Т. Ларсен
— В «Зарядье».
В. Рулинский
— В «Зарядье». Большой симфонический оркестр имени Чайковского. И всю программу посмотреть можно на сайте https://starfest.miloserdie.ru/. Потому что часть там по билетам, а часть бесплатно, я так понимаю?
Е. Арефьева
— У нас благотворительный фестиваль во всех смыслах. Либо мы раздаем билеты бесплатно — такие мероприятия у нас были и еще будут до 22 января, посмотрите нашу программу. Либо все собранные деньги пойдут в помощь какого-то определенного проекта. В этом году у нас есть и внешние партнеры, и проекты службы помощи «Милосердия». Напомню, что их 26. Не сказать, что прямо на каждый проект у нас отдельное мероприятие, но в основном мы к этому стремимся.
В. Рулинский
— Да, давайте уточним, вот кому пойдут собранные средства.
Т. Ларсен
— Да, что мы имеем в виду под проектами.
В. Рулинский
— Да, под проектами. И насколько я помню, там Московский штаб помощи беженцам тоже получит часть средств. Или он, по-моему, вначале...
Е. Арефьева
— Это открытие у нас.
В. Рулинский
— С открытия фестиваля получил средства Московский штаб помощи беженцам церковный, который при Синодальном отделе по благотворительности у нас работает с 22-го года. И другие проекты. Какие получат проекты средства и на что пойдут те деньги, которые люди отдадут за билеты?
Е. Арефьева
— Это Свято-Софийский социальный дом. Центр помощи семье, оказавшейся в сложной кризисной ситуации. Это детский сад для детей-колясочников. И это Детский дом для детей с синдромом Дауна.
В. Рулинский
— То есть, получается, это история такая, не про зарабатывание денег, да, не про какую-то такую коммерческую наживу...
Т. Ларсен
— Про сбор помощи.
В. Рулинский
— Про то, что ты через какое-то погружение в атмосферу праздника, через то, что ты приходишь, делаешь доброе, ты при этом еще вот прямо конкретно помогаешь нуждающимся людям. И это мне кажется, очень хорошее прямо сочетание для Рождества.
Е. Арефьева
— Ну в общем, да. Потому что не смогу удержаться, скажу наш эпиграф к нашему фестивалю. У нас, конечно, их гораздо больше, чем один, скажем так. Но как за референс мы брали стихотворение «В Рождество все немного волхвы». То есть эта фраза, она прямо вот красной линией проходит через наш фестиваль и является, собственно говоря, отражением идеи фестиваля о том, что мы дарим подарки друг другу, как волхвы дарили, пришли с дарами к Спасителю, поклоняясь Богу в человеческом естестве. То есть мы предлагаем публике, зрителям, сделать подарок и стать немножко волхвом.
В. Рулинский
— Это очень правильная, хорошая история. Я напомню, что, собственно, эти строчки: «В Рождество все немного волхвы» — из стихотворения Иосифа Бродского, 1971 года, одно из таких самых пронзительных, наверное, стихотворений, посвященных Рождеству. Если вы его еще не читали, обязательно... Может быть, сегодня мы еще к нему вернемся. А я так понимаю, что им было вдохновлен и отчасти и такой мультипликационный сюрприз этого фестиваля. И, может быть, предыдущего фестиваля. В общем, у вас получается так, что прошлый фестиваль был связан с созданием мультфильма, и поэтому этот фестиваль, да, этого года, что это за мультфильм и как, почему вы решили, во-первых, этим заняться? Мультфильм — это же вообще очень сложная тема, сложная в производстве. Расскажите про этот мультфильм, как он появился.
Е. Арефьева
— Ну я сразу хочу сказать, что вот как раз генеральным продюсером первого мультфильма выступила Вероника и поддержала наш проект, хотя он уже там заваливался на одну сторону, и мы считали его безнадежным. Но в целом, знаете, как это бывает: в самый ответственный момент, когда уже все, проект закрывается, появился человек, который просто его спас. И это оказалась Вероника, она поддержала нашу вот эту идею, инициативу. Мы несказанно благодарны, в общем, вообще за все и Театральному салону «Сцена-23», и всему коллективу.
В. Вяткина
— Мы вместе делаем доброе дело, Жень. Спасибо, что вы ко мне пришли, дали такую возможность делать добро через искусство. Потому что, честно говоря, для меня это, не знаю, большая честь, что мне выпала. Ну не знаю, когда человек готов, мне кажется, к нему приходят какие-то и люди, и проекты, и все соединяется, и вот, как говорите, в последний момент. У меня с детства была мечта, понимаете, прикоснуться к созданию мультфильмов. Я в детстве очень много рисовала мультфильмов...
В. Рулинский
— Какая хорошая мечта.
В. Вяткина
— И вот мама даже про меня забывала. Потому что помню такой момент: погас свет, и я закричала, потому что испугалась — выключили электричество. И наконец-то меня родители вспомнили, можно сказать. Потому что я вот часами любила рисовать и думала, что я буду вот мультипликатором в будущем. Ну жизнь сложилась по-другому. Но скажем так, когда это приходит к тебе и это все равно где-то в тебе живет, знаете, это не уходит. Я просто вот, не знаю, для меня это как какое-то совпадение мечты и реальности. Вот говорю, у меня прямо...
Т. Ларсен
— Мурашки.
В. Вяткина
— Да.
Т. Ларсен
— А что за мультфильм и где его можно посмотреть?
В. Вяткина
— Ну на самом деле он выложен на платформе, на «Кинопоиске», и у нас на сайте в Rutube, «Сцена-23». Мы его пересылали в прошлом году своим друзьям накануне, пока еще не было эфира официального на канале «Культура». И вот происходили такие какие-то волшебные вещи — этот мультфильм из-за границы приходил нашим друзьям в поздравление им. То есть вот, понимаете, он как бы закольцевался вообще, и такое ощущение, что...
Т. Ларсен
— Разошелся по миру.
В. Вяткина
— Да, да.
Т. Ларсен
— Это мультфильм о Рождестве?
В. Вяткина
— О Рождестве, да, называется «Рождественская звезда».
В. Рулинский
— Это на слова Пастернака первый был мультфильм, да? Расскажите про него.
В. Вяткина
— Бориса Пастернака прочитала Алиса Гребенщикова, музыка Моцарта. В общем, там мне кажется, все сошлось по смыслам и по картинке, замечательные мультипликаторы и режиссеры, и эта команда, которая уже была собрана фактически Женей. И здесь, конечно, нужно было только, как говорится, помочь, вот проспонсировать этот проект. И я думаю, что мультфильм, просто он тоже стал некоей визитной карточной этого фестиваля. Он собрал вот именно в себе все, что мы хотели отобразить — это и искусство, и милосердие, и конечно же, Рождество прежде всего. Поэтому мультфильм какой-то, не знаю, для нас очень большой старт. И это же альманах. Вот Женя расскажет, что есть идея создавать дальше мультфильмы. И всегда проще запускать, и находить финансы, когда ты уже что-то сделал, у тебя есть продукт, ты можешь дальше продолжать свои идеи множить. Потому что на самом деле очень много идей, которые хотелось воплотить с этой командой. Женя может рассказать немного, какие есть.
Е. Арефьева
— Ну в общем, идея экранизации этого мультфильма пришла нам вместе с Юлей Даниловой по одной простой причине — что мы его, это стихотворение, взяли действительно как за референс. И удивительно, гений Пастернака, собственно, он состоит в том, что он вот в нем во всем выразил то, что мы как раз хотим реализовать в нашем фестивале.
Т. Ларсен
— Идея мультфильма пришла, потому что это стихотворение все любят и всякий раз вспоминают про Рождество?
Е. Арефьева
— Да, в том числе. Но там очень такие красивые образы. И когда ты читаешь — ну для визуала понятно, что ты начинаешь их представлять и все. Но когда ты просто читаешь разным людям, то многие просто не понимают, о чем идет речь. То есть, когда ты не описываешь то, что описывают слова, дополнительно, то многие просто не могут себе представить. И вот тут возникла как раз идея этой экранизации — то есть проиллюстрировать стихотворение, сделать такие ожившие иллюстрации. И она отозвалась у творческой группы — у режиссера Натальи Березовой, ей отдельное спасибо, у художника. У нас там собралось три Натальи: художник Наталья Мальгина, режиссер Наталья Березовая и сценарист Наталья Румянцева. И все как-то очень быстро включились в работу, всем этот очень проект понравился. Но в итоге понравился не только творческой группе, но еще и экспертному сообществу. Мы номинантов создали, номинанты в «Икаре» и финалисты премии «ТЭФИ-Kids» в 24-м году, что, конечно, несказанно приятно. Надеемся, что еще будут фестивали и премии и так далее. И не могу удержаться и не процитировать, там есть такие слова:
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев...
И как раз вот это перечисление, оно и отображает вот этот разный формат, разные темы и разные соприкосновения с праздником Рождества. И поэтому фестиваль.
В. Рулинский
— Да, я еще все-таки дополню. Потому что мне кажется, там надо еще после этого есть строчки очень хорошие:
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры...
...Все злей и свирепей дул ветер из степи...
Как такое вкрапление.
...Все яблоки, все золотые шары.
И все это действительно прежде вот у Пастернака здесь дано, как все это «вставало вдали все пришедшее после» — то есть это все было после. Главное —это то, что происходило вот в этой пещере, то что, собственно, сам факт Рождества, Рождества Христова — явление Бога во плоти здесь, среди нас для нашего спасения. Конечно, я когда этот мультик посмотрел, ваш прошлогодний, мне, если честно, показалось, что прямо вот до мурашек, в конце особенно. Там же все подводят к тому, что он в сторону так отодвигает этого волхва, и вот здесь как раз вот увидели звезду Рождества. Это действительно как такой вот что ли образ самого названия, да, фестиваля, и действительно очень глубоко. Я Пастернака тем более очень люблю. Но в этом году мультфильм другой. Какой-то другой мультфильм появился?
Е. Арефьева
— Ну он еще не появился, он обязательно появится. Мы в этом году просто записали прочтение этого стихотворения. У нас там такая идея, что это читает актер, актриса, девочка и мальчик, и такое как бы семейное чтение. Это да, другое стихотворение, Бродского, «24 декабря».
Т. Ларсен
— Это «Делатели» на Радио ВЕРА. У нас сегодня очень рождественское настроение и мы продолжим создавать его через минуту.
Т. Ларсен
— Это «Делатели» на Радио ВЕРА. Мы сегодня встречаемся с Вероникой Вяткиной, соучредителем и продюсером фестиваля «Звезда Рождества», художественным руководителем Театрального салона «Сцена-23», и Евгенией Арефьевой, директором благотворительного фестиваля «Звезда Рождества». Меня зовут Василий Рулинский, я пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности.
Т. Ларсен
— Я Тутта Ларсен. И весь этот час в эфире мы рассказываем вам, чем заняться в рождественские каникулы. Благодаря фестивалю «Звезда Рождества» вариантов очень много — это и концерты, и творческие встречи, и вечерки, и детские мероприятия, и гала-концерт в «Зарядье», где будет звучать классическая музыка — и все это в рождественском радостном настрое. А самое главное, все это ваш способ внести свою лепту в благотворительность и помочь нуждающимся. Поскольку весь этот фестиваль призван к тому, чтобы собрать средства в помощь детским домом, семьям, находящихся в трудной ситуации, и детскому садику для детей-колясочников и другим проектам «Милосердия». Мы говорили о том, что одной из важных таких частей фестиваля вот уже второй год становится мультфильм. В прошлом году это был мультипликационный фильм, который стал номинантом многих премий и даже лауреатом, да, одной из них, мультфильм по стихотворению...
В. Рулинский
— Пастернака.
Т. Ларсен
— Бориса Пастернака, прочитанному прекрасной Алисой Гребенщиковой. В этом году будет новый мультфильм.
В. Вяткина
— Вы знаете, мультфильм второй на подходе. Но в этом году мы выпускаем документальный фильм о нашем фестивале.
Т. Ларсен
— Ого.
В. Вяткина
— То есть мы взяли другой формат, и на самом деле мы снимали полностью все мероприятия, брали интервью у людей, которые нас поддерживали и тех, кто были внутри. И вот, наверное, вот этот смысл самого фестиваля мы хотели донести. Мы хотели показать, и насколько вот он получился успешным, какая была работа, с одной стороны, проделана, какие смыслы. То есть там в целом такой вот документально-образовательный просветительский фильм, но он очень легко смотрится, потому что столько радостных эмоций, то есть там показана и программа фестиваля всего. И, в общем, мы сейчас тоже хотим его показать обязательно на «Спасе» и, в общем, у нас замечательный проект, которым мы тоже будем гордиться, я думаю.
Т. Ларсен
— А я хотела спросить. Вот вы сказали, когда мы говорили о вертепах, что хотелось бы, чтобы если у нас будет вот представление вертепное, вертепный театр, чтобы туда пришли люди, которые, может быть, даже слово такое услышали впервые, и погрузились, и насладились, и порадовались. А является ли это в целом задачей фестиваля привлечь не только тех людей, которые любят, знают и так отмечают Рождество, поскольку для ни это важная часть их жизни, их веры. А есть ли задача привлекать людей нецерковных, людей, которые, может быть, даже не собирались Рождество отмечать, потому что они уже встретили Новый год, и хорошо, и хватит. И если да, то как?
Е. Арефьева
— Собственно говоря, это вы прямо озвучили нашу главную цель фестиваля: привлечь к этому празднику как раз людей, которые хотели бы встретить Рождество, хотели бы отметить, но вот в этой беготне, в этой мишуре предновогодней, бесконечных корпоративов перед Новым годом, потом длинных новогодних праздников и семейных торжеств, мы как бы плавно так подходим к январю, к 7 января, к самой дате. А собственно говоря, уже нет ни сил, ни понимания, как его отметить. И здесь как раз вот мы и хотели сделать наш фестиваль инструментом к тому, чтобы подвести человека к тому, чтобы вот как надо отметить Рождество, вот приходите на наши рождественские мероприятия. Мы, конечно, стремится это сделать прямо перед Рождеством и сразу после, потому что мы ограничены в календарных праздниках. К сожалению, сразу после Рождества все наши новогодние каникулы рождественские, они заканчиваются, но между тем мы как-то это хотим реализовать, да.
В. Рулинский
— Да, и это очень важно, но все-таки у нас радиослушатели не только в городе Москва. Давайте не будем забывать, что страна у нас большая, и концертный зал «Зарядье», так же как и Большой театр, где показывают «Щелкунчика», это все-таки ограниченное количество людей туда может попасть. А что делать, например, если ты живешь в городе Омск или в городе Хабаровск и не можешь попасть физически в город Москва, как к фестивалю присоединиться? Если это невозможно сейчас, то может у вас есть планы как-то расшириться, скажем?
Т. Ларсен
— Может быть, есть какие-то онлайн-форматы?
Е. Арефьева
— Онлайн-формат у нас есть. В том году мы устраивали онлайн-трансляции крупных наших мероприятий — это открытие, закрытие, лектории и концерты, которые на больших площадках проходят. В этом году то же самое, у нас идет трансляция онлайн открытия, закрытия и тоже концертов, две больших площадки, и лектории. Есть запись, можно посмотреть на сайте.
В. Рулинский
— Давайте еще раз озвучим сайт: https://starfest.miloserdie.ru/.
Е. Арефьева
— Да, все верно. И, конечно, можно помочь фестивалю онлайн, и сделать доброе дело, сделать подарок — просто либо поддержать фестиваль, либо пожертвовать на проекты. Тоже на сайте фестиваля.
В. Рулинский
— Мы сегодня говорим о фестивале «Звезда Рождества» — это фестиваль такой, соединяющий и семейные традиции, собственно, с искусством, с тем, что человеку дают какое-то прикосновение к тому, что сопровождает праздник, все то, что нас как-то вот объединяет в храме. А мне бы хотелось узнать про ваши семейные традиции, традиции празднования Рождества. Как в вашей семье это принято, что, может быть, особенно ценно в памяти, а может быть, детской, может быть, какое-то восприятие этого праздника. И кстати, Тань, тебе такой же вопрос.
Т. Ларсен
— Ну я что, у нас все очень просто. Мы идем в храм, ночная служба...
В. Рулинский
— И все, и праздник закончился?
Т. Ларсен
— Всегда закупаем подарки, идем в храм, стоим на ночной, радостно всех...
В. Рулинский
— Так.
Т. Ларсен
— Награждаем. Потом приходим домой...
В. Рулинский
— Спим?
Т. Ларсен
— Разговляемся. Нет, это уже самый кайф — рождественский ужин после богослужения ночного.
В. Рулинский
— Конечно. В 3.30.
Т. Ларсен
— В четыре утра где-нибудь, там в три-четыре утра — самое то. Дети никогда не хотят спать, никогда не просят, типа пойдемте скорее. Ну как-то у нас так сложилось, что дети очень любят ночную церковь, ночные богослужения — пасхальное, рождественское.
В. Рулинский
— Не падают?
Т. Ларсен
— Нет, вообще. Они даже на стулья, мы берем с собой стульчики, но они не сидят.
В. Рулинский
— Удивительные дети.
Т. Ларсен
— Да. Это всегда какая-то большая и важная такая часть праздника. Единственная у меня проблема с детьми — это распределение подарков. Потому что, конечно, поскольку Новый год предшествует Рождеству, невозможно большую часть подарков не сложить под елку в Новый год. И как-то хочется оставить под рождественскую елку тоже что-то такое значительное и ценное, и в общем тут у меня дилемма. Ну невозможно лишить детей Нового года, и получается, что все равно главный такой праздник, ну вот именно подарочный аккорд, он все равно 31 декабря.
В. Рулинский
— Перемещается.
Т. Ларсен
— Но зато у нас, получается, вот всю дорогу праздники. То есть мы до 6 января на даче, потом мы возвращаемся в Москву, в свой храм, и уже просто, поскольку у моего супруга еще 10 января день рождения, то у нас праздники продолжаются прямо вот до конца практически каникул.
В. Рулинский
— Вероника, Женя, как у вас?
В. Вяткина
— У меня вообще, скажем так, праздники начинаются тоже с дней рождений. Сначала день рождения мужа, потом мое, под Новый год. И знаете, такое нон-стопом плавно перетекающее все, и кажется, что вообще нет конца и края праздникам. И, честно говоря, 7 января уже наступает такой момент, когда тебе хочется выдохнуть. Потому что так как мы все-таки организуем мероприятия в канон Нового года, и в общем-то и сразу после Нового года, то есть у артистов праздник это самый такой...
Т. Ларсен
— Самая пахота.
В. Вяткина
— Самая пахота, да. Поэтому, конечно же, если есть возможность собраться просто всей семьей — это уже большой праздник, вы знаете. И если мы потом сходим на службу, то есть это, может быть, это, допустим, не обязательно всю ночь мы стоим, у нас чаще не получается таким образом. Я последние два года провела один раз в больнице...
Т. Ларсен
— Прямо на 7 января?
В. Вяткина
— Ну да, я сломала ногу накануне. И в прошлом году, в общем, не знаю, наверное, Бог решил, что я все-таки должна отдыхать на Новый год.
Т. Ларсен
— Подарок просто.
В. Вяткина
— Принудительно.
Т. Ларсен
— Как иначе было остановить.
В. Вяткина
— Эту женщину неугомонную. Поэтому да, мне супруг сейчас говорит: Вероника, ты как-то распредели силы, пожалуйста, у нас еще дни рождения впереди. И я до сих пор не могу спланировать свой день рождения, потому что я понимаю, что просто все перемешано, знаете. Но вот мне доставляет огромное удовольствие и счастье, но все равно есть определенный ресурс человеческий.
Т. Ларсен
— Чем-то жертвовать приходится.
В. Вяткина
— Да, но дарить подарки, закупать их и готовить — для меня это огромное счастье, удовольствие, их именно вот подарить. И еще ты испытываешь больше счастье, когда человеку это нравится, и действительно ты попадаешь, да, в то что это пригодится, это будет использоваться. Это такой всегда индивидуальный подход к нашим и партнерам. Вот вы сейчас говорите, допустим, люди в Омске там, да. А мы вот готовим такой интерактивный календарь, в котором на каждый месяц будет возможность по QR-коду зайти и посмотреть наши мероприятия, наши вообще вот продукты Театрального салона «Сцена-23», что же мы создали. Там, допустим, начинаем с мультфильма опять же. Потом там наш спектакль также мы недавно буквально загрузили. Мы все-таки решились его выложить в интернет-пространство.
Т. Ларсен
— Который «Слуга двух господ».
В. Вяткина
— Да, чтобы люди действительно, ну очень хорошая запись, в тот момент спектакль был уже сыгран, когда мы его записывали, чтобы действительно он так был, прямо живо очень смотрелся. Поэтому у нас есть очень много всего, что мы уже создали. И я всех приглашаю на Rutube, вот «Сцена-23», и я думаю, что найдете, чем себя порадовать и развлечь в рождественские праздники. Так что мы стараемся думать о всех людях.
Т. Ларсен
— Это «Делатели» на Радио ВЕРА. Мы говорим сегодня о фестивале «Звезда Рождества». В этот замечательный праздничный день у нас в гостях Вероника Вяткина и Евгения Арефьева. Вероника — соучредитель и продюсер фестиваля «Звезда Рождества», художественный руководитель Театрального салона «Сцена-23». Евгения — директор фестиваля «Звезда Рождества». Жень, мы начали говорить по поводу семейных традиций празднования Рождества. Расскажи про свою историю. Ну может быть, у тебя есть история такая, в детство нас погружающая.
Е. Арефьева
— Ну у меня здесь все просто. Я на самом деле вот сижу и думаю: мы тут вообще все вообще в студии люди не случайные. Потому что вот у Татьяны именины 25 января, у Василия прямо на Святках...
В. Рулинский
— 14 января, да.
Е. Арефьева
— У Вероники и ее мужа тоже день рождения почти под Новый год. А у меня, собственно, день Ангела прямо в Рождество.
Т. Ларсен
— Здорово.
Е. Арефьева
— Да, и. собственно, это такой день, который бывает только вечером. Потому что святая Евгения, это поминают ее только вечером...
Т. Ларсен
— Потому что на само Рождество не поминают никаких святых.
Е. Арефьева
— Да, никаких святых, уже очень важный праздник, поэтому никого больше. И здесь, конечно же, то есть это в Сочельник, 6 января день Ангела. Получается, естественно, в Сочельник никто ничего не празднует, и он плавно перетекает в Рождество. То есть это не просто семейный праздник Рождество, а у нас это еще день Ангела мамы. И все вокруг семейные, родственные там праздники, разные планы, они все выстраиваются вокруг, условно, нашей семьи. То есть все не просто там дома отмечают, но еще идут к нам в гости. Ну почему? Ну вот потому. То есть это такой повод сходить уже на Рождество, прийти к нам в гости.
Т. Ларсен
— Повод собрать семью. Такой абсолютно официальный.
Е. Арефьева
— И друзей. Потому что никто не говорит там: ой, не, ну это семейный праздник, мы дома.
Т. Ларсен
— Здорово.
Е. Арефьева
— А все такие: ну да, день Ангела, надо сходить. И здесь, конечно, собственно, вот когда мы говорим про фестиваль, то для меня это очень понятная история —устроить праздник на Рождество, я этим занимаюсь уже долгие годы.
Т. Ларсен
— Теперь у вас еще и фестиваль на Рождество. В честь вашего праздника, именины, и праздника, и всего.
Е. Арефьева
— Это даже упрощает историю: то есть всех друзей и всех, кого хочешь пригласить, ты просто на фестиваль приглашаешь, а там уже каждый подстраивается.
В. Рулинский
— Разберемся.
Т. Ларсен
— Здорово.
Е. Арефьева
— Каждый подстраивается, кому как удобно. Поэтому здесь все очень гармонично.
В. Рулинский
— Женя, у вас много детей. Ну как много, конечно, там... Ну много.
В. Вяткина
— Очень много.
Е. Арефьева
— Ну нет. Я все-таки так вот, Татьяна меня тоже поддержит, я считаю, что много — это когда больше десяти. А когда меньше десяти — ну это так.
Т. Ларсен
— Ну это да. У меня вообще трое, минимум.
В. Рулинский
— Хорошо. Много детей. Что с подарками? Ну то есть это же прямо целая история. Особенно когда дети становятся старше, и им все сложнее как-то прямо угадать, что им подойдет в плане подарка. Это же вот сложная история. Как это у вас происходит? Или подарки, они скорее такие...
Т. Ларсен
— Своими руками.
В. Рулинский
— Чисто чтобы отметить что-то такое, не очень ценные. Как у вас это?
Е. Арефьева
— Ну вот, наверное, с Татьяной соглашусь. Потому что здесь дилемма, да. Все подарки основные, они отплывают на Новый год. Потому что ну нет сил, особенно маленьким, дотерпеть до Рождественской ночи. Ну и ты говоришь: ну вот это все-таки мы тебе подарили, но вообще-то это рождественский подарок, вообще-то это на Рождество. Ну ладно, ладно, я так краешком глаза, немножко поиграю. Ну есть конечно, да, такая история. Но вы знаете, на самом деле уже здесь, когда такое количество детей, я, наверное, вообще не думаю, извините...
В. Рулинский
— Здесь правда жизни пошла.
Е. Арефьева
— Я не думаю про подарки. Потому что они, если сами собой они появляются, если я успеваю их купить, успеваю приготовить — это да. Если я не успеваю, то я понимаю, что сейчас крестные, там бабушки, дедушки, родня, друзья, то что-то выплывет, и что-то плюс-минус сформируется. То есть так вот прямо чтобы убиваться на подарки...
Т. Ларсен
— Главное создать правильную атмосферу в семье, чтобы у всех было праздничное настроение, мне кажется. Ну у нас тоже подарки как такое, то есть не центральная часть праздника, скажем так. Это приятный бонус. И мы собираемся за столом, и мы празднуем, и мы радуемся не потому, что мы заказали Дедушке Морозу айфон, и он нам его под елочку принесет и, собственно, на этом праздник и закончится. Ну и как бы такие дорогие подарки мы не дарим тоже. Поэтому тут, мне кажется, очень важно акценты смещать с материального все равно вот на ценность того, что мы вместе, что у нас общее какое-то настроение.
Е. Арефьева
— Ну вы знаете, вот на самом деле вот прошли годы, и я вот тоже задумалась о подарках. И я мужу говорю, я говорю: Илья, а давай мы друг другу сделаем подарки рождественские. Он говорит: да, классно, давай. И я вот понимаю, что мы вот там дети, семья, стол, гости — да. Но на самом деле это то, что ты самому близкому человеку даришь — жена мужу, муж жене. Это вот самое главное.
В. Рулинский
— Мне кажется, это тот момент, когда я хотел бы сейчас еще один вопрос задать, но в данном случае не гостям, а Тане. Потому что мы до эфира начали говорить с тобой, и выяснилось, что у тебя одно из самых любимых произведений...
Т. Ларсен
— «Дары волхвов» О. Генри. Ну если говорить о рождественских произведениях — да, меня очень это трогает давно, наверное, с юности.
В. Рулинский
— Это вот мне до мурашек это прямо, вот эта история.
Т. Ларсен
— Ну вот опять это подтверждает мой тезис о том, что, собственно, подарки сами по себе не имеют значения. Они могут быть не к месту, они могут быть даже иногда не то, что ты хотел. Ну тебе иногда, муж подумал, что тебе захочется новый фартук на кухне.
Е. Арефьева
— Готовить.
Т. Ларсен
— А ты вообще, тебе совершенно он не нужен, и тебе его не хотелось, и ты просто ценишь его внимание и заботу. И не всегда мы попадаем в желания друг друга, особенно если делаем сюрпризы. Но главное — это время, которое ты потратил на другого человека, это жертва, которую ты ради него принес там в виде своего времени, или своих денег, или своих усилий, своего какого-то желания его порадовать. Но все-таки нематериальное гораздо важнее. Ну в нашей семье самый большой подарок — это время. То, что мы собрались вместе и побыли вместе несколько дней, и никто не уехал на работу, никто никуда не убежал, никто не в командировке — это самый большой подарок.
В. Рулинский
— Да, но здесь еще вопрос возникает, что действительно вот волхвы принесли подарки Христу, и мы дарим подарки — это правильно и хорошо. Может быть, своим временем, своим вниманием, да, атмосферой близким людям. Но очень нуждаются в этих подарках и в том внимании, и в поддержке те люди, кто совсем, может быть, нам далеки, нуждающиеся люди, да. Вот как Вероника попала в больницу прямо под 7 января. И таких людей, которые там находятся не по своей воле — и в интернатах, и в больницах, и в других учреждениях или на дому в одиночестве встречают Рождество...
Т. Ларсен
— А вот это, мне кажется, это вообще какой-то другой уровень подарка. Это когда ты делаешь подарок своей душе. Может быть, такое тебе в голове вообще под Рождество не приходит.
В. Рулинский
— А может быть, не душе и Богу еще?
Т. Ларсен
— Ну как бы и Богу, во спасение своей души, так скажем. То есть это как бы тебе не сразу это приходит в голову, что это тоже подарок, и что, вообще-то возможность так дарить, такого дара, она есть у тебя. То есть сделать подарок вообще незнакомому человеку, внести какой-то вклад в его благополучие, накормить его, одеть, обуть, утешить, даже не зная, как его зовут и вообще, может быть, даже не увидев его никогда. Но просто отдать вот так вот, во славу Божию — оказывается, что это самый приятный подарок, ты после него лучше всего себя чувствуешь.
В. Рулинский
— Я вспоминаю, знаете, одну историю. Помните, «День сурка» такой фильм? Там он как раз тоже в момент такой, послерождественский, там еще вот время такое полуснег...
Т. Ларсен
— Такое полупраздничное.
В. Рулинский
— Ну да, полупраздничное. И помните, там история, что он встречал, очень не любил этот праздник, День сурка, и приехал туда против своей воли. А потом происходит там ряд чудесный событий, и в один из моментов, когда он меняется изнутри, да, когда он начинает жить уже не для себя, понимает основные смыслы этой жизни, он спасает одного бездомного, который там вот, можно сказать, последний день жизни проводил на улице, замерз, он был в очень плачевном состоянии, просто на последнем издыхании. Он этого дедушку прямо, можно сказать, оттуда, с этой улицы забрал.
Т. Ларсен
— А в итоге спас самого себя этим.
В. Рулинский
— Да, в том-то и дело. Этот дедушка умер на следующий день, но с улыбкой на устах. И это действительно вот то, что самое, наверное, важное, что мы не спасем всех людей, мы не вылечим всех, но мы ради души человеческой...
Т. Ларсен
— Ну и здесь важно сказать, что, благодаря фестивалю «Звезда Рождества», вы как раз можете испытать и этот опыт тоже. И как бы во славу Божию, ради своей души, сделать кому-то подарок и при этом еще отлично время провести, приняв участие в каком-то из мероприятий фестиваля.
В. Вяткина
— Да, мы согреваем сердца радостью добрых дел.
В. Рулинский
— Скажите, у вас был такой, может быть, вот опыт детства, может быть, сейчас что-то такое, что связано именно вот с этим временем Рождества и с каким-то ощущением, что нужно помочь, либо опыт какой-то помощи нуждающемуся человеку? Вероника, Женя.
В. Вяткина
— Именно в Рождество. Ну вот на самом деле мне кажется, что вот то время, в котором я выросла, советское время, я вспоминаю свои вообще праздники по фильмам. И вот есть ощущение как бы вот самого праздника, когда ты возвращаешься через какие-то истории вот в то время, да, это тебя связывает. Но Новый год на самом деле это всегда вот особое ощущение того, что ты нужен своим близким, ты нужен тем, кто тебя воспитал, то есть вот все уходит на второй план, грубо говоря, то есть ты понимаешь, ради чего ты живешь и как бы останавливается время, когда ты находишься в кругу своих близких. И, конечно же, открывается и сердце, и хочется, не знаю, вот все отодвинуть и наслаждаться этим моментом. Поэтому, не знаю, для меня это в любом случае как некое откровение, да, такое души и понимание вообще основы жизни, самого этого праздника. Конечно же, помогать в такое время для меня, не знаю, это какой-то дополнительный такой очень весомый смысл — привлекать свою семью, свои близких сейчас к фестивалю. Я очень рада, что в моей команде работает моя сестра и племянница, и мои дети, и муж приходит, и приходят мои друзья — как бы разрастается вот это понимание Рождества, что это не только собираться вместе, но и делать счастливыми людей как можно большего круга. То есть это вот все происходит через обмен своей энергией, вот через общение, поэтому вовлечение внутреннее очень важно, когда мы соприкасаемся и рассказываем это каждому своему близкому человеку.
В. Рулинский
— Женя, у вас что-то такое было?
Е. Арефьева
— Можно рождественскую историю, да? Ну и семейную, да.
В. Рулинский
— Можно семейную.
Е. Арефьева
— Ну вы знаете, у нас такая сложносочиненная семья, и мы с мужем пришли к вере уже в сознательном возрасте, уже с каким-то опытом. И в нашей семье один ребенок, старший, был некрещеный — ну так сложилась жизнь. Ну и мы не настаивали, ну не хочешь — не надо. Тем более это был уже такой подростковый период, и здесь было вообще как-то сложно что-либо говорить или там как-то. И в итоге проходит несколько лет — ну это девочка, она уезжает в другую страну, там учится, работает, приезжает на Новый год. Надо признаться, дети под Новый год, на Рождество, на день Ангела мамы — как-то это все-таки семейный праздник, и все стараются приехать, собраться вокруг семьи, все вместе. И вот она тоже приезжает к нам на Новый год, на рождественские каникулы, и говорит: я хочу креститься.
В. Рулинский
— Ничего себе.
Е. Арефьева
— И я ей говорю: слушай, ну подожди, ты уверена? Тебе не надо, говорит мама. И она говорит: нет, я точно все. Ну у нас просто надо сказать, что у нас папа такой больше педагог и большей детей поддерживает, чем я. Я больше, скажем так, организатор. И у них были беседы, они ходили к священнику и, в общем, думали: как, чего, когда — она приехала на какое-то небольшое количество дней, кто будет крестным. И в итоге это был просто подарок мне на день Ангела — она крестилась в рождественский Сочельник.
В. Рулинский
— Ничего себе.
Е. Арефьева
— И это, конечно, большое счастье. И для меня это самый большой подарок на Рождество.
В. Рулинский
— Какая прекрасная, добрая история в финале нашей сегодняшней программы. Мы сегодня говорили о фестивале «Звезда Рождества», и я напомню, что еще остаются дни, когда можно принять участие в мероприятия фестиваля. И можно все подробности узнать на сайте https://starfest.miloserdie.ru/. И очень хочется надеяться, что эти святочные рождественские дни мы все проведем в кругу близких, родных людей и окажем милость тем людям, кто нуждается в этой помощи. Может быть, это близкие люди, может быть, даже те люди, кого мы совсем не знаем, но кто не меньше нуждается в нашей заботе и тепле.
Т. Ларсен
— Это был проект «Делатели» на Радио ВЕРА. Всего доброго. Всех с Рождеством Христовым, с праздником!
В. Рулинский
— Всего доброго.
В. Вяткина
— Спасибо за приглашение. С праздником!
В. Рулинский
— С праздником, дорогие друзья.
В. Вяткина
— Спасибо.
Е. Арефьева
— Спасибо.
Все выпуски программы Делатели
Деяния святых апостолов

Деян., 15 зач., V, 21-33.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Все вещи имеют начало. Православное христианство исключением не является. Оно зародилось около двух тысяч лет назад в исторической Палестине, распространилось по миру, продолжает существовать и развиваться. Но это было уже потом. А вначале всё ограничивалось небольшой группой учеников Христа, живших и проповедовавших в Иерусалиме. Об этом нам сообщает отрывок из 5-й главы книги Деяний святых апостолов. Давайте его послушаем.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
Наиболее ценным историческим источником, который повествует об особенностях существования первых христиан, является книга Деяний святых апостолов. Её автор, апостол Лука, совместивший в своей личности таланты врача, художника и историка-хрониста, постарался детально описать внутреннюю атмосферу христианской общины и внешнюю среду, окружавшую древних последователей Спасителя.
Не является секретом, что мир далеко не всегда был благоприятно настроен по отношению к христианам. В середине первого века основной оппозиционной силой для последователей Спасителя являлись иудеи, которые противодействовали развитию Церкви не только в Палестине, но и в европейской части Римской империи — в тех городах, где евреи имели свои диаспоры. В пятой главе книги Деяний мы находим описание очередного нападения иудейских вождей на ближайших учеников Спасителя — апостолов.
Поводом для конфликта послужило чудесное исцеление калеки, сидевшего у «Золотых» врат Иерусалима, которое совершили апостолы Пётр и Иоанн Богослов. Иудейские вожди, испугавшись, что чудо привлечёт в ряды христиан ещё больше евреев, заключили учеников Христа в тюрьму, из которой они в ближайшую ночь благополучно освободились. В полночь двери камер чудом отрылись, и апостолы беспрепятственно покинули место своего заключения.
На утро после чудесного освобождения апостолы, следуя своей традиции, собрались в Притворе Соломоновом — крытой колоннаде у восточной стены внешнего двора Иерусалимского храма. Гонители старались всячески испугать учеников Христа, при этом используя хитрость, — якобы сами апостолы — люди уже конченые, исправить их нельзя, но пусть другим евреям они хотя бы не проповедуют. Апостол Пётр, бывший неофициальным лидером апостольской общины, прямо тогда ответил преследователям: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».
Эти слова служат ярким выражением христианского самосознания, видения мира и места человека в нём. Во время гонений древности и нового времени стойкие ученики Спасителя неизменно между верностью Богу и удобством мира выбирали первое, поскольку были убеждены — счастье только со Христом. Без Христа счастья быть не может.
И история всё расставила на свои места. Действительно — где теперь те гонители? Кто о них помнит? И если всё же помнит, то как? Преимущественно с горечью и даже некоторым презрением. Праведники веры же по-прежнему, подобно звёздам, сияют, своим светом вдохновляя современных христиан на то, чтобы не падать духом, не отчаиваться перед лицом испытаний, но вслед за апостолом Петром напоминать (прежде всего, себе): «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». И речь идёт не о бунте, не об общественной революции, а, прежде всего, о верности Богу и Его правде. Потому что, повторюсь, счастье только со Спасителем. Без Господа Иисуса счастья быть не может. Ни на земле, ни на Небе!
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Преподобный Макарий Оптинский о душевном покое». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги «Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского», посвященные душевному покою: что такое душевный покой и как его обрести.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Поддержать керамическую мастерскую, где трудятся люди с тяжёлой инвалидностью

Саша живёт в приюте «Дом на воле». Это проект сопровождаемого проживания петербургской организации «Новые перспективы». Молодой человек плохо видит, у него есть двигательные нарушения и психические расстройства. После смерти родных его ждала одна дорога — в психоневрологический интернат. Но так случилось, что о Саше узнали сотрудники «Дома на воле». Так он оказался в деревне Раздолье Ленинградской области.
Помимо Саши в Доме находятся ещё 8 взрослых с тяжёлой инвалидностью. С поддержкой наставников они живут свободно и по мере возможностей самостоятельно — ведут хозяйство и работают в керамической мастерской. Саша, например, лепит глиняные блюдечки и уже набрался мастерства в этом деле. Недавно вместе с керамистом они создали 60 чайных пар для жителей дома престарелых.
«Мы ищем то, что наши ребята могут сделать сами. Анализируем их возможности, рисуем эскизы на бумаге», — рассказывает руководитель мастерской Татьяна.
У Дины, ещё одной подопечной проекта «Дом на воле», плохо работают руки и рисовать на изделиях у неё не выходит. Но в мастерской нашли выход. Узоры на чашках и тарелках она процарапывает, от этого посуда получается фактурной и неповторимой.
Занятия в керамической мастерской очень важны для жителей приюта. У них есть возможность творить, приносить пользу и дарить радость другим. Изделия подопечных реализуются на ярмарках и не только.
Сейчас важно поддержать мастерскую, чтобы она продолжала работать, а Саша, Дина и другие люди с тяжёлой инвалидностью могли заниматься любимым делом. В первую очередь нужно оплатить труд наставников.
Сбор для керамической мастерской в деревне Раздолье Ленинградской области открыт на портале «Милосердие.RU».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов