В апреле 1819-ого года в одесском порту пришвартовался греческий пароход, в числе пассажиров которого находился молодой грек Теодорос Родоканакис. 20-тилетний торговец с острова Хиос в душе лелеял честолюбивые планы, а в небольшом саквояже вёз немалую сумму, в пересчёте на рубли равную пятидесяти тысячам. Их он собирался вложить в коммерческую деятельность. Новороссия казалась Теодоросу идеальным для этой цели местом — сельскохозяйственные перспективы юга России привлекали туда многих дальновидных предпринимателей. Едва освоившись в прекрасном черноморском городе, Родоканакис решил поселиться в нём навсегда и принял российское подданство. Так в Одессе появился новый горожанин — Фёдор Павлович Родоканаки.
Купеческая деятельность Фёдора — а начал он с продажи зерна, принесла ему большие прибыли. Капитал Торгового дома «Родоканаки» рос стремительно, и Фёдор стал заниматься покупкой и продажей недвижимости, приобрёл кожевенный завод, открыл банк, был акционером множества предприятий. У Родоканаки даже собственный пароход появился, большая редкость по тем временам — в Одессе тогда было всего два купца — владельца частных пароходов. Словом, Фёдор Родоканаки успешно творил экономическую историю Одессы 19-ого века. И не только экономическую.
Фёдор Павлович несколько раз избирался депутатом Одесской Городской Думы. Исполнял обязанности главы Окружного суда. Состоял во множестве благотворительных организаций. Когда было основано Греческое благотворительное общество Одессы, Родоканаки избрали его руководителем, и он 21 год оставался на этом посту. В 1871-ом году Фёдор Павлович профинансировал строительство греческого девичьего училища в Одессе, пожертвовав ему 40 000 рублей. При нём даже была типография, печатавшая книги на греческом языке и детский сад для малышей пяти-семи лет. Когда учебное заведение открыли, покровительство над ним взяла сама королева Греции — Великая княгиня Ольга Константиновна Романова.
Родоканаки прожил в России шестьдесят лет, но своей исторической родины не забывал и всегда ей помогал. Он всем сердцем желал, чтобы Греция освободилась от турецкого ига и все греческие земли воссоединились в единое государство. В 1866-ом году на острове Крит вспыхнуло восстание. Фёдор Павлович приложил максимум усилий, чтобы помочь критянам. Он стал во главе Комитета Вспомоществования и за свой счёт перевозил в Грецию зерно, купленное для островитян российским правительством. Тогда же Родоканаки объявил в России подписку на облигации греческого займа. Свою работу Фёдор Павлович провёл блестяще, и греческое правительство получило деньги на ведение освободительной борьбы.
В 1877-ом году в греческом Королевстве появилось общество Красного Креста. Родоканаки регулярно переводил ему крупные суммы. Кроме того, он активно помогал и одесскому Красному Кресту. А когда в Афинах начали строить больницу Эвангелисмос, Фёдор Павлович стал одним из самых активных жертвователей. Афинская картинная галерея получила в дар от мецената несколько полотен. И в своём завещании Родоканаки оставил Греции солидную сумму, которую распределил между школами, больницами, храмами, благотворительными организациями. Не забыл Родоканаки и Одессу: он завещал деньги Греческой Свято-Троицкой церкви, греческой общине, богоугодным заведениям. Позаботился и о служащих своего Торгового дома, выделив каждому сотруднику по сто рублей.
Фёдор Родоканаки прожил долгую жизнь — 88 лет. Проявил себя и на экономическом поприще, и на политической арене. Но именно за благотворительную деятельность его удостоили звания почётного гражданина Одессы, наградили орденом Святой Анны и медалью «За усердие».
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Византия и Древняя Русь — взаимное влияние». Дмитрий Казанцев
У нас в гостях был византинист Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о взаимном влиянии и культур Византии и Древней Руси. Чем интересно это влияние и как прослеживается в различных областях, в частности в религиозной.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Поддержка отечественного кино». Федор Соснов
У нас в студии был исполнительный директор «Фонда Кино» Федор Соснов.
Мы говорили о государственной поддержке отечественного кинематографа, как развивается российское кино сегодня и насколько востребованы фильмы с христианскими смыслами.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова