
В апреле 1819-ого года в одесском порту пришвартовался греческий пароход, в числе пассажиров которого находился молодой грек Теодорос Родоканакис. 20-тилетний торговец с острова Хиос в душе лелеял честолюбивые планы, а в небольшом саквояже вёз немалую сумму, в пересчёте на рубли равную пятидесяти тысячам. Их он собирался вложить в коммерческую деятельность. Новороссия казалась Теодоросу идеальным для этой цели местом — сельскохозяйственные перспективы юга России привлекали туда многих дальновидных предпринимателей. Едва освоившись в прекрасном черноморском городе, Родоканакис решил поселиться в нём навсегда и принял российское подданство. Так в Одессе появился новый горожанин — Фёдор Павлович Родоканаки.
Купеческая деятельность Фёдора — а начал он с продажи зерна, принесла ему большие прибыли. Капитал Торгового дома «Родоканаки» рос стремительно, и Фёдор стал заниматься покупкой и продажей недвижимости, приобрёл кожевенный завод, открыл банк, был акционером множества предприятий. У Родоканаки даже собственный пароход появился, большая редкость по тем временам — в Одессе тогда было всего два купца — владельца частных пароходов. Словом, Фёдор Родоканаки успешно творил экономическую историю Одессы 19-ого века. И не только экономическую.
Фёдор Павлович несколько раз избирался депутатом Одесской Городской Думы. Исполнял обязанности главы Окружного суда. Состоял во множестве благотворительных организаций. Когда было основано Греческое благотворительное общество Одессы, Родоканаки избрали его руководителем, и он 21 год оставался на этом посту. В 1871-ом году Фёдор Павлович профинансировал строительство греческого девичьего училища в Одессе, пожертвовав ему 40 000 рублей. При нём даже была типография, печатавшая книги на греческом языке и детский сад для малышей пяти-семи лет. Когда учебное заведение открыли, покровительство над ним взяла сама королева Греции — Великая княгиня Ольга Константиновна Романова.
Родоканаки прожил в России шестьдесят лет, но своей исторической родины не забывал и всегда ей помогал. Он всем сердцем желал, чтобы Греция освободилась от турецкого ига и все греческие земли воссоединились в единое государство. В 1866-ом году на острове Крит вспыхнуло восстание. Фёдор Павлович приложил максимум усилий, чтобы помочь критянам. Он стал во главе Комитета Вспомоществования и за свой счёт перевозил в Грецию зерно, купленное для островитян российским правительством. Тогда же Родоканаки объявил в России подписку на облигации греческого займа. Свою работу Фёдор Павлович провёл блестяще, и греческое правительство получило деньги на ведение освободительной борьбы.
В 1877-ом году в греческом Королевстве появилось общество Красного Креста. Родоканаки регулярно переводил ему крупные суммы. Кроме того, он активно помогал и одесскому Красному Кресту. А когда в Афинах начали строить больницу Эвангелисмос, Фёдор Павлович стал одним из самых активных жертвователей. Афинская картинная галерея получила в дар от мецената несколько полотен. И в своём завещании Родоканаки оставил Греции солидную сумму, которую распределил между школами, больницами, храмами, благотворительными организациями. Не забыл Родоканаки и Одессу: он завещал деньги Греческой Свято-Троицкой церкви, греческой общине, богоугодным заведениям. Позаботился и о служащих своего Торгового дома, выделив каждому сотруднику по сто рублей.
Фёдор Родоканаки прожил долгую жизнь — 88 лет. Проявил себя и на экономическом поприще, и на политической арене. Но именно за благотворительную деятельность его удостоили звания почётного гражданина Одессы, наградили орденом Святой Анны и медалью «За усердие».
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер