
Анна Тумаркина
Я не люблю готовить сложносочиненные блюда или удивлять гостей мастерством сервировки. Не кулинарная я девушка, и моя творческая мастерская — это отнюдь не обеденный стол. Но есть блюдо, которое я всегда подаю как гостевое, особенно в пост. Это фалафель.
Золотистые шарики из нута и пряностей всегда украшают мой стол. А знакомые давным-давно прозвали меня «чемпионом фалафеля». У меня часто спрашивают, где я научилась его готовить ? И почему именно это блюдо? Почему?
Я закрываю глаза и мысленно возвращаюсь лет на 20 назад. Мне 18 лет. Первый курс успешно окончен, экзамены сданы. Первая поездка в Израиль! Я — будущий специалист по языку иврит. Еду вместе с однокурсниками слушать лекции в Иерусалимский университет. После лекций мы бежим на улицу Яффо и в ближайшей лавке покупаем питу. Питу с таинственным мягким шариком внутри, именуемым фалафель.
Еще в раннем детстве у меня была возможность познакомиться с еврейской кухней. Кухней восточноевропейских евреев, к которым принадлежит моя семья. Дома посчастливилось попробовать морковный цимес, чолент из овощей и сочной курицы, даже фаршированную рыбу, о которой многие слышали из анекдотов и популярной литературы. Но израильская кухня совсем другая. Это средиземноморские травы и пряности, обилие овощей и бобовых. Израильская шаварма, баклажаны и...фалафель. Нутовые шарики с хумусом сделали мой самый первый вечер в Иерусалиме. Такие вкусные и такие нехитрые — я была просто обязана научиться их готовить. Долго приставала к друзьям и знакомым, однако точного рецепта никто не знал. Но я просто должна была освоить это блюдо Израильской кухни!
Попробовала поискать в интернете, нашла несколько рецептов. Некоторые из них даже попробовала воспроизвести. Получалось неплохо, но примерно так, как если бы вы взяли картину старинного мастера и положили холст под ксерокс: краски не играли. В итоге я отбросила предписания интернет-кулинаров и пустилась в эксперименты. Сварить нут, измельчить в блендере, добавить всевозможные карри, кардамоны, укропы и эстрагоны. Дать получившейся массе минут 30 постоять. Обжарить до золотистой корочки и... стремительный полет во вкусовой космос. Авторский фалафель как новый вид искусства.
Человеческая природа трехсоставна. И хочется все бытие свое посвятить Богу. И дух, и душу, и тело тоже. Может, это звучит смешно, но фалафель мне в этом помогает. Когда я ставлю любимое блюдо на стол, вспоминаю Святую землю. Узкие улочки Старого Города в Иерусалиме. Огромные Гефсиманские дубы. Река Иордан. Желтые камни Иудейской пустыни. И мысли мои уносятся далеко-далеко во времена Евангельских событий. Что, в конечном итоге, и помогает мне жить.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема