
Наверняка, вы слышали о древнерусском богатыре Евпатии Коловрате. Этот герой стоит в одном ряду с былинными Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем, воинами Пересветом и Ослябей. А ещё — с Иваном Сусаниным, Мининым и Пожарским, ополченцами войны 1812 года и партизанами Великой Отечественной. Так чем же прославился Евпатий Коловрат?
Историки называют его первым русским партизаном. В XIII столетии он поднял народ против монголо-татар, разоривших его родную Рязань. Рязанского богатыря «открыл» историк и писатель Николай Михайлович Карамзин. Он рассказал о Евпатии на страницах своего многотомного научно-популярного труда «История государства Российского». А позже такие историки, как Дмитрий Иловайский, Борис Клосс и Дмитрий Лихачёв выяснили, где искать первоисточник сведений о подвиге Евпатия Коловрата. В Новгородской Первой летописи XIII-го века. В XV столетии от неё отделилась и стала самостоятельным произведением «Повесть о разорении Рязани Батыем».
Именно из неё мы и узнаём подробности о героическом подвиге Евпатия Коловрата. Рукопись сообщает, что был он «одним из вельмож рязанских». То есть, состоял на службе у Рязанского князя. Евпатий находился по делам служебным в Черниговском княжестве, когда получил весть о том, что к его родной Рязани подошли монголы.
«Приидоша на Рязанскую землю безбожные татарове со царем Батыем», — сообщает об этом событии Софийская летопись. С Рязани в декабре 1237 года началось вторжение татаро-монголов на Русь, которое вылилось в более чем двухсотлетнее иго. Получив тревожные вести, Евпатий Коловрат вместе с сопровождавшей его «малою дружиною» сразу же выехал из Чернигова. «Мчался быстро», — читаем мы в «Повести о разорении Рязани Батыем». И всё же не успел... Глазам Евпатия предстало страшное зрелище. На месте Рязани осталось лишь пепелище.
Можно только догадываться о том, что творилось в душе у Коловрата. «Повесть...» сообщает об этом сдержанно, и в то же время красноречиво: «Евпатий закричал в горести души своей и разгораясь сердцем». С отрядом в 1700 человек он бросился по пятам войска Батыя, которое, по разным сведениям, насчитывало до 60 тысяч отборных воинов. К Коловрату присоединились рязанцы, которые сумели выжить, спрятавшись в лесах за городом. Преследуя татаро-монголов скрытно, люди Коловрата совершали внезапные нападения. В бою Евпатий проявлял такую силу и неуязвимость, что ханские воины, в конце концов, стали бить по богатырю... из камнемётных орудий. Но даже таким способом одолеть Евпатия удалось с огромным трудом. «Повесть...» гласит, что, когда тело витязя принесли Батыю, хан воскликнул: «О Евпатий Коловрат! Здорово ты меня попотчевал с малою своею дружиною! Многих богатырей сильной орды убил, и много войск пало. Если бы у меня такой служил, любил бы его всем сердцем».
Историк XIХ века Дмитрий Иловайский считал первого русского ополченца и партизана Евпатия Коловрата воплощением русского народного духа. Этот дух единства перед лицом врага, жертвенной любви к Отечеству и сегодня жив в русском человеке.
Все выпуски программы Открываем историю
25 июня. О победе Христа над грехом

В 8-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
О победе Христа над грехом — священник Алексий Долгов.
Святой апостол Павел описывает, как действует вверующих Дух Святой, который является источником божественной силы, освящающей человека и подающей духовные победы в повседневной жизни.
Апостол сам прекрасно знал, как тяжело бороться с живущим внутри нас грехом. И для него эта борьба возможна была только в Духе Святом. «Этот закон Духа жизни, — пишет апостол, — освободил меня однажды и навсегда от закона греха и смерти». Закон греха и смерти назван так потому, что грех, как многократно повторяет апостол Павел, «рождает смерть».
Апостол Павел объясняет, каким образом было достигнуто освобождение человека от греха. Он снова говорит о том, что невозможно было победить грех с помощью закона Моисея по причине греховности, присущей самой человеческой природе. Причём греческое слово, переведенное как «плоть», может означать еще и испорченность человеческой природы, а также и человеческую немощь.
«Христос воплотился не в греховной плоти, но в подобии её. Его собственная человеческая природа была непричастна к греху. Грех не мог обладать ею и действовать в ней, в отличие от всех остальных людей. Сын Божий был безгрешен и свят. Господь пришёл, чтобы победить грех. Он осудил его, по-гречески буквально произнёс над ним судебный приговор, «своей смертью на кресте».
Так что те, кто живёт не по плоти, а по духу, избавлены от осуждения и смерти. Вот почему святой апостол Павел полагает, что требования Моисеева закона, предполагающие святую жизнь, могли быть исполнены верующими только тогда, когда они живут не в соответствии со своей греховной природой, а в Духе Святом.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О Святой горе Афон и преподобном Петре Афонском

Сегодня 25 июня. День памяти преподобного Петра Афонского, жившего в восьмом веке.
О Святой горе Афон и святом подвижнике, подвизавшемся на ней — священник Августин Соколовски.
Афон — это одна из четырёх святых гор Византийской империи. Три из них находились в Азии, на территории современной Турции. Это Олимп в Вифинии, Латрийская гора и гора Святого Авксентия. Там просиял сонм подвижников, имена многих из них украшают наши месяцесловы. Главной заслугой этих святых гор перед церковью стала защита иконопочитания.
С потерей Византией этих территорий в результате мусульманских завоеваний эти монашеские республики прекратили своё существование. Четвёртая, самая молодая святая гора Византии, сохранилась до наших дней — это Афон.
Пётр Афонский был первым отшельником. В эпоху первоначального распространения ислама он служил в византийской армии и попал в плен. Святой Николай и Симеон Богоприимец даровали ему свободу чудесным образом, поскольку некогда Пётр дал обет Богу сделаться монахом. На Афоне он прожил отшельником более 50 лет.
Святой Григорий Палама возродил его почитание. В своих поучениях он указывал, что Пётр был подлинным боговидцем, безмолвником и исихастом, прототипом монашеской святости и примером для всех верующих.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 июня. О единении славян

Сегодня 25 июня. День дружбы и единения славян.
О единении славян — протоиерей Константин Харитонов.
У каждого народа есть своя культура. И нас, славян, объединяет свой язык, свои особенности. И каждый из нас должен раскрыть в себе эти особенности для того, чтобы послужить ими Богу.
Каждый народ, созданный Богом, служит всему человечеству своими какими-то чертами характера. Служит какими-то своими особенностями, своими талантами. Господь им дал один талант, другим дал другой талант. И вот как хорошо, чтобы все славяне объединились бы вместе и служили бы всему человечеству своими талантами.
Итак, и наш русский народ тоже должен понимать то предназначение от Бога, которое нам дано, чтобы послужить с пользой и для спасения своей души, и для спасения всех людей, живущих на земле. Это касается, конечно, каждого человека и каждого народа, который живёт на земле.
Все выпуски программы Актуальная тема