
Сейчас я буду читать вам, друзья, хрестоматийное стихотворение «Русская культура», созданное в 1935 году поэтом-эмигрантом Евгением Вадимовым.
Какой-нибудь учёный историк непременно назвал бы эти стихи «знаковыми».
И впрямь: без них, я думаю, разговор о трагическом феномене нашей эмиграции начала прошлого века и её восприятии русской культуры — был бы обеднён. Ведь здесь, как в фокусе, собрались излюбленные образы и картины, символизирующие традиции быта и праздников, обаяния нашего молодого (в сравнении с Европой) искусства, уютной патриархальности и ярмарочного размаха старой России.
Возможно, просвещённому скептику это — когда-то очень известное — сочинение эмигранта Вадимова может показаться наивно-сусальным, но я искренне полюбил его ностальгическую мечтательность и хочу поделиться с вами своим чувством.
Русская культура — это наша детская
С трепетной лампадой, с мамой дорогой.
Русская культура — это молодецкая
Тройка с колокольчиком, с расписной дугой!..
Русская культура — это сказки нянины —
Песни колыбельные, грустные до слёз —
Русская культура — это разрумяненный
В рукавицах-варежках дедушка-мороз...
Русская культура — это дали Невского
В серо-белом сумраке северных ночей —
Это — радость Пушкина, горечь Достоевского
И стихов Жуковского радостный ручей.
Русская культура — это вязь кириллицы
На заздравной чарочке яровских цыган —
Жемчуг на кокошнике у простой кормилицы,
При чеканном поясе — кучерский кафтан...
Русская культура — это кисть Маковского,
Мрамор Антокольского, Лермонтов и Даль —
Терема и церковки, звон Кремля Московского,
Музыки Чайковского сладкая печаль.
Русская культура — это то, чем славится
Со времён Владимира наш народ большой:
Это наша женщина, русская красавица —
Это наша девушка с чистою душой!..
Русская культура — это жизнь убогая
С вечными надеждами, с замками во сне —
Русская культура — это очень многое,
Что не обретается ни в одной стране...
Евгений Вадимов, «Русская культура», 21 июля 1935 года, Париж
Настоящее имя автора этих стихов — Юрий Ипполитович Лисовский. Поэт, прозаик, переводчик. Выпускник Петербургского кадетского корпуса, кавалерист, участник Первой мировой войны. Его эмигрантская жизнь была связана с Сербией, Францией и Польшей. В 1930 году Вадимов-Лисовский стал первым лауреатом Парижского конкурса русских поэтов, а в середине 1940-х, когда советские войска занимали польский город Лодзь, он, обретающийся в тамошнем «Русском доме», — бесследно пропал. Возможно, вследствие ареста.
Стихотворения Евгения Вадимова относятся к лучшим образцам русской религиозной поэзии. Вот — из навеянного строками 138 псалма царя и пророка Давида:
Куда я скроюсь? Неустанно
За мной следит Твой Светлый взор
С луны, со звёзд из мглы туманной,
С вершин далёких, снежных гор...
И там, в морозных высях горных,
И здесь душистою весной,
И под землёй, и в ямах чёрных
Творец и Бог — везде со мной!..
Я сделал крылья. Стал, как птица,
Влетел в лазурь... пропала мгла —
Я был над бездной — но десница
Меня Твоя везде вела...
Евгений Вадимов, «Из псалмов», 1920 годы, Париж — Белград
Все выпуски программы Рифмы жизни
16 апреля. О трудах Семёна Венгерова

Сегодня 16 апреля. В этот день в 1855 году родился русский историк и библиограф Семён Венгеров.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Он стал подлинным энциклопедистом, библиографом, главным делом которого было составление краткой характеристики биографии писателей, описания их произведений. И за всю жизнь он составил более двух тысяч словарных статей по творчеству русских писателей и около миллиона библиографических описаний. Венгеров стоял во главе издания первого в России масштабного сборника библиографических, справочных, критических материалов о литературе как древнерусской, так и всех последующих столетий, вплоть до 20-го столетия. Такая колоссальная работоспособность, такая преданность науке, неутомимая усидчивость свойственны могут быть только человеку мирного, светлого и кроткого духа, ограничивающего общение с внешним миром и уходящего вглубь собственного сердца. Семен Афанасьевич Венгеров много потрудился для культурного наследия России. Одним из самых главных его достижений было создание Русского библиологического общества, в рамках которого он стремился к осуществлению полной регистрации и каталогизации книг. Интересно, что сегодня один маленький компьютер может вмещать в себя обширные картотеки, над которыми трудился наш ученый.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 апреля. О личности и трудах Николая Трубецкого

Сегодня 16 апреля. В этот день в 1890 году родился русский языковед Николай Трубецкой.
О его личности и трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Он учился у знаменитого русского лингвиста Фортунатова и после окончания учебы остался преподавать на кафедре языковедения. После революции в 1920 году уехал в Болгарию, а затем получил место преподавателя в Венском университете. В 20-х годах Николай Трубецкой был активным участником движения евразийцев, автором многих программных работ этого течения русской мысли в эмиграции. В эти годы выходят его книги «Наследие Чингисхана» и «К проблеме русского самопознания». Как ученый-лингвист Николай Трубецкой занимался фонологией, был идейным лидером Пражского лингвистического кружка. Его авторитет был признан всеми ведущими лингвистами того времени. Профессор Реформатский назвал работу Трубецкого «Основы фонологии» первой фонологической энциклопедией, классическим лингвистическим трудом XX века. В своих лекциях по истории русской литературы Трубецкой высказывал идеи о необходимости открытия миру древнерусской литературы на подобии открытия русской иконы в начале XX столетия. Николай Трубецкой был глубоко церковным человеком, выполнял обязанности старосты Свято-Никольского прихода. Как ученый и как христианин выступал в печати против набиравшего силу национал-социализма в Германии. После аншлюса Австрии в его доме гестапо провело обыск, и ученый был арестован на трое суток. После обыска часть рукописи была конфискована, а Николай Сергеевич попал в больницу, где скончался от инфаркта в 1938 году.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 апреля. О предательстве Иуды

Сегодня 16 апреля. Великая среда.
О предательстве Иуды, воспоминаемом Церковью в этот день — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Как мы знаем из Священного Писания, после входа Господня в Иерусалим, Спаситель захотел устроить прощальную вечерю со своими учениками. Накануне ее Иуда пошел к первосвященникам и сказал: «Что вы дадите мне, и я вам предам Христа». Они предложили ему 30 сребреников, и с того времени он искал удобного случая предать его. Этот сын погибели, как называет его сам Господь, настолько был преисполнен страстей, что даже явные Божьи на нем благодеяния, косвенное обличение из уст Христа и призывы к покаянию не умягчили каменное сердце предателя. И он, побежденный страстью сребролюбия, совершил страшнейшее преступление на земле. Церковные песнопения этого дня как бы останавливаясь от взора на Божественного Учителя, переключают нас на личность Иуда Искариота. Церковь предупреждает своих верных чад, чтобы мы не заигрывали со страстями, не принижали их тлетворное действие на душу, ибо незаметно, шаг за шагом, вольные грехи способны так окаменить сердце, что бывает этот процесс необратимым. Да избавит нас Господь от предательства, Иудина греха и окамененного нечувствия!
Все выпуски программы Актуальная тема