Участник Кавказской и Русско-Турецкой войн 1877-1878 годов — Евгений Дмитриевич Фелицын — был не только храбрым воином, но и одаренным, разносторонним ученым: историком, археологом, этнографом, геологом, картографом.
Уже в возрасте 16 лет Евгений Дмитриевич поступил на службу в 74-й Ставропольский пехотный полк и сразу отправился на войну. В 1875 году Евгений Дмитриевич присоединился к Кубанскому казачьему войску и через некоторое время был возведен в чин есаула. Будучи преданным казацкой службе, Фелицын также испытывал тягу к постижению окружающего мира. Он изучал историю Кубани и знал, как много удивительного хранит эта древняя земля. Евгений Дмитриевич добился у кубанских властей разрешения на открытие в Екатеринодаре этнографического и естественно-исторического музея, в экспозицию которого он передал свои личные коллекции — более трехсот уникальных артефактов.
Какие качества отмечали в Евгении Дмитриевиче те, кто его знал?

Казак-интеллигент — так называли Евгения Дмитриевича Фелицына, войскового старшину Кубанского казачьего войска, участника Кавказской и Русско-Турецкой войн 1877-1878 годов. Он был не только храбрым воином, но и одарённым, разносторонним учёным: историком, археологом, этнографом, геологом, картографом. «Живая энциклопедия Кавказа», — называли его современники. Благодаря трудам и энтузиазму Евгения Фелицына, на Северном Кавказе появился один из первых музеев — Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник.
Евгению Дмитриевичу, казалось, на роду было написано стать военным. Он появился на свет в семье ставропольского офицера, в 1848 году. Фелицыну едва исполнилось шестнадцать, когда он поступил на службу в 74-й Ставропольский пехотный полк. И сразу — на войну. Шла кампания по присоединению к Российской империи Северного Кавказа. Юный унтер-офицер Фелицын проявил в сражениях отвагу, и вернулся с наградами. Военная карьера пошла в гору. В 1875 году Евгений Дмитриевич присоединился к Кубанскому казачьему войску, и через некоторое время был возведён в чин есаула. Казацкая служба нравилась Фелицыну. Но было ещё одно дело, которое он всей душой любил, и которому старался посвящать каждую минуту свободного времени — естествознание. С детства Евгений испытывал тягу к изучению окружающего мира. Собирал гербарии, рисовал карты местности, коллекционировал минералы. Фелицын изучал историю Кубани, и знал, как много удивительного хранит эта древняя земля.
Например, чего стоят одни только дольмены! Фелицын стал одним из первых, кто детально описал и классифицировал эти доисторические каменные сооружения, похожие на маленькие домики без дверей, во множестве встречающиеся в кавказских лесах. Он исследовал около семисот дольменов, и посвятил им целую научную работу. Евгений Дмитриевич предоставил Русскому императорскому археологическому обществу бесценную информацию и о других каменных артефактах — степных «половецких бабах» — изваяниях 9-13-го веков. Он изучал древние курганы и городища близ Екатеринодара — такое название носил тогда город Краснодар. Составил карту древнейших православных храмов Кубани, Тамани и Ставрополья. Экспедиции Фелицын организовывал во время личных отпусков и, как правило, за собственный счёт. Дело это было дорогостоящее, но Евгений Дмитриевич старался не ради славы. Он хотел, чтобы как можно больше людей узнали историю русского Кавказа. И не жалел для этого ни сил, ни средств. Ради очередной экспедиции он даже продал своё имение в кубанской станице Северской, а сам перебрался в маленькую съёмную квартиру в Екатеринодаре.
В 1879 году Фелицын отправился в Тамань. Оттуда он привёз ценнейшие сведения о пребывании в станице Михаила Юрьевича Лермонтова. Например, Евгений Дмитриевич зарисовал и подробно описал хату казака Мысника, в которой останавливался поэт. Заметки и рисунки Фелицына уже в ХХ веке помогли устроителям таманского музея Лермонтова воссоздать интерьер дома и атмосферу эпохи. В том же 1879-м учёный добился у кубанских властей разрешения на открытие в Екатеринодаре этнографического и естественно-исторического музея. В экспозицию он передал свои личные коллекции — более трёхсот уникальных артефактов. Фелицын радовался: наконец-то их смогут увидеть люди! Теперь это — Краснодарский историко-географический музей-заповедник.
Доброту, отзывчивость и любовь к ближнему отмечали в Евгении Дмитриевиче почти все, кто его знал. «Росту высокого, вида строгого, а за всем этим — полнейшее добродушие», — вспоминал о Фелицыне один из его сослуживцев. Таким он и остался в памяти людей: воин-казак с лицом интеллектуала и добрыми глазами. Человек, подаривший Северному Кавказу первый большой музей, сегодня носит имя его создателя — Евгения Дмитриевича Фелицына.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм святителя Гурия Казанского (деревня Нижний Азъял, республика Марий Эл)
На юго-востоке республики Марий Эл, между деревнями Петъял и Азъял, стоит у подножия лесного холма деревянный храм. Он освящён во имя святителя Гурия, возглавлявшего Казанскую епархию в шестнадцатом веке. Окрашенная в белый цвет и декорированная голубым орнаментом церковь особенно хороша на фоне окружающих берёз и сосен.
Живописный пейзаж и вдохновил в конце девятнадцатого века архиепископа Владимира (Петрова) на строительство храма. Казанский владыка возвращался из миссионерской поездки по Марийской земле, остановился на отдых на поляне близ дороги и подумал, что хорошо бы здесь поставить церковь. В заботах архипастырь отложил задуманное, а вернулся к своей идее спустя несколько лет, сопровождая в путешествии по Поволжью отца Иоанна Кронштадтского. Праведный пастырь поддержал архиепископа Владимира и в 1896 году ландшафт между деревнями Петъял и Азъял украсила церковь Святителя Гурия.
Храм стал духовной опорой для жителей окрестных селений. При нём работала церковноприходская школа и действовала библиотека. После революции 1917 года дружная община много лет активно сопротивлялась закрытию церкви. Богослужения в ней прекратились только в 1936 году, а спустя десять лет возобновились.
Пока храм пустовал, никто не посягнул на его сокровища, а их здесь немало! Ведь в советское время Гурьевский храм стал хранителем святынь из других церквей, пострадавших от безбожной власти. Так, в двадцатые годы здесь оказался один из древних чудотворных списков Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери. Образ спасли от поругания после закрытия Казанской Богородицкой Седмиезерной пустыни, находившейся в тридцати пяти километрах. Когда святыню внесли в Гуриевскую церковь и стали служить молебен, на склоне холма над храмом забил родник. Источник освятили в честь Смоленской иконы Божией Матери. Он и сегодня радует прихожан и паломников чистой целительной водой.
Ещё одна чтимая святыня Гурьевского храма — старинное Распятие. Массивный кипарисовый Крест стоит справа перед иконостасом. На потемневшем от времени дереве чётко видно изображение Спасителя с предстоящими Ему Богородицей и Иоанном Богословом. Где и когда был изготовлен Крест, неизвестно. Его чудесно обрели весной 1926 года. Распятие принесло по реке Свияге во время разлива и прибило к берегу в селе Исаково в Татарстане. Драгоценную находку поместили в местной Богоявленской церкви. Когда же её закрыли в конце пятидесятых годов, Крест перенесли в Гурьевский храм.
О маленькой деревянной церкви в Марийской глубинке не так широко известно. Но многие из тех, кто побывал здесь хоть раз, возвращаются. Ведь так утешительно помолиться под старинными сводами, преклонить колени перед чудесно обретённым Распятием и окунуться в чудотворный источник. Храм святителя Гурия Казанского — жемчужина православного Поволжья.
Все выпуски программы ПроСтранствия











