Участник Кавказской и Русско-Турецкой войн 1877-1878 годов — Евгений Дмитриевич Фелицын — был не только храбрым воином, но и одаренным, разносторонним ученым: историком, археологом, этнографом, геологом, картографом.
Уже в возрасте 16 лет Евгений Дмитриевич поступил на службу в 74-й Ставропольский пехотный полк и сразу отправился на войну. В 1875 году Евгений Дмитриевич присоединился к Кубанскому казачьему войску и через некоторое время был возведен в чин есаула. Будучи преданным казацкой службе, Фелицын также испытывал тягу к постижению окружающего мира. Он изучал историю Кубани и знал, как много удивительного хранит эта древняя земля. Евгений Дмитриевич добился у кубанских властей разрешения на открытие в Екатеринодаре этнографического и естественно-исторического музея, в экспозицию которого он передал свои личные коллекции — более трехсот уникальных артефактов.
Какие качества отмечали в Евгении Дмитриевиче те, кто его знал?

Казак-интеллигент — так называли Евгения Дмитриевича Фелицына, войскового старшину Кубанского казачьего войска, участника Кавказской и Русско-Турецкой войн 1877-1878 годов. Он был не только храбрым воином, но и одарённым, разносторонним учёным: историком, археологом, этнографом, геологом, картографом. «Живая энциклопедия Кавказа», — называли его современники. Благодаря трудам и энтузиазму Евгения Фелицына, на Северном Кавказе появился один из первых музеев — Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник.
Евгению Дмитриевичу, казалось, на роду было написано стать военным. Он появился на свет в семье ставропольского офицера, в 1848 году. Фелицыну едва исполнилось шестнадцать, когда он поступил на службу в 74-й Ставропольский пехотный полк. И сразу — на войну. Шла кампания по присоединению к Российской империи Северного Кавказа. Юный унтер-офицер Фелицын проявил в сражениях отвагу, и вернулся с наградами. Военная карьера пошла в гору. В 1875 году Евгений Дмитриевич присоединился к Кубанскому казачьему войску, и через некоторое время был возведён в чин есаула. Казацкая служба нравилась Фелицыну. Но было ещё одно дело, которое он всей душой любил, и которому старался посвящать каждую минуту свободного времени — естествознание. С детства Евгений испытывал тягу к изучению окружающего мира. Собирал гербарии, рисовал карты местности, коллекционировал минералы. Фелицын изучал историю Кубани, и знал, как много удивительного хранит эта древняя земля.
Например, чего стоят одни только дольмены! Фелицын стал одним из первых, кто детально описал и классифицировал эти доисторические каменные сооружения, похожие на маленькие домики без дверей, во множестве встречающиеся в кавказских лесах. Он исследовал около семисот дольменов, и посвятил им целую научную работу. Евгений Дмитриевич предоставил Русскому императорскому археологическому обществу бесценную информацию и о других каменных артефактах — степных «половецких бабах» — изваяниях 9-13-го веков. Он изучал древние курганы и городища близ Екатеринодара — такое название носил тогда город Краснодар. Составил карту древнейших православных храмов Кубани, Тамани и Ставрополья. Экспедиции Фелицын организовывал во время личных отпусков и, как правило, за собственный счёт. Дело это было дорогостоящее, но Евгений Дмитриевич старался не ради славы. Он хотел, чтобы как можно больше людей узнали историю русского Кавказа. И не жалел для этого ни сил, ни средств. Ради очередной экспедиции он даже продал своё имение в кубанской станице Северской, а сам перебрался в маленькую съёмную квартиру в Екатеринодаре.
В 1879 году Фелицын отправился в Тамань. Оттуда он привёз ценнейшие сведения о пребывании в станице Михаила Юрьевича Лермонтова. Например, Евгений Дмитриевич зарисовал и подробно описал хату казака Мысника, в которой останавливался поэт. Заметки и рисунки Фелицына уже в ХХ веке помогли устроителям таманского музея Лермонтова воссоздать интерьер дома и атмосферу эпохи. В том же 1879-м учёный добился у кубанских властей разрешения на открытие в Екатеринодаре этнографического и естественно-исторического музея. В экспозицию он передал свои личные коллекции — более трёхсот уникальных артефактов. Фелицын радовался: наконец-то их смогут увидеть люди! Теперь это — Краснодарский историко-географический музей-заповедник.
Доброту, отзывчивость и любовь к ближнему отмечали в Евгении Дмитриевиче почти все, кто его знал. «Росту высокого, вида строгого, а за всем этим — полнейшее добродушие», — вспоминал о Фелицыне один из его сослуживцев. Таким он и остался в памяти людей: воин-казак с лицом интеллектуала и добрыми глазами. Человек, подаривший Северному Кавказу первый большой музей, сегодня носит имя его создателя — Евгения Дмитриевича Фелицына.
Все выпуски программы Жизнь как служение
22 мая. О неверии и духовной слепоте фарисеев

В 9-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, обращённые к фарисеям: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас».
О неверии и духовной слепоте фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Эти слова Господа перекликаются с другими Его наставлениями о том, что хулящий Духа Святого не имеет прощения ни в этом веке, ни в будущем, поскольку очевидно отрекается от истины и называет ложь правдой.
Если бы фарисеи не ведали, что творили, если бы очевидно не изобразился перед ними Христос в Божественном Его могуществе, то, может быть, и имели бы оправдание в своем неверии, но поскольку их неверие было в чистом виде свидетельством их злого расположения воли, отрицающим Божество, то и возвещает им Господь непростительность этого состояния и то, что грех их остаётся на них, ибо их слепота не физическая, но добровольная и сердечная.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 мая. О подвиге преподобного Иосифа Оптинского

Сегодня 22 мая. День памяти преподобного Иосифа Оптинского, отошедшего ко Господу в 1911 году.
О его подвиге — священник Николай Яковлев.
Великая тайна промысла Божия приоткрывается нам, человекам, в частности, через святой ангельский образ иноческого жития — особого служения, когда в далёкой пещере или пустыни творится умно-сердечная молитва, и по этой молитве совершается чудо.
Несравненной жемчужиной монашеского подвига, без сомнения, является феномен оптинского старчества. XIX век. Свято-Введенская Оптина пустынь вписывает в свои недра ещё одного светоча для всей православной России — преподобного старца Иосифа.
Яркими качествами старца явились беспрекословное послушание, трудолюбие, молчаливость и беззлобие. Ни с кем батюшка не вёл длинных бесед. Он умел в нескольких словах выразить самое главное — наставить и утешить. Ведь сила его молитвы была выше и драгоценнее любых слов.
Старцу Иосифу часто задавали один и тот же вопрос: «Как же можно узнать прозорливого человека?» И ответ был просто поразителен: «Узнать такого человека нужно по смирению, потому что враг, то есть дьявол, может дать прозорливость человеку, а смирение никогда не даёт».
Помоги нам, Бог, теплить в наших сердцах сегодня дар смирения, так необходимого всем нам, по молитвам преподобного Иосифа, старца Оптинского!
Все выпуски программы Актуальная тема
22 мая. Об иконографии святителя Николая

Сегодня 22 мая. Церковь празднует Перенесение в 1087 году мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.
Об иконографии святителя Николая — протоиерей Василий Гелеван.
Святитель Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых в Церкви, и существует множество его икон. Наиболее распространено поясное изображение святого с закрытым Евангелием в левой руке и благословляющей правой рукой. Иногда в правом и левом углу иконы можно увидеть фигуры Христа с Евангелием и Богородицы с омофором.
Это в память о чуде, случившемся во время работы Первого Вселенского Собора. Когда после пощёчины Николая еретику Арию, отцы Собора сочли этот поступок недостойным сана архиерея и сняли с него священный сан. Тогда многим участникам Собора во сне явился Господь и явилась Матерь Божия, восстанавливающими в сане святого епископа.
Поскольку память святого Николая совершается два раза в год, 19 декабря и 22 мая, в народе эти праздники называют Николой Зимним и Николой Летним. И это нашло отражение в иконах святого. Святителя изображают в головном уборе или без него.
Распространено также и ростовое изображение святого Николая, так называемый Никола Зарайский. Необычность этой иконы в том, что руки святого подняты выше, чем обычно на иконах святителей, где обычно локти святителей прижаты к телу.
Как развитие этого образа появилась икона Никола Можайский. Это список со статуи Николы Угодника, установленной когда-то над городскими воротами Можайска и спасшей жителей от вражеского набега. В правой руке святитель держит храм, а в левой руке — меч. Как пример, икона святого Николая на иконостасе в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, в Москве.
Все выпуски программы Актуальная тема