
Преподобная Евфросиния появилась на свет незадолго до того, как на Русь хлынули монгольские полчища, и вся ее жизнь была тесно связана с судьбой несчастной, истерзанной врагом Родины.
Отцом Евфросинии был черниговский князь Михаил. У князя и его супруги долго не было детей. Рождение этой девочки стало Божьим ответом на их горячую молитву. После долгожданной дочери княгиня родила еще шестерых детей. Но старшая дочка была любимицей отца. Князь сам обучал ее грамоте, поражаясь необыкновенному уму дочери. Для дальнейшего обучения Евфросинии был приглашен боярин Феодор. Это был мудрый, а, главное, благочестивый наставник. Он сумел дать княжне прекрасное образование для того времени - как свидетельствуют летописи, она, например, отлично знала античную литературу. Но главное, что вложил Феодор в сердце своей воспитанницы — это любовь к Богу и стремление жить по заповедям Евангелия.
Когда отроковице исполнилось пятнадцать лет, отец просватал ее за сына Суздальского князя. Все уже было готово к свадьбе, и невеста уже примеряла подвенечное платье, когда прибыл гонец из Суздаля:
"Горе, господин! Жених Евфросинии умер!"
Потрясенная девушка упросила родителей все-таки отпустить ее в Суздаль. Там, в Ризоположенском монастыре, молясь об упокоении души своего жениха, княжна приняла решение стать монахиней. Собираясь быть в Суздале княжеской женой, Евфросиния по Божьей воле стала здесь невестой Христовой.
Вскоре игуменья монастыря заметила, что юная инокиня умна не по годам, и дала ей послушание — толковать Священное Писание и говорить поучения монахиням и городским девицам. Благодаря своей начитанности и образованности, Евфросиния приобрела большую известность не только в Суздале, но и за пределами города. К ней стали приезжать даже из других княжеств, да и сама матушка-игуменья обращалась к юной монахине за советом. Несмотря на такую популярность, Евфросиния жила очень строго, проводя время в посте и в молитве.
Когда полчища врагов хлынули на Русь, Суздальская земля была разорена. Но монастырь по молитве княжны-монахини захватчики обошли стороной. Существует предание, что в тот недобрый час обитель вдруг окутало облако, и враги не заметили ее. Но всё же навсегда укрыться от беды нельзя было даже за монастырскими стенами. Вскоре хан Батый призвал к себе князя Михаила, отца Евфросинии. Собираясь в путь, князь заехал в Суздаль — попрощаться с любимой дочерью.
Князь Михаил с боярином Феодором — учителем Евфросинии — отправились к Батыю. Там они, как истинные христиане отказались поклониться идолам. Хан приказал пытать непокорных данников, и Михаил с Феодором приняли мученическую смерть.
Узнав о гибели дорогих ей людей, Евфросиния оделась в ветхое рубище, перестала разговаривать. Теперь её главным делом стала молитва за русскую землю.
Четыре года провела святая, усердно молясь, и сильно заболела. Перед самой смертью Евфросиния получила от Господа утешение: во сне она увидела князя Михаила и боярина Феодора в белых сияющих одеждах, стоящих посреди райского сада. Они уверили Евфросинью в том, что Господь не оставит русскую землю, что кровь мучеников лилась не напрасно.
«Семейные ценности». Священник Александр Сатомский

Гостем программы «Семейный час» был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Мы говорили о том, какие традиции и ценности важно сохранять и передавать в семье.
Разговор начинается с непростой темы — как дети воспринимают смерть, и почему для них важно не столько объяснение, сколько уверенность: смерть — не конец. Отец Александр делится личным: как сам в детстве пришёл к вере, как впервые исповедовался, как его бабушка молилась дома. И — почему Пасха, даже в советское время, оставалась торжеством.
Звучит мысль: не страшно ошибаться в воспитании, страшно — не быть настоящим. Даже в одной семье дети очень разные, и передать им веру можно только тогда, когда она жива в нас самих.
Говорим о библейской истории Каина и Авеля — о воспитании, ответственности и том, почему каждый человек отвечает на призыв Бога сам. Затрагиваются вопросы педагогики, доверия, примера.
И — о традициях: походы на кладбище, просфоры у бабушки, молчание дедов-фронтовиков о войне. Как это всё влияет на восприятие праздников и памяти. Почему вера — это не теория, а путь в настоящей жизни. И как из поколения в поколение передаётся главное — тихо, с любовью и верой.
Ведущая: Анна Леонтьева
«Воспитание через театр». Юрий Макеев

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был актер, режиссер, художественный руководитель «Театра вкуса», создатель Первого деревенского театра в Смоленской области Юрий Макеев.
Разговор пойдет о том, как через театральные постановки можно говорить о вере, семейных и духовных ценностях, и как искусство, в том числе театральное, может влиять на воспитание детей и становление личности.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Как судья осла допрашивал

Фото: PxHere
Жил в старину один бедняк по имени Ван У-цзы — Ван Пятый. И был у него осёл, на котором он хворост и уголь возил. Берёг бедняк своего осла ну, прямо, как сокровище драгоценное: каждый день свежей травкой кормил, холил и лелеял. От хорошей жизни шкура у осла была гладкой, щетина блестящей, характер покладистый.
Однажды навьючил бедняк на своего ослика мешок с углём, повёз в город продавать. Животное у ворот привязал, а мешок с углём в лавку понёс. Вернулся — нет нигде его сокровища!
То есть, осёл-то к дереву привязан, да только другой: тощий, облезлый, старый. Пока Ван Пятый отлучался, кто-то потихоньку его любимца подменил.
Всполошился бедняк, заметался, не знает, что делать. Обидно ему стало до слёз. Отвязал он старого осла и пошёл с ним в суд жалобу на пропажу подавать.
Спрашивает секретарь в суде: а кто в тяжбе будет ответчиком выступать? Показал Ван Пятый на старого худого осла и говорит в сердцах: пусть он за всё отвечает, раз другого нет.
Начал судья в зале дела разбирать. Дошла очередь до жалобы Вана Пятого, и приказал он стражникам ответчика привести. Привели в зал на верёвке старого осла. Народ потешаться стал, а судья даже бровью не повёл, и начал допрашивать осла со всей строгостью:
— Ты откуда такой взялся? Как посмел себя за другого выдавать?
Осёл голову свесил, молчит, а все в зале, даже стражники не могут смех сдержать.
Стукнул судья колотушкой по столу и приказал:
— Стража, ведите пока что ответчика в тюрьму. Не кормите его, не поите, крепко-накрепко заприте. Через три дня я его снова допрашивать буду.
Новость о том, что судья допрашивал и арестовал осла, с быстротой ветра разлетелась по городу. Дивятся люди — над глупым судьёй смеются.
В день, когда было назначено заседание, сотни людей заполнили зал суда, желая увидеть забавное представление.
Три раза в барабан ударили, в зал вошёл судья и сел на своё место. Стражники тотчас осла притащили, и было заметно, как животное за три дня отощало.
Стукнул судья колотушкой по столу и вынес приговор:
— Отпустите ответчика, пусть идёт на все четыре стороны.
Вылетел осёл из зала и по-молодецки побежал по улице. А вы что думаете? Три дня просидел он взаперти, три дня не ел, не пил, страху натерпелся. И, конечно, понёсся он к своему дому.
Судья велел Вану Пятому и стражникам идти за ним следом, и ответчик привёл их к своему хозяину — тому самому вору, который его подменил. Нашёлся во дворе вора и любимый ослик Вана Пятого, которого с другим не перепутаешь.
Поняли люди, что напрасно смеялись они над судьёй, который осла допрашивал. Человеком он оказался не только учёным, а ещё и смышлёным, что немаловажно для его работы.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки