
Дмитрий Хитров в тысяча восемьсот сороковом году в числе лучших выпускников Рязанской духовной семинарии был направлен на служение в далёкую Сибирь, где и был рукоположен во священника. Его ждали десятилетия служения в суровом краю, тысячи вёрст, проделанных пешком, на лошадях и собачьих упряжках и... слава апостола якутов!
Судьбоносной в связи с этим была встреча со святителем Иннокентием (Вениаминовым) в Якутске, где он был проездом, третьего июня тысяча восемьсот сорок первого года.
— Прошу тебя ради Бога, — сказал знаменитый миссионер молодому священнику, — употребить все твои силы и старания на перевод священных книг на местный язык!
— Как могу приняться за такое дело, к исполнению которого не имею ни сил, ни способностей, ни знаний? — ответил скромный Хитров, лишь несколько месяцев проживший в Сибири.
— Молись Богу, — сказал святитель Иннокентий, — Его сила в немощах совершается!
Казалось, будто он проницательно увидел в скромном рязанском юноше будущего просветителя якутов и выдающегося переводчика...
В начале своего сибирского служения иерей Димитрий Хитров испытал душевное потрясение, когда несколько раз приходил исповедовать умирающих якутов, но не мог ни слова понять, ни слова сказать. Эти ситуации сподвигли пастыря взяться за усердное изучение якутского языка.
В тысяча восемьсот сорок четвёртом году в жизни отца Димитрия произошла перемена: после нескольких лет служения в храмах Якутска он был назначен настоятелем походной Николаевской церкви, которая была сооружена на особой телеге. Для сибирского духовенства было привычно совершать долгие и трудные поездки, но заведовать походной церковью означало и вовсе проводить в дороге почти всё время. Отец Димитрий вспоминал: «Я каждый год совершал путь до десяти тысяч вёрст, посещая почти все приходы Верхоянского и Колымского округа, а также отдалённейшие места и Якутского округа: край Оймяконский, Аллахюнь, Нелкан, Учур и Темтен, кочевья тунгусов, Усть-Янский улус».
Крещёных якутов и эвенков отец Димитрий исповедовал и причащал, давал им наставления о христианской жизни, особенно обращая внимание на недопустимость для христиан многожёнства и шаманства. Некрещёных же проповедник присоединял к Церкви через святое Таинство Крещения.
С поездками в дальние пределы Якутии были сопряжены трудности и опасности. Отец Димитрий писал: «По нескольку месяцев сряду мы ночевали на снегу под открытым небом при трескучих полярных морозах, от чего некоторые из нас — священников — преждевременно сходили в могилу, другие расстроили своё здоровье». Сам миссионер Хитров не раз чуть не замерзал насмерть. Про одно из своих путешествий священник написал: «Реки разлились и вышли из берегов, мостов и перевозов нет, страшные повсюду грязи, вдобавок каждый день по нескольку раз встречались медведи».
Эти трудности сторицей покрывались той радостью, которую испытывали при встрече с ним якуты, чукчи, эвенки и немногочисленные русские поселенцы полярных мест. Многие из них благодаря приезду священника впервые в жизни участвовали в Божественной Литургии.
В поездках отец Димитрий в совершенстве овладел якутским языком, ознакомился с бытом и нравами коренных сибиряков, бок о бок с которыми провёл сотни дней в пути и на стоянках. Неудивительно, что в тысяча восемьсот пятьдесят третьем году именно его святитель Иннокентий (Вениаминов) назначил главой комитета, который занимался переводом на якутский язык Священного Писания и богослужебных книг. После многих лет странствий отец Димитрий осел в Якутске для научной работы. Выполненные с его участием переводы были одобренны Святейшим Синодом, а за составленная им «Краткую грамматику якутского языка» он получил орден святой Анны.
Впоследствии отец Димитрий принял монашеский сан с именем Дионисий и стал первым епископом отдельной Якутской епархии, в которой прослужил до тысяча восемьсот восемьдесят третьего года.
Преосвященный Дионисий и его старший наставник — святитель Иннокентий — стали своеобразными «Кириллом и Мефодием» для жителей Якутиии.
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия







