
В конце 90-х годов 19-го века в небольшом селе Елизаветино Псковской губернии жизнь текла по-провинциальному тихо. Зимой село заметало снегом, и люди редко выходили со двора. В это время улицы оживали разве что по воскресеньям, когда народ шёл на литургию в сельский Вознесенский храм. Летом взрослые жители занимались хозяйством. Старшие дети им помогали. А младшие целыми днями носились по живописным окрестностям. Девочки собирали цветы и ягоды. Мальчишки лазили по деревьям, гоняли воробьёв и ворон. Шалили не со зла, а, скорее, от скуки. Но всё изменилось, когда в село приехала барыня — помещица Елизавета Евгеньевна Ваганова.
Елизавета Евгеньевна была известной личностью не только на родной Псковщине, но и в самом Петербурге. В столице на протяжении восьми лет она руководила благотворительной организацией «Общество пособия несовершеннолетним, освобождённым из мест заключения». Ваганова помогала оступившимся подросткам вернуться к честной жизни. Организация предоставляла им работу, оказывала финансовую поддержку. А главное — давала уверенность в том, что они не изгои, что каждый из них нужен и важен. Елизавета Евгеньевна писала: «Их спасти можно, если взяться умеючи, с любовью и ласкою. Через наши руки прошло 1572 (тысяча пятьсот семьдесят два) человека. Теперь многие открыли свои мастерские и уже берут наше новое поколение ребят в ученики».
В село Елизаветино, своё родовое имение, Ваганова приехала в 1898 году — после столичной суеты захотелось тихой жизни на природе. Когда-то, ещё девочкой, она писала стихи и рассказы о красоте родного края. Эту красоту ей казалось важным сохранить. Тёплым майским днём Ваганова собрала в имении местных мальчишек. Сорванцы заходили в большую, светлую залу, немного робея. На днях барыня увидела, как они стреляли бумажными шариками по воробьям. А ну, как ругать станет? Но Елизавета Евгеньевна встретила гостей радушно, усадила за чай с пирогами. И предложила создать... общество защитников природы. Её простые и трогательные слова о том, что деревья, растения, звери и птицы — творения Божии, и следует их оберегать, дошли до мальчишеских сердец. За чаем все вместе придумали основные правила нового общества: не обращаться дурно с животными и не мучить их. Всех птиц и их птенцов беречь и защищать. Гнёзд не разорять и яиц из них не брать. И других отговаривать от проявления жестокости и дурного обращения со слабыми творениями. Общество было решено назвать «Майский союз». На прощание Елизавета Евгеньевна подарила каждому по значку с летящей ласточкой — мальчишки тут же важно прикололи их на картузы.
Поначалу в Майский союз вступили 26 ребят. Однако уже через несколько месяцев его численность кратно увеличилась. Раз в месяц «союзники», как сами они себя именовали, собирались в барском доме и рассказывали о своих наблюдениях за жизнью зверей и птиц. По весне организованно высаживали деревья, мастерили скворечники. Ваганова часто устраивала для крестьянских мальчишек праздничные мероприятия — обеды и чаепития с весёлыми конкурсами и призами, экскурсии к святыням Псковщины.
Слава первой в истории России детской экологической организации вышла далеко за пределы губернии. В 1903 году император Николай II и императрица Александра Фёдоровна прибыли во Псков, и во дворе Поганкиных палат устроили торжественный приём в честь Елизаветы Вагановой и её подопечных.
Дальнейшая история елизаветинского «Майского союза», казалось, растворилась в вихре революционных потрясений начала ХХ века. До сих пор не ясна судьба и самой Елизаветы Евгеньевны. Что стало с нею после 1917-го года, где она жила и когда скончалась — неизвестно. Зато известно, что дело её не кануло в Лету. В 2011 году, после почти векового перерыва, школьники из Псковской области решили возродить Майский союз, и присвоили организации имя его первой создательницы — Елизаветы Вагановой.
Все выпуски программы Жизнь как служение
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема