![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/02/ZhKS_16h9_1280Ch720.jpg)
В конце 90-х годов 19-го века в небольшом селе Елизаветино Псковской губернии жизнь текла по-провинциальному тихо. Зимой село заметало снегом, и люди редко выходили со двора. В это время улицы оживали разве что по воскресеньям, когда народ шёл на литургию в сельский Вознесенский храм. Летом взрослые жители занимались хозяйством. Старшие дети им помогали. А младшие целыми днями носились по живописным окрестностям. Девочки собирали цветы и ягоды. Мальчишки лазили по деревьям, гоняли воробьёв и ворон. Шалили не со зла, а, скорее, от скуки. Но всё изменилось, когда в село приехала барыня — помещица Елизавета Евгеньевна Ваганова.
Елизавета Евгеньевна была известной личностью не только на родной Псковщине, но и в самом Петербурге. В столице на протяжении восьми лет она руководила благотворительной организацией «Общество пособия несовершеннолетним, освобождённым из мест заключения». Ваганова помогала оступившимся подросткам вернуться к честной жизни. Организация предоставляла им работу, оказывала финансовую поддержку. А главное — давала уверенность в том, что они не изгои, что каждый из них нужен и важен. Елизавета Евгеньевна писала: «Их спасти можно, если взяться умеючи, с любовью и ласкою. Через наши руки прошло 1572 (тысяча пятьсот семьдесят два) человека. Теперь многие открыли свои мастерские и уже берут наше новое поколение ребят в ученики».
В село Елизаветино, своё родовое имение, Ваганова приехала в 1898 году — после столичной суеты захотелось тихой жизни на природе. Когда-то, ещё девочкой, она писала стихи и рассказы о красоте родного края. Эту красоту ей казалось важным сохранить. Тёплым майским днём Ваганова собрала в имении местных мальчишек. Сорванцы заходили в большую, светлую залу, немного робея. На днях барыня увидела, как они стреляли бумажными шариками по воробьям. А ну, как ругать станет? Но Елизавета Евгеньевна встретила гостей радушно, усадила за чай с пирогами. И предложила создать... общество защитников природы. Её простые и трогательные слова о том, что деревья, растения, звери и птицы — творения Божии, и следует их оберегать, дошли до мальчишеских сердец. За чаем все вместе придумали основные правила нового общества: не обращаться дурно с животными и не мучить их. Всех птиц и их птенцов беречь и защищать. Гнёзд не разорять и яиц из них не брать. И других отговаривать от проявления жестокости и дурного обращения со слабыми творениями. Общество было решено назвать «Майский союз». На прощание Елизавета Евгеньевна подарила каждому по значку с летящей ласточкой — мальчишки тут же важно прикололи их на картузы.
Поначалу в Майский союз вступили 26 ребят. Однако уже через несколько месяцев его численность кратно увеличилась. Раз в месяц «союзники», как сами они себя именовали, собирались в барском доме и рассказывали о своих наблюдениях за жизнью зверей и птиц. По весне организованно высаживали деревья, мастерили скворечники. Ваганова часто устраивала для крестьянских мальчишек праздничные мероприятия — обеды и чаепития с весёлыми конкурсами и призами, экскурсии к святыням Псковщины.
Слава первой в истории России детской экологической организации вышла далеко за пределы губернии. В 1903 году император Николай II и императрица Александра Фёдоровна прибыли во Псков, и во дворе Поганкиных палат устроили торжественный приём в честь Елизаветы Вагановой и её подопечных.
Дальнейшая история елизаветинского «Майского союза», казалось, растворилась в вихре революционных потрясений начала ХХ века. До сих пор не ясна судьба и самой Елизаветы Евгеньевны. Что стало с нею после 1917-го года, где она жила и когда скончалась — неизвестно. Зато известно, что дело её не кануло в Лету. В 2011 году, после почти векового перерыва, школьники из Псковской области решили возродить Майский союз, и присвоили организации имя его первой создательницы — Елизаветы Вагановой.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2015/10/05452f981490b14b1a95ec83c7a8ef6f7bf505db-1.jpg)
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Трудные времена люди переживают по-разному. Разность точек зрения, разность в опыте жизни часто приводят к тому, что родственники и друзья ссорятся и не находят в себе сил для общения и любви. В то же время в поисках опоры люди находят единомышленников, создают новые сообщества... Очевидно, что христиане тоже задают себе подобные вопросы: в чём мы можем найти опору? Кто наши единомышленники? Ответы на эти вопросы прикровенно звучат в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Как и любой другой человек, апостол Павел жил в обществе, занимался трудом, общался с людьми по самым разным, в том числе и бытовым поводам, ел, пил, отдыхал, читал современных ему авторов, которых потом цитировал в своих посланиях. По его собственным словам, он был фарисеем из фарисеев, то есть принадлежал к авторитетной и влиятельной группе людей, которые ощущали себя основой современного им иудейского общества. Он был учеником известного раввина Гамалиила и вполне мог рассчитывать на спокойную жизнь. Но вдруг, неожиданно для себя самого, апостол встретил Христа, и эта встреча изменила всю его жизнь. Люди, которые его уважали и любили, стали воспринимать его как врага и из единомышленника он стал для них оппонентом. Жизнь его изменилась кардинально, но нельзя сказать, что от него это не зависело. Нет, это было его свободным решением. Верность Христу и Его проповеди оказалась для апостола важнее всего остального. Спаситель стал Его опорой, а братья и сёстры во Христе новыми единомышленниками. Казалось бы, всё просто и ясно. Был человек одних взглядов, общался и дружил с одними людьми. Потом изменил взгляды и стал общаться с другими, в то время как с первыми рассорился и начал воспринимать их как врагов. Обычно так всё и происходит... Но в жизни апостола Павла всё было несколько иначе. После всех перемен, которые с ним произошли, иудеи действительно изменили своё отношение к нему, но он не изменил своего отношения к ним. И этот факт чрезвычайно важен для понимания того, что такое христианство. Да, апостол считал, что иудеи ошибаются. Действительно, у него появились новые друзья и единомышленники, как из иудеев, так и из язычников, но любовь ко всем прежним друзьям и единомышленникам осталась. Иудействующие ненавидели его и даже стремились убить, но вера Христова преобразила его отношение к людям. Апостол Павел научился любить язычников и это было нечто новое и удивительное, но ещё поразительнее, что он продолжил любить тех, кто от него отвернулся. Ему открылся совершенно новый опыт, потому что он вдруг услышал слова Христа: если вы любите любящих вас, какая вам польза, не так ли делают и язычники"? И вместо того, чтобы отречься от тех, кто отрёкся от него, апостол продолжил за них переживать, продолжил за них молиться, продолжил желать им спасения.
Где апостол Павел всему этому научился? В чём находил утешение в те моменты, когда его осуждали, когда гнали и преследовали? Ответ один: он учился этому в Церкви и находил утешение в вере Христовой. Церковь, объединявшая людей разных культур и взглядов, оказывалась для него местом поддержки. Поддержки не политической или культурной, не социальной или бытовой... Все эти сферы могут объединять, но могут и разделять людей. Церковь же и вера в Иисуса Христа стала для него поддержкой и опорой в любви, которую он стремился проявлять ко всем людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь зависимым людям в Санкт-Петербурге
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Favor.jpg)
Диакон Кирилл Шабров из Санкт-Петербурга служит в православной Церкви, а также 20 лет помогает людям, зависимым от алкоголя и наркотиков. Отец Кирилл трудится психологом в благотворительной общественной организации «Фавор». Здесь действует амбулаторная программа помощи зависимым. То есть каждый день, в течение трёх месяцев, люди приходят сюда на занятия со священниками и психологами. Такая программа реабилитации подходит не всем, ведь зависимый человек продолжает находиться в привычной среде и всякий раз вынужден испытывать себя на стойкость. Но в то же время, если он остаётся в социуме, у него есть семья, работа – это поддерживает его в борьбе с зависимостью. Главное - подопечный должен сам захотеть избавиться от этой болезни.
По словам диакона Кирилла, сложнее выздоравливать тем, кто верит в свой контроль над ситуацией. Но спасти зависимых может только полная трезвость. Однако в «Фаворе» — это не единственная цель. Местные специалисты, прежде всего, помогают человеку изменить взгляд на жизнь и впустить в неё Бога.
Петербуржец Борис прошёл реабилитацию пять лет назад. «Я очень удивился, когда меня спросили: «зачем тебе нужна трезвость?», - говорит мужчина. - Я думал, что она мне просто необходима и всё, а о том, что буду делать после - не задумывался. Оказалось, мне нужно научиться по-новому преодолевать трудности и переживать эмоции. Чтобы в будущем не заливать всё это алкоголем, а именно проживать».
В общественной организации «Фавор» зависимые люди бесплатно получают профессиональную помощь. У них появляется шанс на новую жизнь.
Проекту «Фавор» очень важна поддержка. Узнать об этом больше можно на сайте: miloserdie.ru, в разделе «Где нужна помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
«Намоленность храмов». Свящ. Сергий Старокадомский, Ирина Языкова
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/o.-Sergij-Starokadomskij-Irina-Jazykovka.jpg)
У нас в студии были настоятель храма святителя Алексия Московского в деревне Середниково священник Сергий Старокадомский и искусствовед, кандидат культурологии Ирина Языкова.
Разговор шел о том, какое значение вкладывается в распространенное понятие «намоленность храма», как разные поколения людей вносили свой вклад в архитектуру и убранство храмов и как это влияет на церковную жизнь современных прихожан.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер