Так же, как рассыпавшиеся на столе бусинки составляют иногда собой причудливый узор, рассыпаны на карте Поволжья обозначения храмов и монастырей. Нет практически ни одного уголка, где не нашли бы прихожане места для молитвы.
Примерно в двух часах езды на машине от Самары, в селе Елховка стоит Храм во имя Святой Троицы.
Ещё лет за пять до нашествия на Россию Наполеона, в Елховке был построен каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Небольшая церковь вмещала тогда всего 300 человек молящихся, что для маленького села было вполне достаточно.
Но уже к началу двадцатого столетия село представляло собой большой торговый центр. Старый храм не мог вместить всех прихожан и дошло до того, что люди молились на улице. Эта проблема сохранялась в Елховке до тех пор, пока не построили новый храм.
Голосовали раньше открыто. Без избирательных участков. 19 февраля 1895 года 424 домохозяина, имеющие право голоса в приходских делах, на очередном сходе, в присутствии приходского попечительства и местного священника Николая Парадизова, постановили: «Построить в селе новый храм во имя Святой Троицы, и собирать с имеемых у нас в приходе 923 ревизских душ по 1 рублю с начала 1895 года по окончании всей работы». Для строительства был выбран проект знаменитого самарского архитектора Щербачева – храм, вмещающий около 1000 человек.
Архивные документы содержат удивительно точные записи, отражающие все этапы строительства. Вот одна из них: «6 декабря 1901 года. Храм почти готов, не доложена только половина колокольни. На постройку на настоящее время имеется 12 тысяч рублей. Остается еще настлать полы и отштукатурить внутри. Материалы для этого заготовлены. На окончательную постройку сумма еще не известна».
Ещё через 3 года оставалось только поставить иконостас, выкрасить внутри храма стены и пол и перенести дома священника и диакона от старой церкви к новой. Ещё решили построить церковную сторожку и школу. На означенные постройки попечительство имеет арендную плату за базар и ярмарку 1740 рублей.
Вот обратите внимание, что это всё совершенно открытые документы, из которых любой прихожанин тогда мог узнать, сколько денег собрано и на что они потрачены.
В 1904 году строительство было завершено.
Есть смысл задуматься, как могли относиться к советской власти люди 9 лет строившие храм фактически на свои деньги и увидевшие, что в нем всё переделали и устроили клуб и кинотеатр. А именно так и произошло после 1917-го года.
Восстановление храма началось в 1991-м году, причем именно точно по первоначальному проекту архитектора Щербачева. Вера и трудолюбие сделали своё дело. Храм восстановлен. Будете путешествовать на север от Самары – обязательно заезжайте. Обещаю, вы будете поражены красотой и покоем, царящими вокруг храма Святой Троицы в Елховке.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»