Так же, как рассыпавшиеся на столе бусинки составляют иногда собой причудливый узор, рассыпаны на карте Поволжья обозначения храмов и монастырей. Нет практически ни одного уголка, где не нашли бы прихожане места для молитвы.
Примерно в двух часах езды на машине от Самары, в селе Елховка стоит Храм во имя Святой Троицы.
Ещё лет за пять до нашествия на Россию Наполеона, в Елховке был построен каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Небольшая церковь вмещала тогда всего 300 человек молящихся, что для маленького села было вполне достаточно.
Но уже к началу двадцатого столетия село представляло собой большой торговый центр. Старый храм не мог вместить всех прихожан и дошло до того, что люди молились на улице. Эта проблема сохранялась в Елховке до тех пор, пока не построили новый храм.
Голосовали раньше открыто. Без избирательных участков. 19 февраля 1895 года 424 домохозяина, имеющие право голоса в приходских делах, на очередном сходе, в присутствии приходского попечительства и местного священника Николая Парадизова, постановили: «Построить в селе новый храм во имя Святой Троицы, и собирать с имеемых у нас в приходе 923 ревизских душ по 1 рублю с начала 1895 года по окончании всей работы». Для строительства был выбран проект знаменитого самарского архитектора Щербачева – храм, вмещающий около 1000 человек.
Архивные документы содержат удивительно точные записи, отражающие все этапы строительства. Вот одна из них: «6 декабря 1901 года. Храм почти готов, не доложена только половина колокольни. На постройку на настоящее время имеется 12 тысяч рублей. Остается еще настлать полы и отштукатурить внутри. Материалы для этого заготовлены. На окончательную постройку сумма еще не известна».
Ещё через 3 года оставалось только поставить иконостас, выкрасить внутри храма стены и пол и перенести дома священника и диакона от старой церкви к новой. Ещё решили построить церковную сторожку и школу. На означенные постройки попечительство имеет арендную плату за базар и ярмарку 1740 рублей.
Вот обратите внимание, что это всё совершенно открытые документы, из которых любой прихожанин тогда мог узнать, сколько денег собрано и на что они потрачены.
В 1904 году строительство было завершено.
Есть смысл задуматься, как могли относиться к советской власти люди 9 лет строившие храм фактически на свои деньги и увидевшие, что в нем всё переделали и устроили клуб и кинотеатр. А именно так и произошло после 1917-го года.
Восстановление храма началось в 1991-м году, причем именно точно по первоначальному проекту архитектора Щербачева. Вера и трудолюбие сделали своё дело. Храм восстановлен. Будете путешествовать на север от Самары – обязательно заезжайте. Обещаю, вы будете поражены красотой и покоем, царящими вокруг храма Святой Троицы в Елховке.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема