Весной 1965-ого года Москва прощалась с Екатериной Пешковой — женой писателя Максима Горького и первой советской правозащитницей, как называли её люди, которым Екатерина Павловна помогла выжить в годы сталинских репрессий. На похоронах Пешковой все говорили о её вкладе в литературное наследие Горького и только одна из женщин произнесла: «Спасибо от многих тысяч заключённых, которым вы утирали слёзы».
Барышня из дворянской семьи Катя Волжина рано окунулась в политику, вступив в партию эсеров. Девушка занималась благотворительностью: собирала средства для российских политических эмигрантов. А в годы Первой мировой войны стала помогать раненым воинам и их семьям. Пешкова создала комиссию «Помощь жертвам войны» и организовала отряд волонтёров по поиску беспризорных детей. Сама выезжала за линию фронта и вывозила ребят, потерявших родителей, из зоны боевых действий.
В 1917-ом году Пешкова возглавила организацию Политический Красный Крест. А потом ещё одно общество — Комитет помощи политическим ссыльным и заключённым, сокращённо — Помполит. И почти двадцать лет спасала тех, кого ссылали в лагеря, обрекая на верную гибель. Огромные связи Екатерины Павловны в правительстве и дружба с представителями мира искусства давали ей возможность объявлять сбор средств, организовывать благотворительные спектакли, устраивать лотереи и распродажи. Пешковой присылали деньги из-за границы, она публиковала в прессе объявления о том, что заключённым требуются продукты и одежда. Помполит располагался в здании на улице Кузнецкий мост. Туда приходили денежные переводы, посылки, туда люди приносили тёплые вещи и лекарства. И оттуда всё это отправлялось в лагеря.
По лагерям и тюрьмам ездила и сама Екатерина Павловна. Ездила вместе с адвокатом Михаилом Винавером. Многих арестованных им удалось спасти от расстрелов. Пешкова хлопотала о тех, за кого некому было вступиться: за простых людей, священнослужителей, дворян, за их жён и детей. Кузнецкий мост, 24 — это был единственный адрес в стране, по которому можно было прислать запрос о судьбе арестованных и получить ответ. Когда в Москве пропадали люди и их родственники, не зная, где искать своих близких, безрезультатно звонили в милицию и больницы, получали один совет: «Тогда обращайтесь на Кузнецкий мост». Этот адрес был последней надеждой.
И Пешкова её оправдывала. Так, в 1928-ом году она добилась возвращения из ссылки в Нижний Новгород священника Павла Флоренского. В 32-ом по её настойчивым просьбам сосланного философа Алексея Лосева воссоединили с женой, которая тоже отбывала срок, но в другом месте. «Это помогло нам выжить», — вспоминал Лосев. Сёстры Ширинские, благодаря Пешковой получившие в ссылке паспорта, писали Екатерине Павловне: «Теперь мы настоящие вольные граждане. Конечно, неизвестно, надолго ли? Но всё же мы счастливы». Мало было таких «счастливых» писем. И всё-таки они были!
Одевать, кормить, лечить политзаключённых, наводить справки о них, оповещать родных — всем этим занималась Екатерина Павловна. Арестовывали её коллег, помощников, но саму Пешкову — жену советского писателя номер один — трогать боялись. Её правозащитная работа выводила из себя представителей власти. Однажды генеральный комиссар государственной безопасности Генрих Ягода поинтересовался у Екатерины Павловны: «Слушайте, когда же вы закроете эту свою лавочку?» Пешкова ответила: «Как только вы закроете свою».
В 1938-ом году Помполит ликвидировали. Но Пешкова продолжала работать. В годы Второй мировой помогала детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда, после войны хлопотала о реабилитации бывших «врагов народа». Анна Тимирёва — жена адмирала Колчака и подруга Пешковой вспоминала:
«Кто не пережил страшного этого времени, тот не поймёт, чем был для многих и многих её труд. Что значило для людей, от которых шарахались друзья, если в семье у них был арестованный, прийти к ней, услышать её голос, узнать хотя бы о том, где находятся их близкие, что их ожидает — а это она узнавала. Как она сумела до глубокой старости сохранить абсолютную чистоту души и веру в человека и сердце, полное любви?»
Все выпуски программы Имена милосердия
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







