
Фото: ESMA // 에스마/Unsplash
Альберт Эйнштейн однажды сказал: «Несмотря на всю гармонию космоса, находятся те, кто утверждает, что Бога нет. И больше всего меня раздражает, что в поддержку своих взглядов они цитируют меня». Как известно, великий учёный не был атеистом. Эйнштейн верил в существование Творца. Его мысли по этому поводу читатели найдут на страницах книги «Великие люди о Боге и вере».
В увлекательном сборнике цитат учёные и писатели, художники и музыканты, политики и мыслители древности и современности размышляют о значении христианства для всего мира и для себя лично. Поэт Александр Пушкин, историк Борис Чичерин, филолог Дмитрий Лихачёв, философ Иммануил Кант, писатель Вальтер Скотт, режиссёр Эмир Кустурица, учёные Фарадей, Вернадский и Нью́тон — вот лишь некоторые из многих сотен известнейших имён, которые читатель найдёт в книге. Согласитесь, необычайно интересно узнать, какую роль играла вера в Бога в жизни этих людей, как решали они вопросы взаимодействия религии и науки, веры и знания.
Составитель книги — писательница Елена Кочергина — уверена, что сборник поможет читателям по-новому взглянуть на христианское учение, оценить его вклад в мировую культуру и значение для цивилизации. Ведь не секрет, что именно христианство заложило основы современной этики и гуманизма, способствовало развитию науки и искусства. Библейские сюжеты и образы стали темами прославленных литературных, театральных, архитектурных, живописных художественных произведений. Об этом упоминал ещё Александр Сергеевич Пушкин. «Религия создала искусство и литературу; всё, что было великого в самой глубокой древности, всё находится в зависимости от этого религиозного чувства», — считал поэт. А литературный критик Виссарион Белинский говорил: «Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии заключаются только в большем проникновении в таинственную глубину Божественной Книги — Евангелия».
Цитаты в книге «Великие люди о Боге и вере» распределены по тематическим разделам — например, «Христианство и философия», «Христианство и наука», «Христианство и искусство». Каждый из разделов предваряется интересной, информативной вступительной статьёй; есть именной указатель с краткими биографиями каждого, кто цитируется в сборнике.
Чувствуется, что составитель проделал большую кропотливую работу, сумев сделать сборник цитат по-настоящему увлекательным чтением. К этой книге хочется возвращаться снова и снова, интеллектуально и духовно расти, размышляя над словами великих людей о Боге и вере.
Спасо-Преображенский кафедральный собор — Димитровград

Преображенский кафедральный собор Димитровограда, города в Ульяновской области, был построен совсем недавно — в 2007 году. Однако, история его уходит корнями в девятнадцатый век, в то далёкое время, когда на территории современного города находилась деревенька Мелекесс. В 1859 году она стала селом, поскольку здесь появился первый деревянный храм. Его посвятили Николаю Чудотворцу.
По праздникам маленькая церквушка не вмешала молящихся и жители Мелекесса решили поставить ещё одну, на этот раз каменную. Главным жертвователем стал купец первой гильдии Николай Масленников. Он не только оплатил материалы и работу мастеров, но и отдал свой дом для проживания духовенства.
В 1879 году каменный храм освятили и он также получил имя Николая, Угодника Божия. Десять лет в Мелекессе существовало два Никольских прихода. Деревянную церковь в народе называли Староникольской, а каменную — Белой. Оштукатуренные стены заботливо белили весной и осенью и храм неизменно сохранял праздничный вид.
В 1889 году деревянный храм сгорел при пожаре. Белая церковь стала центром общественной жизни Мелекесса. При ней открылась школа и заработала библиотека. В день памяти святителя Николая, 19 декабря, в селе устраивали ярмарку, на которую съезжалось множество гостей из окрестных деревень. Празднование совершалось каждую зиму вплоть до революции 1917 года. Безбожники, захватившие власть в России, закрыли Никольскую церковь, а в 1939-м — снесли. Там, где стоял Белый храм, устроили парк.
Но через шестьдесят лет верующие получили разрешение возродить утраченную святыню. Первые молебны служили под открытым небом на месте снесённой церкви. В двухтысячном году в парке поставили часовню во имя Казанской иконы Божией Матери, а ещё через семь лет здесь возвели великолепный кирпичный храм в честь праздника Преображения Господня. За яркий цвет стен его называют Красным.
Мелекесс к этому времени получил статус города и новое имя — Димитровград. В 2012 году он стал центром Мелекесской православной епархии. Кафедральным, то есть главным её собором считается Спасо-Преображенский храм — Красная церковь, что выросла на месте утраченной Белой в самом сердце города.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Счетоводы чужой любви. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Однажды я мысленно осудила приятельницу за недостаток любви. Мы давно не виделись до этой встречи. Полтора года назад она вышла замуж, и сейчас рассказывала мне, как обживается в новой семье, на новом месте, как привыкает к особенностям супружеской жизни, как они с мужем придумывают друг другу ласковые прозвища и вместе ходят на концерты. Среди прочего знакомая обмолвилась:
— Я ненавижу убирать в квартире. Идеальный порядок мне не нужен, а муж и сам всё умеет.
Я ничего не сказала, но в глубине души стала порицать её. Муж ведь приходит домой с работы голодный, уставший, а она ... Может быть, и готовить тоже не любит?
— Готовить тоже не люблю! -— сказала знакомая, упредив мой вопрос, -— еда всегда в холодильнике, можно разогреть. К тому же муж готовит гораздо лучше меня.
«Точно, -— подумала я, -— только о себе думает. И ленивая. Мало в ней любви, любовь бы справилась с ленью».
Наверное, осуждение, кипевшее внутри меня, проявилось на моём лице. Девушка опустила глаза и погрустнела. Видимо, сама понимала, что недостаточно уделяет мужу внимания. А потом проговорила полушёпотом:
— Мы полгода назад ребёнка потеряли.
И тут уже стыдно стало мне. Ведь я всерьез осудила её: что не хватает любви у девушки, не умеет любить. А у неё просто не хватало физических и душевных ресурсов на быт, потому что ещё не оправилась от тяжёлой потери. Ведь и так поддерживала мужа, как могла: добрым словом, улыбкой, лаской. Давала столько любви, сколько могла, а иногда и больше, чем могла.
Внезапно пришло осознание: грешно, преступно быть счетоводом чужой любви. Указывать другим, как правильно или неправильно любить, считать, мол, этот любит больше, эта -— меньше и наоборот... Любовь -— самое святое и настоящее, что есть в человеке. Но мера и способы проявления любви у каждого свои. Вспомнила историю о двух лептах вдовы из Евангелия от Луки. Наверное, те фарисеи, что смотрели, как она опускает в сокровищницу две лепты, тоже думали про себя, что недостаточно у бедной женщины любви, только о себе и думает.
Так Господь научил меня, как важно не считать чужие душевные и духовные богатства. Лучше обратиться к своим. И как можно чаще пополнять Божественную сокровищницу.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
23 октября. О взаимоотношении Лиц Святой Троицы

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть».
О взаимоотношении Лиц Святой Троицы – епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема