
— Мы должны воспринимать боль не просто как сокращение мышц. А как мольбу брата о помощи. И помогать со всей любовью, на какую способны. И кроме того, вы увидите, что часто можно облегчить боль одним жестом. Верным советом, объятием, а не просто сухим медицинским рецептом.
Врачу необходимо видеть в пациентах не только тела, но прежде всего, бессмертные души — так считал доктор Джузеппе Москати, выдающийся итальянский медик и филантроп, живший в Неаполе в конце 19-го — начале 20-го века. Только что мы с вами услышали фрагмент из кинобиографии этого удивительного человека — фильма, который называется «Джузеппе Москати. Исцеляющая любовь». В 2007 году двухсерийную картину снял итальянский режиссёр Джакомо Кампиотти. В том же году фильм завоевал награду Римского кинофестиваля как лучший телевизионный мини-сериал и с большим успехом демонстрировался практически во всех странах мира.
От итальянского кино ожидаешь прежде всего накала страстей, темперамента, бурной динамики. Но этот фильм — другой. Он спокойный, умиротворяющий. При этом невероятно увлекательный и захватывающий. Не нужно предварительно изучать биографию Джузеппе Москати, чтобы с первых же кадров буквально с головой погрузиться в картину. Как только мы видим на экране главного героя, кажется, что мы знали его всегда. Улыбчивый, живой, непосредственный, излучающий любовь и доброту, Джузеппе сразу становится нашим лучшим другом. Студент, которому ничего не стоит подговорить приятеля сбежать с лекций на пляж. Влюблённый мужчина, переживающий сердечную драму. Молодой доктор, ради любви к пациентам нарушающий строгие правила госпиталя. А потом уже известный врач, к которому стекаются бедняки со всего Неаполя, и никто не уходит без помощи. Герой предстаёт перед нами таким разным, и лишь одно в нём остаётся неизменным: глубокая любовь к людям, милосердие, готовность отдать последнее тому, кто в этом нуждается. Интересно, что в жизни Доктор бедных, как прозвали Москати за его бескорыстное лечение бедняков, был ещё и глубоко верующим человеком. В картине тема веры затронута очень деликатно, всего в нескольких эпизодах. Например, в одном из них Джузеппе разговаривает со своим наставником, профессором, и делится с ним наблюдениями:
— Не вижу никакого противоречия между наукой и верой. Чем больше я изучаю природу, человеческое тело, тем больше замечаю, что во всём присутствует всё тот же радостный Творческий Разум.
В каждом человеке доктор Москати видел образ Бога. Поэтому во время землетрясения он без страха входит в обрушивающееся здание лечебницы, чтобы вызволить оттуда прикованных к постелям больных. Поэтому перевозит из больницы к себе в дом тяжело больную, умирающую женщину, чтобы хоть как-то скрасить её последние дни. В одной из сцен фильма эта женщина — её зовут Хлоя — беседует с сестрой доктора Москати и называет его поступок проявлением истинной любви.
— Видно не судьба мне быть любимой.
— Я тоже так думала. А потом я встретила вас и вашего брата. И вы впустили меня в свой дом и подарили мне эти дни. Вот любовь, дающая счастье. Которую даришь другим, ничего не оставляя для себя.
Именно так, всё отдавая другим, жил доктор Москати, чью историю ярко и увлекательно рассказал в своём фильме режиссёр Джакомо Кампиотти. Главную роль в картине исполнил известный итальянский актёр Бепе Фиорелло. В 2015 году в историческом центре итальянской провинции Козенца, где проходила основная работа над кинолентой, установили мемориальную доску в честь съёмок фильма. Выступая на церемонии открытия, Бепе Фиорелло признался, что благодаря роли доктора Москати поверил в то, что любовь и доброта сильнее всего на свете. После просмотра фильма «Джузеппе Москати. Исцеляющая любовь» тоже веришь в это всем сердцем.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер