
— Мы должны воспринимать боль не просто как сокращение мышц. А как мольбу брата о помощи. И помогать со всей любовью, на какую способны. И кроме того, вы увидите, что часто можно облегчить боль одним жестом. Верным советом, объятием, а не просто сухим медицинским рецептом.
Врачу необходимо видеть в пациентах не только тела, но прежде всего, бессмертные души — так считал доктор Джузеппе Москати, выдающийся итальянский медик и филантроп, живший в Неаполе в конце 19-го — начале 20-го века. Только что мы с вами услышали фрагмент из кинобиографии этого удивительного человека — фильма, который называется «Джузеппе Москати. Исцеляющая любовь». В 2007 году двухсерийную картину снял итальянский режиссёр Джакомо Кампиотти. В том же году фильм завоевал награду Римского кинофестиваля как лучший телевизионный мини-сериал и с большим успехом демонстрировался практически во всех странах мира.
От итальянского кино ожидаешь прежде всего накала страстей, темперамента, бурной динамики. Но этот фильм — другой. Он спокойный, умиротворяющий. При этом невероятно увлекательный и захватывающий. Не нужно предварительно изучать биографию Джузеппе Москати, чтобы с первых же кадров буквально с головой погрузиться в картину. Как только мы видим на экране главного героя, кажется, что мы знали его всегда. Улыбчивый, живой, непосредственный, излучающий любовь и доброту, Джузеппе сразу становится нашим лучшим другом. Студент, которому ничего не стоит подговорить приятеля сбежать с лекций на пляж. Влюблённый мужчина, переживающий сердечную драму. Молодой доктор, ради любви к пациентам нарушающий строгие правила госпиталя. А потом уже известный врач, к которому стекаются бедняки со всего Неаполя, и никто не уходит без помощи. Герой предстаёт перед нами таким разным, и лишь одно в нём остаётся неизменным: глубокая любовь к людям, милосердие, готовность отдать последнее тому, кто в этом нуждается. Интересно, что в жизни Доктор бедных, как прозвали Москати за его бескорыстное лечение бедняков, был ещё и глубоко верующим человеком. В картине тема веры затронута очень деликатно, всего в нескольких эпизодах. Например, в одном из них Джузеппе разговаривает со своим наставником, профессором, и делится с ним наблюдениями:
— Не вижу никакого противоречия между наукой и верой. Чем больше я изучаю природу, человеческое тело, тем больше замечаю, что во всём присутствует всё тот же радостный Творческий Разум.
В каждом человеке доктор Москати видел образ Бога. Поэтому во время землетрясения он без страха входит в обрушивающееся здание лечебницы, чтобы вызволить оттуда прикованных к постелям больных. Поэтому перевозит из больницы к себе в дом тяжело больную, умирающую женщину, чтобы хоть как-то скрасить её последние дни. В одной из сцен фильма эта женщина — её зовут Хлоя — беседует с сестрой доктора Москати и называет его поступок проявлением истинной любви.
— Видно не судьба мне быть любимой.
— Я тоже так думала. А потом я встретила вас и вашего брата. И вы впустили меня в свой дом и подарили мне эти дни. Вот любовь, дающая счастье. Которую даришь другим, ничего не оставляя для себя.
Именно так, всё отдавая другим, жил доктор Москати, чью историю ярко и увлекательно рассказал в своём фильме режиссёр Джакомо Кампиотти. Главную роль в картине исполнил известный итальянский актёр Бепе Фиорелло. В 2015 году в историческом центре итальянской провинции Козенца, где проходила основная работа над кинолентой, установили мемориальную доску в честь съёмок фильма. Выступая на церемонии открытия, Бепе Фиорелло признался, что благодаря роли доктора Москати поверил в то, что любовь и доброта сильнее всего на свете. После просмотра фильма «Джузеппе Москати. Исцеляющая любовь» тоже веришь в это всем сердцем.
Собор Иоанна Предтечи (Керчь)
 
                                    
Многие туристы, приезжая в Керчь, первым делом спешат увидеть одну из главных её достопримечательностей — Большую Митридатскую лестницу. Поднявшись, они с высоты смотрят на самый древний город России. Керчи, по мнению историков, не менее двух с половиной тысяч лет! Когда-то на месте современного города находился античный греческий полис Пантикапей — столица Боспорского царства. На одном из склонов горы Митридат можно увидеть открытые археологами остатки его былого величия — руины домов, хозяйственных строений и языческих храмов. Но есть в Керчи ещё одна очень древняя достопримечательность, которая не просто прекрасно сохранилась до наших дней, но и продолжает выполнять своё изначальное предназначение. Это керченский Кафедральный собор пророка Иоанна Предтечи. С горы Митридат, кстати, храм замечательно видно — он стоит почти на самом берегу, прямо за ним простираются воды Керченского пролива и виднеется в морской дымке Крымский мост.
По мнению историков и археологов, Предтеченский храм появился здесь в начале 8-го столетия от Рождества Христова, когда Керчь ещё была частью Византийской империи. Керченский Собор Иоанна Предтечи представляет собой яркий образец византийской храмовой архитектуры — характерная кладка из чередующихся в определённом порядке рядов белых и красных камней и плоский полусферический черепичный купол. Имена строителей до нас не дошли, а вот автором внутренней росписи некоторые специалисты считают самого Феофана Грека. В частности, этого мнения придерживался искусствовед Игорь Грабарь. Это значит, что фрески храм приобрёл не сразу, а только в 14-м столетии. Именно в это время жил прославленный иконописец. Фрагменты фресок, очень небольшие, сохранились до сегодняшнего дня. Входишь в храм и спускаешься в прохладе и полумраке вниз по ступенькам — за века культурный слой увеличился и пол собора оказался на несколько метров ниже уровня земли. Оглядываешься по сторонам и вот — то тут, то там, на стенах и сводах проступают фигуры, а кое-где и лики. Алтарную часть обрамляют древние колонны. Увы, в советские годы этот древнейший храм, как и многие другие, оказался закрыт. Вокруг него развернулся рыбный рынок. Только в конце 40-х годов ХХ века собор признали памятником древней архитектуры, а в 60-х капитально отреставрировали, придав аутентичный облик. И вот он перед нами — свидетель византийского правления, хазарского царствования и османского владычества. Богослужения в соборе возобновились в начале 1990-х и сегодня в нём можно помолиться.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Нижний Новгород. Храм Собора Пресвятой Богородицы

Фото: Pavel Neznanov / Unsplash
Рождественская улица — одна из самых красивых в Нижнем Новгороде. Она ведёт от Благовещенского монастыря к Нижегородскому кремлю вдоль Нижне-Волжской набережной. В середине этого пути стоит старинная церковь Собора Пресвятой Богородицы. Её построил в начале восемнадцатого века купец Григорий Строганов. По фамилии мецената в народе храм получил название Строгановский. Здание великолепное! Белокаменная резьба щедро покрывает стены снаружи и внутри. Можно часами рассматривать виноградные грозди, цветы, ракушки, переплетённые узорными завитками. Пятиглавие храма украшено по подобию московского храма Василия Блаженного на Красной площади, разноцветные купола увенчаны ажурными коваными крестами. Примечательна также колокольня Строгановской церкви. Здесь ещё в восемнадцатом веке были установлены часы-куранты. К ним приложил руку сам Иван Кулибин — известный механик-изобретатель, прозванный «нижегородским Архимедом». После революции 1917 года часы были демонтированы. Храм безбожники постановили снести. Однако настоятель, отец Сергий Вейсов, убедил чиновников в исторической значимости здания, и под старинными сводами разместили музей. А в 1993 году в храме Собора Пресвятой Богородицы вновь зазвучала молитва. На богослужения в Строгановскую церковь приезжают верующие со всех концов Нижнего Новгорода.
Радио ВЕРА в Нижнем Новгороде можно слушать на частоте 89,2 FM
Макеевка (Донецкая Народная Республика). Собор Георгия Победоносца
 
                                    
3 июня 1991 года совет ветеранов Макеевки Донецкой области принял важное для города решение. Участники Великой Отечественной войны постановили построить храм-памятник, посвящённый Победе над фашизмом. Спустя два года православным выделили место на улице Московской, и в основание церкви был заложен первый камень. В полную мощь строительство развернулось в 1994-ом. В возведении храма принимали участие угольные и металлургические предприятия, городские власти и простые горожане. В 2002 году собор был достроен и освящён во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Здание получилось просторным и светлым. Центральный купол вознёсся над землей на пятьдесят метров. Мраморный иконостас для собора изготовили на Урале. Внутреннее пространство храма расписала группа иконописцев из Москвы, а над украшением фасада трудились специалисты по церковной мозаике из Симферополя. Территория вокруг Свято-Георгиевского храма в Макеевке получила название Соборная площадь.
Радио ВЕРА в Донецке и Макеевке можно слушать на частоте 102,6 FM



 
 



