— Мы должны воспринимать боль не просто как сокращение мышц. А как мольбу брата о помощи. И помогать со всей любовью, на какую способны. И кроме того, вы увидите, что часто можно облегчить боль одним жестом. Верным советом, объятием, а не просто сухим медицинским рецептом.
Врачу необходимо видеть в пациентах не только тела, но прежде всего, бессмертные души — так считал доктор Джузеппе Москати, выдающийся итальянский медик и филантроп, живший в Неаполе в конце 19-го — начале 20-го века. Только что мы с вами услышали фрагмент из кинобиографии этого удивительного человека — фильма, который называется «Джузеппе Москати. Исцеляющая любовь». В 2007 году двухсерийную картину снял итальянский режиссёр Джакомо Кампиотти. В том же году фильм завоевал награду Римского кинофестиваля как лучший телевизионный мини-сериал и с большим успехом демонстрировался практически во всех странах мира.
От итальянского кино ожидаешь прежде всего накала страстей, темперамента, бурной динамики. Но этот фильм — другой. Он спокойный, умиротворяющий. При этом невероятно увлекательный и захватывающий. Не нужно предварительно изучать биографию Джузеппе Москати, чтобы с первых же кадров буквально с головой погрузиться в картину. Как только мы видим на экране главного героя, кажется, что мы знали его всегда. Улыбчивый, живой, непосредственный, излучающий любовь и доброту, Джузеппе сразу становится нашим лучшим другом. Студент, которому ничего не стоит подговорить приятеля сбежать с лекций на пляж. Влюблённый мужчина, переживающий сердечную драму. Молодой доктор, ради любви к пациентам нарушающий строгие правила госпиталя. А потом уже известный врач, к которому стекаются бедняки со всего Неаполя, и никто не уходит без помощи. Герой предстаёт перед нами таким разным, и лишь одно в нём остаётся неизменным: глубокая любовь к людям, милосердие, готовность отдать последнее тому, кто в этом нуждается. Интересно, что в жизни Доктор бедных, как прозвали Москати за его бескорыстное лечение бедняков, был ещё и глубоко верующим человеком. В картине тема веры затронута очень деликатно, всего в нескольких эпизодах. Например, в одном из них Джузеппе разговаривает со своим наставником, профессором, и делится с ним наблюдениями:
— Не вижу никакого противоречия между наукой и верой. Чем больше я изучаю природу, человеческое тело, тем больше замечаю, что во всём присутствует всё тот же радостный Творческий Разум.
В каждом человеке доктор Москати видел образ Бога. Поэтому во время землетрясения он без страха входит в обрушивающееся здание лечебницы, чтобы вызволить оттуда прикованных к постелям больных. Поэтому перевозит из больницы к себе в дом тяжело больную, умирающую женщину, чтобы хоть как-то скрасить её последние дни. В одной из сцен фильма эта женщина — её зовут Хлоя — беседует с сестрой доктора Москати и называет его поступок проявлением истинной любви.
— Видно не судьба мне быть любимой.
— Я тоже так думала. А потом я встретила вас и вашего брата. И вы впустили меня в свой дом и подарили мне эти дни. Вот любовь, дающая счастье. Которую даришь другим, ничего не оставляя для себя.
Именно так, всё отдавая другим, жил доктор Москати, чью историю ярко и увлекательно рассказал в своём фильме режиссёр Джакомо Кампиотти. Главную роль в картине исполнил известный итальянский актёр Бепе Фиорелло. В 2015 году в историческом центре итальянской провинции Козенца, где проходила основная работа над кинолентой, установили мемориальную доску в честь съёмок фильма. Выступая на церемонии открытия, Бепе Фиорелло признался, что благодаря роли доктора Москати поверил в то, что любовь и доброта сильнее всего на свете. После просмотра фильма «Джузеппе Москати. Исцеляющая любовь» тоже веришь в это всем сердцем.
20 апреля. Об истории акафиста Пресвятой Богородицы
Сегодня 20 апреля. Похвала Пресвятой Богородицы. В храмах читается Акафист Божьей Матери.
Об истории акафиста, — игумен Лука Степанов.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых