
Православные монастыри Албании почти не известны в России. А жаль! Ведь некоторые из них основаны на местах духовных подвигов великих святых. Например, обитель святого Власия Севастийского. Святой Власий жил на рубеже 3го-4го веков и прославился своим милосердием, а также многочисленными чудесами. Однажды бедная вдова пожаловалась ему на свою беду: волк утащил единственное ее достояние — поросенка. Святой Власий улыбнулся и сказал ей: «Не плачь, твой поросенок будет тебе возвращен...». И, действительно, волк прибежал обратно и принес добычу невредимой. У святого Власия было много учеников — после смерти подвижника они основали в его честь монастырь. Он расположен недалеко от албанского города Дуррес — на самом берегу Адриатического моря. Обитель в течение истории пережила много испытаний, главным из которых стали коммунистические гонения.
В 1967 году албанские власти провозгласили в стране тотальный атеизм. Его первой жертвой стал монастырь святого Власия. Обитель была полностью разрушена, но, к счастью, не забыта верующими албанцами. Они продолжали посещать развалины, молиться среди них о восстановлении поруганной святыни.
В 1996 году монастырь был заново отстроен. Тогда же в обители обосновалась духовная семинария в честь Воскресения Христова. Главной ее задачей было возродить священство в Албанской Церкви. В начале 20-го века в Албании служило более 400 священников. К 90-м годам их осталось всего 20. Большинство из них были уже пожилыми людьми, с подорванным тюрьмами здоровьем. Когда глава Албанской Церкви архиепископ Анастасий объявил об открытии семинарии, на его призыв откликнулось 45 юношей. Они стали первыми за десятилетия безбожия семинаристами Албании. С 1997-го года в духовное учебное заведение стали зачислять также девушек. В начале их было только 7. Затем количество студенток стало расти. Выпускницы семинарии управляют приходскими хорами, преподают в воскресных школах.
В 2001 году учебное заведение получило статус академии, что еще больше повысило его престиж. В настоящее время в Дуресской академии преподают 20 профессоров из Албании и Греции. В библиотеке вуза — 20 тыс. наименований богословской литературы. А количество студентов пастырского факультета составляет около 150 человек.
В 2000-е годы на территории монастыря святого Власия параллельно с академией стали развиваться другие церковные учреждения. Например, православная гимназия. В ней бесплатно учатся дети из близлежащих городов. Также при монастыре есть приют для сирот и дом престарелых. Студенты академии не просто получают знания. Они ведут уроки в гимназии и помогают в уходе за пожилыми людьми. За все время существования академия дала образование 500 юношам, большая часть которых стала священниками. Таким образом, Албанская Церковь практически восстановила прежнее число своих священнослужителей. Впрочем, останавливаться на достигнутом никто не собирается — поэтому академия Воскресения Христова в монастыре святого Власия продолжает готовить новых священников для Албании.
Все выпуски программы Вселенная православия
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема