У нас в гостях были руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского Университета протоиерей Лев Семенов, Президент Федерации детского гольфа России Марина Валевская и судья детских турниров Милана Тоцкая.
Разговор шел о том, как спорт влияет на духовное развитие ребенка и как занятие гольфом может помочь детям с особенностями развития.
А. Пичугин
— Здравствуйте, дорогие слушатели! «Светлый вечер» на светлом радио. В этой студии приветствую вас я — Алексей Пичугин. У нас сегодня много людей в этой студии, сразу начинаем вас с ними знакомить. С отцом Львом, я думаю, наши постоянные слушатели хорошо знакомы. Протоиерей Лев Семенов — руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета, кандидат исторических наук. Здравствуйте!
Протоиерей Лев Семенов
— Добрый вечер!
А. Пичугин
— Марина Валевская — президент Федерации детского гольфа. Здравствуйте, Марина!
М. Валевская
— Здравствуйте!
А. Пичугин
— Милана Тоцкая — корреспондент и ведущая радио KidsFM. Добрый вечер!
М. Тоцкая
— Здравствуйте!
А. Пичугин
— Если задуматься, компания в этой студии собралась совершенно разная по интересам, даже двое коллег получается: я и Милана. Тем не менее, мы сегодня будем говорить о гольфе. Сейчас выясним, почему именно так, именно в таком составе. Для большинства гольф это что-то такое очень аристократическое — игра дипломатов, представителей высшего общества. Когда мы говорим о детском гольфе, для большинства слушателей, я думаю, в этом есть что-то не очень знакомое — вроде бы гольф начинается лет с 55, когда уже есть определенный багаж за спиной. Расскажите, пожалуйста, о Федерации детского гольфа — для того, чтобы понять суть нашего сегодняшнего разговора.
М. Валевская
— Я в чем-то соглашусь с вами, что гольф действительно все годы являлся элитарным в нашей стране, недоступным. И в чем-то не соглашусь, наверное, потому что гольф настолько демократичен, и мы сейчас в нашей беседе сможем открыть для слушателей все его положительные, замечательные качества, я так надеюсь. Дело в том, что гольф с 2009-го года стал олимпийским видом спорта. Поэтому задача всех организаций, которые занимаются гольфом в стране, и в частности, нашей Федерация детского гольфа — сделать гольф массовым. Потому что без этого невозможно рождение звезд, невозможно развитие вида спорта — без того, чтобы в гольф приходили новые дети, новые люди. И поэтому это главная цель работы нашей Федерации.
А. Пичугин
— А все, кто в этой студии находятся, в гольф играли когда-нибудь?
М. Тоцкая
— Да.
Протоиерей Лев Семенов
— Кроме меня.
А. Пичугин
— И кроме меня тоже.
Протоиерей Лев Семенов
— …Причем недавно как раз, когда мне довелось познакомиться с Мариной, я был на соревнованиях, которые проводили. И почему, собственно, возникла идея сегодняшней встречи — я, откровенно говоря, был очарован. Очарован, во-первых, атмосферой этого вида спорта. Какого уровня и масштаба было это соревнование — это вы лучше расскажете. Там собрались дети, в том числе дети с ограниченными возможностями — и это замечательная возможность реабилитации детей, которые в чем-то, может быть, могли бы чувствовать себя ущемленными, лишенными каких-то радостей жизни. А здесь они активно участвуют, занимаются спортом, вовлечены в социальную жизнь. Они общаются, они энергичны, у них горят глаза — вот это впечатляет и покоряет. Поэтому я сразу поблагодарил Марину за то, что такое доброе дело она делает в возглавляемой ею Федерации. И вот с тех пор получилось так, что и Милана, которая, как вы справедливо заметили, ваша коллега, поскольку является ведущей и корреспондентом детского радио KidsFM, она, насколько я знаю, непосредственным образом оказалась тоже вовлечена в занятия гольфом. И даже, чуточку забегая вперед — по-моему, уже с благословения президента Федерации Марины Валевской, участвует в некоторых соревнованиях и как судья уже.
М. Валевская
— Да, совершенно верно.
А. Пичугин
— То есть гольф в вашей жизни очень давно, Милана?
М. Тоцкая
— Нет, совсем недавно. Дело в том, что я познакомилась с этим видом спорта буквально в этом году, в начале 2017-го. Потому что в школе, в которой я учусь, в 710-й гимназии, гольф впервые вошел как третий час физкультуры. То есть там я и познакомилась с этим видом спорта.
А. Пичугин
— Это необычно, давайте об этом поподробнее. В обычной московской школе в рамках физкультуры преподается гольф.
М. Тоцкая
— Да, для тех, у кого «освобождение», они обычно играют в гольф.
А. Пичугин
— А я раньше думал — может, я ошибаюсь, — что в Москве есть одна или две большие площадки: Московский Гольф клуб и еще где-то в Москве есть одна площадка. А школьники где занимаются?
М. Тоцкая
— Этот гольф не требует особой площадки, можно играть даже вот в этой студии — это SNAG гольф. Там специальные клюшки, специальные приспособления, и можно играть в любом месте, не обязательно иметь большое поле.
М. Валевская
— Я могу поподробнее…
А. Пичугин
— Да, Марина, расскажите.
М. Валевская
— Я бы начала вот с чего: так как у нас возникла тема недоступности, элитарности. Но я скажу, что такая картина создалась только в нашей стране. Во всем мире гольф — второй по популярности вид спорта.
А. Пичугин
— После?
М. Валевская
— После футбола.
А. Пичугин
— То есть хоккей никогда второе место не занимал?
М. Валевская
— Гольф. Мы, конечно, хотим представить нашим детям, родителям, педагогам все его преимущества. Хотелось бы сказать о том, что гольф не только интеллектуальная и физическая составляющая, и не только очень красивый вид спорта — это активный отдых в красивейших местах, это прекрасная природа, свежий воздух. Но очень важно, что гольф — это спорт для всей семьи. Наша Федерация, используя это преимущество гольфа, воспитывает у своих юных спортсменов семейные ценности. Гольф — это игра, где отсутствует агрессивность к сопернику, это очень важно. В гольфе идет игра между гольфистом и полем. И ни в коем случае гольфист никакой агрессивности не проявляет к сопернику, который идет рядом с ним.
А. Пичугин
— У нас есть такие виды спорта — это бильярд, это шахматы.
М. Валевская
— Согласна, это замечательные виды спорта.
Протоиерей Лев Семенов
— Простите мое неквалифицированное мнение. В свое время я очень интенсивно занимался шахматами — не как действующий спортсмен, а скорее как организатор шахматного движения, был членом Шахматной федерации. К чему я об этом вспомнил? У меня как раз ощущение, что в шахматах существует очень большая конкурентность. Вспомним моему поколению очень известные матчи Карпов — Каспаров. Такие страсти, такие эмоции, даже межличностные обострения они вызывали. Так что, в отличие от гольфа, в серии приведенных вами примеров, Алексей, может быть, шахматы не самые характерные.
А. Пичугин
— Может быть, может быть.
М. Тоцкая
— Я могу поддержать Льва, потому что я профессионально занималась 6 лет шахматами и скажу, что там есть дух соперничества. А гольф — это на самом деле игра с самим собой. Ты играешь на свой результат, у тебя нет никакой агрессии к сопернику. А в шахматах совсем другое — у тебя есть дух соперничества, ты должен победить, получить разряд, новый рейтинг в системе.
А. Пичугин
— А все-таки как гольф пришел в школу?
М. Валевская
— Гольф, став олимпийским, естественно, привлек к себе в нашей стране много внимания. В нашей Федерации, понимая, что мы должны растить смену, мы занялись именно развитием детского гольфа. И для этого мы изучили опыт зарубежных стран. Нашли замечательную международную методику — SNAG. Это аббревиатура, которая расшифровывается «Starting New at Golf» — «Начинаем новое в гольфе». Методика создана профессиональными гольфистами, в ее разработке использовались и знания профессоров университетов и т.д. Очень интересная методика, основанная на простых фразах, на основных цветах — красный, желтый, зеленый и синий. Такая интересная есть деталь — удар отрабатывается на основе циферблата от часов. То есть для ребенка, для начинающего маленького игрока SNAG гольф приносит всё, что нужно ему постичь и отработать в гольфе: стойки, хваты, удары — но всё это в атмосфере игры, весело и непринужденно.
А. Пичугин
— Я сейчас себя чувствую… Иногда слушаешь людей, которые выступают по радио, по телевизору — они обсуждают футбол, не зная, о чем они говорят, не представляя абсолютно, как проходит матч — футбол, хоккей, неважно. Ты слушаешь и думаешь: ну как же, это же всё элементарно, это же всё перед глазами, ты этим увлекаешься. Я очень люблю футбол, например. А сейчас я понимаю, что это такое: я настолько некомпетентен, несведущ в гольфе, что всё, что вы сейчас говорите, для меня… Своеобразный эксперимент у нас, наверное, сейчас проходит в студии, потому что в гольфе я полный профан, но мне всегда было интересно.
М. Валевская
— Это всегда можно исправить — можно заняться гольфом. Вам очень понравится, я уверена.
А. Пичугин
— Я не сомневаюсь.
М. Валевская
— Я бы обратила внимание на слова Льва о том, что гольф очень демократичен и доступен — это важно для людей и детей с ограниченными возможностями.
А. Пичугин
— Мы об этом будем сейчас подробно говорить... Вы говорите, что он демократичен и доступен, а мы привыкли смотреть… Вы совершенно правильно говорите, что в нашей стране гольф совсем не на втором месте по популярности явно. И для большинства наших соотечественников это что-то из мира большого кино, из мира большого бизнеса. А вы говорите о том, что это демократично и доступно.
М. Валевская
— Я имела в виду его доступность для людей различного возраста и групп здоровья — в этом смысле. Но сейчас и Ассоциация гольфа России, и Федерация гольфа в Москве — это две наши спортивные организации в гольфе — уделяют очень большое внимание развитию именно демократичности в том смысле, о котором вы говорите. Чтобы появлялись доступные возможности занятия гольфом для людей, — то есть это доступные поля, тренеры, которые могут передать свое мастерство ребенку. Для этого делается очень много, например, есть очень-очень удачный проект «Крылатское».
А. Пичугин
— Да, я слышал о нем.
М. Валевская
— Многие наши дети, занимаясь в школе SNAG гольфом — я сейчас расскажу подробнее об этом оборудовании и методике, — они потом уходят в большой гольф, полюбив и узнав, какая это замечательная игра. А начинают они заниматься в школе. Это, наверное, удивительно звучит, что гольфом они занимаются в спортивном зале.
А. Пичугин
— Я напомню, дорогие слушатели, что в гостях у радио «Вера» сегодня: протоиерей Лев Семенов — руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета, кандидат исторических наук; Марина Валевская — президент Федерации детского гольфа; Милана Тоцкая — корреспондент и ведущая радио KidsFM. Говорим сегодня о гольфе. Основная тема нашей программы — это то, как могут заниматься гольфом дети с особенностями развития. Так как гольф для нас не самая знакомая тема, то надо много чего уточнить по ходу, прежде чем мы перейдем к основной теме. Я думаю, что и слушателям интересны эти аспекты, по крайней мере, тем из них, кто с гольфом никак не знаком. Но я думаю, что нет у нас в стране людей, которые ничего бы про него не слышали и не имели бы тех заблуждений, которые есть у меня. Говорим о доступности: а сколько в Москве площадок, где реально можно заниматься, куда можно приехать?
М. Валевская
— Конечно, сейчас пока еще немного, но…
А. Пичугин
— Вот вы говорите SNAG…
М. Валевская
— Это отдельная тема. Как я уже назвала, это «Крылатское», это бесплатная для детей школа гольфа в Куркино — туда можно поступить и заниматься этим видом спорта. И некоторые площадки, которыми мы занимаемся — это спортивные залы в школах, в образовательных организациях, пришкольные стадионы. Там тоже можно начать. Во многих школах открываются секции SNAG гольфа, благодаря тому, что очень доступное оборудование, на котором дети легко постигают все элементы гольфа. А потом они идут пока не на многие площадки. Но мы надеемся, что в будущем их будет больше.
Протоиерей Лев Семенов
— Пока Марина не раскрыла все тайны и большого гольфа, и SNAG гольфа, наверное, я воспользуюсь возможностью солидаризироваться с вами, Алексей. Вы упомянули о своей неосведомленности в гольфе. Я до недавнего времени был сверхабсолютнейший профан, сейчас просто абсолютнейший, наверное, но уже чуть-чуть…
А. Пичугин
— Так потихоньку дойдете до того, что и сами возьмете в руки…
Протоиерей Лев Семенов
— По-своему это комичный момент. Когда меня в первый раз Милана пригласила поехать и посмотреть, как это всё происходит, я испытал полнейшее недоумение, которое у Марины сейчас вызовет улыбку, я не сомневаюсь. Дело было зимой, всюду лежал снег, и я не понимал: в моем представлении гольф — это зеленое поле, лунки. Я думаю: «Какой может быть гольф в Крылатском в феврале-месяце?» И это объяснение позволит как раз наше недоумение снять, и недоумение наших уважаемых слушателей. Потому что я предполагаю по собственному опыту, что у большинства, кто слушает и не сталкивался с этой разновидностью гольфа, ощущение, что гольф — это то, что вы называете большим гольфом. Поэтому очень нужны ваши дальнейшие разъяснения.
М. Валевская
— Я бы сказала так, что SNAG гольф мы не считаем гольфом — мы считаем его обучающей программой для большого гольфа. Все наши мальчики и девочки, которые начали заниматься в школе, они могут выбрать для себя в будущем большой гольф. Не только как игроки, они могут…
А. Пичугин
— Правила одни и те же?
М. Валевская
— Правила максимально приближенные к большому гольфу, к реальной картине. Так же строится поле в SNAG гольфе, есть специальные мишени, которые ставятся на лунки…
А. Пичугин
— А можно провести аналогию — футбол/мини-футбол?
М. Валевская
— Пожалуй, да, я бы провела. Хотя в гольфе есть мини-гольф — это совершенно другая спортивная дисциплина.
А. Пичугин
— Тут я разницу представляю.
М. Валевская
— А футбол и мини-футбол — да, пожалуй. Это более локальные поля, правила, наверное, те же. Я думаю, что да, можно провести аналогию.
А. Пичугин
— Кому пришла идея заниматься гольфом с детьми с ограниченными возможностями, с особенностями развития, Милана?
М. Тоцкая
— Я даже не знаю… Когда я видела этих детей, которые занимались этим, у них блеск в глазах был, они были очень радостные, они стремились… Была девочка на соревновании, в котором я принимала участие, я там была судьей — я видела блеск в ее глазах. Мне настолько было приятно смотреть, что любой человек, даже с ограничениями по здоровью, может принять участие и почувствовать себя полноценным.
А. Пичугин
— То есть вы пришли в проект, который уже существовал?
М. Тоцкая
— Да.
А. Пичугин
— Отец Лев? Марина?
М. Валевская
— Я скажу, что идея пришла не случайно. По опыту нашей работы — мы уже пять лет работаем в школах — мы поняли, что SNAG гольф это то, что доступно детям с ограниченными возможностями, они с удовольствием в это играют. То есть SNAG гольф — это просто как обучающая методика. И второй аспект: это самостоятельная спортивная игра. Мы видели и летние кубки, и осенние, и чемпионат у нас проходит четыре года подряд общероссийский, куда приезжают дети из регионов. И всё это привело к тому, что мы поняли, что дети с ограниченными возможностями с удовольствием будут играть, и это поможет им как-то социально адаптироваться в обществе. И мы создали такой специальный проект, называется он «Великолепная семерка». Смысл его в том, что 7 московских школ с инклюзивной системой обучения приглашены были в проекты — им было подарено оборудование Федерацией детского гольфа. Также мы пригласили 7 олимпийских чемпионов, выдающихся спортсменов наших: это Алексей Немов, Мария Бутырская, Анастасия Мыскина…
А. Пичугин
— Но они не гольфисты.
М. Валевская
— Они не гольфисты. Алексей Морозов, наш экс-капитан хоккейной сборной. Они не гольфисты, но они с удовольствием приняли участие в этом проекте, потому что, как Милана сказала, они видели те результаты, когда бы блеск в глазах и радость детей. И два паралимпийских чемпиона — это Сергей Шилов и Владимир Киселев. Все мы объединились в этом проекте. Дети в течение учебного года учились в спортивном зале на SNAG оборудовании и по SNAG методике основным элементам гольфа. А в мае мы провели финальный турнир спортивно-игрового проекта «Великолепная семерка». И вот те впечатления, о которых вы сегодня говорили…
Протоиерей Лев Семенов
— Я думаю, что те примеры, которые сейчас привела Марина: участие выдающихся деятелей российского олимпийского, паралимпийского движения — огромную роль играют в деле пропаганды этого вида спорта.
М. Валевская
— Конечно.
А. Пичугин
— Плохое слово, мне так кажется, — пропаганда.
Протоиерей Лев Семенов
— Пропаганда? Если это вызывает ассоциации с пропагандой, слава Богу, минувших времен…
М. Валевская
— Скажем, популяризация.
А. Пичугин
— Популяризация гораздо лучше.
Протоиерей Лев Семенов
— Продвижение, популяризация. А то, что это необходимо популяризировать — не пропагандировать (видите, я исправился сразу), — мне это кажется несомненным, неоспоримым. Потому что то большое, человеческое, гуманное, человеколюбивое начало, которое содержится в этом, несомненно, оно заставляет быть заинтересованным всех, кому дорого будущее: дороги дети, дети без ограничений по здоровью, и дети, которые, к сожалению, какие-то ограничения имеют. Если я полминутки еще у вас займу…
А. Пичугин
— Пожалуйста, мы тут для этого и собираемся.
Протоиерей Лев Семенов
— Совсем недавно, вслед за тем, как я, благодаря вам, познакомился с детским гольфом, буквально недели еще не прошло, как я узнал интересную вещь. В Москве в воскресенье и в понедельник некоторое время назад проходили два съезда: съезд Ассамблеи народов России — это был очередной седьмой съезд; и первый учредительный съезд Ассамблеи народов Евразии. Я не буду говорить о значении этого события — оно поистине мировое. Там восемьдесят стран были представлены: сопредседатели от России, Франции, Индии, вся Европа и вся Азия были представлены. Там были всевозможные выставки, панельные дискуссии, круглые столы. И среди возможностей познакомиться с самыми разными проектами, меня вот что заинтересовало — спортивная сторона. Понятно, что, скажем, традиция давняя отечественная рукопашного боя — но это немножко другое. А вот такое, некогда исконно русское, но в настоящее время почти забытое — городки, городошный спорт. И чем меня поразили, плюс ко всему, представители этого вида спорта, которые рассказывали о своем движении. Подобно тому, что это тоже не агрессивный вид спорта — в этом смысле параллель с гольфом, мне кажется, не слишком натянутая. Меня просто по-человечески поразило то, что оказывается… Мне даже подарили огромную, 24 на 30, цветную фотографию, на которой я увидел предстоятеля нашей Церкви — Святейшего Патриарха Кирилла, который…
А. Пичугин
— Играет в гольф?
Протоиерей Лев Семенов
— Нет. В условиях какой-то выставки презентируемой, которую он посетил (речь шла о детском движении спортивном), показали городки. И он благословил это занятие с детьми, со взрослыми, возрождение этого национального вида спорта отечественного, российского. А кадр, который мне был подарен и который я теперь бережно храню, изображает Святейшего Патриарха в тот момент, когда он с битой в руке, придерживая полы рясы, чтобы они не мешали, с таким веселым, здоровым азартом готовится разбить очередную фигуру.
А. Пичугин
— Мне кажется, я где-то видел эту фотографию. Здорово! А я вспоминаю свое детство, которое было относительно недавно, меньше тридцати лет назад: мы играли в городки постоянно, это была начальная школа. Куда это всё ушло? Хотя, может быть, не ушло, может быть, это продолжается? Раз уж мы о гольфе сегодня говорим, а городки — другая тема…
Протоиерей Лев Семенов
— Если замкнуть вот эту цепь ассоциаций: с одной стороны, городки и гольф мы уподобили, сблизили своей неагрессивностью. С другой стороны, если городки — настоящий, коренящийся в российской традиции вид спорта, гольф — гость, немножко заморский. Но это замечательно! Если эта идея сближения культур, идея того, что не будет ни одного забытого вида спорта, особенно того, который способен принести пользу, добро людям всех возрастов, в том числе детям…
М. Валевская
— Конечно, очень хорошо, когда развиваются все виды спорта. Я считаю, что детям надо давать выбор — каким видом спорта они могут заниматься.
А. Пичугин
— В чем революционная составляющая вот этой программы? Дети с ограниченными возможностями, с особенностями развития приходят — в чем гольф им помогает?
М. Валевская
— Гольф не требует больших физических нагрузок, поэтому он доступен для детей с ограниченными возможностями здоровья. Зачастую педагоги, преподаватели школ дают свои положительные отзывы именно в этом направлении, потому что нет освобожденных от физкультуры. Ребенок может в спокойной обстановке играть в спортивную игру, в гольф. Что дает это? Ведь гольф — это координация, развитие координации ребенка. И я думаю, что очень многим детям в этом есть польза — развитие внимания, концентрации, и это тоже приносит большую пользу детям.
А. Пичугин
— Мы продолжим через минуту. Я напомню, что в гостях у радио «Вера» протоиерей Лев Семенов — руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета, кандидат исторических наук. Также здесь: Марина Валевская — президент Федерации детского гольфа, Милана Тоцкая — корреспондент и ведущая радио KidsFM. Я, Алексей Пичугин. Мы вернемся через минуту.
А. Пичугин
— Возвращаемся в студию светлого радио. Здесь сегодня, напомню: протоиерей Лев Семенов — руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета, кандидат исторических наук; Марина Валевская — президент Федерации детского гольфа, Милана Тоцкая — корреспондент и ведущая радио KidsFM. Мы закончили на том, что гольф дает детям с особенностями развития. Но вот всё то, что вы, Марина, перечислили — это всё помогает любому человеку, неважно, болеет он или не болеет, есть ли у него какие-то особенности, или он абсолютно обычный человек. Всё же, дети с какими особенностями чаще всего участвуют в вашей программе?
М. Валевская
— С разными особенностями здоровья — нарушение координации, нарушение слуха и нарушение зрения. Я скажу вот о чем: при всем том, что они могут принимать участие просто в тренировочных занятиях в школе, SNAG гольф дает им возможность участвовать в соревнованиях и самоутверждаться, достигать целей, идти к победе. Мне кажется, что в социальной адаптации этих детей это очень важно.
А. Пичугин
— Результаты какие-то вы видите?
М. Валевская
— Да, конечно. Мы видим результаты в том, что Департамент образования Москвы поддержал наши инициативы. И Федерация гольфа в городе Москве — это наша большая взрослая федерация, совместно с Департаментом образования создали пилотный проект, мы в этом тоже принимали участие — называется он «Гольф в школу». И я думаю, что этот проект будет замечательным, и он принесет очень много полезного нашим детям.
Протоиерей Лев Семенов
— К тому же я слышал отзывы педагогов о том, что те дети, которые стали регулярно заниматься по линии вашей Федерации детского гольфа этим видом спорта, у них улучшилась успеваемость и общий жизненный тонус повысился.
М. Валевская
— Конечно! Сосредоточенность, целеустремленность — это всё приводит к улучшению успеваемости, повышению успеваемости в школе.
А. Пичугин
— Милана, я так пониманию, что вы учитесь в школе?
М. Тоцкая
— Заканчиваю 11-й класс.
А. Пичугин
— Уже закончили фактически, учебный год уже кончился. Вы будете продолжать заниматься гольфом после школы?
М. Тоцкая
— Мне интересна эта история. Я себя пробовала во многих видах спорта, но именно гольф мне прямо с первого занятия очень понравился. Я хочу немного рассказать о том, как я научилась в него играть.
А. Пичугин
— Давайте, это самое интересное.
М. Тоцкая
— Я пришла в гимназию № 710, я думала, у меня будет учитель физкультуры. Но мне дали мальчика, во 2-м классе он учится. Я думаю: «Маленький мальчик, чему он меня может научить? Что он мне может сказать?»
А. Пичугин
— Это ваш тренер?
М. Тоцкая
— Это был мой первый тренер. Он меня научил, объяснил все правила за 10 минут, и я уже начала пробовать. И к концу первого занятия у меня уже даже начало получаться. И потом в дальнейшем были даже какие-то особые успехи.
А. Пичугин
— И это только за два занятия. А где это всё проходит — просто на территории школы, на базе школы?
М. Тоцкая
— У нас занятия проходили на базе школы, прямо в спортивном зале. Потом я приехала на соревнования. Сначала я просто посмотрела, попробовала немножко посмотреть на это с другой стороны. А потом мне стало интересно всё это посмотреть снаружи, и Марина предложила мне побывать судьей. Быть судьей, мне кажется, это тоже очень интересно.
А. Пичугин
— Вы рассказываете так, как будто прошло уже очень много времени, а на самом деле полгода всего прошло с того времени, как вы впервые в жизни взяли в руки клюшку. И вот уже вы и на соревнования съездили, уже и судьей побывали. А всё началось с того, что вашим первым тренером был второклассник. Если кто-то из наших слушателей сейчас, будь то учителя школ, будь то какие-нибудь активные родители, захотели, чтобы в их школе появился гольф — что они для этого должны сделать?
М. Валевская
— Во-первых, они могут позвонить в Федерацию детского гольфа. Мы всегда проконсультируем: где начать заниматься, к какому тренеру пойти, конечно, посоветуем. И, конечно, посоветуем, как ввести гольф в школу либо как третий урок физкультуры, либо как дисциплину дополнительное образования, то есть секцию. Мы всегда ответим на их вопросы.
А. Пичугин
— Сейчас система дополнительного образования активно поощряется со стороны Министерства образования.
М. Валевская
— Я говорила уже о проекте «Гольф в школу» — этот проект уже запущен, и я надеюсь, что он будет успешно развиваться. Я имею информацию, что буквально в ближайшее время в школы должно быть направлено информационное письмо, что те школы и образовательные учреждения, которые захотят присоединиться к проекту, должны будут подать заявку в Департамент образования города Москвы.
А. Пичугин
— Могут отказать почему-нибудь? Или это сейчас популярное направление, которое поддерживают со стороны Министерства и Департамента?
М. Валевская
— Министерство науки и образования тоже поддерживают такие проекты. Есть проект «Школьный гольф» — он идет по всей России, более 100 школ в России уже играют в SNAG гольф…
А. Пичугин
— Следующий вопрос. Мы как-то забываем, сидя в центре Москвы в студии радиостанции, мы забываем, что практически у каждого радио есть огромное количество городов вещания. У нас их больше 25: это и миллионники, и сравнительно небольшие, и совсем небольшие города. Я думаю, что то, о чем вы рассказываете, может действительно заинтересовать учителей и неравнодушных родителей, в том числе и в маленьких городах. Как быть здесь?
М. Валевская
— Они также могут позвонить в Ассоциацию гольфа России и в нашу Федерацию детского гольфа — мы всегда сориентируем, как начать проект в их школе. Как я уже сказала, более 100 школ в России уже играют — от Ленинградской области и до Сахалина, — играют в SNAG гольф в школах.
А. Пичугин
— Это большие города или нет?
М. Валевская
— Вы правы, наверное, это более крупные города. Например, я поделюсь опытом Краснодарского края. В Краснодарском крае в станицах, в 20 станичных школах, играют в SNAG гольф.
А. Пичугин
— Здо́рово!
М. Валевская
— И там строится гольф-клуб в станице…
А. Пичугин
— Правда, некоторые станицы Краснодарского края тянут на небольшие города.
М. Валевская
— Да нет. Я сама там была, объехала многие школы — на города они не тянут, это обычные станицы. И вот в этих станичных школах играют в гольф. Там есть Федерация гольфа Краснодарского края, которая ведет большую работу, поддерживает школы, организует соревнования, строится уже гольф-клуб в станице Раевской. Я надеюсь, что там выстраивается такая правильная линия: от школы в гольф-клуб. Надеюсь,
что в каждом регионе будет так же, как и в Краснодарском крае.
Протоиерей Лев Семенов
— Это было бы замечательно. Марина раньше упомянула о том, что гольф — это семейный вид спорта. А вы, Алексей, подчеркнули, и мне от этого хочется оттолкнуться — вы упомянули малые города. Посмотрите, помимо того, что это семейный вид спорта, помимо того, что это способность оздоровлять и физически, и душевно, и психологически участников, особенно тех, кто в этом нуждается, здесь еще момент организации здорового быта, если угодно, бытовой культуры. Вот вы совершенно справедливо сказали, что иногда мы, сидя в Москве…
А. Пичугин
— Забываем о том, что у нас много малых городов…
Протоиерей Лев Семенов
— Да, забываем о малых и городах и поселениях. Ведь что греха таить, совершенно очевидно, что если человек живет не в столицах, не в миллионных городах, то на практике гораздо меньше, к сожалению, возможностей провести выходной день вместе с семьей. Хорошо, если есть музей, хорошо, если есть театр, хорошо, если есть какой-то выставочный зал, может быть, стадион…
А. Пичугин
— Многие ли в Москве всей семьей по выходным ходят в театр или в музей?
Протоиерей Лев Семенов
— Вот именно! Вы мне помогли. Потому что следующее, что я хотел сказать — как раз, когда я был в гостях на этих соревнованиях, я наблюдал трогательную картину: когда с этими детьми сидели папа, мама, иногда старший брат, сестра. То есть было задействовано всё семейство: оно сопереживало, оно «болело», интересовалось, опекало. Это очень трогательная была картина! И если усилиями Федерации детского гольфа движение будет шириться по всей России, захватывая малые города и поселения небольшие, это будет очень полезно во всех отношениях.
А. Пичугин
— Давайте подробнее поговорим о школах с инклюзивной системой образования. Как здесь обстоят дела? Мы вскользь упомянули о том, как это может помочь. А если рассмотреть эту систему подробней? Насколько я понимаю, большинство инклюзивных школ работают на базе обычных общеобразовательных — просто там есть определенные классы со своей спецификой. Соответственно, там для детей своя физкультурная программа продумана, или ее нет вовсе? Есть ли у нас школы, во-первых, полностью инклюзивные, где с 1-го по 11-й класс учатся только дети с особенностями развития? Как здесь ваша программа могла бы помочь?
М. Валевская
— Конечно, такие школы есть. В инклюзивных школах дети с ограничениями здоровья учатся наравне с обычными детьми. И то, что у них есть возможность поиграть в SNAG гольф на физкультуре, это важно. И преподаватели, которые прошли обучение по этой методике, могут с ними заниматься и дают им возможность играть. Есть школы, которые полностью специальные, где учатся дети с нарушениями координации, например, или с нарушениями слуха. Там своя специфика — конечно, там преподаватель физкультуры проходит обучение по этой методике, и работает уже по выбору, занимается с детьми на физкультуре гольфом.
А. Пичугин
— А если это аутизм или синдром Дауна?
М. Валевская
— У нас дети с аутизмом принимали участие в тех соревнованиях, о которых говорили Лев и Милана.
А. Пичугин
— Милана, расскажите подробней.
М. Тоцкая
— Это была девочка, про которую я рассказывала, — что у нее был блеск в глазах. Я с ней пообщалась, спрашивала ее, каково ей, нравится ли ей, сложно ли было ей. Она мне сказала, что ей всё очень понравилось. И ей нравится именно то, что можно не только дома поиграть или в школе, например, а можно и посоревноваться, попробовать себя на большой арене. И мне было очень приятно общаться с этой девочкой, ей очень нравится то, что делает Федерация детского гольфа, она была очень благодарна эту соревнованию и этой идее.
А. Пичугин
— А дальше? Она будет как-то продолжать заниматься? Или это неизвестно?
М. Тоцкая
— Насчет этого я не спрашивала. Я спрашивала про сами эмоции: нравится ли ей это.
М. Валевская
— У нас есть два ребенка — мальчик и девочка, — которые, став победителями проекта «Великолепная семерка», сейчас получают уроки в «Крылатском» у тренеров большого гольфа. Они намерены заниматься… Возможно, это не профессиональный, а любительский гольф, но все равно это прекрасно. Тем более, что это дает детям — правильно Милана сказала, — дает еще одну возможность общения.
А. Пичугин
— Но мы здесь и не говорим про спортсменов-профессионалов. Понятно, что в основном это любительский спорт, который сопровождает человека по жизни.
М. Валевская
— Я вот что еще хотела бы отметить — многие дети, которые сейчас заинтересуются гольфом, даже, например, в 5-м, 6-м классе, они вполне могут стать олимпийскими чемпионами. Вот такой особенный вид спорта — гольф. Если в фигурном катании отдают раньше, с 3-4-х лет, и тогда только есть возможность достичь высоких результатов, то в гольфе, в чем он тоже более демократичен, можно достичь результатов, начав заниматься в гораздо более позднем возрасте.
А. Пичугин
— Я напомню слушателям, что в гостях у радио «Вера» сегодня: протоиерей Лев Семенов — руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета, кандидат исторических наук; Марина Валевская — президент федерации детского гольфа; Милана Тоцкая — корреспондент и ведущая радио KidsFM . Отвлекаясь от основной темы: если взрослый человек захочет вдруг заниматься гольфом, какие у него для этого возможности? Если это человек не великого достатка, а просто послушал нашу программу и ему вдруг стало интересно. Куда он может прийти?
М. Валевская
— Я бы посоветовала прийти в «Крылатское» — там есть достаточно доступные возможности для того, чтобы начать заниматься гольфом.
А. Пичугин
— И для этого, давайте еще раз отметим, не нужны миллионы.
М. Валевская
— Не нужны миллионы, это однозначно. Многие любят боулинг, и я вам скажу, что гольф не намного дороже, чем боулинг.
А. Пичугин
— С боулингом всё проще, потому что сейчас редко какой торговый центр обходится без боулинг-центра, и они практически на каждом шагу. Сейчас их даже меньше стало, потому что популярность немного схлынула, но все равно их очень много. Даже в самом-самом маленьком, небольшом городе скорее всего будет какое-то место, где можно в боулинг сыграть.
М. Валевская
— Я с вами соглашусь, но ситуация меняется. Есть «Крылатское», скоро будет построено поле в направлении Звенигорода: «Раево» — и это тоже будет доступный гольф. Сейчас многие гольф-клубы открываются для новых посетителей. Если посмотреть на историю гольфа, то гольф — это спорт шотландских пастухов. Это он потом стал элитарным.
А. Пичугин
— А как он возник, кстати говоря?
М. Валевская
— Это спорт шотландских пастухов, это спорт солдат. Почему он стал клубным, закрытым? Когда солдаты Шотландии играли в гольф, увлеклись этим, то король понял, что они вместо того, чтобы больше времени отдавать постижению военного искусства, они играют в гольф. И он запретил эту игру. И когда она стала тайной, она перешла в клубную систему — вот отсюда пошли клубы. Это чисто исторический факт.
Протоиерей Лев Семенов
— То есть получается, если шутливо, то получается, что сейчас мы эту спираль раскручиваем в обратном направлении: от элитарности, клубности, замкнутости к широкой популяризации, в массы.
М. Валевская
— Конечно. А для этого нам нужны доступные поля…
А. Пичугин
— И не только в Москве.
М. Валевская
— Да, не только в Москве. Я говорю, что ситуация меняется, и мы надеемся, что в конце концов много полей появится доступных для того, чтобы каждый человек, неважно, какой он профессии и достатка, мог прийти и поиграть в гольф.
А. Пичугин
— А что для этого нужно?
М. Валевская
— Для этого, наверное, нужно, чтобы на гольф всё больше обращали внимание те люди, которые руководят нашей страной и городом.
А. Пичугин
— Я сейчас забиваю в поисковик «поля для гольфа». Я понимаю, что он привязывается в большей степени географически, но — первая Москва, второй Санкт-Петербург, и дальше десять ссылок подряд — это Москва. А других городов-то…
М. Валевская
— Конечно, большее количество полей — это Москва и Подмосковье. Но сейчас, как я уже сказала, и в Краснодарском крае, в Сочи, и в Челябинске, и в Красноярске, и в Екатеринбурге, и на Сахалине, во Владивостоке — везде строятся поля, и они есть уже. На них только нужно обратить внимание, есть уже даже построенные поля. И в Крыму строятся поля. И я надеюсь, что это изменит ситуацию в стране.
Протоиерей Лев Семенов
— А для того, чтобы эти поля не пустовали, и ширилось движение участников игры в гольф, нужно и подготовительную систему SNAG гольфа развивать.
М. Валевская
— Обязательно!
Протоиерей Лев Семенов
— Когда до этого мы говорили про инклюзивное обучение в виде отдельного класса в той или иной школе, иногда специализированной школе, мне вспомнилось, как однажды Межрелигиозный совет России организовал очень интересную встречу в уникальном в своем роде высшем учебном заведении: Институте инклюзивного обучения, где к студентам, к преподавателям, вместе с ректором этого университета, замечательным энтузиастом и вдохновенным педагогом, пришли представители всех четырех традиционных религий. Ваш покорный слуга от Православия там был, были представители Ислама, представители Иудаизма, представители Буддизма. И очень трогательно: студенты уже, не школьники, а студенты, они или имели ограничения по здоровью по линии опорно-двигательного аппарата, у кого-то был недостаток слуха, у кого-то зрения, но каждый находил возможность, помимо овладения профессией будущей, проявлять себя творчески. Мы с вами сейчас стали свидетелями такого неприятного события, когда наша певица с ограниченными возможностями не смогла принять участия в фестивале Евровидение. Эти студенты — почему я об этом вспомнил, — девушки в колясках выезжали на сцену и пели, танцевали. Представляете?! Изысканнейшие, с такими движениями руками, плечевым поясом — танец в инвалидной коляске в костюме национальном. Это было впечатляюще, это было трогательно. К чему я это всё вспоминаю? К тому, что если еще в это высшее учебное заведение еще ввести гольф в виде SNAG гольфа — там прекрасный спортзал, там спортивные секции. Мы их тоже посещали, фотографировались на память со спортсменами, которые в этот момент там тренировались. Мне кажется, это было бы эффективным и принесло бы огромную пользу студентам этого инклюзивного вуза, и пользу принесло бы распространению гольфа.
М. Валевская
— Это замечательная идея, прекрасная.
Протоиерей Лев Семенов
— Попробуем ее осуществить, когда выйдем из студии.
М. Валевская
— В нашей Федерации детского гольфа мы за основу взяли детскую школьную программу «Школьный гольф». А на самом деле, мы имели опыт работы и со студенчеством, и с людьми преклонного возраста. У нас прекрасно играют люди на пенсии в этот SNAG гольф. Например, в Тимирязевской академии есть спортивный клуб «Тимирязевские зубры» — мы с ними сотрудничаем, их поддерживаем, делаем турниры летние. И действительно, это интересно всем слоям населения и всем возрастам: и детям, и взрослым.
Протоиерей Лев Семенов
— Среди прочего за что есть поблагодарить радио «Вера», собравшее нас здесь в очередной раз, — то, что в ходе нашей беседы родилась, на мой взгляд, полезная идея. Будем ее осуществлять.
А. Пичугин
— Когда мы совместными усилиями дойдем до ее реализации, давайте соберемся и поговорим об этом. А люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, передвигающиеся на инвалидном кресле — насколько они могут играть в гольф?
М. Валевская
— Кстати, есть такие специальные кресла, но это, наверное, по цене очень дорого, но я знаю, что немецкие компании разрабатывали такие кресла для большого гольфа. А SNAG гольф — это настолько доступно для людей, которые вынуждены пользоваться колясками. У нас был такой случай — это был Парафест, фестиваль Паралимпийского комитета, мы принимали там участие. Там играли колясочники, дети и взрослые, для них это доступно и действительно доставляет им удовольствие.
А. Пичугин
— Еще один миф, который надо развенчать сейчас, тем более, пока мы с вами общаемся, я смотрю параллельно статистику. Как бы не обидеть-то? Женщины в гольфе. Часто можно встретить такое утверждение, что гольф — мужской вид спорта. Это именно из-за закрытых клубов, о которых мы говорим, где джентльмены проводят свои выходные дни. А женщины в гольфе присутствуют очень давно, наверное, с самого начала, с того момента, когда гольф стал международным видом спорта. Я смотрю, что гольф с тех пор, как он прочно укоренился в России (92-й год — это первый год, когда проводились чемпионаты России), и мужчины и женщины параллельно выступали каждый в своей категории.
М. Валевская
— Да, совершенно верно. И вы нас не обидите, потому что мы знаем, какие достойные женщины у нас в гольфе. И мало того, на олимпиаде выступала именно женщина от нашей страны — это Мария Верчёнова. И она очень успешно выступала на олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Есть замечательная гольфистка Нина Пегова. То есть женщин, выдающихся имен в российском гольфе, очень много.
Протоиерей Лев Семенов
— Я думаю, это вдохновит и женскую часть нашей слушательской аудитории.
М. Валевская
— Конечно.
А. Пичугин
— Я смотрю, что в 2011-м году чемпионом России по гольфу среди мужчин стал Евгений Кафельников, наш самый титулованный теннисист.
М. Валевская
— Да, такой факт был. Я присутствовала на этом турнире, он проходил в Пестово, в гольф-клубе. Евгений стал чемпионом России, он достиг хороших результатов не только в теннисе. Но женщины не отстают, я вам скажу, что наши девушки впереди всей страны идут сейчас в гольфе.
Протоиерей Лев Семенов
— Я должен заметить, что в сегодняшней нашей программе гольф представлен как раз двумя представительницами прекрасного пола. А мы с Алексеем только рассуждаем о нем со стороны.
А. Пичугин
— Я поэтому и спрашиваю.
Протоиерей Лев Семенов
— Женское лицо гольфа, так можно сказать.
А. Пичугин
— Милана, как вы себя видите в гольфе?
М. Тоцкая
— Во-первых, я хочу продолжить дальше играть. А во-вторых, я хотела бы и вам предложить, наверное, вам будет интересно вдвоем поучаствовать.
А. Пичугин
— Давайте как-нибудь поучаствуем.
Протоиерей Лев Семенов
— Вдвоем, это со мной вы имеете в виду?
М. Тоцкая
— Отцу Льву и Алексею. (Смеются.)
А. Пичугин
— Давайте, мы не против.
М. Валевская
— Вы можете даже команду организовать. Мы вас с удовольствием пригласим на наши соревнования. Тем более что у нас проходят соревнования не только среди школьников, но и такие соревнования: если вы помните, когда-то был такой формат «Папа, мама, я — спортивная семья».
А. Пичугин
— Он есть, на уровне районов, я знаю, он продолжается. У меня товарищ один недавно участвовал в таких соревнованиях.
М. Валевская
— У нас «Family Cup» — мы немножко это более современно назвали, но смысл один и тот же. Мы всегда рады, когда родители принимают участие со своими детьми, или просто взрослые объединяются в команды ребенок и взрослый, и играют с большим удовольствием и большим успехом.
А. Пичугин
— Спасибо большое! Время наше подошло к концу. Я напомню, что в гостях у радио «Вера» сегодня были: Марина Валевская — президент Федерации детского гольфа; протоиерей Лев Семенов — руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующий кафедрой теологии Московского государственного лингвистического университета, кандидат исторических наук; Милана Тоцкая — корреспондент и ведущая радио KidsFM. Я — Алексей Пичугин. Мы прощаемся с вами, до новых встреч в эфире!
Протоиерей Лев Семенов
— Всего доброго!
М. Валевская
— Всего доброго, спасибо!
М. Тоцкая
— До свидания!
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер