«Духовная поддержка в спортивных и социальных инициативах». Архим. Дорофей (Вечканов), Константин Бочарников - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Духовная поддержка в спортивных и социальных инициативах». Архим. Дорофей (Вечканов), Константин Бочарников

* Поделиться

У нас в гостях были настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в подмосковном поселке Горки-8, духовник братства «Сыны Афона» и сестричества в честь прп. Ефросинии Московской, а также движения «За жизнь» архимандрит Дорофей (Вечканов) и заместитель председателя профсоюза спортсменов России Константин Бочарников.

Отец Дорофей рассказал о братствах и сестричествах, которые он окормляет, о сотрудничестве с московскими центрами по борьбе с абортами, о проекте бесплатной реализации календаря «От Пасхи до Пасхи», а также о поддержке людей, не имеющих жилья или находящихся в местах лишения свободы. Наши гости рассказали, почему важно проводить духовные беседы с молодыми людьми и предлагать им участие в волонтерских движениях. Также разговор шел о значении спорта для духовной жизни, и о том, какие спортивные инициативы реализуются сейчас с участием наших гостей.

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин

— Здравствуйте, дорогие слушатели. «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин, я рад вас приветствовать. Сегодня вместе со мной и вместе с вами в этой студии ближайший час проведут: архимандрит Дорофей (Вечканов), настоятель подворья Троице-Сергиевой лавры в поселке Горки-8, духовник братства «Сыны Афона» и сестричества Евфросинии Московской, а также движения «За жизнь». Добрый вечер.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Добрый вечер, родные мои.

А. Пичугин

— И Константин Бочарников, заместитель председателя профсоюза спортсменов России. Здравствуйте.

К. Бочарников

— Добрый вечер.

А. Пичугин

— Мы с вами знакомимся сегодня, дорогие гости. Отца Дорофея мы представляем как духовника сразу нескольких православных организаций. Но и во многом наша сегодняшняя программа будет посвящена спорту. Хотя из названий братства и сестричества, которые я перечислил, это не так очевидно. Поэтому давайте во всем подробнее разбираться. Какое отношение всё это имеет к спорту и что такое братство «Сыны Афона», какое отношение к Афону оно имеет? Я знаю, что вы еще и к Сербии отношение имеете. И что за сестричество Евфросинии Московской? Вот, у нас замечательная возможность в течение часа сегодня это всё выяснить. Отец Дорофей.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Добрый вечер, братья и сестры. Хочется начать с формирования братства и сестричества. А затем и о движении «За жизнь» сказать несколько слов. Дело в том, что нашему подворью 15 лет, уже 16-й год идет. Наше подворье было у нас без прихожан. Прихожан не было.

А. Пичугин

— Это потому, что оно в таком месте находится?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Да.

А. Пичугин

— Горки-8, кто не знает, это Рублево-Успенское шоссе.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Да. Я сам плотно больше общался с Афоном, монахи Афонские к нам приезжали. И Афон начал рекомендовать братьям посещать наше подворье на различные беседы духовные. И таким образом сформировалось братство. А затем их жены, близкие, знакомые, друзья — сестричество...

А. Пичугин

— Подождите. А кто эти люди, которые приезжали? Потому что складывается ощущение, что это из Греции откуда-то, с Афона люди ехали. А на самом деле, я так понимаю, что это москвичи.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Да, из России, русские люди. Они паломничали по горе Афон, посещали все монастыри, и им монахи рекомендовали встретиться с отцом Дорофеем для духовной беседы. То есть они были неофиты, искали Бога, посетили Афон. И у них в их душу запало, они начали интересоваться. И мы как раз занимаемся воспитанием православного духа. Те молодые люди братства «Сыны Афона» вступают в брак, работают, рожают детей и живут христианской православной жизнью.

А. Пичугин

— Братство же подразумевает еще и совместную деятельность. То есть эти люди встречаются, что-то делают, именно как братство.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Совершенно верно. Наше братство связано с Афоном и с Русской Православной Церковью. Наше братство занималось до пандемии привозом мощей, различными вспомогательными действиями во время пребывания этих мощей в России. Также наше братство занимается благотворительностью. Мы какие-то иконы заказываем на Афоне и привозим их в различные епархии, храмы. Также мощи святых жертвуем в различные храмы. Само братство занимается этим делом. Затем, наше братство занимается волонтерством в Троице-Сергиевой лавре, в Высоко-Петровском монастыре и в других храмах. Затем, мы за это время поставили три копии крестов афонских. На вершине горы Афон есть крест, мы копии поставили на огромном озере Байкал. Затем, мы в Звенигороде поставили этот крест и на острове Валааме поставили крест. Затем, у нас есть дом для бомжей, мы его называем «НебомЖивы».

А. Пичугин

— А, это к вам имеет отношение? Руководитель приходил к нам не раз, мы с ним встречались, общались на разных площадках.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Да, мы там участвуем. Затем, мы кормим в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу бомжей на Белорусском железнодорожном вокзале. Не только кормим, но мы им предоставляем и белье, одежду, головные уборы, обувь. Выверяем им документы, лечим их. Возвращаем их по адресу прописки, то есть занимаемся такой деятельностью.

А. Пичугин

— А почему именно Афон?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Мы решили так назвать наше общество «Сыны Афона», потому что они все любят Афон, и все наши братья посещали неоднократно несколько раз в году Афон, посещают монастыри, советуются там с монахами, молятся. Заказывают различные иконы лично для себя, выезжают с семьями туда, встречаются на материке с монахами афонскими и руководствуются их мудростью и их духовным опытом в своей дальнейшей жизни. В нашем монастыре, то есть на нашем подворье, у самой молодой семьи двое детей, а если семья уже более-менее взрослая, то там трое, четверо, пятеро, до восьми детей бывает в одной семье. Вот такой наш приход, такое наше подворье. Они учатся, как жить по-православному, по-христиански относиться друг к другу.

А. Пичугин

— А большинство людей, которые приходят в братство, они к этому моменту уже являются воцерковленными людьми?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Воцерковляются, только воцерковляются. Потому что они родились в 90-е годы, они молодые люди. Пока они выросли, начали искать путь искания, цель бытия, смысл бытия, обязанности своего бытия. У нас сейчас телерадиовещание имеет огромное значение, люди просвещенные. И вот, они говорят, что, попадая в храм, попадая на гору Афон, к монахам, они, естественно, загораются этой жизнью.

А. Пичугин

— Сестричество?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Сестричество у нас занимается... Это в основном жены «Сынов Афона» или их родственники, друзья. Тоже молодежная группа. Она занимается также волонтерством, затем, они занимаются онкологическим центром имени Блохина.

А. Пичугин

— То есть это благотворительность, да?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Да. Они занимаются в детских домах отказниками с врожденными пороками. Помогают нам в крестных ходах в Высоко-Петровском монастыре, в Троице-Сергиевой лавре, в Покровском храме на Красной площади.

А. Пичугин

— Покровский — это храм Василия Блаженного.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Да, Василия Блаженного.

А. Пичугин

— А что там происходит? Кстати, это достаточно интересно, поскольку для большинства...

Архим. Дорофей (Вечканов)

— На престольных праздниках они совершают крестный ход вокруг храма.

А. Пичугин

— А там есть какая-то община? Потому что до сих пор это филиал Исторического музея, но при этом там с конца 80-х, с начала 90-х годов совершаются богослужения.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Совершенно верно.

А. Пичугин

— Я просто никогда не задумывался о том, есть ли там община.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Есть там община. Мы еще сотрудничаем с другими молодежными группами, они вместе собираются. И с казаками мы плотно, с «Белым цветком» мы сотрудничаем, проводим вместе с ними мероприятия, ярмарки организовываем с ними. Естественно, они и в кормлении участвуют, в приготовлении пищи для бомжей.

А. Пичугин

— А таким образом ваш храм, подворье лавры в Горках, он наполняется прихожанами?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Да.

А. Пичугин

— И, вообще, тут тоже надо прояснить этот вопрос. Я знаю несколько приходов в Подмосковье, которые находятся на территории закрытых коттеджных поселков, куда ходят только жители этих поселков. А со стороны люди в эти храмы прийти не могут ни при каких обстоятельствах. У вас другая ситуация?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— У нас другая ситуация. Мы для своих прихожан делаем пропуск на машину или просто пропуск для пешехода. Они с этими пропусками к нам заезжают или приходят и участвуют в богослужении.


А. Пичугин

— Я напомню, что сегодня на светлом радио мы беседуем с архимандритом Дорофеем (Вечкановым), настоятелем подворья Троице-Сергиевой лавры в поселке Горки-8, духовником братства «Сыны Афона» и сестричества Евфросинии Московской. И также с нами Константин Бочарников, заместитель председателя профсоюза спортсменов России. Мы анонсировали в начале программы, что говорим про спорт. И мы пока про спорт еще ничего не сказали. Какое отношение он имеет к деятельности братства, сестричества, прихода? Или просто в вашей деятельности, вне этого.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Братство «Сыны Афона» — это в основном молодые люди. Они занимаются спортом в различных спортивных комплексах, участвуют в соревнованиях в Москве — в футбол играют, в волейбол. Затем, мы также участвуем в спортивных мероприятиях и в тюрьмах, на зонах. Там они создают группу, и наша группа и их группа вступают в соревнование. Сейчас наша молодежь не только жаждет заниматься спортом, но они и стремятся создать какою-то природную школу, базу, куда можно будет приглашать молодежь, людей среднего возраста, чтобы участвовать в спортивном обучении, заниматься спортом.

А. Пичугин

— Поподробней чуть-чуть, как это происходит. Вот вы говорите, в тюрьмах. В тюрьму тоже попасть, извините за оксюморон, достаточно сложно для человека, который туда приезжает с определенной миссией.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Да, совершенно верно. Мы где-то 15 лет занимались как раз благотворительностью по тюрьмам. У нас был отдел писем, и мы работали со всеми зонами. К нам приходят письма, мы их обрабатываем и высылаем им иконочки, духовную литературу, очень простые продукты питания, которые они просят, предметы гигиены, постельное белье, какие-то лекарства. И у нас существует группа, которая взаимодействует с этими колониями, выезжает туда на беседу с этими людьми. И затем происходят общие интересы: а давайте мы с вами создадим группы спортивные и проведем какое-то соревнование. У нас есть ответственные люди, Цуканов Максим, он спортсмен, он очень известный, у него много выступлений на различных спортивных праздниках. Вот он как раз и подвигает нас к этому. Мы собирались в этом году, но пандемия помешала нам провести в этом году...

А. Пичугин

— К сожалению, она многим помешала провести разные, совершенно замечательные мероприятия. Но надеемся, что это будет меняться в лучшую сторону, и в ближайшее время. Напомню, что Константин Бочарников — заместитель председателя профсоюза спортсменов России. Константин, а как вы в этом движении участвуете?

К. Бочарников

— Добрый вечер. Меня в это братство, скажем так, Господь привел. Меня в это братство привел мой близкий друг, мой тезка Константин, за что я безумно признателен и благодарен. Батюшка нас благословляет и окормляет во многих других поприщах. Напомню, когда мы организовывали год назад матч между Духовной академией Сергиева Посада и ребят из Московской области, из духовенства мусульман, ребят, мы по инициативе Правительства Москвы, по инициативе министерства спорта Московской области организовывали интересные матчи, которые сближают, объединяют интересы, стирают границы, то, что является положительными процессами для общения, для отношений. Мы проводим различные мероприятия на территории Московской области духовного направления, общественные, поднимаем историю спортивной культы древней Руси, наших нетрадиционных видов спорта, которые со временем могут забываться. Это всё мы тоже делаем совместно. Вот в этом спорт. При этом батюшка Дорофей является духовником Федерации спортивной борьбы России, совсем недавно состоялось знакомство с президентом Федерации Мамиашливи Михаилом Геразиевичем, который тоже вдохновлен общением с братством, с ребятами. Сегодня рассматриваем проект открытия спортивного зала в одном из монастырей города Москвы совместно с одной из спортивных организаций Московской области.

А. Пичугин

— А зачем в монастыре спортзал? — спросит кто-то. Я понимаю, зачем, но...

Архим. Дорофей (Вечканов)

— При этом монастыре семинария, там учатся молодые ребята.

А. Пичугин

— Я понял, о чем речь, я думаю, можно назвать этот монастырь — Николо-Перервинский.

К. Бочарников

— Да, Николо-Перервинский монастырь. Сразу после эфира мы с батюшкой планируем туда поехать и пообщаться, познакомиться и обсудить вопросы более практические, связанные с открытием. Мы планируем открыть — идея состоит в том, чтобы люди, пришедшие помолиться Богу, имели бы возможность позаниматься спортом. Люди, пришедшие позаниматься спортом, имели возможность прикоснуться к духовной жизни. То есть такое соединение...

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Они часто приходят на площадки и тренируются с другими спортсменами.

К. Бочарников

— Да. Мы считаем, что духовная жизнь, спорт, наверное, сегодня это одни из немногих оставшихся скреп, которые могут возродить идеологически правильные основы личности.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— В здоровом теле здоровый дух.

А. Пичугин

— Мне кажется, тут дело не в идеологически правильных основах личности, тут, скорее, вообще, разговор о том, что человек, который занимается спортом, по-другому к себе относится. И, значит, он по-другому относится и к окружающим. Банальная фраза, но это так.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Он моральнее становится, ему интереснее жить становится.

А. Пичугин

— Вот, по поводу моральнее, знаете, я бы с вами поспорил. Потому что мы знаем совершенно разных спортсменов, которые очень по-разному себя ведут в публичном поле, по-разному ведут себя и просто на улице. А это люди, которые очень много времени уделяют спорту и здоровью...

К. Бочарников

— У нас это связано с православием.

А. Пичугин

— Ну да. А куда вы ездите — в тюрьмы, где?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— В Московской области. Наш отдел писем работает по всей России и ближнему зарубежью. Также к нам приходят и письма от мирян, от простых людей. Еще у нас движение «За жизнь». Движение «За жизнь» также занимается благотворительностью. Раз десять в год мы высылаем многодетным семьям продукты питания, одежду и платим их коммунальные задолженности. Потому что у них много детей, а денег нету.

А. Пичугин

— Расскажите про цели движения, о том, что это такое?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Это борьба против абортов, демография.

А. Пичугин

— Да, я так и понял, что это связано с абортами. Но вы говорите, что вы помогаете оплачивать коммунальные задолженности, помогаете еще каким-то образом.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— В нашей группе очень много задействовано людей, возглавляют ее братья Чесноковы со своим коллективом. То есть у нас есть благодетели, которые создают фонды. И, через эти фонды мы помогаем. У нас идут сборы, идут сборы по интернету, по объявлениям. К нам приходят люди, нас находят, передают денежные и материальные средства, которые потом собираются, и развозится всё. Также мы проводим конференции и в Москве и в Московской области и, естественно, по всей России, выезжаем на выездные конференции. Сейчас у нас собирается большая конференция в Казани. Но тоже пандемия помешала, она должна была летом состояться, а до сих пор это под вопросом. То есть там работа идет, огромная работа идет.

А. Пичугин

— Но насколько я могу судить по вашим рассказам, вы не только боретесь против абортов, но вы еще помогаете многодетным, вы помогаете людям, которые решили оставить ребенка, женщинам.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Совершенно верно.

А. Пичугин

— Вот расскажите об этом.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— У нас создаются центры, в которых с беременными женщинами работают наши сотрудники. В движении «За жизнь» задействовано несколько тысяч людей по всей России. В 86 регионах они у нас находятся. К нам приезжают на конференцию из Америки, из Англии, из Европы. Мы с ними также сотрудничаем.

А. Пичугин

— А что это за центры и кто в них работает? И где они находятся?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— По борьбе с абортами.

А. Пичугин

— Я понимаю. А где эти центры находятся?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— В Москве.

А. Пичугин

— А сотрудники?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Есть некоторые помещения, которые мы арендуем. Центром нашего движения «За жизнь» является гостиница «Салют», они наши главные спонсоры — они нам дают актовые залы на все наши конференции, на все наши собрания. Они нам помогают устроить гостей, которые приезжают на конференции или на различные дела нашего движения «За жизнь», они им предоставляют бесплатную жилплощадь. То есть там идет колоссальная работа. Но, естественно, нам государство выдает гранты какие-то...

А. Пичугин

— Вот, это был мой следующий вопрос, вы его опередили: а как вам государство помогает?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Только грантами, пока грантами. А там посмотрим.

А. Пичугин

— Гранты — это очень хорошая вещь, которую только сейчас начинают по достоинству оценивать люди, которые в этом участвуют.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Да, очень сильно помогают гранты.

А. Пичугин

— Вот, в чем прелесть грантов — в том, что человек показывает то, что он заинтересован в том, чтобы получить деньги на определенные вещи.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Да, под конкретную цель.

А. Пичугин

— Не просто: дайте нам, мы тут что-то подумали, неплохо бы что-нибудь сделать — дайте нам денег. А вот, мы уже начали, у нас есть конкретные цели, задачи, идеи. Мы будем делать так-то и так-то, но у нас уже что-то есть. Вот, помогите нам уже на конкретные вещи.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Вот у нас такие факты. К нам приезжает кто-то: у меня нет денег купить дрова. Мы созваниваемся с регионом, с епархией, с нашими филиалами движения «За жизнь» той области и спрашиваем: «Такие люди у вас проживают? Был ли у них пожар? У них действительно нет денег?». Они это подтверждают. И движение «За жизнь» предоставляет им деньги или посильную помощь. То есть там работа у нас идет постоянно.

А. Пичугин

— Я напомню, что сегодня мы говорим с архимандритом Дорофеем (Вечкановым), настоятелем подворья Троице-Сергиевой лавры в поселке Горки-8, духовником братства «Сыны Афона» и сестричества Евфросинии Московской. И в этой студии также Константин Бочарников, заместитель председателя профсоюза спортсменов России. Я — Алексей Пичугин. Мы прервемся на минуту и продолжим нашу беседу в студии светлого радио.


А. Пичугин

— Мы возвращаемся в студию светлого радио, где сегодня в программе «Светлый вечер» архимандрит Дорофей (Вечканов), настоятель подворья Троице-Сергиевой лавры в подмосковном поселке Горки-8, духовник братства «Сыны Афона» и сестричества Евфросинии Московской, а также движения «За жизнь». Константин Бочарников, заместитель председателя профсоюза спортсменов России. В этой студии также я — Алексей Пичугин. Мы говорим о том, что делают вот это множество движений, братств, сестричеств, которые окормляет отец Дорофей. Мы перед этим небольшим перерывом говорили о том, что государство вам помогает грантами. А в целом, как вы считаете, насколько государство должно участвовать сейчас в том многообразии вашей деятельности в каждом конкретном направлении? И насколько полно у нас вообще сейчас в России поддерживаются такие проекты?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Движение «За жизнь», братство «Сыны Афона» и сестричество Евфросинии Московской занимаются вопросами демографии, культуры, духовной культуры, нравственности. Естественно, мы приумножаем силу нашего государства, мощь нашего государства, незыблемость его. И, естественно, государство должно полностью с нами идти в соработничестве и помогать.

А. Пичугин

— А вы чувствуете эту поддержку?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Да. Мы же выступаем с различными предложениями, выходим на высокий уровень, нас принимают, с нами встречаются, общаются и мы вырабатываем какие-то положительные правила взаимоотношений. Естественно, государство участвует в этом движении.

А. Пичугин

— А что касается спорта? Я думаю, что этот вопрос и к вам, отец Дорофей, и к вам, Константин. Что за последние годы, на ваш взгляд, изменилось в лучшую или в худшую сторону в отношении государства к спортивным программам, к политике? Почему об этом спрашиваю. У нас прошла олимпиада, у нас прошел чемпионат по футболу. Но тем не менее мы видим, что какие-то достижения российских спортсменов, которые всегда были на высоте в отдельных видах спорта, сейчас, может быть, по каким-то причинам пошли вниз. Или, может быть, я ошибаюсь. Но тем не менее, как у человека, который спорт смотрит только по телевизору и, честно говоря, в основном это футбол, то вот я вижу какие-то провалы, которые у нашей сборной здесь. У каких-то других спортсменов других видов спорта еще где-то. Вот как вы считаете, что нужно изменить и насколько полно осуществляется поддержка этих видов спорта?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Создается такая видимость, что государство сейчас интенсивно проводит эту политику, оно заинтересовано в нашем здоровом обществе. Сейчас строятся многие спортивные центры. Об этом может подробно рассказать Константин.

К. Бочарников

— Я думаю, что сегодня, наряду со многими проблемами в обществе, возможно, наверное, какое-то нарастание напряжения есть, может быть, в силу отсутствия достаточного количества веры у людей, отношений доверительных и так далее. Но надо отметить, что государство сегодня позволяет озвучивать какие-то предложения, реализовывать их. Мы совместно с Федерацией спортивной борьбы Московской области, России, буквально недавно реализовали проект государственно-частного партнерства. Батюшка в свое время благословлял нас на этот проект. Построили в Подмосковье в одном из городов, в Солнечногорске, спорткомплекс на 7 тысяч для населения, который позволяет заниматься детям этой территории и соседних территорий. Поэтому сегодня государство и пересматривает какие-то вопросы, связанные со спортом. Те изменения, которые есть в самой системе, в самой отрасли, больше направлены в сторону резерва, подготовки спортсменов, детей, молодежи. Почему и мы задумались о нравственном сопровождении этого процесса. Поэтому сейчас очень много спортивных функционеров, которые начинают задумываться об этом, общаться с духовенством, общаться с Церковью. В частности Московская область, министерство спорта. Московская область уделяет большое внимание вопросам православия, духовной составляющей и работает над этим с точки зрения общества, детей. То есть сегодня уделяется достаточно внимания детям.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Наше движение «За жизнь» еще чем занимается — вопросами выживания в неординарных...

К. Бочарников

— В виде тренировок.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Да, они выезжают в лес, берут карты, амуницию...

К. Бочарников

— Ориентирование.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Да, ориентирование. Костры жгут, пищу варят, воду из снега добывают. На охоту ездят.

А. Пичугин

— Кстати, это вечный вопрос: как охота сочетается с христианством?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Это же молодежь. Они выкупают билеты...

А. Пичугин

— А в целом? Убийство животных ради спорта?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Не ради спорта. Это уже не ради спорта.

А. Пичугин

— Но не ради спорта можно пойти в магазин и купить...

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Ну, есть такие.

К. Бочарников

— Сохранение натуральных традиций, элементов выживания.

А. Пичугин

— Ну, вообще, это лично у меня такая претензия, это мой личный взгляд на охоту. Всё, что касается выживания и таких экстремальных, я сейчас не говорю про военное выживание, как это у нас часто бывает при храме, а я говорю именно про выживание в трудных условиях. Поскольку я сам, работая с детьми, сталкиваюсь с тем, что многие дети, выезжая за пределы города, теряются. Для них это чужой мир. Это не хорошо и не плохо, это просто факт, что за пределами Московской кольцевой автодороги или любого другого большого города дети попадают в чужой мир, в котором они чужие, и это для них некомфортная ситуация. И когда-то кто-то их учит вот в таком мире природы, а у нас приходят спасатели или добровольцы, которые ищут пропавших людей. И зачастую это истории не про какую-то далекую от большого города местность, зачастую это не какие-то далекие от Москвы регионы, а это практически ближнее Подмосковье, где люди идут в лес за грибами, теряются, потому что попросту нет навыков.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Совершенно верно. Вот для адаптации нашей молодежи мы сформировали центр недалеко от Москвы. Об этом может очень хорошо рассказать Константин.

К. Бочарников

— В период пандемии у нас стоял очень остро вопрос о продолжении проведения тренировочных процессов для ребят. Мы в основном занимаемся резервом, это юношеские возраста. И всевозможные способы ограничения, которые назывались «карантинные меры» и так далее, нас с батюшкой натолкнули на мысль о том, что было бы здорово, если бы у нас была какая-то закрытая территория, которая бы позволила на самоокупаемости, с элементами хозяйственного подворья, фермы небольшой, с элементами спортивных каких-то активностей, с возможностью проживать, следить за гигиеной, за здоровьем, таким образом организовать быт, чтобы в дальнейшем, если вдруг опять будут какие-то ограничения, чтобы мы могли продолжить процессы спортивные, духовные и находиться в природе. Мы вышли с таким предложением, у нас еще есть такая организация «Платформа», я являюсь ее директором, которая занимается развитием спорта, резерва. Мы о ней громко не говорим, это такая практическая структура по сути. Мы от нее обратилась к руководству Московской области, непосредственно в один из округов Московской области — Наро-Фоминск. Нас глава города поддержал, предоставил нам безвозмездно такую территорию, лагерь, за что мы безумно благодарны. Бывший пионерский лагерь. К сожалению, мы в этом году мы ничего существенного не успели сделать, но подготовили складские площади, сейчас занимаемся инженерными системами. Вот весной хотим начать формировать детскую экодеревню спортивную, где будет формироваться личность с детства, там будет возможность молиться, будет возможность заниматься спортом, общаться.

А. Пичугин

— А как церковь участвует в этом проекте?

К. Бочарников

— Целиком и полностью. Мы как раз с отцом Дорофеем всё это совместно делаем и вместе участвуем. На этих территориях мы в дальнейшем планируем разместить склады, площади, кухню, на которой будет готовиться пища для бездомных людей. То есть не просто совместно, если так говорить, то мы...

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Одной семьей.

К. Бочарников

— Мы живем одной семьей. Это не совсем партнерство даже, это одно целое.

А. Пичугин

— А бывшая база олимпийского резерва недалеко от Подольска? Это не вы ей занимаетесь?

К. Бочарников

— Нет, это не мы.

А. Пичугин

— Просто это было замечательное место. А теперь оно закрыто и туда даже попасть нельзя.

К. Бочарников

— Если можно, название? Это зимних видов спорта?

А. Пичугин

— Я не помню, зимних или не зимних, но это недалеко от Подольска, она в народе везде называлась «спортбаза». Это база олимпийского... Нет, не только зимних. Перед олимпиадой там всегда жили и тренировались...

К. Бочарников

— В городе Чехове есть...

А. Пичугин

— Нет, это в Чехове, это недалеко от Подольска.

К. Бочарников

— Не могу сказать.

А. Пичугин

— Там уже несколько такая ситуация, что написано «Частная территория», и ворота закрыты. Хотя всегда туда можно было прийти, туда все с детьми ходили гулять. Даже обидно, что такое место замечательное. Там еще дача знаменитого московского булочника Филиппова, красивый модерновый дом стоял посередине, тоже можно было пойти и посмотреть. А сейчас всё закрыто. Ну, да ладно. Мы сейчас о другом говорим. Я хотел спросить отца Дорофея: а почему вы когда-то решили всем этим заниматься? Вы служили и служите в храме, настоятель лаврского подворья. Ну, и служили бы. А почему вы вдруг решили такому количеству всяких активностей себя им посвятить?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Знаете, у молодежи нет земли, у них нет огородов. А современный человек, если он стремится к Богу, ему нужно какое-то физическое действие, чем-то заниматься. Вот, допустим, заниматься бомжами, заниматься больными детьми, заниматься волонтерством. Заниматься привозом мощей и сопровождением их по территории России, помощь волонтерская в этом деле. Мы еще чем занимаемся — нам звонят и говорят: из такой-то области человек летит или едет на поезде. Его нужно встретить и отправить в госпиталь. А затем его обратно посадить на поезд или на самолет, потому что у него нет средств и возможностей. Мы этим делом также занимаемся. И им интересно, то есть они проявляют себя в добродетели, в добрых делах. Люди по этому соскучились. Им интересно. У нас конференции, симпозиумы, собрания бывают постоянно — это потребно. Крестные ходы. Мы уже с ними половину России проехали, крестным ходом прошли практически до Байкала, на остров Ольхон — там поставили крест. Теперь предлагают на Дальний Восток, на Камчатку — там поставить крест.

А. Пичугин

— Но вы рассказываете о том, что у вас происходит. А мой-то вопрос в том, почему вы сами, что в вас откликается, что вы решили этим заниматься?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Им нужен пастырь, им нужен поводырь, чтобы кто-то раскрыл их интересы, объединить их, подсказать им — вот этим можно заняться, этим можно заняться, тем можно заняться...

К. Бочарников

— Все же к батюшке приходят в основном с бедами, с проблемами.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Им скучно жить-то — огорода нету, забот нету. Ну, пришел с работы, сидит дома в четырех стенах. Это же очень тяжело.

К. Бочарников

— Потом, отвечая ребятам на какие-то вопросы, нужно показать какую-то практику, пример для того, чтобы это не просто был совет. «Вера без дел мертва». И я думаю, что это одно из.

А. Пичугин

— А вот интересно, это как-то связано с вашей жизнью и деятельностью до священства, до монастыря, до Церкви.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Мой рабочий день с 7 лет начинался с трех часов утра.

А. Пичугин

— Это как?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Для кого-то это еще ночь.

А. Пичугин

— Для меня это не ночь только потому, что я в разное время работал в эфире, и ночью тоже.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— У нас в нашей деревне колхозную скотину надо было выгонять в 3 часа ночи, а скотину выгонять на пастбища мирскую, то есть гражданскую, в 2 часа утра. Как отец устраивался на работу: или мирское стадо брал или колхозное. Если колхозное, мне везло, я в 3 часа просыпался. Если мирское, то я в 2 часа уже должен быть в горах. И вот у меня кнут пятиметровый.

А. Пичугин

— А где это было?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— В Татарстане. Если колхозное стадо, то до 9 часов вечера я пас их. Если это мирское, то до 10 часов вечера. И у меня в моем распоряжении оставалось 4 часа.

А. Пичугин

— Я думаю, что если с раннего детства, то это заложило ритм на всю жизнь последующую.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— У нас огород был 25 соток только картошки. А нужно еще лес готовить, сено косить. Лук, огурцы, морковь, овощи, фрукты — надо всё сажать, поливать, полоть. За скотиной ухаживать, скотину кормить. Это всё было не только на плечах родителей, это было и на плечах детей. Вот у нас было шесть человек детей и всем хватало работы.


А. Пичугин

— Я напомню, что сегодня здесь в студии светлого радио вместе с нами и с вами архимандрит Дорофей (Вечканов), настоятель подворья Троице-Сергиевой лавры в поселке Горки-8, Константин Бочарников, заместитель председателя профсоюза спортсменов России. Еще один проект, который вы поддерживаете, называется «Календарь от Пасхи до Пасхи». Мы говорили несколько раз на моей памяти про этот проект на радио «Вера». Но вот мы познакомились с вами сегодня и выяснили, что вы окормляете и поддерживаете этот проект тоже. Расскажите, пожалуйста, о нем.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— С этим проектом я познакомился изначально, с первых дней, потому что главный попечитель этого дела, издания этого календаря, является моим прихожанином. У него сейчас проблемы, мы за него молимся. И поэтому в этом году с изданием этого календаря появились затруднения. Но с помощью Константина, с помощью братства «сыны Афона» и других благодетелей мы все-таки пытаемся его в этом году выпустить. Этот календарь «От Пасхи до Пасхи» в этом году будет освещать апостольскую деятельность на земле, святых апостолов. Календарь очень интересный, это энциклопедия, информация очень интересная. Про иконы Божьей Матери, про истории святых отцов, про истории апостолов, исторические справки о святых в этом календаре. Очень интересный большой календарь. Он распространяется по всей России и ближнему зарубежью. В чем-то я этому способствую, потому что у меня много друзей. И когда мне привозят календари, я их раздаю бесплатно, потому что основной лозунг и понятие этого попечителя — бесплатно раздавать эти календари. Вот мы их и раздаем.

А. Пичугин

— А написано «стоимость календаря 200 рублей».

К. Бочарников

— Это не совсем так. 200 рублей — это его себестоимость. Он абсолютно точно не продается.

А. Пичугин

— А где его можно получить? Если кто-то из наших слушателей хочет его получить, где можно это сделать?

К. Бочарников

— Наверное, мы в этом году предусмотрим...

Архим. Дорофей (Вечканов)

— В интернете можно найти телефоны...

К. Бочарников

— Сейчас мы продумываем с Федерацией спортивной борьбы России, с Михаилом Геразиевичем, через нашу сетку Федерации по всей стране. У нас же постоянно проходят какие-то отборочные мероприятия, через отделения будем также распространять в епархии. Будем применять всё для того, чтобы этот проект жил дальше.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Я в Белоруссию отправляю, на Украину, в Татарстан, в Оренбург, по Московской области, в Сергиевом Посаде у меня знакомых много. Я же был когда-то преподавателем.

К. Бочарников

— С Божьей помощью сохраним и продолжим этот проект.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Конечно. Нужно действовать. Мы же христиане, христиане должны жить добродетельно, жертвенно, должна быть жертвенность. А любое доброе дело дает тебе мир, покой, радость, ты становишься на крепкий фундамент, у тебя появляется жажда делать больше добра.

К. Бочарников

— Мы есть часть общества, мы и есть государство. Если мы не побеспокоимся, всё остальное бессмысленно.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Мы же это делаем для себя.

А. Пичугин

— С вашей спортивной миссией вы ездите. Вот, вы перечисляли — в тюрьмы, много куда. А просто приехать в регион, поиграть в футбол с местными пацанами?

К. Бочарников

— С удовольствием.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Мы несколько раз выезжали, у нас были баскетбольные турниры.

А. Пичугин

— Я в своих многочисленных поездках по разным регионам в России, тоже едешь где-то на машине мимо поселка, а там уже практически жизни никакой не осталось. Но есть «коробка» футбольная, иногда даже отремонтированная, иногда нет. Но это всегда — пока последний ребенок не уедет из этого поселка, там всегда будет какой-то спорт, движуха такая с футболом, еще с чем-то. Мне кажется, это тоже, наверное, неплохая поддержка. И люди просто будут помнить о том, что приехали откуда-то из Москвы поиграть в футбол с нами, пообщаться.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Когда мы выезжаем в Чувашию, то у нас собирается группа только своих сто человек, понимаете. Там и дети, там и жены, там и братья.

К. Бочарников

— Практика активности в регионах у нас большая.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— В этом году мы сколько раз ездили только в город Владимир с различными мероприятиями.

А. Пичугин

— А почему именно Владимир?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— У нас там филиал братства «Сыны Афона». В Чувашии тоже. Членами нашего братства являются жители всей России.

А. Пичугин

— А сколько человек в братстве?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— 150 человек.

К. Бочарников

— Но это активных членов. А так, братство исчисляется в сотнях.

А. Пичугин

— А вы собираетесь когда-нибудь вместе?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Собираемся. До двухсот человек собираемся. А если и движение «За жизнь», то около пятисот человек собираемся.

А. Пичугин

— Я видел ролик, где у вас какой-то праздник, поют наши хорошие друзья, группа «ИХТИС», все за столами сидят. Что это такое?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Тогда был юбилей братства, мой день рождения. И еще у сестричества тоже был их какой-то день. Мы вместе собрались и провели его.

А. Пичугин

— А какие у вас планы? Надо всегда ближе к концу передачи спрашивать, каким бы банальным ни был этот вопрос, про творческие планы. Какие у вас планы по расширению деятельности? Что бы вы очень хотели сделать в ближайшее время?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Мы укрепляем моральный дух, нравственный дух, чтобы семья была здоровая, крепкая, в семье не было ссор, проблем меньше было. А тут нужно работать. Мы сейчас пытаемся заниматься спортивной деятельностью. Сейчас мы фактически пытаемся открыть центр пищеблока, где будем готовить пищу для бомжей.

А. Пичугин

— Где это конкретно?

К. Бочарников

— Это на базе лагеря в Наро-Фоминске.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Мы сейчас находим какие-то столовые в Москве, там договариваемся, готовим горячую свежую пищу и доставляем.

К. Бочарников

— Сделать это более системным, более, скажем так, более доступно. Привлечь в этот проект как можно больше людей. Почему мы и соединяемся в спорте. Вы последним своим вопросом затронули вопрос регионов. У нас, наверное, не единственная, но одна из немногих российских федераций, которая занимается регионами, глубинками, открываем в деревенских школах спортивные залы борцовские. Хотелось бы, чтобы на этих коврах в этих стенах ребята, занимаясь спортом, думали и о духовной жизни в том числе.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— В Чувашии наше братство «Сыны Афона» кормит бомжей каждый день. У них есть специальные столовые, они готовят.

А. Пичугин

— В Чебоксарах?

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Да, в Чебоксарах. Там построена такая палатка, от снега, от дождя. Там столики. Вот там они собираются, мы выдаем им пищу. Оставшуюся пищу они кладут в баночки, скляночки, мы им наливаем туда, они уносят домой.

А. Пичугин

— А если кто-то хочет присоединиться к вам, что нужно для этого? Не обязательство вступать в братство, люди ведь могут помогать кормить бездомных.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Потребность у людей есть, они к нам приходят с каким угодно горем.

К. Бочарников

— Люди к нам присоединяются. Приходят, спрашивают, просто приносят из дома пирожки, приносят из дома бутерброды, всё, что есть, тем и делятся. Я хочу даже отметить такой момент, чем люди проще, тем они ближе находятся ко всем этим страданиям, ко всем этим помощам, их даже сложно помощью назвать — это сострадание, участие сердцем.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Со слезами.

К. Бочарников

— Потому что люди в этой среде не всегда отрешенные от социума... Они приходят с горем...

Архим. Дорофей (Вечканов)

— И от них сбегает это горе. Отбегает горе, и становится радостнее и светлее жить.

К. Бочарников

— Я хочу сказать, что кушать приходят люди не только без места жительства, люди приходят из соседних домов, у которых просто нечего есть, по каким-то причинам.

А. Пичугин

— Да, так бывает.

К. Бочарников

— Поэтому смотришь на этих людей не только как на людей, которые в чем-то нуждаются, а как на жизненную историю — жизненная история, которую через себя пропускаешь.

А. Пичугин

— Давайте будем уже потихоньку заканчивать нашу программу. Но я ещё про календарь православный скажу, о котором мы сегодня говорили — «От Пасхи до Пасхи». Если кто-то заинтересовался, то есть адрес в интернете http://pravoslavniy-calendar.ru. Или просто «календарь «От Пасхи до Пасхи» — в любом поисковике вас выведет на сайт. А там все контакты есть, можете обращаться. Такое красочное издание вам пришлют, подарят — свои контакты оставите. Напомню, что сегодня в программе «Светлый вечер» на светлом радио был архимандрит Дорофей (Вечканов), настоятель подворья Троице-Сергиевой лавры в поселке Горки-8, духовник братства «Сыны Афона», сестричества Евфросинии Московской, движения «За жизнь». Спасибо большое. Константин Бочарников, заместитель председателя профсоюза спортсменов России, также был с нами в этой студии. Спасибо, всего доброго. До новых встреч. Берегите себя. До свидания.

Архим. Дорофей (Вечканов)

— Спасибо.

К. Бочарников

— Спасибо.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем