
Фото: Jessica Rockowitz / Unsplash
«Живёшь по Домострою», — так иногда говорят, желая упрекнуть собеседника в том, что его представления о жизни устарели. Действительно, книга «Домострой» — сборник правил, касающихся самых разных сфер жизни человека, увидел свет довольно давно — ещё в конце XV века. Между тем многие советы, которые содержит этот литературный и исторический памятник, не подвержены влиянию времени, и сегодня выглядят так же актуально, как и почти пятьсот лет назад.
Полное название сборника звучит так: «Книга, называемая „Домострой“, содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам и служанкам». По мнению ряда историков — Сергея Соловьёва, Ивана Некрасова, Александра Орлова — родиной «Домостроя» следует считать Великий Новгород. Именно там в конце XV-го столетия появились первые его редакции, которые, скорее всего, были основаны на ещё более ранних сводах разного рода поучений и правил — таких, например, как «Измарагд» и «Златоуст». До нас «Домострой» дошёл в том виде, в котором в середине XVI-го века его издал протопоп Сильвестр — духовник тогда ещё молодого царя Ивана IV. Некоторые учёные допускают и версию, что это вполне мог быть авторский труд священника.
Как бы ни было, «Домострой» стал первой книгой, написанной на практические темы понятным и доступным для широкого круга читателей языком. Неудивительно, что вскоре после выхода в свет книга у многих стала «настольной». Сборник регулировал духовно-нравственную и хозяйственно-экономическую жизнь, учил правилам этикета. Но самое пристальное внимание в «Домострое» уделялось семейным ценностям. Семья, по «Домострою», представляла собой единый организм: муж работал и обеспечивал пропитание. Жена вела хозяйство. Дети помогали родителям. Домострой четко обозначал роли в семье и взаимоотношения между её членами. Каждый знал свои обязанности и зону ответственности. Таким образом, сводились к минимуму разногласия и конфликты.
На мужа, как на главу семьи, «Домострой» накладывал ответственность перед Богом за жену и детей. Фундаментом семейной жизни должны были стать любовь и взаимоуважение. «Ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа — всегда жить в любови и согласии», — гласит 38-я глава сборника. Женщину «Домострой» называл «государыней дома», и делегировал ей домашние заботы — например, пополнение семейных запасов. Впрочем, хозяйственные решения рекомендовалось принимать совместно: «Утром, встав по колокольному звону, и после молитвы, мужу с женой советоваться о домашнем хозяйстве...» Детей родителям тоже надлежало воспитывать сообща. Матери — следить, чтобы чада были «всегда упокоены, сыты и одеты, и в тёплом дому». Отцу — учить сыновей ремеслу, растить помощников. Словом, «Домострой» предлагал рецепт вполне гармоничных и здоровых семейных отношений, который с веками, пожалуй, ничуть не утратил своей актуальности.
Исследователь Иван Забелин считал «Домострой» не только памятником неоценимого исторического значения, но и «цветом вечных нравственных и хозяйственных уставов быта русского человека» Помимо ценных наставлений, книга раскрывает перед читателями картину социального устройства средневековой Руси, её повседневную и духовную жизнь.
Все выпуски программы Открываем историю
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (28.05.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 41 зач., XVIII, 22-28.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Если вы когда-нибудь выращивали помидоры, наверняка знаете: кроме хорошей рассады и питательной почвы, без одной важной, регулярно совершаемой процедуры, богатого урожая не видать!
Что это за процедура — напрямую связанная с отрывком из 18-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах, — мы поговорим после того, как послушаем чтение.
Глава 18.
22 Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию.
23 И, проведя там несколько времени, вышел, и проходил по порядку страну Галатийскую и Фригию, утверждая всех учеников.
24 Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
25 Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново.
26 Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень.
27 А когда он вознамерился идти в Ахаию, то братия послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью,
28 ибо он сильно опровергал Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос.
Конечно, вы догадались: в начале программы я говорил про процедуру удаления пасынков и подвязку. Если оставить расти растение без этого — оно быстро заполнит своей зеленью всё доступное пространство, может, появится небольшое количество плодов — но при правильном культивировании результат был бы несоизмеримо больше!
Книга Деяний рассказывает нам, как апостол Павел «проходил по очереди» разные страны, где уже проповедовал ранее, и — внимание! — «утверждал» учеников. В греческом тексте — это глагол ἐπιστηρίζω, который двусоставен: ἐπι- приставка «на-, поверх-, дополнительно»; στηρίζω — «ставить стойку, подпирать, фиксировать; укреплять». В нашем случае — подвязывать распустившиеся плети, формировать плодоносящую кисть. Или — аналог для технократов — «подтягивать гайки».
Апостол поступает очень схоже с тем, как делает грамотный огородник: однажды посадив семена веры, он не бросает их на произвол судьбы в небрежении, но через определённый срок появляется снова, чтобы «подрезать» излишнее, ненужное, «подвязать» ослабевшее, «перенаправить» запутавшееся. И так поступает не только сам апостол Павел — но и другие христиане: в сегодняшнем отрывке речь идёт также про Аполлоса из Александрии, ревностного проповедника, который, однако, представлял собой «неокультуренную» поросль веры. Акилла и Прискилла «принимают его» и не укоряют за невежество, не отказывают в общении, но очень точно, досконально, во всех подробностях разъясняют ему всё то, что было ему неизвестно или непонятно.
В завершение хочется поделиться вот какой мыслью. Всё живое — в том числе и вера — не может находиться всегда в одном и том же навеки вечные зафиксированном состоянии. Да что там живое — и гайки-то время от времени расшатываются! Значит, не стоит драматизировать ситуацию, когда мы видим, что в чём-то вера подослабла, появился избыточный «люфт» — не пугаться надо, а понять, что именно сделать, чтобы поставить надлежащие «подпорки» — и рост веры продолжится дальше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книга Иова — текст о встрече с Богом». Священник Дмитрий Барицкий

У нас в студии был преподаватель Московской духовной академии священник Дмитрий Барицкий.
Разговор шел о ветхозаветной книге Иова: как в этом произведении рассказывается о переосмыслении жизни и изменение отношения к Богу человека через страдания и внутреннюю работу.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных книге Иова.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена особенностям текста книги Иова.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер