Притча о блудном сыне не для слабонервных. Разве не заманчиво промотать имение своё в дальней стороне с блудницами, а потом вернуться к своему отцу и быть принятым в радости и веселье? Умереть и ожить, пропасть и найтись. Испить до дна чашу мира сего, но вновь быть принятым в круг избранных. Как в кинофильме, спастись в последний момент. И знать, что твоей заслуги здесь нет ни на йоту. Счастливый билет, божественное вмешательство...
Но, видимо, не всё так просто.
Как-то само собой забывается великий голод в той стране и рожки свиней, которыми он рад был наполнить чрево своё, но никто ему не давал.
Земная радость порождает страдание. Прожжённые дни оборачиваются горечью. Тысяча и один день радости пролетают как одна ночь, а всего один день страданий растягивается порой до размеров дурной бесконечности. Сколько таких дней было у блудного сына, сколько времени он пас свиней до того момента как «пришёл в себя»? Никто не знает! Может быть, месяц, а, может, — тысячу лет...
Сладость греха проходит быстро, и как бы мимо — всегда такое чувство будто тебя обманули, ждал и искал не то, что получил. Но начавший пить, пьёт до дна. И уже не ради обещанных радостей и обманувших надежд.
Путь порождает упрямство. Сойти с него значит признать поражение, признать, что твоя жизнь в дальней стороне была ошибкой, пустотой, признать, что ты проиграл свою собственную жизнь. Обратиться и повернуть вспять нужны силы. Возвратиться назад в роли простого наёмника, это как вернуться с войны — удел единиц. Отсюда и радость отца.
Но и это ещё не всё. Прийти не значит вернуться. Вернуться не значит остаться. Что будет с блудным сыном на следующий после праздника день? Старший сын, говорится в притче, вернулся с поля. «Ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы повеселиться с друзьями моими», — говорит он.
С утра блудного сына разбудят рано. И он пойдёт со старшим братом в поле. Возращение только началось. И чем дольше он отсутствовал, тем дольше и тяжелее он будет возвращаться.
Автор: Евгений Сулес
Все выпуски программы Частное мнение
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.