«Сын или дочь полка» — это явление обычно принято связывать с Великой Отечественной войной. Действительно, именно в те годы особенно широко распространилась практика опеки над сиротами целыми воинскими подразделениями. Однако появилась она задолго до 1941 года — ещё в Российской Империи. Один из самых известных и ярких тому примеров — история Марии Кексгольмской.
12 января 1878 года Кексгольмский гренадерский полк российской Императорской армии шагал по земле Болгарии. Шла Русско-Турецкая война. Русские воины освобождали болгарские города и сёла от многовекового османского владычества. После нескольких победных сражений солдаты направлялись к турецкому городу Адрианополю. Шли через деревню Курчешма, почти полностью выгоревшую. Вдруг рядовой полка Михаил Саенко заметил у потухшего костра замерзающую маленькую девочку. Через переводчика удалось выяснить, что малышку зовут Айше, что мать её погибла, а отец пропал без вести. Посовещавшись, солдаты приняли решение взять девочку с собой и заботиться о ней. «Бог благословил нас дочкой!» — радостно говорили гренадеры. Так маленькая Айше стала «дочерью полка». Запись об этом событии была занесена в походный дневник.
Командование приняло решение отправить девочку подальше от театра военных действий. Айше отвезли в Варшаву, где в мирное время размещался Кексгольмский полк. В полковой церкви святых апостолов Петра и Павла Айше приняла крещение, в котором получила новое имя — Мария. Фамилию Маше дали Кексгольмская — в честь полка, который её спас и удочерил. В 1880-м году Мария поступила в Варшавский институт благородных девиц. За успехами девочки следили всем полком. Отметки об успеваемости вывешивались в офицерском собрании. Одноклассницы Маши вспоминали, что училась она усердно и прилежно, и никогда не участвовала в шалостях и проказах. «Вам всё равно, а за меня будет краснеть весь мой полк», — говорила она. Любимым предметом Марии стало рукоделие. В московском Государственном Историческом музее сегодня хранится подушка, которую она собственноручно украсила в подарок родному полку. На синем бархате золотом и серебром вышиты регалии полка. А в уголке, жёлтыми нитями, скромная подпись: «Маша Кексгольмская». После окончания института Мария вышла замуж за корнета Изюмского драгунского полка Александра Шлеммера. Полк дал девушке своё благословение и обеспечил богатым приданым. Как благородная дама, Мария теперь имела собственные визитные карточки, на которых значилось: «Мария Шлеммер, дочь лейб-гвардии Кексгольмского полка». Всю жизнь она носила брошь с полковым гербом, была попечительницей полкового храма. Когда началась Первая Мировая война, Мария Кексгольмская стала сестрой милосердия при лазарете, учреждённом 3-й гвардейской пехотной дивизией, куда входил и её родной полк. Самоотверженно ухаживая за ранеными, она заразилась туберкулёзом и скончалась от этой болезни 1920 году.
История «дочери Кексгольмского полка» была известна всей России — о ней в подробностях писала пресса. Не забыта Мария и сегодня. В городе Приозёрске Ленинградской области, который до 1948 года носил название Кексгольм, в 2001-м году была учреждена стипендия имени Марии Кексгольмской. Её вручают лучшей старшекласснице района за успехи в учёбе и волонтёрскую деятельность. И это значит, что живёт память о дочери полка. И о русских офицерах и солдатах, которые среди ужасов войны сумели сохранить в своих душах доброту и человечность, совершив подвиг милосердия.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM