«Сын или дочь полка» — это явление обычно принято связывать с Великой Отечественной войной. Действительно, именно в те годы особенно широко распространилась практика опеки над сиротами целыми воинскими подразделениями. Однако появилась она задолго до 1941 года — ещё в Российской Империи. Один из самых известных и ярких тому примеров — история Марии Кексгольмской.
12 января 1878 года Кексгольмский гренадерский полк российской Императорской армии шагал по земле Болгарии. Шла Русско-Турецкая война. Русские воины освобождали болгарские города и сёла от многовекового османского владычества. После нескольких победных сражений солдаты направлялись к турецкому городу Адрианополю. Шли через деревню Курчешма, почти полностью выгоревшую. Вдруг рядовой полка Михаил Саенко заметил у потухшего костра замерзающую маленькую девочку. Через переводчика удалось выяснить, что малышку зовут Айше, что мать её погибла, а отец пропал без вести. Посовещавшись, солдаты приняли решение взять девочку с собой и заботиться о ней. «Бог благословил нас дочкой!» — радостно говорили гренадеры. Так маленькая Айше стала «дочерью полка». Запись об этом событии была занесена в походный дневник.
Командование приняло решение отправить девочку подальше от театра военных действий. Айше отвезли в Варшаву, где в мирное время размещался Кексгольмский полк. В полковой церкви святых апостолов Петра и Павла Айше приняла крещение, в котором получила новое имя — Мария. Фамилию Маше дали Кексгольмская — в честь полка, который её спас и удочерил. В 1880-м году Мария поступила в Варшавский институт благородных девиц. За успехами девочки следили всем полком. Отметки об успеваемости вывешивались в офицерском собрании. Одноклассницы Маши вспоминали, что училась она усердно и прилежно, и никогда не участвовала в шалостях и проказах. «Вам всё равно, а за меня будет краснеть весь мой полк», — говорила она. Любимым предметом Марии стало рукоделие. В московском Государственном Историческом музее сегодня хранится подушка, которую она собственноручно украсила в подарок родному полку. На синем бархате золотом и серебром вышиты регалии полка. А в уголке, жёлтыми нитями, скромная подпись: «Маша Кексгольмская». После окончания института Мария вышла замуж за корнета Изюмского драгунского полка Александра Шлеммера. Полк дал девушке своё благословение и обеспечил богатым приданым. Как благородная дама, Мария теперь имела собственные визитные карточки, на которых значилось: «Мария Шлеммер, дочь лейб-гвардии Кексгольмского полка». Всю жизнь она носила брошь с полковым гербом, была попечительницей полкового храма. Когда началась Первая Мировая война, Мария Кексгольмская стала сестрой милосердия при лазарете, учреждённом 3-й гвардейской пехотной дивизией, куда входил и её родной полк. Самоотверженно ухаживая за ранеными, она заразилась туберкулёзом и скончалась от этой болезни 1920 году.
История «дочери Кексгольмского полка» была известна всей России — о ней в подробностях писала пресса. Не забыта Мария и сегодня. В городе Приозёрске Ленинградской области, который до 1948 года носил название Кексгольм, в 2001-м году была учреждена стипендия имени Марии Кексгольмской. Её вручают лучшей старшекласснице района за успехи в учёбе и волонтёрскую деятельность. И это значит, что живёт память о дочери полка. И о русских офицерах и солдатах, которые среди ужасов войны сумели сохранить в своих душах доброту и человечность, совершив подвиг милосердия.
Все выпуски программы Открываем историю
4 октября. О любви апостола к своим ученикам
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы».
О любви апостола к своим ученикам, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
4 октября. О личности святителя Димитрия Ростовского
Сегодня 4 октября. Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского, жившего в XVI веке.
О его личности, — священник Захарий Савельев.
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 210 зач., IV, 8-21.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Человек может не только развиваться, но и деградировать. Причём деградация может быть как интеллектуальной, так и нравственной, может она быть и духовной. Именно с духовным упадком галатийских христиан боролся апостол Павел в своём к ним послании. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 4-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок и обратим внимание на причины духовного оскудения адресатов Послания к галатам.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Из павловых посланий мы знаем, что у него была какая-то хроническая болезнь, о существе которой выдвигаются самые разные предположения. Нет особого смысла рассуждать о диагнозе апостола, нам важно лишь помнить об очевидном факте: любая болезнь затрудняет жизнь и делает труд человека менее эффективным. В только что прозвучавшем отрывке апостольского послания к галатам Павел снова упомянул свою болезнь, и написал, что он проповедовал в Галатии в первый раз в состоянии «немощи плоти». Однако эта немощь отнюдь не помешала людям услышать и должным образом воспринять апостольскую проповедь, и Павел хвалит христиан Галатии за такую отзывчивость.
В самом деле: больной проповедник редко бывает хорош, и трудно рассчитывать на успех его миссии там, где с ним ещё не знакомы. Немного тех людей, которые готовы обращать внимание не на внешнее, а на суть, и потому христиане Галатии действительно заслуживают похвалы. Эти люди обрели благодать Духа Святого благодаря проповеди больного на тот момент апостола, это стало выражением их веры, очевидным доказательством того, что только вера может привести человека ко спасению.
Увы, но в какой-то момент адресаты апостола Павла обо всем этом забыли. Пришедшие из Иерусалима проповедники внушили им, что одной веры недостаточно, что необходимы дела, но не дела любви, а дела исполнения ветхозаветного закона, поверив этим проповедникам, христиане Галатии начали свой путь духовной деградации, они начали отказываться от жизни по духу ради жизни по плоти, полагая, что такая жизнь может иметь хоть какой-то высший смысл.
Здесь мы видим, что далеко не всякая проповедь бывает полезной и спасительной. Далеко не все те, кто говорит убедительно, заслуживают доверия, а если верить каждому красноречивому оратору, то можно вместо духовного восхождения начать противоположный путь.
Как же быть? Как не ошибиться? Ответ очень прост, и его нам дал апостол Павел в 1-й главе Послания к галатам: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Апостольское учение — вот тот единственно верный духовный камертон, Церковь Христова в полной мере восприняла это учение, а потому лишь пребывание в единстве с Церковью способно помочь человеку избежать тех искушений, которым подверглись адресаты Послания апостола Павла к галатам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов