
Дмитрий Александрович Соколов, один из первых русских врачей-педиатров, говорил, что его жизнь — это постоянная борьба. Он даже книгу своих воспоминаний назвал «25 лет борьбы». Доктор Соколов боролся за детские жизни. До последнего своего дня он трудился во имя того, чтобы дети не умирали от болезней, росли здоровыми и счастливыми.
К концу 19 века в России смертность населения приняла катастрофические масштабы. Врачи били тревогу: средняя продолжительность жизни подданных Российской империи в 1885 году снизилась до... 10 лет! Это означало, что умирают, прежде всего, дети. По официальной статистике, малыши до пяти лет составляли более половины всех умерших в России! Об этом, конечно, прекрасно знал доктор Дмитрий Соколов. На фоне столь неутешительной статистики он публично заявил, что намерен выступить защитником детей.
Дмитрий Александрович, коренной петербуржец, окончил Военно-медицинскую академию, несколько лет работал бок о бок такими светилами науки, как Сергей Боткин и Иван Павлов. В 1900 году он возглавил кафедру детских болезней при Женском медицинском институте. Точнее, доктор Соколов создал эту кафедру буквально с нуля. Образовательный процесс он поставил таким образом, что выпускницы сразу же после института могли без дополнительной практики заниматься педиатрией. Параллельно с лекциями велись практические занятия. Студентки сопровождали врачей во время обходов больных, оставались на суточные дежурства, вели истории болезни, по которым впоследствии защищали дипломы. Интересная статистика: до 1917 года подавляющее число женщин-врачей, окончивших Женский медицинский институт, становилось именно педиатрами. Соколов требовал от своих студентов твёрдо усвоить главный принцип работы детского врача: здоровье детей — превыше всего.
Упорно ему следуя, Соколов сумел добиться разрешения на строительство при институте Педиатрической клиники. К реализации своей идеи доктор относился настолько трепетно и серьёзно, что лично спроектировал два корпуса клиники. Разумеется, для строительства нужны были деньги. Власти Петербурга выделили некоторые средства, но их не хватало. Тогда Соколов обратился за поддержкой к неравнодушным людям. И помощь пришла. С финансами доктору помогла Софья Васильевна Оржевская, дочь директора департамента столичной полиции. В 1904-м было завершено строительство первого корпуса детской больницы. Второй корпус Педиатрической клиники появился в 1909-м году. В нём Дмитрий Александрович реализовал собственный новаторский подход к размещению пациентов — создал систему боксов. Она позволяла максимально изолировать больных детей друг от друга. И таким образом избежать вспышек заражения инфекциями. Такой принцип зарекомендовал себя с наилучшей стороны. «Боксы Соколова» по сей день широко используются в лечебных учреждениях. Благодаря трудам Дмитрия Соколова в Петербурге появилась ещё одна клиника для маленьких пациентов — Городская детская больница, построенная в память священного коронования Их Императорских Величеств Николая Александровича и Александры Фёдоровны. Огромная, на 650 коек, она состояла из девяти отдельно стоящих корпусов. Возглавил больницу доктор Соколов. Подчинённые впоследствии вспоминали, каким внимательным руководителем он был: каждую неделю собирал весь персонал до дворников и нянь включительно, выслушивал их заявления о своих нуждах. Соколов был одним из учредителей известного благотворительного общества «Капля молока», которое помогало неимущим семьям с маленькими детьми. Издавал первый в России журнал для детских врачей — «Педиатрия».
Дмитрий Александрович Соколов всю жизнь лечил детей, а вот к собственному здоровью, увы, не был столь внимателен. Давняя обострившаяся болезнь унесла доктора в возрасте 54-х лет. По сути, совсем ещё молодым. Однако то, что он успел сделать за эти годы, стало огромной и важной вехой в развитии отечественной педиатрии.
При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива - 2023»
Все выпуски программы Жизнь как служение
2 августа. О том, почему в духовной жизни нельзя занимать нейтральную позицию

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Кто не со Мною, тот против Меня».
О том, почему в духовной жизни нельзя занимать нейтральную позицию — епископ Черняховский и Славский Николай.
Духовная жизнь — это постоянный выбор, непрестанная, напряжённая борьба. Чтобы не сравнивать с военными действиями, давайте сравним это с перетягиванием каната. Ну, мы знаем, что две команды берут канат, и каждый пытается перетянуть на свою сторону. На чьей стороне окажется канат, тот победил.
И представьте себе, если члены команды будут проявлять нейтральность. Ну, просто не тянуть изо всех сил — что произойдет? Их просто перетянут на сторону противника, и они ещё и упадут.
Так же и в духовной жизни: если не делаешь выбор за Христа, значит, ты на стороне противника, а противник наш — дьявол.
Эти слова Евангелия имеют еще одно следствие. Я слышал такое мнение, что, ну, вот пока я не пришёл к Церкви, пока я не поверил в Бога, я подожду до старости, когда придёт время, тогда я сделаю свой выбор.
Получается, человек себя обманывает. Он собирается всю жизнь быть против Христа. Одно дело, что он может не успеть, а другое дело, что он всю жизнь, получается, не был на стороне света и вдруг в конце жизни собрался перейти туда. Так не бывает.
Борьба за правду, борьба за место со Христом происходит всю жизнь, каждый момент времени и с напряжением всех сил. Только так можно быть с Богом.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 августа. О законе и любви

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Любовь есть исполнение закона».
О законе и любви — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь — это в первую очередь усилие воли. Я хочу любить. Дальше это усилие воли хорошо, когда оно поддерживается, например, добрыми чувствами, хотя бы симпатией, если мы говорим о любви человека к человеку.
Неважно, какая это любовь — брачная или это любовь между коллегами по работе, в храме или ещё какая-то. Есть многообразные проявления любви в отношениях между людьми. Хорошо, когда там есть хотя бы симпатия.
И дальше наше усилие воли — я хочу любить этого человека. Мы, например, не выбираем наших детей, но наша родительская воля, именно воля, не просто родительский инстинкт или родительские чувства, а именно родительская воля побуждает нас любить наших детей такими, какие они есть.
Хотя мы, бывает, стараемся и воспитывать их, и гневаемся, и раздражаемся иногда общим. Но направленность воли позволяет этой любви родительской цвести.
Точно так же происходит и в браке, потому что первоначальные чувства могут ослабнуть. Больше того, это иногда вредные и странные чувства, которые вовсе не являются христианскими.
«Жена, которую Ты, Господи, дал мне, — мы знаем эти слова Адама, — дай мне полюбить её настоящей христианской любовью». «Муж, которого Ты, Господи, дал мне, — дай мне полюбить его. Я приложу все усилия, — и Господь отвечает на эту молитву. — Поэтому дай мне, Господи, исполнить закон, потому что Ты сказал, что в этом и есть любовь».
И, конечно, мы начинаем любить, в том числе, и закон, и он начинает сам жить в нашем сердце.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 августа. О страданиях пророков

Сегодня 2 августа. В День памяти Пророка Илии, жившего в IX (девятом) веке до Р. Х. за богослужением читается отрывок из 5-й главы Послания апостола Иакова, где есть слова: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним».
О страданиях пророков — игумен Лука (Степанов).
Большинство пророков были в своём служении вовсе не прославляемы, не почитаемы, а гонимы и предаваемы смерти лютой. И это плата за истину, которую они возвещали.
Как говорит апостол, не по своему вдохновению говорили они, но от Духа Божьего воодушевлённые. И их слово не есть их слово, это только соавторство. Их собственная историческая реальность, культурная, разные были степени образованности, сказывалось некоторым образом на форме, но содержание пророчеств — это откровение Бога о самом себе, это то, из чего мы узнаём о Боге.
Поэтому они, по ревности собственного сердца (особенно о пророке Илье это говорится, ревнителем его называют, как и сам он о себе говорит: «Возревновал я о Боге Израилевом, о верности ему народа, от него отпадающего»), придавались бесконечным гонениям.
Но при этом это слово звучало, из поколения в поколение Господь воздвигал пророка на смену ушедшему пророку.
И таким образом завершается эта золотая пророческая цепь Иоанном Крестителем, который именуется уже Предтечей, который уже непосредственно указывает своей десницей на Агнца Божьего, берущего на себя грехи мира.
Все выпуски программы Актуальная тема