Апрельским утром тысяча девятьсот тринадцатого года гласные — то есть, депутаты, — Нижегородской Думы рассаживались по местам в зале заседаний. На лицах у большинства из них было написано явное любопытство: ещё бы, ведь сегодня со своим приветственным словом и посланием к ним обратится новый городской голова! Конечно, его, крупного волжского судовладельца большинство гласных прекрасно знали. Дмитрий Васильевич Сироткин был одним из самых уважаемых людей города. Но каким он проявит себя в качестве градоначальника — этот вопрос задавал себе, пожалуй, каждый присутствующий.
Но вот Дмитрий Васильевич, заметно взволнованный, вышел к кафедре. Одёрнул непривычный пока официальный мундир, покашлял. И вдруг выпалил такое, чего от него уж точно никто не ожидал услышать.
— Я желаю служить городу всем моим сердцем и разумом и надеюсь на вашу дружную поддержку, — обратился Сироткин к Думе. — Однако прошу освободить меня от жалованья за мою службу с тем, чтобы причитающиеся мне суммы шли на городские нужды.
Зал, не сговариваясь, дружно встал. Загремели аплодисменты. Голова отказался от жалования в пользу города — такое в истории Нижнего было впервые! Однако Сироткин предусмотрительно пресёк все попытки сделать из его заявления сенсацию. Он вовсе не собирался таким способом создавать себе позитивный имидж. Просто считал, что так будет справедливо. Во-первых, жить ему есть на что: львиная доля судостроительного и судовладельческого бизнеса на Волге принадлежала Дмитрию Васильевичу. А во-вторых, он отлично помнил, откуда начал свой путь к креслу градоначальника...
...Жара, мухи, тесный трюм маленького судёнышка, где в импровизированном камбузе жарко топится печь — эти воспоминания часто приходили к Сироткину. Двенадцатилетним мальчишкой он служил поварёнком на пароходе. Работа была тяжёлой, а жалованья ему не полагалось — только еда. Невероятными усилиями Дмитрий Васильевич всё же сумел выбиться в люди, но никогда не забывал, как трудно даётся бедняку его кусок хлеба. Евангельскую заповедь о любви к ближнему он, глубоко верующий человек, чтил всем сердцем и старался претворять в жизнь.
Ещё не будучи головой, Сироткин много внимания уделял родному городу, в особенности тем его жителям, которые не обладали большим достатком. Именно Дмитрий Васильевич организовал на Нижнем базаре бесплатные литературно-музыкальные вечера для рабочих, городских бедняков, крестьян. В качестве выступающих Сироткин приглашал известных чтецов и музыкантов и платил им гонорары из собственных средств. Эти вечера пользовались огромной популярностью и, безусловно, были большим событием в жизни людей, иначе вряд ли бы услышавших живое исполнение сонат Чайковского или стихов Пушкина.
В городе Семёнове Нижегородской губернии Дмитрий Васильевич финансировал открытие школы художественной обработки дерева. Выделив на это крупную сумму, Сироткин строго-настрого наказал директору школы в любой нужде сразу же обращаться прямо к нему и брать денег столько, сколько необходимо. «Иначе — обижусь!» — со всей серьёзностью заявил он.
На средства Сироткина была открыта и содержалась богадельня на Жуковской улице Нижнего Новгорода. А на улице Телячьей в тысяча девятьсот седьмом году Дмитрий Васильевич построил небольшой храм, который до наших дней, увы, не сохранился.
А жалованье городского головы, которое Сироткин пустил в дело развития города, очень скоро пригодилось. На устройство в Нижнем водоотводной системы, пуск трамвая и открытие хлебозавода шли, в том числе, и те самые, добровольно им пожертвованные, деньги. Об этом не забывают и современные нижегородцы — в две тысячи двенадцатом году на Верхневолжской набережной Нижнего Новгорода был установлен памятник Дмитрию Васильевичу Сироткину.
Все выпуски программы Имена милосердия
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











