«Для чего Господь сотворил человека?» Иеромонах Никандр (Пилишин) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Для чего Господь сотворил человека?» Иеромонах Никандр (Пилишин)

* Поделиться

о. Никандр Пилишин

У нас в гостях был настоятель храма Троицы Живоначальной в Хорошёве иеромонах Никандр (Пилишин).

Мы размышляли с нашим гостем о том, для чего Господь сотворил человека и окружающий мир и чего Бог ждет от нас.

Ведущий: Александр Ананьев


А.Ананьев:

- Человек для Бога, или Бог для человека?

Казалось бы, простой вопрос. И ответ на него – очевидный. Ну, конечно же – так, а не иначе. А потом начнёшь думать, а как оно на самом деле?

Ну, вот, как говорит один хороший знакомый – тоже, кстати, священник: «Ну, вот, по чесноку… давайте, посмотрим, заглянем к себе в душу, и спросим: а кого ты ставишь в центр своего мира? Бога? Ой, ли? А для кого Бог всё делает? Для меня. А кому Бог всё приносит? Тебе. А для кого Бог всё создал? Для тебя. А кого Он оберегает? Тебя. Так, кто ж в центре твоего мира? Ты. А это правильно?..»

А, вот, об этом мы сегодня и поговорим.

Разрешите представить вам человека, который у меня стоит в одном синонимичном ряду со словами «праздник», «радость», «счастье»… «утренний кофе»… всё – то, что доставляет радость, действительно – настоятель храма Троицы Живоначальной в Хорошёве иеромонах Никандр Пилишин.

Отец Никандр, здравствуйте!

О.Никандр:

- Добрый день!

А.Ананьев:

- Вы – специалист по любви. Об этом говорят британские учёные.

О.Никандр:

- Серьёзно? Ха-ха-ха! Я не знал!

А.Ананьев:

- Скажите, пожалуйста… что такое любовь?

О.Никандр:

- Ой… так, мы же про Бога сегодня собрались поговорить?

А.Ананьев:

- А это, разве, не одно и то же?

О.Никандр:

- Это, вот… как бы… такие характеристики… вообще, на самом деле, говорить легко можно о сложном. То, что состоит из некоторых частей – это очень легко описать. А, вот, дать определение…

А.Ананьев:

- Хорошо. Я дам Вам своё определение, а мы его попробуем препарировать, как биологи лягушку…

Любить – значит, отдавать, ничего не требуя взамен.

О.Никандр:

- Я думаю, что это – один из вариантов любви. Вообще, любовь – это же такая многограничная история, где много граней, много сторон, много уровней погружения, и далеко не значит, что все люди должны погрузиться на какой-то конкретный уровень – у каждого свой уровень понимания, и это прекрасно!

Любовь открывается в каждом по-своему. Я думаю, что если мы зададим вопрос, что такое любовь – то, наверное, люди затруднятся дать ответ. Но если мы спросим, знает ли человек, что такое любовь, то он точно скажет, что знает.

Это же многое… любовь – это забота мамы… любовь – это, когда тебя пропускают на дороге… любовь – это, когда тебя не перебивают… любовь – это, когда тебя защищают… ну, я не знаю… тут можно три дня сидеть…

А.Ананьев:

- Давайте сужать, давайте, сужать…

Один замечательный священник поделился с нами с женой своим определением любви, и оно прямо в душу запало – уж больно оно точное. Любовь – это равнобедренный треугольник, в каждом углу которого – жертвенность, радость и благодарность. И они должны быть, действительно, равно-бедренные. Радости, благодарности и жертвенности должно быть одинаково – тогда треугольник будет стоять…

О.Никандр:

- Ну, вот, не согласен я…

А.Ананьев:

- Почему?

О.Никандр:

- Потому, что я всегда стараюсь уходить от категорических каких-либо заявлений. Если бы мы с Вами оказались сейчас в Парижском музее, где хранятся эталоны – метра, килограмма… то, наверное, там можно было бы поставить, вот, этот «эталон любви», в виде равностороннего треугольника, но… в жизни… а, если, например… ну, не получается достигнуть его? Неужели это – не любовь?

Любовь – она, просто, разная. Вот… один из видов любви – это, вот, в точности, то, что Вы сказали. Но не всегда, для всех людей, любовь – это, в точности, так, именно, как Вы описали. Может быть всё очень по-разному.

А.Ананьев:

- Давайте, ещё сожмём вопрос: любовь Бога – как бы Вы её определили?

О.Никандр:

- Любовь Бога?

А.Ананьев:

- Любовь Бога к человеку… ко мне. Вот, да – любовь Бога ко мне.

О.Никандр:

- К Вам, или ко мне?

А.Ананьев:

- Хорошо… давайте, к Вам. Вам так будет проще.

О.Никандр:

- Ну, для меня… вот… на сегодняшний конкретный день, когда я к вам пришёл на передачу, любовь Бога ко мне – это то, что Господь меня терпит. Это – самая великая любовь.

Вот, я сегодня утром проснулся, и… подошёл к иконе, и говорю: «Господи, я Тебя благодарю за то, что Ты, всё-таки, вытерпел меня, и дал мне сегодня ещё один шанс для того, чтобы познать и исполнить ту задумку, ради чего Ты меня послал на эту землю…»

А.Ананьев:

- А Вы не допускаете, что Вы необъективны в этом?

О.Никандр:

- Допускаю, конечно. Я, вообще, всё допускаю! И это нормально.

А.Ананьев:

- Ну… что значит… Вы же – замечательный человек, священник, который всю жизнь посвятил служению Богу. Почему ж Вы так к себе… что Господь Вас терпит?

О.Никандр:

- Ну, потому, что я, зачастую промахиваюсь в любви. То есть, Господь же меня послал сюда, чтобы я научился стать… метким стрелком. То есть, чтобы я умел, в точности, совершая разные действия, мысля, совершая свою жизнь, я должен всякий раз, каждую секунду попадать в эту «десяточку» – для того, чтобы любить. Любить человека, любить мир, любить себя, любить Бога, любить обстоятельства жизни, которые происходят… но я-то – промахиваюсь! Иногда, осознанно промахиваюсь, иногда, неосознанно… и, вот… осознание того, что я не могу сделать то, чего от меня хочет Бог, меня, конечно, заставляет… ну… грустить.

А.Ананьев:

- Неспроста я спросил Вас, что такое любовь. Подчеркнув, что, по моему мнению, и оно может быть ошибочным… или, по крайней мере, одной из граней, вот, этого алмаза, под названием «любовь» – это отдавать, ничего не требуя взамен.

О.Никандр:

- Ну, почему же? А если я буду требовать, значит, я не люблю?

А.Ананьев:

- Да. Значит, Вы – эгоист, и у Вас начинаются товарно-денежные отношения: я – тебе, а ты – мне. А это уже, как мне кажется, с Евангельской точки зрения – вовсе не любовь.

О.Никандр:

- Вы знаете… в Евангелии есть такие удивительные слова… это называется «универсальный закон христианства»: поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. И, вот, когда мы слышим эти слова, то, конечно, накладывая эти слова на испорченную грехом природу человека, мы подразумеваем, что человек, поступая с другими… он – ждёт… он не требует, но, по крайней мере, ждёт, что с ним поступят так же. И, поэтому, я считаю, что в этом есть некий… ну, некий эгоизм, но он здоровый. Есть у всего грани – есть эгоизм нездоровый, а есть – здоровый. В зависимости от того, что такое – эгоизм.

А.Ананьев:

- Эгоизм – это я...

О.Никандр:

- Ну, это ведь тоже прекрасно!

А.Ананьев:

- Нет!

О.Никандр:

- Да!

А.Ананьев:

- Когда речь идёт о Боге…

О.Никандр:

- Всякое творение Господа – это прекрасно! Если Господь сотворил Вас, то Он уже, сразу же, сказал, что Вы – прекрасны! А то, что мы делаем сами с собою, в процессе жизни… то… конечно, мы можем себя обезобразить. То есть, лишить этой прекрасности.

А.Ананьев:

- Скажите… вопрос, наверное, личный… может быть, бестактный. Но, разве, выбор монашеского пути служения – это не отказ от того, что называется «я», «эго»…

О.Никандр:

- Да, нет, конечно…

А.Ананьев:

- … и посвящение всего себя служению Богу? Ну, то есть… у меня нет ничего, я ничем не обладаю, моя жизнь – не моя жизнь, она отныне принадлежит Богу. И… это нормально… по крайней мере, я себе ситуацию так вижу.

О.Никандр:

- Нет. Я думаю, что… Опять же, если мы скатимся в какой-то идеализированный мир, где живут искусственные рафинированные люди, то, наверное, может быть, так и есть. И сама идея – она высока – монашества – это то, о чём Вы говорите тогда. Это – отказ, по-настоящему, от самого себя. Но, ведь, это же – процесс. Это же не совершившийся факт.

Вот, я принял монашество – значит, я, в этот же день – всё, полностью отказался от себя! Нет, это тот процесс, которым я иду всю жизнь, и иду не один – с Богом…

А.Ананьев:

- То есть, такая цель, всё равно, есть…

О.Никандр:

- А, потому, что… только освобождаясь от самого себя, я получаю свободу. И Бог мне помогает в этом.

То есть, я… иногда, даже когда я не хочу это делать – Бог делает за меня это.

А.Ананьев:

- Ага…

Значит, как должен был состояться наш разговор?.. Вы настолько глубоко копаете, что… я не могу ухватить Вас за хвост, и потащить в ту сторону, в которую надо мне…

О.Никандр:

- Давайте…

А.Ананьев:

- Я сейчас сразу расскажу, как было мне надо, а потом мы продолжим…

О.Никандр:

- Хорошо.

А.Ананьев:

- Я спросил Вас: если любить значит отдавать, ничего не требуя взамен…

О.Никандр:

- Отчасти, так…

А.Ананьев:

- … а Бог нас любит…

О.Никандр:

- Да.

А.Ананьев:

- … почему Он требует от нас взамен – того-то, того-то и того-то?

О.Никандр:

- Ну… потому, что… я Вам сказал, что требовать – это нормально.

Вот, когда Господь даёт нам заповеди… да?

А.Ананьев:

- Конечно! То есть, Он ждёт, от меня лично, чтобы я был – такой… чтобы я делал – вот, это… Причём, Христос – Он же прямо говорит: пойди и накорми… пойди и посети…

О.Никандр:

- Он говорит: возлюби ближнего своего прямо…

А.Ананьев:

- … возлюби – да…

О.Никандр:

- Он же не говорит: попробуй возлюбить…

А.Ананьев:

- Будут бить – подставь…

О.Никандр:

- Да…

А.Ананьев:

- Ну, то есть… Он… Он, прямо, ждёт от меня – что я вот это всё буду делать!

О.Никандр:

- Конечно.

А.Ананьев:

- Получается… что… это такая любовь, когда Он тебя любит, но ждёт что-то взамен…

О.Никандр:

- Нет…

А.Ананьев:

- … а если не получит в замен, Он не будет любить…

О.Никандр:

- Нет, это кривотолки… Господь же, просто…

Смотрите… Господь – Он же сотворил мир, и сотворил нас, и Он… условно говоря, «прошил» нам заводские прошивки. То есть, Он знает, как нам надо прожить так, чтобы Его задумка исполнилась.

Поэтому, Он нам говорит: «Вы должны состояться как Моё творение, и, для этого, вам нужно сделать так, так и так…» – и, в этом случае, всё сложится в ту гармонию, которую задумал Господь изначально.

И это – правило жизни, правило игры, понимаете?

А.Ананьев:

- Простой вопрос: а в чём задумка?

О.Никандр:

- Задумка в том, чтобы мы стали людьми.

А.Ананьев:

- Мы – люди…

О.Никандр:

- Нет. Мы люди только тогда, когда мы соответствуем заповедям Божиим. А если мы не соответствуем, то это – некое искажение образа человека.

А.Ананьев:

- А-а… ну-у, это… непросто. Это правда.

О.Никандр:

- Ну, вот, например… если мы возьмём икону, которую мы, зачастую, находим после тяжёлых советских времён, которая, допустим… изуродована… она же икона? Икона. Но не в полной мере. То есть, она уже испорченная…

А.Ананьев:

- Ой… ой… я, буквально, вчера, дорогой отец Никандр… кстати, советую – музей современной фотографии на Саввинской набережной… у меня, просто, друг там… вот… пригласил – он там работает. И они выставили икону из-подо Ржева. Из… не помню, как деревня называется… они рассказывали о ней, кстати, в эфире радио «Вера».

Там какая история была… Эта икона находилась в церкви, куда фашисты, захватившие эту деревню, согнали всех оставшихся в живых жителей – порядка двухсот человек. И заминировали вход. Сделали они это не по каким-то там живодёрским причинам, а дело в том, что основные силы должны были отойти, а часть, совсем небольшая, фашистов должна была остаться в деревне и создавать видимость того, что в деревне остались ещё крупные силы.

О.Никандр:

- Ну, задумка такая была…

А.Ананьев:

- Задумка такая, да. И эти жители находились там несколько дней – без воды, без еды, в тёмном храме, один на один с этой иконой.

Сколько молитв услышала эта икона – трудно себе представить. Слава Богу, что все остались живы. Подошедшие регулярные российские советские войска – они освободили эту деревню, разминировали её, жители вышли.

Икона даже сохранилась, хотя и была в плачевном состоянии. И она сейчас находится, вот, как раз, в музее русской фотографии… Даже, вот… «выставка»… это слово не подбирается… там такое… знаете… как алтарчик такой маленький… ну… просто… это очень важно…

И – эта икона «испорчена», выражаясь нашим языком. А в углу – след от осколка. И реставраторы её тщательно отреставрировали всю – там же она где-то подмочена… где-то облупилась… а, вот, этот, вот, драный след от осколка – оставили.

О.Никандр:

- Как шрам.

А.Ананьев:

- Как шрам. И, от этого, она ещё более живая – вообще, ни разу, не испорченная! Она говорит с тобой, эта икона, вот, этим, вот, шрамом.

Не знаю, зачем я это рассказываю… это не имеет отношения к нашей программе, но… история настолько пронзительная, что она меня зацепила.

О.Никандр:

- Ну… вот, это, как раз таки, и говорит о том, что мир неидеален, как Вы пытаетесь, всё время, нарисовать его. Вы, всё время, пытаетесь мне сказать о том, что – вот, это определение – такое… это правило – такое… и, вот, по всем правилам – эта икона испорченная…

А.Ананьев:

- А мне можно – я неофит…

О.Никандр:

- Но Вы сами почувствовали, что она стала более живой от этого…

А.Ананьев:

- Конечно…

О.Никандр:

- Вот, так и человек.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Ананьев:

- «Вопросы неофита» на радио «Вера». Замечательный разговор с настоятелем храма Троицы Живоначальной в Хорошёве иеромонахом Никандром Пилишиным.

Готовясь к нашей программе, я понял, что в нашей жизни нам очень не хватает истинного понимания сущности Бога, благодаря которому и должна строиться вся система истинных ценностей – и ваших, и моих, и даже – отца Никандра.

Мы, невольно, придерживаемся философии, искажённо показывающей Бога, который, якобы, только и озабочен тем, чтобы во всём благословлять человека, во всём помогать человеку, во всём оберегать человека… и, в мышлении многих верующих, в центре Божьего мироздания находится… ну, не просто человек, а… я. Такой, Божий мир, в центре, такая, макушка – пуп земли, а там – я. Весь в белом.

Вот. В мышлении многих верующих, в центре Божьего мироздания находится человек. Они верят, что Бог всё создал для человека, и всё делает для человека.

Я написал «они», готовясь к программе, имея в виду – «я». Меня, в первую очередь.

Не то, чтобы я… так… вот… вставал на табуретку и декларировал: «Бог создал всё для меня! Всё моё! Все – идите…» – нет, но, если вдуматься… вот, так, вот… «по чесноку»… где-то глубоко внутри, я, всё равно, эгоцентрист.

О.Никандр?

- Ну, и что?

А.Ананьев:

- Видимо, это – следствие… грехопадения, да? Наверное. Потому, что, если бы не было грехопадения, мы бы не были эгоистами. Мы бы всё отдавали. Мы бы умели любить. Мы бы слышали и видели Бога.

О.Никандр:

- На самом деле, эгоизм не предполагает ненависти к другим людям, или… это, опять же, какое-то некое искажённое восприятие эгоизма.

Эгоизм – это когда, действительно, жизнь посвящена… но это же – твоя жизнь… мы же проживаем свою жизнь. Мы приходим в мир одни, мы уходим из мира – одни. И, по большому счёту, человек – большая одиночка, даже хотя у него есть любимая супруга, любимая собака, любимая работа – все люди одиноки. Потому, что, если посмотреть глубоко в своё сердце, ты поймёшь, что… ты, по большому счёту, предстоишь один перед Богом. И… это тоже эгоизм! И он – нормальный, он – здоровый эгоизм, он не предполагает уничижения другого человека. Или – унижения, или – ограничения другого человека.

Безусловно, пока мы по-настоящему не задумаемся о самом себе, заботиться о другом человеке очень сложно. Потому, что только переживая собственную боль, ты можешь почувствовать боль другого человека. Переживая нищету свою, ты сможешь понять, как это тяжело – быть нищим – другому человеку. Поэтому, ты сам – это ключ к пониманию другого человека. И это – тоже эгоизм, и он – нормальный эгоизм, в этом нет ничего такого зазорного.

А даже если у нас ненормальный эгоизм, Бог же видит это. Понимаете, Бог – Он же всемогущий, Он может поправить всё, что угодно. Если это нужно.

А.Ананьев:

- Не укладывается в голове…

О.Никандр:

- Почему?

А.Ананьев:

- … то, что эгоизм – это нормально.

О.Никандр:

- Потому, что Вас так воспитали. Вы выросли в культурной парадигме, где эгоизм – это плохо.

А.Ананьев:

- Ну, конечно. Я, буквально, вчера посмотрел замечательный разговор – опять же, моей жены, Аллы Митрофановой, с хирургом. Замечательный хирург, уже немолодая женщина, врач, которая работает, по-моему, в НИИ Склифософского, несколько десятков лет.

Она всю жизнь посвятила не семье, не сыну… она всю жизнь посвятила тому, что спасает людей. Я смотрел на её руки, и я понимал, что… Господи, ну, вот – перед нами пример… если не святого человека, то человека, который находится на пути к святости по одной простой причине – для неё нет её самой. Она относится к больным, как к самой себе. Она лечит их так, как лечила бы себя. И, в буквальном смысле… я просто почувствовал это… я внимательно смотрел эту программу – мне надо было по работе… я смотрел на её руки, и я понимал, что эта женщина – она просто, буквально, острым скальпелем вырезает у себя кусочек души, и вшивает его… там… в каждого… в каждого больного.

О.Никандр:

- Смотрите… здесь история – очень… такая… однобокая. Объясню, почему.

Для того, чтобы человек стал таким, каким Вы его сейчас описали, он должен был – стать таким. Он должен был получить образование. Он должен был получить опыт. Он должен, в течение всей своей жизни, заботиться о своём здоровье, и здоровье своих рук, чтобы делать операции правильно.

То есть, заботу о другом человеке невозможно проявить, не позаботясь о самом себе. Если бы этот хирург, эта женщина замечательная, не заботилась о себе, в течение своей жизни, она бы и не смогла исполнить этот долг в заботе о других людях.

Поэтому, когда на человека завязана жизнь других людей, то его ответственность за самого себя становится во много раз выше. Он уже не может беззаботно, «просто так» думать о своей жизни – потому, что он понимает, что цена его жизни – это цена жизни большого количества других людей.

Поэтому, он становится, в хорошем смысле, эгоистом – потому, что он заботится о себе ради того, чтобы спасти большое количество других людей.

А.Ананьев:

- Обеспечивает себя… не «заботится»…

О.Никандр:

- Ну, да… обеспечивает себя, да… Но обеспечивать себя – тоже, для современного человека, это…

А.Ананьев:

- «Надень кислородную маску сначала на себя, а потом на ребёнка…

О.Никандр:

- Во-от…

А.Ананьев:

- … иначе, ребёнка не спасти»…

О.Никандр:

- Это же – тоже эгоизм… можно воспринять, как эгоизм. Почему ты надеваешь маску на себя, а не на ребёнка?

А.Ананьев:

- Принимается… принимается… Но, тогда, вопрос: зачем Господь создал человека?

О.Никандр:

- Ну, это вопрос – к Господу…

А.Ананьев:

- Казалось бы, ответ: для любви.

О.Никандр:

- Нет… такое… мы не знаем об этом. Нигде не написано, что… мы можем почитать с Вами весь корпус Священного Писания, и нигде не будет ответа, что Господь создал человека – «для». Мы можем лишь только умозаключениями своими прийти к этому. Ну… преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» пишет о том, что человек создан для того, чтобы разделить любовь. То есть, любовь Бога настолько совершенна, что она обязательно должна быть… ну… поделена с кем-то… воспринята кем-то… тем, кто…

А.Ананьев:

- Поэтому, Бог – Троица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух…

О.Никандр:

- Тогда… если это так, то не было б необходимости творить человека.

А.Ананьев:

- О чём и речь!

О.Никандр:

- Да.

А.Ананьев:

- Очень важно понять – цель. По крайней мере, визуализировать себе эту цель. Едва ли, мы можем понять – потому, что это недоступно нашему пониманию. Но у нас же должен быть ответ на этот вопрос – зачем Господь создал меня?

О.Никандр:

- Почему он должен быть?

А.Ананьев:

- Там… я могу, примерно, представить себе ответ женщины на вопрос: зачем ты родила ребёнка?

О.Никандр:

- Такова природа её.

А.Ананьев:

- Да. Такова её природа.

О.Никандр:

- Но у нас нету… мы не знаем о том…

А.Ананьев:

- «Я – женщина, и я хочу стать матерью – потому, что я должна стать матерью. Моя жизнь будет неполной, из неё будет вырван кусок, если я не стану матерью» – я это хорошо понимаю.

О.Никандр:

- Ну, слушайте… ну, тогда, получается, что если мужчина не стал отцом, то его жизнь тоже неполная. Его же природа, условно говоря, тоже творить детей, правильно?

А.Ананьев:

- Оставить потомство…

О.Никандр:

- Вот, я, например, не сотворил ребёнка… я, вот, не оставил потомства…

А.Ананьев:

- У Вас – много детей…

О.Никандр:

- Но это уже… это… такая… философия началась, да? Мы же про физическое рождение говорим. Поэтому, если судить по Вашим словам, то это – да, и сейчас перед Вами сидит неполноценный человек, и я никогда не стану полноценным уже.

Это всё – правильно… вот, всё, о чём мы говорим – это всё правильно, но оно – не заканчивает логический набор. То есть, туда ещё можно уложить несколько понятий, помимо того, о чём мы с Вами говорим.

А.Ананьев:

- То есть, мы не знаем, другими словами…

О.Никандр:

- Мы не знаем, для чего Господь сотворил нас. Мы можем опираться на слова святых отцов – мы это принимаем, и это, как наследие Церкви, принимается, и транслируется, и сохраняется. Это – прекрасно. Но… это же – общие слова? А когда человек проживает жизнь… и проживает её тяжело, например: в гонениях, в заключениях, в болезнях тяжёлых… Вот, например, мы же можем… почему люди задаются всегда вопросом: для чего Бог сотворил инвалида? Правда? Это же тяжелейшие слова!

Вот, я недавно пришёл к таком мнению, что… помните… буквально, недавно читалось Евангелие, где Господь исцеляет слепорождённого? И ученики, как раз, как и Вы, задают вопрос: почему он родился слепым? А Он говорит: для того, чтобы на нём свершились дела Божии. А что такое – дело Божие? Что Господь хочет от нас? Чтобы мы друг к другу были милосердны.

Вот, родился человек слепым, или родился человек инвалидом – он должен стать объектом любви всего мира! Весь мир должен не косо смотреть на него, не презирать его, не чураться его, а должен возлюбить его ещё больше, чем здорового человека. Вот, Господь ради этого творит этого… чтоб мы это проявили. Но мы-то не готовы к этому… мы-то хотим видеть вокруг себя красивых, успешных, радостных… всяких разных людей, но только не убогих.

А.Ананьев:

- Моя неофитская душа со всем неофитским пылом возражает против того, что Господь создал инвалида – нет воли Бога, как мне кажется, на болезни и смерть, и страдания Своих детей. То есть, нас с вами. Нет на то воли Божией.

То, что, вот, получается так, что болеют и умирают дети… болеют и умирают взрослые – это следствие того, что мы… выпали из Рая по собственной воле, в силу своей дурости и по природной свободе.

О.Никандр:

- Ну, я же… это ж не моя дурость была. Почему я должен отвечать за дурость другого человека?

А.Ананьев:

- А это, вот… очень важный вопрос! Я тоже часто задаюсь этим вопросом.

О.Никандр:

- А я могу сказать одно: что для меня это не вопрос – лишь только потому, что я знаю, что после смерти, в Раю, мы будем все исправлены, и там будет совсем другая жизнь… и…

А.Ананьев:

- Не исправлены, а… как это сказать… нас вернут к…

О.Никандр:

- … нас вернут к тому состоянию, из которого мы выпали.

А.Ананьев:

- К дефолтному состоянию… знаете… это – как, вот, когда компьютер уже всё, перестаёт работать – потому, что он уже… у него все реестры забиты… кэш, там… всё остальное…

О.Никандр:

- Да… очистить кэш…

А.Ананьев:

- Даже не то, что очистить кэш… Это у меня любимое дело: когда у меня телефон уже доходит до такого состояния… а там, ведь… любимые программы, записи какие-то ещё, фотографии… да, да, да… но там есть кнопка «вернуть к исходному состоянию»…

О.Никандр:

- Да, да…

А.Ананьев:

- … и ты её нажимаешь – телефон медленно гаснет… считай, умирает… потом открывается – и он новый! Абсолютно. То есть, там нет никаких программ, никакой памяти, ничего…

О.Никандр:

- Но для этого нужна смелость…

А.Ананьев:

- «Чистка огнём» я это называю.

О.Никандр:

- Да.

А.Ананьев:

- Да, для этого нужна смелость.

О.Никандр:

- Даже в этом, каком-то ничтожном, моменте – удалить фотографии из телефона…

А.Ананьев:

- Удалить, вообще, всё – контакты, приложения…

О.Никандр:

- Да… это же просто фантастика!...

А.Ананьев:

- … любимую игру, где у тебя рекорд уже в 600 тысяч очков… а ты её удаляешь, и всё – и у тебя нет больше этой игры…

О.Никандр:

- Ой, Вы знаете… если мы говорим о таком, высоком… о любви, да?.. человека к Богу… и о любви Бога к человеку, то… для каждого человека очень важно найти применение к своей конкретной жизни. А для того, чтобы это понять, надо ответить на два вопроса, которые Вы уже задали: кто такой есть я?

А.Ананьев:

- Да.

О.Никандр:

- И – кто такой есть Бог?

А.Ананьев:

- Да. И – каковы наши отношения?

О.Никандр:

- И, когда мы познаем, кто есть Бог, и кто есть я, то тогда все вопросы отпадут. Но… как говорил мой один хороший друг, священник: «Благодать – это не груша. Её сразу не скушать». Поэтому, мы живём всю свою жизнь, и, в процессе всей своей жизни, познаём самих себя, и познаём Бога. И дай Бог, чтобы мы хотя бы к концу, окончанию своей земной жизни, смогли приблизиться к этим ответам. Для того, чтобы мы, умирая, могли бы сказать Богу «спасибо» за эту жизнь прекрасную, которую мы прожили здесь – в познании самого себя и Его.

А.Ананьев:

- Сейчас мы прервёмся на минуту, а через минуту продолжим разговор. В частности, хочу выяснить, почему мы, всё-таки, «рабы Божии», а не «дети Божии». И… вот… Андреевская набережная, на которой находится Андреевский монастырь… в котором находится «дом, который построил Джек»… студия радио «Вера» – вот, это всё Господь создал для нас с отцом Никандром, или – для Себя? Очень интересно будет узнать…

Не отходите далеко – мы продолжим через минуту.

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Ананьев:

- «Вопросы неофита» на радио «Вера».

Настоятель храма Троицы Живоначальной в Хорошёве иеромонах Никандр Пилишин сегодня в гостях.

Я – Александр Ананьев.

Андреевская набережная, отец Никандр – её же Господь создал?

О.Никандр:

- Её люди создали.

А.Ананьев:

- Ну, зачем… ну, зачем… всё создано Богом, отец Никандр! Что значит – «люди создали»?

О.Никандр:

- Нет… ну, конечно же, всё создано Богом…

А.Ананьев:

- Конечно…

О.Никандр:

- … но через людей.

А.Ананьев:

- Через людей… но Богом. Андреевская набережная…

О.Никандр:

- И на это есть, скажем так, либо воля Божия, либо попущение Божие…

А.Ананьев:

- Хорошо… хорошо… так, для себя или для…?

О.Никандр:

- И для Себя, и для нас.

А.Ананьев:

- Как – так? Для Себя – зачем Ему…

О.Никандр:

- Ну, почему – «или»?

А.Ананьев:

- Да, вот, почему – «или»?

О.Никандр:

- Я не знаю, почему… Вы, всё время, «или» задаёте!

Ну, потому, что мы же носим в себе образ Бога.

А.Ананьев:

- Вот, очень важно понять – Андреевскую набережную Он для Себя создал, или нет? Священное Писание однозначно говорит, что – для Себя.

О.Никандр:

- Где это?

А.Ананьев:

- Я готовился… Книга притчей Соломоновых, глава 16: «Всё сделал Господь ради Себя»…

О.Никандр:

- Так, и…

А.Ананьев:

- Так… и ещё одно место в Писании говорит о том, что всё создано Богом, включая Вас, дорогой отец Никандр, меня и Андреевскую набережную… создано для Него Им, а не для человека, не для нас, «ибо Им создано всё, что на Небесах, и что на земле, видимое и невидимое – Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, Власти ли – всё Им и для Него создано, и Он есть прежде всего, и всё Им стоит».

О.Никандр:

- Как это прекрасно!

А.Ананьев:

- Да!

О.Никандр:

- Представляете, мы сейчас с Вами сидим, и осознаём, что мы включены вот в эту историю Творения. То есть, мы являемся творением Бога – это так прекрасно!

А.Ананьев:

- То есть, Андреевская набережная – не для нас?

О.Никандр:

- Когда писалось Писание, не было тогда ещё Андреевской набережной, понимаете…

А.Ананьев:

- Ну, была другая какая-то набережная… и она тоже… Я концептуально… для меня это важно понять: мне кажется, что моя жизнь кривая, потому что…

О.Никандр:

- Вам не кажется – она кривая.

А.Ананьев:

- Да. Но она кривая… мне кажется, что причина того, что она кривая… основная… как раз, в том и кроется, что я иду по Андреевской набережной, и думаю: «Как замечательно, что Господь её для меня создал!» – так, вот, не для меня её создал…

О.Никандр:

- Нет, она не может быть создана для Вас – потому, что, когда Вы уйдёте, она будет продолжать существовать, понимаете? Если бы она была создана чисто для Вас, то она должна была бы прекратить своё существование после Вашего существования. И она – существовала до Вас, и будет после Вас существовать.

Поэтому… она создана для того, чтобы совершилась идея творения человека и этого мира. Она входит в концепцию… есть такой термин богословский, называется «домостроительство» – когда Господь строит дом… мир, как дом, где всё гармонично уживается друг с другом. Вот, эта набережная – она включена в эту концепцию творения мира. Поэтому, она создана, конечно же, как сказано в Писании, для реализации этой Божественной задумки. Как и мы с Вами.

А.Ананьев:

- Которую мы не знаем?

О.Никандр:

- Отчасти. Мы знаем, отчасти.

А.Ананьев:

- Что мы знаем?

О.Никандр:

- В полноте, мы не знаем. В полноте и Ангелы не знают. Никто, кроме Бога не знает.

А.Ананьев:

- Никто не знает, конечно… А что мы знаем?

О.Никандр:

- Мы знаем… самого себя – немножечко…

А.Ананьев:

- Я имею в виду конечную цель задумки…

О.Никандр:

А… конечная цель задумки – это спасение нашей души. Жизнь с Богом. Ради чего, собственно, и создавался Адам – ради общения и жизни с Богом. Вы же хотите жить с Богом?

А те люди, которые не хотят жить с Богом, они…

А.Ананьев:

- Адаму не нужно было спасение – он был совершенен. Спасение ему понадобилось после изгнания из Рая.

О.Никандр:

- Да. Вот, поэтому, конечная цель наша – это спасение нашей души.

А.Ананьев:

- Конечная цель Адама - ?

О.Никандр:

- Конечная цель Адама – это приобретать всё больше опытности в любви Божией.

А.Ананьев:

- Угу…

О.Никандр:

- То есть, он, как и мы, призван стать богом по благодати. Если Бог является Богом по своей природе, по своей сущности, то мы призваны стать, как боги – по благодати.

А.Ананьев:

- Мы нужны Богу?

О.Никандр:

- Конечно.

А.Ананьев:

- Это странно.

О.Никандр:

- Почему?

А.Ананьев:

- Потому, что Бог – самодостаточен. Нет ничего, что было бы Ему нужно.

О.Никандр:

- Это с чего вы такое взяли?

А.Ананьев:

- Я знаю, что Бог совершенен, всесилен, абсолютен…

О.Никандр:

- Он совершенен лишь только в силу того, что мы есть у Него.

А.Ананьев:

- Ну, если б мы у Него не были…

О.Никандр:

- Такого не может быть. Мы же уже есть.

А.Ананьев:

- Было… было такое время, когда нас у Него не было. И Он от этого был ничуть не…

О.Никандр:

- Нет… Бог пребывает вне времени. Время – это категория, которая может быть применена только к человеку.

А.Ананьев:

- Но, ведь, в какой-то же момент Он нас создал?

О.Никандр:

- Да. Но для Бога – нет времени. Эта категория философская была придумана для того, чтобы упорядочить земную жизнь человека. Для бытия Бога нет никакого времени. Для него все есть сразу, одновременно.

А.Ананьев:

- То есть, мы… сейчас я попробую сформулировать… у меня есть ощущение, что мы немножко путаемся, вот, в каком моменте.

Нам кажется, что Богу мы нужны… Богу нужно, чтобы мы – что-то… чтобы мы что-то, там, делали… чтоб мы, там, как-то…

О.Никандр:

- Да-да-да-да… я понимаю, о чём Вы говорите…

А.Ананьев:

- А у меня есть такое понимание…

О.Никандр:

- … что это всё туфта?

А.Ананьев:

- Ну, я б не стал, вот, так… прямо…

О.Никандр:

- Ну, «по чесноку», да…

А.Ананьев:

- Да… простите, я теперь Вас заразил этим… дурацким выражением.

О.Никандр:

- Я понимаю, о чём Вы говорите – я сам часто об этом думаю.

Смотрите… здесь нужно, в точности, понимать о том, что мы, порой, пытаемся домыслить за Бога. А мы не можем это сделать, поскольку творение – не в состоянии мыслить за Бога.

А.Ананьев:

- Мы ж с Вами вначале проговорили: до тех пор, пока мы не поймём Бога… по крайней мере, не представим себе, кто такой Бог, и не представим себе, кто такие мы…

О.Никандр:

- Нет… кто такой Бог – это одно. А мыслить, как Бог – это другое.

Вот, мы не можем, допустим, понять промысел Божий – почему Он нас ведёт по тому или иному пути. Почему Он попускает – это, почему…

А.Ананьев:

- Мы понимаем, но всегда – постфактум… на следующий день.

О.Никандр:

- Не всегда. Вот, например, мы можем сейчас понять, для чего… ну… отчасти! Отчасти…

А.Ананьев:

- Всегда, всегда, всегда… у меня всегда так получается!

О.Никандр:

- А у меня – нет.

А.Ананьев:

- Вот, возникает какой-то косяк – от общецивилизационных до моего насморка. В моменте – тебе непонятно, тебе больно, тебе неприятно, ты злишься, ты расстраиваешься, ты плачешь, ты требуешь, чтоб всё вернули «взад, как было»… а потом проходит время, и ты говоришь: «Слава Тебе, Господи!»

Ну, вот, так же, правильно?

О.Никандр:

- Ну, в идеале, да. Но от каждого насморка, я думаю, вряд ли Вы говорите: «Слава Тебе, Господи!»

А.Ананьев:

- Всегда говорю.

О.Никандр:

- Ну, и прекрасно. Тогда Вы – идеальный человек.

А.Ананьев:

- Всего доброго! Я услышал все ответы, которые хотел! Спасибо Вам большое! Это была программа «Вопросы неофита»!

О.Никандр:

- Подождите…

Я хочу сказать, вот, о чём. О том, что… конечно, пытаясь осмыслить самого себя в этом мире… и… мы же, всё-таки, телесные люди, мы – тварные люди, мы носим на себе природу испорченную… много всяких разных факторов, которые заставляют мир быть таким, какой он есть. То есть, то, о чём Вы говорите – это всё некие правила, которые даны нам для того, чтоб мы могли жить.

Я часто говорю о такой аллюзии некоей. Когда самолёт взлетает – особенно в вечернее время, в ночное, то взлётная полоса подсвечивается огнями. Это, вот, те самые огни, те самые заповеди и правила, которые Господь даёт нам для того, чтобы мы взлетели.

А.Ананьев:

- Они даже днём подсвечиваются…

О.Никандр:

- Они и днём… ну, да… они, по крайней мере, установлены.

А.Ананьев:

- Конечно… горят, горят – это правило, конечно…

О.Никандр:

- Вот, видите – правило! То есть, правила созданы для того, чтобы реализовалась задумка. И мы, зачастую… ну, я бы, например… вот, скажу честно – мне бы очень бы хотелось, чтобы Бог каждый день бы мне говорил, что мне нужно делать.

Я, вот, сегодня утром молился: «Господи, помоги мне познать Твою волю…» – я не знаю, как я её могу познать. Но, вот, я иду – вот, некий день совершается – я стараюсь как-то сохраняться, стараюсь исполнить заповеди… там… не впасть в вольные грехи. Но мне хочется, что бы Бог утром… я проснулся, и мне Бог утром… хотя бы на телефон написал бы мне: «Ты должен сегодня обязательно выполнить это, это, это и это», – чтоб я, в точности, был удовлетворён к вечеру, что день прожит не зря.

Но этого – нет. И мне приходится всякий раз напрягать душу, ум, сердце, разум свой, чтобы найти и познать эту волю. А если я это не сделаю – мне плохо.

А.Ананьев:

- Такой пример Вам приведу. А Вы скажете, где я ошибаюсь в этом примере.

О.Никандр:

- А там есть ошибка?

А.Ананьев:

- Мне кажется, что… может быть… почему – нет? Я просто сейчас Вас слушаю, и понимаю…

О.Никандр:

- … что выбора нет!

А.Ананьев:

- … нет… Вы спрашиваете, как я должен поступить… да?

О.Никандр:

- Да.

А.Ананьев:

- А ответ, вот, какой. Как мне кажется.

Ваши вопросы – это всё равно, что вопросы прекрасной щепки в горном весеннем ручье, который весело бежит с гор в долину, и ручей, в этом течении…

О.Никандр:

- Ну… щепка… может, что-нибудь, другое?

А.Ананьев:

- Хорошо. Листик. Свежий берёзовый листик.

О.Никандр:

- Хорошо.

А.Ананьев:

- Пусть будет так. Щепки – они мне нравятся больше… они кораблики напоминают.

О.Никандр:

- А… ладно… вернёмся к щепке!

А.Ананьев:

- Вернёмся к щепке. Так, вот, щепка в этом потоке просыпается утром, смотрится в зеркало, и говорит: «Господи, я не знаю, куда мне плыть… направо? Налево? Может быть, мне не надо плыть… нужно прибиться к берегу и остаться? Может быть, мне надо сделать это… может быть, мне надо сделать – это…?»

А, на самом деле…

О.Никандр:

- … река просто несёт её.

А.Ананьев:

- … забей… просто расслабься…

О.Никандр:

- Невозможно…

А.Ананьев:

- … расслабься и плыви… плыви по течению так, как должен.

О.Никандр:

- Невозможно!

Вот, смотрите… дело в том, что щепке не нужно принимать решения каждый день. А мне, например, как руководителю, как настоятелю храма, нужно принимать каждый день управленческие решения. И я хотел бы забить и расслабиться, но я не могу – потому, что от моего решения зависит жизнь других людей. Понимаете?

Это же опять не… идеальная картина – да, ты расслабился и плывёшь, как щепка. Но… в конце месяца придут сотрудники моего храма, которые скажут: «Знаешь, нам нужна зарплата…»

А.Ананьев:

- «Уважаемая щепка, у нас тут беда…»

О.Никандр:

- Да. А я скажу: «Да, чего там… расслабьтесь, и получайте удовольствие от течения!» – да? Ну, а чего… наверное, это можно… но это не будет понято и воспринято.

Вот, я реально переживаю… мне, всё-таки, хочется, чтобы…

А.Ананьев:

- «Чего вы боитесь, маловерные? Сказано же вам…»

О.Никандр:

- Да, сказано, но это не отменяет моего страха. Я слышу, и знаю, но я не могу в секунду отменить своё внутреннее состояние. И, поэтому, и страх есть, конечно… есть он… безусловно.

А.Ананьев:

- Нет ли в этом великого заблуждения…

О.Никандр:

- Может быть, есть.

А.Ананьев:

- … что здесь всё от Вас зависит? Вы несёте ответственность за то, как оно будет в конце месяца… как оно будет с бюджетом… как оно будет в кадровом вопросе… Вы же ничего не решаете!

О.Никандр:

- Ну, здрасьте… а кто решает-то? Эти люди?

А.Ананьев:

- Ну, так, вот – Господь! Господь всё решает!

Брать на себя Божью… вот, эту, вот… роль… и… как-то… говорить, что «здесь всё от меня зависит»…

О.Никандр:

- Вот, смотрите… Элементарно, проводишь собеседования с людьми… допустим, на какую-нибудь должность приходят три человека. Три человека. И ты должен выбрать одного из трёх.

А.Ананьев:

- Ну, я выбираю того, кто меня больше радует…

О.Никандр:

- Так, это – Вас же радует. А мы не знаем, Бога это радует, или нет.

А.Ананьев:

- Ну, Вам же надо выбирать.

О.Никандр:

- Ну, вот! А Вы говорите, что Бог выбирает и решает. Понимаете? Мне же выбор приходится делать, а не Богу.

Опять же, если бы я… Я к чему начал этот разговор? Что… я, например, встречаюсь с кем-то, а мне приходит сразу же сообщение – мессендж – от Бога: «Выбери этого». Здорово! Почему так не происходит? Почему? Где сбилась моя настройка? Почему апостол Анания общается с Богом, задаёт Ему вопросы, и Он отвечает – почему у меня нету этого? Вот – вопрос неофита! Вам.

А.Ананьев:

-  А – нет ли?

Я… осторожно… осторожно, отец Никандр, предполагаю, что есть.

Другой момент, что – видим мы это, или нет?

О.Никандр:

- Ну, это так…

А.Ананьев:

- Я уверен, что – есть.

О.Никандр:

- Отчасти, да.

А.Ананьев:

- Я уверен, что есть.

Я, тут… поднял на уши всех вокруг – потому, что потерял документы: на машину, права… иммобилайзер… вообще, вся жизнь – в одной книжечке, такой… Был уверен, что я её потерял в Торговом центре, куда я ходил с женой обувь покупать… во дворе – потому, что могли выпасть… с собакой гулял – на собачьей площадке… в магазине… где угодно я мог это потерять.

Просыпаюсь утром – надо в машине ехать на работу, а документов нет. Можно без документов поехать. Я уж не знаю, как машина себя без иммобилайзера поведёт – наверное, тоже плохо себя поведёт…  где-нибудь остановится посреди дороги, и скажет «не поеду».

Очень сильно переживал, дико переживал. Как человек… как какая-то дерзкая щепка, которая – высокого мнения о себе, и говорит: «А… я… я…»

А внутри какой-то голос говорит: «Не вибрируй. Расслабься. Тебе сегодня просто не надо ехать на машине. Не могу тебе объяснить, почему…»

О.Никандр:

- Ну, Вы расслабились?

А.Ананьев:

- На это ушло какое-то время…

О.Никандр:

- Вот…

А.Ананьев:

- Слушайте… когда я на метро ехал обратно домой, я ещё сижу, так, думаю: «Ну, есть возможность помолиться…» Помолился святителю Николаю… помолился Богородице… и вижу: моя рука отодвигает ящик стола, убирает туда эту книжку, закрывает ящик стола… я там не смотрел! Мне так спокойно стало… ну, думаю, там, значит документы, всё.

А дальше ещё смешней. Возвращаюсь домой… ну, так, помолившись тоже… открываю этот ящик – а там нет документов! Я закрываю этот ящик, перевожу глаза на стол – и прямо посреди стола…

О.Никандр:

- … они лежат.

А.Ананьев:

- … лежат эти документы! Вот, как – так?! Вот – они лежат. Посреди стола лежат – вот!

Я, на 448 процентов уверен в том, что Господь… вот, так, вот, просто: «Не поедешь никуда сегодня. Не надо тебе этого!» – представляете?

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»

А.Ананьев:

- «Вопросы неофита» на радио «Вера».

Настоятель храма Троицы Живоначальной в Хорошёве иеромонах Никандр Пилишин, время с которым летит незаметно.

Сказать, что мы уже ответили на вопрос – так, как же, всё-таки, устроен мир, который Господь создал для человека… или… кто, вообще, Господь для человека, или человек для Бога… не совсем понятно.

Я Вас перебил – Вы хотели сказать что-то…

О.Никандр:

- Некорректные вопросы у Вас, конечно.

А.Ананьев:

- Некорректные?

О.Никандр:

- Да. Ну, потому, что… Бог и человек – это настолько разные сущности и категории, что… даже и сравнивать невозможно.

Безусловно, что человек – это творение Божие, и Господь его творит, и… и это – предмет любви, предмет, на котором Господь может проявить свою любовь.

Вот… я сейчас… что-то Вы заставили задуматься меня…

А.Ананьев:

- Я, знаете… сейчас, пока Вы размышляете… я почему-то нарисовал себе… каждый раз, когда мне становится непонятно, я рисую ту же самую картину, но уже про свою собаку – и многое становится понятно.

В нашей парадигме отношений, кто для кого? Человек для собаки, или собака для человека? У меня нет ответа…

О.Никандр:

- У меня нет собаки… поэтому, я не могу…

А.Ананьев:

- Ну, то есть… казалось бы… собака для человека: человек подумал, завёл себе собаку, и всё…

О.Никандр:

- Я об этом думал. На самом деле, ведь…

А.Ананьев:

- А потом ты обнаруживаешь себя в шесть утра, гуляющим с собакой, когда тебе спать хочется… а потом кормишь собаку… а потом моешь собаку… и думаешь: и кто для кого тут, вообще?...

О.Никандр:

- Саш… когда животные были созданы для Адама, то, конечно, Адам … это входило в часть его совершенства, как Адама. А, вот, когда нам даны животные, то это – ещё один очень яркий повод для того, чтобы проявить свою сущность, как человека.

То есть, собака заставляет нас, хотим мы этого или не хотим, заботиться о ней. И всякая забота о творении – о человеке, о собаке… о разном творении… это и есть то, ради чего человек прислан сюда – ради того, чтобы через эту заботу… мы умягчаемся, мы становимся… мы, вот, перепрошиваемся в того Адама, который выпал из Рая, понимаете?

Вот… для чего, вообще… на самом деле… видите, как… жизнь – это же такой некий забег, и мы не можем с этой дистанции сойти раньше времени. Мы обязательно должны её пробежать. Нет возможности остановиться – Бог может только этот забег остановить.

И я знаю, ради чего он делается. Он делается ради того, чтобы… что я точно знаю – что после этой земной жизни будет вечная жизнь, это я не подвергаю никакому сомнению, об этом сказал Сам Господь, и это – прямая речь, безо всяких толкований. И я понимаю, что в жизни вечной есть возможность жить с Богом, и жить без Бога.

И я бы очень хотел научиться жить с Богом. Но я прекрасно понимаю, что жить с Богом я смогу только тогда, когда я смогу принять и всех остальных людей, которые тоже хотят с ним жить. И я, когда приду туда, то я смогу остаться жить там только тогда, когда я смогу ужиться с этими людьми.

Поэтому, моя задача здесь и сейчас – научиться жить вместе с теми, с кем мне приходится жить. С моей мамой, с Вами, с моими коллегами, с теми, с кем я столкнусь сегодня вечером… я должен принять этих людей потому, что они тоже созданы Богом, они тоже пытаются… если они пытаются… познать, что такое жизнь с Богом. Поэтому, я должен, как раз таки, научиться – смирению.

А.Ананьев:

- Мне представилось, что наша жизнь, отец Никандр, это – терминал аэропорта Шереметьево…

О.Никандр:

- Здорово…

А.Ананьев:

- И ты туда приезжаешь, и там, в терминале, можно – и покушать, можно выпить, можно поспать, можно почитать, можно пообщаться там с любимым человеком… можно хорошо провести время… можно изнывать и мучиться…

О.Никандр:

- … до того момента, пока ты не вылетишь.

А.Ананьев:

- Конечная цель… ну, то есть, жизнь в терминале – это не самоцель.

О.Никандр:

- Нет, это – временное пребывание.

А.Ананьев:

- Временное пребывание! Конечная цель – сесть в самолёт, подняться и убедиться в том, что по ту сторону вечных московских облаков есть солнце.

О.Никандр:

- Согласен.

А.Ананьев:

- Причём… теоретически, ты можешь взять и покинуть терминал…

О.Никандр:

- Теоретически, да… но тогда ты не сможешь вылететь.

А.Ананьев:

- Тогда ты не полетишь. Тебе нужно дождаться.

Причём… там ещё, очень часто, может происходить то, что тебе не нравится.

О.Никандр:

- Например, меняться выход…

А.Ананьев:

- Меняться выход, откладываться рейс… или даже отменяться рейс… ещё что-то… там может быть много народу, плачущие дети…

О.Никандр:

- Слушайте… это, просто, то, о чём я… то, что сейчас в моей душе происходит. Да, я именно так думаю.

А.Ананьев:

- Да. И… что ты можешь сделать? Ты можешь достойно и с пользой провести время…

О.Никандр:

- … и не создать другому человеку проблем. Вот, я очень стараюсь…

А.Ананьев:

- Иначе – выгонят!

О.Никандр:

- Иначе – получишь! Или – выго… или снимут с рейса… вот чего!

А.Ананьев:

- Да, кстати.

О.Никандр:

- Поэтому… мне, всё-таки, хочется научиться жить так аккуратно, чтобы не создавать другим людям проблем. Потому, что нахождение в этом терминале и так тяжкое – ты ждёшь, ждёшь… и так это – ожидание. Поэтому, если есть возможность скрасить это ожидание другим людям, или помочь, поддержать – это прекрасно. Но, ни в коем случае, не утяжелить его.

А.Ананьев:

- Но всё – не так просто. В пользу… я знаю, что это некорректно звучит опять… в пользу того, что не Бог для человека, а человек для Бога… собственно говоря, Евангелие от Матфея, глава 25. Я даже выписал. То есть, не Бог нам нужен, а мы Богу нужны.

«Ибо, алкал я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня, был наг, и вы одели Меня…»

То есть, мы нужны Богу именно для этого. Он говорит об этом прямо.

О.Никандр:

- Нет… это какое-то неправильное умозаключение.

А.Ананьев:

- Почему?

О.Никандр:

- Ну… это просто… одно из приложений взаимоотношений человека и Бога.

А.Ананьев:

- Но мы же – нужны Ему?

О.Никандр:

- Ну, конечно, нужны! Как и Он – нам. И мы – друг другу нужны. Даже если нам кажется, что не нужны, мы обязательно нужны друг другу. Ну… это… без этого не состоится наша жизнь. Абсолютно никак.

А.Ананьев:

- То есть, верны, в конечном итоге, оба утверждения?

О.Никандр:

- Безусловно. Поэтому, я и пытался убрать это «или»! И Бог – для человека, и человек – для Бога. Конечно же, Он нам нужнее, чем мы Ему – я так думаю. Поскольку, как Вы правильно сказали, Бог совершенен в Своей природе. Но одной из категорий Божественной природы является – любовь. А мы знаем, что… даже из своей жизни… что любовь является подлинной только тогда, когда она – взаимна, тогда, когда она разделена с тем, кто может её понять и принять. Когда у тебя любовь, которая не признанная, не принимаемая, или непонимаемая, то она становится для тебя тяжестью. А когда ты её разделяешь с этим человеком, то она ещё больше умножается.

Поэтому, конечно… почему Он творит нас именно по образу и подобию Своему? Чтобы мы смогли разделить эту любовь Его Божественную. И Он радуется от этого! Сейчас радуется, глядя на нас.

А.Ананьев:

- Всё равно… не просто и непонятно.

О.Никандр:

- Абсолютно непросто.

А.Ананьев:

- Вопросом «Бог – для человека, или человек – для Бога?»… я понимал, что я переступаю какую-то очень неправильную грань, задавая… ну, такой… знаете… лукавый вопрос: «А мне кажется, что зло – это хорошо!»… там… «А почему грех – плохо? Грех может быть и хорошо!»… ну, то есть, вот, такой идиотский вопрос. Почему? Потому, что наша жизнь должна быть Богоцентричной, наш мир…

О.Никандр:

- Она и есть Богоцентрична – просто, мы не видим этого.

А.Ананьев:

- Если мы говорим, что «человек – для Бога», то мы говорим: «Да, да, да, да, да! Богоцентрична!» Но… мы тоже – боги, мы тоже – в центре, мы тоже – жутко, какие важные! И, из-за этого, происходит всё то плохое, что происходит в нашей жизни!

О.Никандр:

- Саша… ну, это не так… это заблуждение! То есть, человек думает, что он в центре до тех пор, пока у него… не отнимется здоровье, например. Вот, он едет на машине со скоростью 200 км/час, попадает в аварию, становится инвалидом…

А.Ананьев:

- Так, он тогда вообще становится в центре – он начинает обвинять Бога за то, что… вот… с ним такая беда случилась…

О.Никандр:

- Хорошо… но он не может ничего сделать с самим собой! Тогда он в точности ощущает, что он – Богозависим. И что далеко не он – в центре.

А.Ананьев:

- Так, нет… он – в центре! И – ему недодали… или дали не то… или дали не вовремя… или дали несправедливо…

О.Никандр:

- Да, согласен… это, такое, воспалённое сознание человека…

А.Ананьев:

- Это не воспалённое… это – нормальное состояние человека. Мы все так себя ведём! И я так себя веду. Если со мною какая-то ерунда происходит…

Я очень хорошо помню своё состояние, когда… лет шесть назад… меня уволили… я сейчас, вот, понимаю, зачем тогда меня уволили оттуда, чтобы у меня появилось, наконец, радио «Вера»… там… всё…

О.Никандр:

- Подождите… если Вы в центре… и я в центре… значит, мы – в разных центрах, что ли, с Вами?

А.Ананьев:

- Ну, конечно! У Вас есть Ваша жизнь, и Вы там – в центре, Вы там – главный, и всё – для Вас. В моей жизни – я в центре…

О.Никандр:

- Ну, тогда – всё нормально.

А.Ананьев:

- Нет!

О.Никандр:

- Почему?

А.Ананьев:

- Вот, у меня уверенность в том, что в моём центре – должен быть Бог.

О.Никандр:

- А, вот, если я попадаю в Вашу жизнь, то… я, что, должен где-то найти своё место?

А.Ананьев:

- Вы становитесь, в идеале, объектом моей любви. Не более того. Если повезёт, и мне хватит душевных сил, мудрости… и если я буду сыт, если я высплюсь, если будет хорошая погода и настроение моё будет прекрасно. Вот тогда – да! Тогда – да, Вы станете объектом моей любви…

О.Никандр:

- Саш… это, такой, взгляд ребёнка, который пока ещё… вот, как котёночек маленький рождается с закрытыми глазами, и ему всё кажется, что он – в центре… но, по мере открытия глаз, он видит, что, на самом деле, всё не так. Что существуют и другие котятки, и, вообще, существуют хищники, и мир – агрессивный…

Поэтому… всё, о чём Вы говорите, это – такое, может быть, оно есть…

А.Ананьев:

- Подождите… но мы же сегодня выяснили, что… Вы же утром просыпаетесь…

О.Никандр:

- Да.

А.Ананьев:

- … в центре своего мира?

О.Никандр:

- Да.

А.Ананьев:

- И понимаете, что Вам надо – вот, это… вот, это… вот, это – сделать. Всё это зависит от Вас, Вы – в центре, и, в общем, надо как-то… Господи, зачем мне всё это?

О.Никандр:

- Да. Потому, что я ещё не обладаю духовным зрением, духовной зрелостью. Поэтому… это всё во мне есть.

А.Ананьев:

- Минута у нас осталась. За минуту – успокойте меня. Я переживаю. Я считаю, что… вот, то, о чём мы говорим, то, что я ищу – той жизни, в которой нет… ну… чтобы я её жил, но в которой не было бы меня, а был бы только Бог, Его воля… грубо говоря, я – щепка, и я – в потоке ручья… я доверяю этому ручью – как будет, так будет… я даже ничего изменить не могу, да?.. если бы захотел… я могу, там… вопить или не вопить… ныть или не ныть… размазывать сопли или нет…

О.Никандр:

- Саша, этот мир возможен только тогда, когда мы, на самом деле, научимся… и поверим в Бога по-настоящему.

А.Ананьев:

- А разве не это – конечная цель?

О.Никандр:

- И это – цель тоже.

А.Ананьев:

- Это – возможно?

О.Никандр:

- Возможно.

А.Ананьев:

- При жизни?

О.Никандр:

- При жизни… Это совсем скоро со мной произойдет.

А.Ананьев:

- Нам, обычным смертным?

О.Никандр:

- Конечно.

А.Ананьев:

- Что для этого нужно сделать?

О.Никандр:

- Для этого нужно научиться доверять Богу. А это возможно лишь только через усилие собственного сердца, собственного разума, и, опираясь на тот анализ жизни, в которой мы живём, Священного Писания, Церкви… вообще, всё создано для того, чтобы мы, просто будучи разумными людьми, смогли сопоставить свою жизнь со всем этим увиденным, и понять, что Бог настолько о нас заботится, что нам даже… и не снилось! И мы должны быть от этого спокойны, потому, что наша жизнь находится на Его Руке.

А.Ананьев:

- Спасибо Вам большое за терпение и за мудрость, отец Никандр! Простите, если что не так!

Сегодня мы беседовали с настоятелем храма Троицы Живоначальной в Хорошёве иеромонахом Никандром Пилишиным.

Помогай Вам Бог во всех Ваших делах и хлопотах, которых у Вас стало ещё больше, отец Никандр! И это, что называется, по заслугам – сами виноваты! Вы – хороший, поэтому на Вас всё и валится…

О.Никандр:

- Спасибо… благодарю Вас!

А.Ананьев:

- … снова и снова.

Всего доброго!

О.Никандр:

- До свидания!

А.Ананьев:

- Пока!

«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА».

Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем