
Мы уже с вами говорили о том, как красочно и весело принято праздновать Пасху в Греции. Такого количества пасхальных обрядов и традиций, как в Греции, вы вряд ли где-нибудь найдете. Впрочем, есть на земле место, где Пасху отмечают с размахом, ничуть не меньшим, чем в Греции. Речь пойдет об острове Кипр. Хотя на Кипре проживают те же греки, тем не менее, Кипрская Церковь уже в древние времена была независимой от Греции, а сам Кипр по культуре стал отличаться от Греции. Вот и празднование Пасхи на Кипре обладает уникальными самобытными чертами.
Чтобы было проще сосчитать дни до конца Великого Поста, киприоты в магазинах покупают особые великопостные календарики — «саракости». Семейные киприоты «саракости» поручают нарисовать своим детям. «Саракости» представляет собой изображение девушки, у которой семь ножек, но нет рта. Смысл этого рисунка состоит в следующем. Великий пост длится семь недель — поэтому у нарисованной девушки семь ног. Во время поста нужно воздерживаться от пустой болтовни и осуждения окружающих — поэтому у девушки нет рта. В конце каждой недели у Саракости отрывают одну ножку. И так киприоты отслеживают, сколько еще времени осталось до Пасхи.
За неделю до Пасхи кипрские города начинают обильно украшать. На улицах и в парках появляются огромные пасхальные яйца, куры и кролики из папье-маше. Кролик как символ Пасхи прижился на Кипре во времена английского владычества, когда Кипр был британской колонией. Перед Пасхой в кипрских магазинах вы сможете купить разнообразную пасхальную атрибутику: краску для яиц, нарядные свечи, шоколадные яйца, фигурки цыплят, подсолнухи. Апогеем подготовки к Пасхе является Великий четверг Страстной седмицы, то есть последней недели перед Пасхой. В этот день киприотки красят яйца и пекут флауны — булочки из творога сладкие или соленые. Также традиционным пасхальным угощением на Кипре считается хлеб тсуреки. Великий четверг на Кипре обычно называют Коккинопемти, то есть «красный четверг», ведь традиционно пасхальное яичко именно красного цвета.
Очень красивым является богослужение, которое совершается на Кипре накануне Пасхи. В Великую пятницу, когда Церковь вспоминает о смерти Спасителя на кресте, в полночь совершается крестный ход. Священники несут вокруг храма украшенную цветами плащаницу, которая символизирует гроб Христа. Все люди во время крестного хода пытаются пройти под плащаницей. Считается, что таким образом можно отпугнуть от себя любое зло.В пасхальную субботу, вечером, люди опять собираются в храме. В начале богослужения священник громко произносит «Примите Свет!» и выносит из алтаря зажжённую свечу. От нее люди зажигают свои свечи, все озаряется пасхальным светом. Начинается пасхальная служба.
После нее киприоты собираются за праздничным столом и разговляются традиционным супом авго-лемони — это куриный бульон, в который добавлены яйцо и лимон. А еще на Пасху киприоты любят готовить шашлык из баранины. После праздничной трапезы они активно веселятся, играя в различные игры на свежем воздухе. Среди наиболее популярных — чехарда, перетягивание каната. Вот так весело и широко Кипр празднует Пасху.
Все выпуски программы Вселенная православия
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема