Английский писатель Дэвид Алмонд, лауреат Международной премии имени Андерсена - высшей награды в области детской литературы - пишет так, что его произведениями зачитывается не только молодое поколение, но и взрослые во всём мире. Завоевать столь большую и разнообразную аудиторию писателю удалось благодаря оригинальности литературного языка и, без сомнения, определённой смелости. Ведь он не боится серьёзно обсуждать с юными читателями вопросы, на которые не каждый взрослый способен ответить не только ребёнку, но порой и самому себе. Например, - зачем человеку нужны… лопатки, косточки за спиной, так напоминающие обломки крыльев? Ответ на этот вопрос ищут персонажи удивительной истории, рассказанной Дэвидом Алмондом в его книге «Скеллиг» - романе, завоевавшем несколько престижных литературных наград и успешно экранизированном в 2010 году.
Главный герой, мальчик по имени Майкл, размышляет на столь странную с первого взгляда тему отнюдь не спроста. Ведь у его нового знакомого за спиной, там, где у всех обычных людей находятся эти самые лопатки, растут… крылья! Большие и белые. С их помощью он может летать и даже поднимать в воздух самого Майкла и его соседку Мину. Майкл обнаружил его в старом сарае в саду, когда вместе с семьёй они переехали в новый дом. Как раз тогда у его новорождённой сестрёнки обнаружили тяжёлый порок сердца, и её жизнь висела на волоске. Майкл не находил себе места от тревоги за маленькое существо, которому ещё не успели даже дать имя. И тут появился он…
Дэвид Алмонд не наделил своего крылатого героя привычными - так сказать, каноническими - ангельскими чертами. Его Скеллиг любит еду из китайского ресторанчика за углом, страдает от артрита и пьёт аспирин. Когда Майкл обнаружил его в чулане среди старого хлама, он был болен и голоден. Но доброта и забота, которой окружили нового друга Майкл и его подруга Мина, помогла Скеллигу в один прекрасный день расправить крылья.
В это фантастическое повествование автор сумел вложить поразительно много смыслов. Словно бы мимоходом, легко, через увлекательные, забавные ситуации и диалоги, читателю преподносятся весьма глубокие вещи. Мы чувствуем, какой невероятной силой обладают любовь, сострадание и молитва; видим, как сделанное добро обязательно возвращается к человеку сторИцей, как в трудный момент, когда подступает отчаянье и кажется, что выхода нет, происходит чудо…
А ещё книга предлагает критически взглянуть на состоятельность теории Дарвина и познакомиться с классической английской поэзией. И подсказывает, как жить в наше непростое время, чтобы, подобно герою романа Дэвида Алмонда «Скеллиг», чувствовать крылья за спиной.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов