В каком возрасте следует начинать приучать ребенка к работе по дому? Какие обязанности можно предложить детям разного возраста? С таким вопросом к психологу нередко обращаются родители детей от 8 до 10 лет, когда начинать приучение уже довольно поздно, хотя и возможно. Нет четко выделенного возраста, когда следует начинать эту работу. Уже с младенчества ребенок учится помогать маме, если видит, как это делает отец.
В возрасте трех лет можно выделить отдельные обязанности специально для ребенка. Трехлетний малыш может убирать свои игрушки, протирать пыль, поливать цветы, кормить кошку. Четырех- или пятилетний ребенок способен убрать свою постель, сложить в шкаф вещи, отнести грязную одежду в ванную комнату. Шестилетний — работать с пылесосом. В 10 лет необходимо тратить на домашние дела ежедневно по 30 минут. К 18 годам пора знать, как убирать дом, уметь стирать и гладить, готовить основные блюда. В конечном счете, задача родителей — научить ребенка не только полностью обслуживать себя, но и заботиться об окружающих.
Начинайте приучение к работе по дому с совместного планирования дел. Пусть планы будут традиционные, например, генеральная весенняя уборка, заготовка варенья на зиму. Еженедельные, такие как — стирка или стрижка газона. И ежедневные — вынос мусора, мойка посуды, уборка на кухне. Предложите ребенку самому выбрать что именно он будет делать в каждом из этих случаев.
Чтобы работа по дому стала более привлекательной, купите необходимые инструменты, которыми сможет пользоваться ваше чадо: щетка, совочек, губки. Они должны быть яркого и привлекательного цвета.
Один или два раза в неделю устраивайте «час чистоты», и внесите этот час в распорядок жизни в доме. Это время, когда каждый должен выполнить свои обязанности. Работайте вместе, включив веселую музыку или разговаривая, главное — не включать телевизор и не общаться по телефону.
Начинайте работать вместе. Ребенок должен всегда знать, что вы рядом и придете на помощь. Однако, не вмешивайтесь, пока вас об этом не попросят. Ни в коем случае не критикуйте работу ребенка, особенно в тот момент, когда он занят. Цените вклад, а не качество сделанной работы. Похвалите и поблагодарите за проделанный труд.
Дети не рождаются с умением выполнять работу по дому быстро и хорошо. Будьте терпеливы!
Поддержим «Дом, который очень нужен»

Игорь и Сергей дружат уже несколько лет. Познакомились молодые люди в приюте для людей с инвалидностью, иначе его называют «Дом, который очень нужен». Находится он в городе Омске, в микрорайоне Крутая Горка, на территории храма Рождества Христова. Это один из проектов Православной службы помощи «Милосердие. Крутая Горка». Здесь заботятся о тех, кто не может жить самостоятельно — о взрослых с физическими и ментальными нарушениями.
Игорь и Серёжа оказались в «Доме, который очень нужен» благодаря священнику Антонию Хмелёву, руководителю приюта. До этого молодые люди жили в разных интернатах для инвалидов. Оба не могут ходить.
В Доме подопечные находятся под присмотром сестёр милосердия и волонтёров. Особенных людей обучают самостоятельности, дают им возможность получать образование, развивать творческие навыки и просто заниматься тем, что нравится и вдохновляет.
Игорь и Сергей передвигаются на инвалидных колясках, и тем не менее стараются быть активными. Серёжа участвует в местных театральных постановках, а Игорь увлекается настольными играми.
Всего в «Доме, который очень нужен», помимо двоих друзей, живут ещё 10 человек с физическими и ментальными нарушениями. Чтобы у них появилось регулярное общее полезное занятие, сотрудники приюта решили создать свечную мастерскую. В ней Серёжа, Игорь и другие подопечные будут изготавливать свечи для храма. Они смогут видеть результат своего труда и знать, что он приносит пользу другим.
Чтобы свечная мастерская открылась, нужно закупить стройматериалы и оборудование. В этом омскому приюту для людей с инвалидностью важна помощь. Если вы хотите поддержать доброе дело, переходите на сайт Православной службы помощи «Милосердие. Крутая Горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Повесть «Шинель». Протоиерей Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о духовных смыслах повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель», каким предстает главный герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин, что важно замечать в его образе читателю, на что не всегда обращают внимание.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и творчеству Н.В. Гоголя.
Первая программа с директором Московского дома Гоголя Верой Викуловой была посвящена жизни знаменитого писателя и основным этапам его творчества.
Вторая программа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена духовным поискам Гоголя.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Читать святых отцов с рассуждением». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий Войтишко.
Мы говорили о том, как современному человеку подходить к чтению наставлений святых отцов, почему важно при этом иметь рассуждение и советоваться с опытными священниками.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Повесть «Шинель». Протоиерей Павел Карташев
- «Читать святых отцов с рассуждением». Иеромонах Геннадий (Войтишко)
- «Духовные поиски Н.В. Гоголя». Алексей Бархатов
Все выпуски программы Светлый вечер