«Детям о вере». Наталья Мальгина, Евгения Арефьева - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Детям о вере». Наталья Мальгина, Евгения Арефьева

Детям о вере (24.12.2024)
Поделиться Поделиться
Наталья Мальгина, Евгения Арефьева в студии Радио ВЕРА

У нас в гостях были художник, режиссер Наталья Мальгина и продюсер, директор благотворительного фестиваля «Звезда Рождества» Евгения Арефьева.

Мы говорили о создании анимационного фильма «Выбор креста» и о том, как детям можно рассказывать о христианских смыслах, в том числе, через мультфильмы.

Ведущая: Кира Лаврентьева


Кира Лаврентьева

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Здравствуйте, дорогие наши слушатели. Меня зовут Кира Лаврентьева. С радостью хочу представить вам наших сегодняшних гостей. В гостях у Светлого радио Евгения Арефьева, продюсер, директор благотворительного фестиваля «Звезда Рождества». Здравствуйте, Евгения.

Евгения Арефьева

— Добрый вечер.

Кира Лаврентьева

— И Наталья Мальгина, режиссер и художник. Вот такая творческая компания у нас сегодня случилась в студии. Это очень интересно и здорово. Я-то знаю, о чем мы будем говорить, а вы, дорогие слушатели, еще пока не знаете. Поэтому обязательно будьте с нами, у нас сегодня будут очень интересные темы. Мы поговорим про благотворительный фестиваль «Звезда Рождества», что это такое, кому туда идти, зачем туда идти, что там будут показывать, и для чего он создан. Также про потрясающий совершенно мультфильм, который я имела счастье посмотреть сейчас перед программой, о выборе креста, в рамках анимационного альманаха «Праздники». В общем, будьте с нами обязательно в этом часе. А Евгению мы сразу спросим про благотворительный фестиваль «Звезда Рождества», что это такое, что это за идея, и какая его главная цель.

Евгения Арефьева

— Большое спасибо за вопрос. Хотелось бы рассказать о нашем фестивале, сейчас он уже идет. Мы всех слушателей, конечно, приглашаем. Сайт нашего фестиваля starfest_miloserdie.ru. В названии уже понятно, кто его организатор. Это фестиваль, который создан православной службой помощи «Милосердие» и порталом по благотворительности miloserdie.ru. Я директор фестиваля и, собственно говоря, один из идеологов. Идея фестиваля состоит в том, чтобы русское православное Рождество выделить среди череды всех новогодних праздников, ему выделить отдельное место среди всех мероприятий, которые мы наблюдаем и до и после Нового года. Уже не только у меня, я думаю, у всех наших слушателей, к Рождеству не остается ни сил, ни времени праздновать еще и православное Рождество. Мы хотели эту несправедливость немножко поправить. И нам пришла такая идея, непосредственно Юле Даниловой, главному редактору портала благотворительности «Милосердие.ру», о том, что нам не хватает большого рождественского мероприятия. Начали мы с ярмарки, закончили мы месячным фестивалем. Когда начали это все делать... В этом году мы проводим его второй раз, начинается он у нас 19 декабря, и в том году начинался этой датой и в этом. Это неслучайно, потому что 19 декабря день святителя Николая, покровителя благотворительности, Никола Зимний, это яркий зимний праздник. С него мы начинаем и заканчиваем в этом году 22 января. Это тоже дата не случайная, потому что мы решили взять и святки в наш фестиваль. Какую-то часть фестиваля мы готовимся к Рождеству, и после Рождества до 22 января мы это Рождество празднуем. Празднуем весело, задорно, такими же веселыми и задорными мероприятиями. До Рождества у нас идет лекторий, у нас идут концерты и еще у нас ярмарка благотворительная. Ни для кого не секрет, что многие подарки приобретают еще в декабре, и рождественские, и новогодние. Ярмарка должна быть как раз декабрьская. В декабре у нас еще анимационный показ «Родное Рождество», он пройдет в Доме кино 28 декабря. Мы всех зрителей и слушателей радио приглашаем, регистрация бесплатная, можно зарегистрироваться и на сайте Дома кино и на сайте нашего фестиваля. Мы собрали самые лучшие, мне кажется, рождественские мультфильмы, мультфильмы о святых и сделаем целый час анимационного показа и встреч с творческими группами. Будет возможность пообщаться и с режиссерами, и с художниками, и со сценаристами — со всеми создателями этих мультфильмов. Я думаю, это будет очень интересное мероприятие. Приходите.

Кира Лаврентьева

— А у меня есть возможность пообщаться с режиссером уже сейчас, и я ее не упущу.

Наталья Мальгина

— Я только можно скажу? Уточню, режиссера анимационного кино, а то будет как в том анекдоте.

Кира Лаврентьева

— Обязательно. Мы сейчас как раз это и обсудим с вами. Наталья, пожалуйста, скажите, какой мультфильм вы режиссировали? Я так понимаю, «Выбор Креста»?

Наталья Мальгина

— Да, да, все верно.

Кира Лаврентьева

— Расскажите, пожалуйста, как вы это делали? Откуда такая идея, взять именно эту известную притчу? Пожалуйста, поделитесь с нами.

Наталья Мальгина

— Идеей мы обязаны Евгении, которая только что...

Кира Лаврентьева

— В этом сомнений как раз у меня нет.

Наталья Мальгина

— Попадание мое на этот проект началось с проекта по стихотворению Пастернака «Рождество». Меня пригласили попробовать себя на нем в качестве художника-постановщика. Для меня был вызов, поскольку я всегда работала в анимации, как аниматор, как режиссер, но ни разу не ставила художественную часть. Это был интересный и сложный опыт, который, я надеюсь, увенчался успехом. По крайней мере, парочка номинаций.

Кира Лаврентьева

— И увидеть, увенчался ли успехом, вы сможете 28 декабря в два часа в Доме кино. Дорогие друзья, в рамках фестиваля «Звезда Рождества».

Евгения Арефьева

— Я как продюсер тоже здесь скажу свое веское слово. Номинаций у нас три крупных. Это «Суздальфест», мы номинанты премии «Икар» и финалисты «ТЭФИ-КИДС» в 24-м году.

Кира Лаврентьева

— Так что, по-моему, всё хорошо с мультфильмом. Что такое режиссер мультфильма? Что он делает?

Наталья Мальгина

— Отвечает за всё. Если художник отвечает только за визуальную составляющую, что режиссер сказал, то он и рисует, то режиссер должен понять, о чем фильм, в каком стиле.

Кира Лаврентьева

— И что говорить художнику.

Наталья Мальгина

— Что говорить художнику, что говорить многим еще людям, которые работают на проекте, это аниматоры, композеры, что говорить продюсеру. Почему мы не успеваем, кстати. Нормальная нагрузка на единицу режиссерскую.

Кира Лаврентьева

— На творческую единицу.

Наталья Мальгина

— На творческую единицу, да.

Кира Лаврентьева

— Наталья, почему «Выбор креста», я очень бы хотела узнать. А, идея Женина.

Наталья Мальгина

— Тут просто я попала по списку. Я очень хотела сделать по Бродскому, но выпало на Жуковского, это очень сложно.

Кира Лаврентьева

— Это вообще сверхзадача.

Наталья Мальгина

— Сложная история для меня, попил он мне крови режиссерской.

Кира Лаврентьева

— Сам не зная того. В чем сложность работать по трудам Жуковского?

Наталья Мальгина

— Во-первых, несколько прекрасный русский язык, но совершенно не современный.

Кира Лаврентьева

— Не адаптированный.

Наталья Мальгина

— Не адаптированный к нашим реалиям. Чтобы это было как-то смотрибельно, и дети не разбегались сразу в ужасе, надо было сделать это достаточно осовремененно. Мы взяли какую-то историю из жизни обычного горожанина, у которого жена заболела, ему приходится забирать ребенка из садика.

Евгения Арефьева

— Тихо-тихо, не надо рассказывать.

Кира Лаврентьева

— Мы расскажем начало, а продолжение зрители уже сами посмотрят.

Наталья Мальгина

— Вообще снимать по поэтическим произведениям — это очень сложная история для анимации, потому что надо идти в контрабунгд. Если ты делаешь визуально, что идет в тексте, то ты показываешь зрителю, и он еще и слышит это, то такое масло масленное-масленное, тошно становится всем. Всегда нужно делать от противного, максимально не то, что говорится за кадром, должен зритель видеть на экране.

Кира Лаврентьева

— Визуально.

Наталья Мальгина

— Визуально. Но это все равно должно быть связано тонально и смыслово.

Кира Лаврентьева

— Любая мама, папа у которых есть дети и которые много лет смотрят мультфильмы, сейчас понимают, что обилие мультипликационной истории просто море сейчас. Ты заходишь на любой интернет-ресурс, у тебя такой выбор, в наше время мы смотрели по расписанию мультфильмы, ждали субботу в 9 утра «Слово пастыря», а потом мультфильм.

Наталья Мальгина

— В программе «Спокойной ночи малыши» каждый день.

Кира Лаврентьева

— Сейчас мир переворачивается, и обилие мультфильмов потрясает своим подчас безумным содержанием и отсутствием нормальной картинки. Поэтому я сейчас без всякой рекламы, абсолютно от сердца говорю, я этот мультфильм видела, отдыхает глаз, когда ты просто его смотришь, фоном играет классика, минимум глупого текста, все очень выдержано, все очень со вкусом. И очень хочется спросить, как вы выбирали художников, был ли какой-то отбор?

Наталья Мальгина

— Это была такая эпопея.

Кира Лаврентьева

— Во-о-от, я почувствовала, куда копать-то надо.

Наталья Мальгина

— Это просто был квест, потому что кто нравится, тот не может, занят. Кто-то может, но у него получается фигня. У нас начал работать художник, но мы поняли, что не попадает в стиль, очень медленно, и мы поняли, что надо менять. Такой был момент отчаяния.

Кира Лаврентьева

— Вот так.

Наталья Мальгина

— И в какой-то момент я на Суздальском фестивале встретила художника-постановщика, который дал мне, можно сказать, дорогу в жизнь, в профессию. Он был первый художник, у которого я работала аниматором на картине 30+ лет назад, сейчас он ректор ВГИКа. Мы встретились в Суздале на фестивале, он сказал, что приходи, у меня просмотр ребят моего курса. Я пришла, посмотрела и увидела много классных работ и собственно, я к нему и...

Кира Лаврентьева

— Вот оттуда удалось взять художников.

Наталья Мальгина

— Да. Леонид Пожидаев, очень люблю.

Кира Лаврентьева

— Ничего себе.

Наталья Мальгина

— И спасибо ему огромное за мо́лодежь воспитанную.

Кира Лаврентьева

— И по́дростков.

Наталья Мальгина

— И по́дростков.

Кира Лаврентьева

— В «Светлом вечере» на Радио ВЕРА у нас в гостях Наталья Мальгина, режиссер-художник и Евгения Арефьева, продюсер и директор благотворительного фестиваля «Звезда Рождества». Меня зовут Кира Лаврентьева. В советское время было принято, что вообще все мультфильмы рисованные. «Серая шейка», эти совершенно прекрасные, что у нас там еще было. Я помню хорошо «Серую шейку». Потом «Гадкий утенок».

Евгения Арефьева

— «Спящая красавица», «Аленький цветочек».

Кира Лаврентьева

— 54-го года, 57-го года, эти все совершенно потрясающие...

Евгения Арефьева

— «Ёжик в тумане», Тана третьей планеты«.

Кира Лаврентьева

— Наши глаза привыкли, что ты смотришь мультфильм и видишь прекрасную картинку с произведением искусства.

Евгения Арефьева

— Нет, почему, есть еще кукольные «Варежка», «Чудище-снежище».

Наталья Мальгина

— «Крокодил Гена», «Чебурашка».

Кира Лаврентьева

— Я сейчас говорю, рисованные — это такое произведение искусства, в которое вкладывается огромное количество людей. То же самое можно сказать про кукольные. Сейчас мультики, как мы знаем, не хочется уходить в какую-то критику, но тяп-ляп и готово. Ты в компьютере что-то смонтировал, потратил на это несколько дней, да, это тоже труд, я не хочу обесценивать, но, наверное, не такой, о котором нам сейчас рассказывает Наталья, когда ты отбираешь художников месяцами. Ты ищешь, кто будет рисовать каждую картинку мультфильма, а картинки меняются, и когда ты его смотришь, ты видишь, что там каждая черточка прорисована. Действительно, как перелистывание альбома. Совершенно потрясающая вся эта история. А что за альманах «Праздники», что там еще будет, Евгения?

Евгения Арефьева

— Альманах «Праздники» — это такой проект, который родился из нашего первого мультфильма, благодаря... Здесь я хочу поблагодарить киностудию, в которой этот проект родился, это киностудия «ФОМА КИНО» и руководителя киностудии «ФОМА КИНО» и вообще всех причастных к этому процессу, не буду всех перечислять, список длинный. Эта идея родилась в процессе создания «Рождественской Звезды», удачная история, было бы неплохо сделать еще и еще. Это переросло в целый альманах. Сейчас мы сделали два мультфильма, планируем еще десять сделать. Уже написаны сценарии, подобраны режиссеры, проведена большая работа, мы уже год работаем над этим проектом. С финансированием у нас пока не очень, но я думаю, мы это преодолеем в ближайшее будущее, и зрители смогут насладиться таким прекрасным альманахом. Конечно, у нас отсылка по этому альманаху к «Горе самоцветов», самое лучшее, что есть на рынке из современной анимации. Это всеми любимый альманах, это все-таки не сериал, а тоже альманах, из нулевых. Сама идея и концепция создана Александром Татарским, мне кажется очень талантливым человеком. К сожалению, он сейчас не с нами. Но эта идея до сих пор живет, и до сих пор идут выпуски, может быть, не такими темпами, но идут.

Кира Лаврентьева

— «Жихарка», «Василий Блаженный».

Евгения Арефьева

— Да, вот кстати, «Василий Блаженный» — это прекрасный православный мультик, можем так сказать.

Наталья Мальгина

— Собственно, режиссер «Рождества» — это режиссер «Василия Блаженного».

Евгения Арефьева

— Да, Наталья Березовая.

Кира Лаврентьева

— Та-ак, еще один интересный момент нащупали.

Евгения Арефьева

— Да. Когда я там с детьми много-много лет смотрела на этого «Василия Блаженного», думала, что за талантливый человек, который это всё...

Кира Лаврентьева

— Так тепло.

Евгения Арефьева

— И тепло, и чутко, без надрыва какого-то, без китча сделал такую интересную христианскую историю. Первому, кому я позвонила, это ей, когда мы начали этот проект. В итоге она сделала «Звезду». Она у нас теперь худрук всего проекта, она еще сделает один мультфильм в будущем, то есть она планирует экранизацию Пастернака «Гефсиманский сад», немножко открою тайну. Уже мы выбрали актера, который будет озвучивать, мы выбрали аниматоров, мы выбрали художников. Наша команда очень разношерстная. Наталья вам подскажет, как делаются современные мультики, потому что большинство выдающихся режиссеров нашей команды с проекта «Маша и медведь». Наталья — режиссер многих выпусков, может заступиться за современные мультфильмы, это всё не так просто делается.

Наталья Мальгина

— Серия «Маша» занимает производство только порядка пяти месяцев и еще предпродакшн сценария, раскадровка где-то 3-4 месяца. Так что практически ребенок девятимесячный.

Евгения Арефьева

— По сути, тот же год выходит.

Наталья Мальгина

— Раньше год был, сейчас нас немножко разогнали.

Евгения Арефьева

— Понятно, что там персонажи проработанные, плюс-минус фоны, художники, все это понятно.

Наталья Мальгина

— Все равно это очень долго, тем более, достаточно качественный контент.

Кира Лаврентьева

— Про «Машу» я не сказала бы, что это плохо. Нет, я и не говорила, что «Маша» входит в число тех мультфильмов, которые тяп-ляп и готово, нет, я совсем другое имела в виду, не будем рекламировать. «Маша», на ней дети растут современные, и там много очень хорошего, очень красивого. Наталья, я хотела спросить, почему вообще вы занялись мультиками?

Наталья Мальгина

— Потому что я не поступила в Строгановское училище. Это был 92-й или 91-й год, 91-й, наверное. Я уже приготовилась валять дурака год.

Кира Лаврентьева

— Но не тут-то было.

Наталья Мальгина

— Не тут-то было. Родители увидели объявление в «Московском комсомольце», что училище анимационное при студии набирает студентов. Я еще такая типа: нет, я не хочу, я хочу заниматься станковой живописью, мультики, что это такое? Я поехала, сдала экзамены, была уверена, что не прошла, даже не хотела ехать узнавать результаты. Но волшебный пинок сделал свое дело. Потом, когда мы уже начали учиться, моя мастер Ольга Ивановна Орлова — она начинала свою карьеру с «Дюймовочки» и «Вовки в тридевятом царстве», это ее персонаж, которого она провела, «Малыш и Карлсон», то есть вся классика Союзмультфильма — оказалась моим мастером. Когда первый раз она нарисовала схему походки человека, я поняла, что я погибла. Всё, я хочу вот это. Так пошло-поехало. Сначала аниматором, потом... были года-то прекрасные, 91-й год. Ты садишься на Речном вокзале и едешь в Орехово, где колледж был тогда. Все с такими лицами едут, у них в дому покойник, а ты едешь учиться делать мультфильмы. Индустрия тогда рухнула, новая еще была не построена, вообще удивительно, что мы зацепились в профессию, это было очень просто. Мы зацепились, начали работать, один проект, другой, а результат какой-то странный. Единственно, что мне тогда было не стыдно похвастаться, это «Незнайка на луне».

Кира Лаврентьева

— Прекрасный совершенно.

Наталья Мальгина

— Был такой, рисованный который, не кукольный.

Кира Лаврентьева

— Да, я помню его.

Наталья Мальгина

— Такой аниматорский дебют, где я уже профессионально работала. Как-то потихонечку я начала переползать в режиссуру, потому что хочется, чтобы ты делал хорошие сцены для хорошего проекта. С собой-то всегда договоришься, чтобы сделать хорошо. Поэтому как-то так получилось, что я перекочевала в режиссеры. И не забываю поанимировать, порисовать иногда.

Кира Лаврентьева

— Наталья, давайте еще хотя бы немного поговорим про мультик «Выбор креста». Мультфильм в рамках анимационного альманаха «Праздники», о котором Евгения нам рассказывала сейчас. С темой поняли, с Жуковским поняли, с красивой картинкой поняли. А теперь музыка. Как выбиралась музыка?

Наталья Мальгина

— О-о, это тоже была интересная... У нас сначала музыкальный редактор предложил какие-то свои варианты музыки. Но тоже и Бах и Моцарт, но такое уже на зубах.

Кира Лаврентьева

— На слуху.

Наталья Мальгина

— Ты понимаешь, что зритель сейчас убежит просто в ужасе или заснет. Мы уже поняли, что не успеваем написать что-то. Спасла неоклассика и классика спасла в виде Сати.

Кира Лаврентьева

— И Шопена, видимо.

Наталья Мальгина

— Классика, правда, в джазовой обработке. И Шнитке нас выручил. Получилось, что все равно классика, но вроде немножко другая и немножко в другом месте и немножко не такая, которая привычна. Надеюсь, что угадали с этим.

Кира Лаврентьева

— Это интересно, потому что так могут и дети приобщаться к классике, это отличный способ приблизиться к классической музыке.

Наталья Мальгина

— Да, да, конечно.

Кира Лаврентьева

— Ты слушаешь, слушаешь, а потом вырастаешь, узнаешь в этой музыке Шопена, Моцарта, Сати, Дебюсси.

Наталья Мальгина

— Я еще про «Машу» вставлю пять копеек, что есть серия, где провожают Машу с медведем, они пытаются уехать в отпуск, играет «Прощание славянки».

Кира Лаврентьева

— Очень помню этот момент. И они стоят, все эти животные, и пытаются подыгрывать марш Славянки.

Наталья Мальгина

— Наш создатель и сценарист сказал, что пусть помнят. С этими словами поставили.

Кира Лаврентьева

— Это же очень серьезный марш такой, связан с серьезными событиями в истории нашей страны.

Евгения Арефьева

— А, собственно говоря, если по-честному, я как мама пытаюсь привить любовь ко всему тому, что сама люблю. В длинные рождественские вечера, когда уже всё отпраздновали, ко всему приготовились, чтобы дети не утонули в гаджетах, начинаю читать им стихи, рождественские стихи, усаживаю их на диван, чтобы они слушали. Детям нравится, когда я им читаю, они даже иногда сами просят. Но в какой-то момент, когда мы в очередной раз читаем Пастернака, ко мне подошла моя тогда трехлетняя дочка и говорит: мама, давай лучше мультик. И мне эта фраза, сразу думаю: точно, мультик, надо сделать такие мультфильмы, чтобы была и музыка и стихи, чтобы дети спокойно смотрели и наслаждались не маминым исполнением, а чтобы это было профессионально и смотрибельно и за душу трогало.

Кира Лаврентьева

— Вот, значит, как это всё родилось? Всё в первую очередь, от себя, от своего опыта. Это прекрасно. «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. В гостях у нас Евгения Арефьева, продюсер и директор благотворительного фестиваля «Звезда Рождества». Наталья Мальгина, режиссер и художник. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы вернемся после короткой паузы. Пожалуйста, не переключайтесь.

Кира Лаврентьева

— «Светлый вечер на Радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте. Напоминаю, что у нас в гостях Наталья Мальгина, режиссер и художник, Евгения Арефьева, продюсер, директор благотворительного фестиваля «Звезда Рождества». Мы сейчас говорили о самом фестивале, мы говорили о мультфильмах детских качественных. В частности, «Выбор креста», который будет представлен в рамках анимационного альманаха «Праздники» 28 декабря в 14-00 в Доме кино. Фестиваль уже идет, дорогие наши слушатели, на некоторые мероприятия вход абсолютно свободный, но все равно нужно оформить свой проходной билет.

Евгения Арефьева

— Да, регистрация нужна везде.

Кира Лаврентьева

— Зарегистрироваться нужно на мультфильм. Женя, скажите, туда ходят, я так понимаю, с детьми, раз уж мы говорим о мультиках?

Евгения Арефьева

— Мультфильмы мы показываем для семейной аудитории, там в основном детские. Экранизация взрослой поэзии можно ли назвать детским или нельзя. Но в любом случае все-таки рассчитываем, что это посмотрят дети с родителями. У нас многие мероприятия ориентированы на семейную детскую аудиторию, например, парад вертепов. Мы собрали самые лучшие театры вертепов и сделали целый парад.

Кира Лаврентьева

— Ничего себе.

Евгения Арефьева

— Да. У нас четыре, в этом году, по-моему, даже пять театров. Заходите на наш сайт starfest_miloserdie.ru, там полная программа. Какие-то спектакли у нас идут бесплатно, а какие-то по регистрации за пожертвования, там нужно будет купить билет. В этом году у нас еще нововведение, у нас очень много молодежных мероприятий. У нас вечёрки проходят. Наверное, слушатели знают, что такое вечёрка, кто не знает, расскажу. Такая, условно, дискотека в народном стиле, молодежная история с музыкой, с фольклором, с танцами, хороводами. В целом востребованная тема, которую мы не смогли обойти и включили в наш фестиваль. А завершится наш фестиваль, как и в том году, в концертном зале Зарядье, благотворительный концерт даст Большой симфонический оркестр имени Чайковского. В том году дирижировал Владимир Иванович Федосеев, в этом году дирижер Денис Лотоев, заслуженный артист России. Это будет Гала-концерт, там разные абсолютно произведения, понятно, что они будут подобраны, зрителю и слушателю не будет скучно.

Кира Лаврентьева

— С детьми туда можно идти или рановато?

Евгения Арефьева

— Мои дети пойдут все и их никто не спросит. По сути это история 6+, в этом году в этом грандиозном концерте у нас участвуют детские студии. Не буду пока раскрывать все секреты и все тайны. Мы специально подбираем программу так, чтобы неподготовленная публика смогла насладиться великими шедеврами русской музыки. Это не для экспертов и не для любителей, которые ходят на какие-то уникальные истории.

Кира Лаврентьева

— В консерваторию.

Евгения Арефьева

— На уникальные концерты с уникальным исполнением. Это больше просветительские музыкальные концерты. Если человек хотел как-то приобщиться к русской культуре, к русской музыке, то он выбирает наш концерт, идет со спокойной душой, слушает и смотрит все, что происходит, и получает удовольствие.

Кира Лаврентьева

— Я вас внимательно слушаю и вспоминаю, что в детстве я училась в музыкальной школе, но помимо этого почему-то часто возникало в моем окружении, может быть мама, бабушка, мои родители что включали, музыка Свиридова в разных интерпретациях.

Евгения Арефьева

— Да.

Кира Лаврентьева

— И я вспоминаю «Зимнюю дорогу», Женя, вот вы рассказываете сейчас о классике, о мультфильмах.

Евгения Арефьева

— У нас Свиридов был в том году, шикарный был в том году концерт с художественным словом. Ну и потом еще Владимир Иванович Федосеев популяризатор Свиридова. В этом году Свиридова, к сожалению, не будет, но зато будет Чайковский, будет Рахманинов, будет Бородин.

Кира Лаврентьева

— Раньше мультфильмы были, в рамках прошлых фестивалей?

Евгения Арефьева

— Да, в том году.

Кира Лаврентьева

— Где их найти и как их найти? Они ведь не менее прекрасные, наверняка, чем те, которые сейчас ждут нас здесь.

Евгения Арефьева

— В том году мы и презентовали «Рождественскую звезду», ее можно найти в интернете.

Кира Лаврентьева

— Я запишу.

Евгения Арефьева

— Выложено на аккаунтах киностудии «ФОМА КИНО».

Кира Лаврентьева

— «Рождественская звезда», друзья. Это мультфильм?

Евгения Арефьева

— Да. Достижения, о которых мы уже говорили. Можно посмотреть в интернете, конечно, но большой экран ничто не заменит. Сколько раз мы смотрели с Натальей наши мультфильмы, это производит большое впечатление, так что всех ждем в Доме кино.

Кира Лаврентьева

— Обязательно регистрируйтесь и приходите с детьми. Кстати, какой возраст? Официально 6+, но мне кажется, можно и поменьше с собой прихватить.

Евгения Арефьева

— Можно с кем угодно прийти, можно с 0, но мы ставим маркировку 6+ потому, что если мы поставим 0+, то это такая история малышариков, мы немножко не про это.

Кира Лаврентьева

— И лунтиков. Наталья, когда видишь на экране свое детище, свой мультфильм, плод своих многомесячных, может быть, многолетних трудов, как это воспринимается? Есть ощущение, что ты вообще к этому причастен? Или ты смотришь и думаешь: Господи, как я это мог сделать вообще?

Наталья Мальгина

— Да, интересный вопрос, я прямо выпала.

Кира Лаврентьева

— Эффект достигнут.

Евгения Арефьева

— Можно я тогда добавлю. Это был разговор прошлого года. Я говорю: Наталья, у нас презентация в октябре, в смысле в кинотеатре. — Большой экран? Я говорю: да. — О, как страшно.

Кира Лаврентьева

— Да, вот почему страшно?

Наталья Мальгина

— Страшно, во-первых, большой экран показывает все какие-то недочеты.

Кира Лаврентьева

— Недостатки?

Наталья Мальгина

— И огрехи, которые ты не видишь, когда смотришь в телефоне или на мониторе компьютера. Пройти большой экран — это такое крещение, потому что я помню, когда мы смотрели давно еще сделанную полнометражку на большом экране, мы вздрагивали. Потому что то, что смотрел на мониторе, теперь все видишь какие-то свои косяки. Но вообще, зал, большой экран это другая атмосфера. Если на фестивалях какое-то мое кино идет с залом, я всегда стараюсь пойти и посмотреть, потому что ты чувствуешь по-другому. Это же очень долгий процесс, анимация, много месяцев, глаз замыливается, а когда ты приходишь в зал, ты по-другому смотришь, гораздо более строго.

Кира Лаврентьева

— Как будто со стороны.

Наталья Мальгина

— Как будто со стороны, чувствуется энергия зала, как люди реагируют.

Кира Лаврентьева

— Страшно, это такой экзамен.

Евгения Арефьева

— Да, да. Знаете, это всегда испытание. Как люди, что скажут, в какой момент захлопают. Это так волнительно каждый раз. Но когда ты чувствуешь эту энергетику зрителя, то это, согласитесь, Наталья, большое удовольствие.

Наталья Мальгина

— Ну, естественно.

Кира Лаврентьева

— Это такой как раз и есть хлеб режиссера, это обратная связь.

Наталья Мальгина

— Ну да. На проектах, на которых я работала и сейчас работаю, на том же «Маше и медведе». Там другой отзыв, ты по количеству просмотров видишь интерес.

Кира Лаврентьева

— Ну да, тут проще отследить.

Наталья Мальгина

— Но ты не смотришь это с кем-то. Ты видишь, что на ютуб наматывает потихонечку, это немножечко заводик, сдал серию, взял следующую, одну за другой. А тут ты сделал кино и пошел, посмотрел его в зал и вышел на сцену, сказал, что это я. Все тебе похлопали. Это здорово всегда, классная такая история.

Евгения Арефьева

— Я еще добавлю, всегда приятно, когда после просмотра зрители подходят, специально благодарят. Это, конечно, такая мотивация.

Кира Лаврентьева

— Отдельная.

Евгения Арефьева

— Это да. Когда ты думаешь: зачем, мне все это нужно?

Кира Лаврентьева

— Почему я этим занимаюсь?

Евгения Арефьева

— Да, да. Семья, дети, куча забот. Но когда подходит зритель и говорит: спасибо вам большое — вырастают крылья.

Наталья Мальгина

— Еще когда автограф попросят.

Евгения Арефьева

— Да. У нас на презентации было, кучу автографов Наталья раздавала, как художник подписывала, мы делали открытки. В этом году тоже будут, приходите, все подарят.

Кира Лаврентьева

— Вот, кстати говоря, давайте поговорим, что ждет посетителей благотворительного фестиваля «Звезда Рождества»? Какие еще будут секции, мероприятия? Что будет, Жень?

Евгения Арефьева

— Помимо уже перечисленных мероприятий, о которых я уже сказала, в рамках нашего фестиваля пройдут встречи-беседы. Мы это называем «разговоры о Рождестве», на которых богословы, эксперты, искусствоведы, общественные деятели встретятся с публикой, со зрителями, с участниками фестиваля и поговорят. Обсудят традиции Рождества, смысл праздника, какие-то культурные особенности, богословские, в первую очередь. Почему мы справляем Рождество, для чего? Кому это нужно? Музыка Рождества, иконография Рождества. То стихотворение, которое мы экранизировали первым, делалось специально для нашего фестиваля, и там собран весь смысл нашего фестиваля. Есть там такие фразы в середине, я процитирую: «Все мысли веков, все мечты, все миры, все будущее галерей и музеев, все шалости фей, все дела чародеев...» Все, что Пастернак перечислил, мы захотели воплотить и включить в наш фестиваль, чтобы у нас были и все мысли веков, и все галереи, музеи, и прекрасная музыка, и шалости фей.

Кира Лаврентьева

— Ну, чародеев можно уже не включать.

Евгения Арефьева

— Чародеи сами подключатся, их никто не спрашивает. Поэтому фестиваль, не только ярмарка, не только концерт — это все вместе. Потому что Рождество объединяет все смыслы, собственно говоря, всю нашу жизнь. Та эпоха, в которую мы живем, мы живем в моменте Рождества. Мы живем каждую секунду...

Кира Лаврентьева

— В Новом Завете.

Евгения Арефьева

— В Новом Завете, да, и, по сути, у Бога нет времени. Церковные праздники не просто так гуляют по кругу, каждый год мы справляем и вспоминаем эти важные библейские события, евангельские лишь для того, чтобы, во-первых, их не забыть, а, во-вторых, чтобы помнить об этом моменте и его каждый раз проживать заново. Суть нашего фестиваля — некая традиция проживания Рождества снова и снова абсолютно в разных форматах.

Кира Лаврентьева

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Напомню, что у нас в гостях Евгения Арефьева, продюсер и директор благотворительного фестиваля «Звезда Рождества». Также мы еще не сказали, что Евгения мама семерых детей. Я сейчас не смогу избежать соблазна задать ей вопрос на эту тему. И Наталья Мальгина, режиссер и художник. Женя, подготовка к Рождеству падает в основном на плечи матери, в плане того, что тебе нужно хотя бы элементарно что-то создать дома, хоть какую-то атмосферу предпраздничного рождественского поста, как-то что-то успеть дать детям, чтобы они с этим, что ты им дал, в жизнь свою пошли. Есть ли у вас, а они есть наверняка, какие-то свои собственные лайфхаки, простите меня за то слово, которые вы используете при подготовке к таким большим праздникам, как Рождество, Пасха. Сейчас мы говорим про Рождество, давайте об этом и спросим вас.

Евгения Арефьева

— У нас здесь секрет прост, и это абсолютно моя личная история, по одной простой причине, что у меня день ангела ровно в Рождество. Это 6 января в сочельник, собственно это день, когда такое безвременье.

Кира Лаврентьева

— Да.

Евгения Арефьева

— С одной стороны, это вроде бы мы уже в Рождестве, но еще до первой звезды ни-ни-ни.

Кира Лаврентьева

— И уже не в посте.

Евгения Арефьева

— Да, и уже не в посте. Самый прекрасный день, когда святую Евгению вспоминают только вечером. Всех остальных святых вспоминают вечером и утором на литургии, а вот преподобномученицу Евгению вспоминают только вечером, а утром уже простите всё, сочельник.

Кира Лаврентьева

— Как интересно. Поезд ушел.

Евгения Арефьева

— Поезд ушел, да. Конечно, на Рождество мы дома собираем друзей, гостей, и зовем не только отметить семейный праздник. Рождество по большому счету, конечно, семья, все стараются в кругу семьи. Но поскольку у меня день ангела, то это большой соблазн всем остальным прийти к нам в гости и отметить мои именины, то есть это двойная история. Многие приходят наши друзья семьями, типа мы к Арефьевым идем, всё нормально. Мне кажется, в моей жизни семейный праздник перестал быть семейным, но навык сохранился, его можно тиражировать, и он перерос в благотворительный общественный.

Кира Лаврентьева

— Общественный фестиваль.

Евгения Арефьева

— Когда семь детей, то плюс-минус уже фестиваль без вариантов. Когда Юля Данилова мне предложила эту идею, этот проект, я с легкостью согласилась, потому что плюс-минус понятно, что делать. Это ирония, но между тем. Хочется наш фестиваль сделать семейным праздником, друзей стало столько, уже в квартиру не влезают, поэтому всех друзей зову на мероприятия фестиваля. А что касается каких-то лайфхаков для детей, то здесь мой секрет прост, всегда детей нужно подключать к тому...

Кира Лаврентьева

— К процессу.

Евгения Арефьева

— К процессу, да. Это, я думаю, вам любая многодетная мама скажет, когда ты менеджеришь, продюсируешь праздник, то дети сами включаются, они загораются, начинают что-то свое делать. Самое главное им не мешать, это абсолютно точно. Поскольку у нас семья религиозная, то все плюс-минус понимают, что нужно делать.

Кира Лаврентьева

— Что нужно делать?

Евгения Арефьева

— Мы не смотрим мультики.

Кира Лаврентьева

— Весь пост?

Евгения Арефьева

— Да, весь пост. Здесь я с одной поправкой скажу, что мы, конечно, смотрели до поры до времени, ровно до прошлого года, смотрели один-единственный мультик на Рождество. Это конечно Михаила Алдашина, я считаю это гениальный мультфильм с гениальной музыкой и с гениальной картинкой.

Кира Лаврентьева

— Как называется?

Евгения Арефьева

— «Рождество». Это был единственный мультфильм, который мы смотрели.

Наталья Мальгина

— Он и правда, шедевр.

Кира Лаврентьева

— Мы видели его.

Евгения Арефьева

— Это шедевр. И когда Наталья Березовая сказала, что рождественская тема давно уже закрыта Мишей, извините, поезд ушел. Но мы это преодолели, мы сделали еще один.

Кира Лаврентьева

— Заняли другие ступени в этой истории.

Евгения Арефьева

— Это как раз о том, что Рождество многогранно, там бесконечная плоскость разных граней.

Кира Лаврентьева

— Для творчества.

Евгения Арефьева

— Можно бесконечно делать, и будет еще один рождественский мультфильм. Мы его не успели сделать к этому Рождеству, но к следующему сделаем точно. Это экранизация Бродского, режиссер Алексей Игнатов, замечательный режиссер, который согласился участвовать в нашем проекте, это большое счастье. Вообще хочу сказать, что работать с такой командой большое удовольствие. Опять я съехала на режиссеров. Все крупные профессионалы с фильмографией, уходящей за горизонт, с международными премиями, люди, Профессионалы с большой буквы и это большое счастье, я вам честно могу сказать, кода соприкасаешься с таким профессионализмом, с глубиной. Даже нет слов.

Кира Лаврентьева

— Евгения, выбор темы, например в мультике, анонсированном нами сегодня, это «Выбор креста» в рамках альманаха «Праздники» — это такая история очень интересная для меня, как для ведущей этой программы, как для потенциального посетителя фестиваля, как для мамы, которая возьмет своих детей и приведет их туда. Все мы знаем притчу, когда человек оказался в трудной жизненной ситуации и начал молить Бога поменять ему крест. В тонком сне-видении Господь показывает ему некую дорогу, по которой он идет, он заходит в помещение. Простите, это вольный пересказ. Там много разных крестов, и он находит себе самый маленький, самый удобный, который он может взять в руки, он разные перебирает, ему все тяжелы, или высоки, или широки. А вот этот идеально ложится, он ему очень подходящий, легкий. Он говорит: Господи, дай мне, пожалуйста, вот этот крест. И Господь отвечает: этот крест и есть твой крест. Это такое утешение для людей в тяжелых жизненных ситуациях, кризисах, в каких-то проблемах. Для меня, например, это было очень большим утешением в какие-то тяжелые моменты. Мне кажется, что вы, очевидно, тоже неспроста эту тему выбрали. Какая цель этих мультфильмов? Сверхзадача какая?

Евгения Арефьева

— Здесь я скажу еще об одном человеке нашей команды, Наталье Румянцевой, нашем сценаристе. Она сценарист всего альманаха, она большая молодец. Мне было очень приятно с ней работать, я надеюсь, что еще будем вместе вести много проектов. Идея ее. Но главная сверхзадача, о которой вы говорите — показать зрителю, что эти проблемы, события, то, что волновало людей раньше...

Кира Лаврентьева

— Всегда?

Евгения Арефьева

— И раньше, и то, что хотел сказать автор этого стихотворения, очень актуально в современной жизни. Эти параллели на современную жизнь была сверхзадача, то есть показать современной публике, что это все наше, все родное, все проблемы и вопросы, которые освящаются, обсуждаются, очень актуальны и сейчас. Наталье это очень понравилось, она написала 10 сценариев, даже больше уже сейчас, все детали ее, все эти придумки современные, сюжет — это уже сценарист.

Кира Лаврентьева

— Цель, я так понимаю, поддержать людей, дать какой-то островок надежды на пути к Рождеству, какой-то свет пролить, если говорить языком возвышенным.

Евгения Арефьева

— Свет, надежду, радость.

Кира Лаврентьева

— Согреть людей.

Евгения Арефьева

— Согреть, конечно. Уныние — это современный бич нашего общества, ноют все, кому не лень, по разным причинам. А если человек в кризисе, то это всё, его раздавило катком асфальтным. Мы-то христиане, мы понимаем, что Господь не хочет наших мучений, Он никогда не даст что-то сверх меры, а если и дает какое-то испытание, то всегда дает силы это испытание преодолеть. Самое главное, об этом помнить и не унывать. Оптимизм — это христианская тема.

Кира Лаврентьева

— Можно относиться к оптимизму как к мышце, которую можно накачать?

Евгения Арефьева

— Я не знаю, как про мышцу, а апостол Павел говорил: жизнь Христос, а смерть приобретение. Поэтому я думаю, что полет нормальный, всё хорошо.

Кира Лаврентьева

— Да, «всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите».

Евгения Арефьева

— Да.

Кира Лаврентьева

— Спасибо огромное за этот разговор интереснейший, рождественский, теплый. Показ мультфильма «Выбор креста», о котором мы сегодня говорили, состоится 28 декабря в 14-00 в Доме кино. Нужно зайти на сайт благотворительного фестиваля «Звезда Рождества» и пройти регистрацию, она совершенна бесплатная. Успевайте, приходите и вообще узнавайте побольше о благотворительном фестивале. Потому что, я так поняла, главная его цель перенести внимание современного человека с Нового года и предновогодней беготни, суеты на главный праздник зимний и вообще главный праздник человечества — Рождество Христово. Рождество и Пасха — вот вся наша жизнь. Спасибо огромное. «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. У нас в гостях были Евгения Арефьева, продюсер, директор благотворительного фестиваля «Звезда Рождества» и Наталья Мальгина, режиссер и художник. Интереснейший разговор, спасибо огромное вам. Всего доброго. До свиданья.

Евгения Арефьева

— До свиданья.

Наталья Мальгина

— До свиданья.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем