«День Святой Троицы. Пятидесятница». Прот. Федор Бородин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«День Святой Троицы. Пятидесятница». Прот. Федор Бородин

* Поделиться

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.

Разговор шел о смыслах и значении праздника Святой Троицы, Пятидесятницы, а также о дне Святого Духа, о Соборе Дивеевских святых, о днях памяти святителя Ионы Московского и святителя Феофана Затворника Вышенского.

Ведущая: Марина Борисова


Марина Борисова:

— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.

Протоиерей Федор Бородин:

— Здравствуйте.

Марина Борисова:

— С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в день Святой Троицы, в день Пятидесятницы, и на наступающей седмице. Что сказать по поводу завтрашнего праздника, придя сегодня со всенощной, я, честно говоря, в некотором недоумении. Для меня праздник уже начался, поскольку всенощная, как правило, квинтэссенция содержания. Но мы, как всегда по традиции, постараемся разобраться в смысле завтрашнего праздника, исходя из тех чтений, которые будут завтра за литургией. Но все-таки, храм уже полон этого праздника, он уже весь в зелени, он уже весь в цветах, он уже весь в зеленом. Очень много символики. Если пока не говорить о глубинном смысле, вся эта удивительная растительная символика почему?

Протоиерей Федор Бородин:

— Это праздник жизни. Господь дал нам вечную жизнь, мы ей уже обручены. Я недавно заново как бы перечитал, когда готовишься к причастию, слова молитвы преподобного Иоанна Дамаскина. Мы просим Бога его словами: «Да будем мне это причащение во обручение жизни вечной». Удивительный образ. Тот, кто обручен, еще не составил брак, еще не принадлежит и не обладает другим. Но он уже никому другому принадлежать не может, он уже ждет брака. Состояние христианина — это состояние человека, который ждет эту жизнь. А все, что здесь происходит — это предвестники этой жизни. Чем человек глубже проживает свою христианскую жизнь, тем явственнее эта жизнь, как Иоанн Златоуст говорит, жительствует. А символом этого являются, конечно, цветы и зелень. Хотя последнее время, надо сказать, что в городских травах от травы, которая веками клалась в храм, мы вынуждены были отказаться, потому что у большинства горожан аллергия. Поэтому остались березы, которые мы ставим, а вот травы уже лет десять мы не можем себе позволить. У нас просто часть прихожан начинала кашлять, плакать, и выходили из храма.

Марина Борисова:

— А как это было прекрасно. Я вспоминаю свои годы на сельском приходе, когда ты на мягкий ковер из травы ступаешь в храм, а запах какой удивительный от всего этого.

Протоиерей Федор Бородин:

— К сожалению, сейчас мы всего этого лишены, но время, о котором вы вспоминаете — это время, когда не было даже знания, что такое аллергия у большинства людей. Это было что-то, что никто не знал. Знаете, как в словаре Брокгауза и Ефрона написано, что токсикоз, что это болезнь женщин дворянского рода, а крестьянки не болели токсикозом.

Марина Борисова:

— Говорили мудрые в Ветхом Завете, что от многого знания много печали. Меньше бы знали об аллергии, было бы нам больше счастья.

Протоиерей Федор Бородин:

— Может быть. Но храм прекрасен в это время, и надо сказать, что символика этого дня заключена еще в том, какая икона лежит на аналое. По-разному практикуется, но может лежать икона Святой Троицы, обычно это копия или залакированная фотография иконы преподобного Андрея Рублева. И лежит икона Схождения Святого Духа на апостолов. И та и другая равнозначные. Это изображение Церкви, которая есть подобие Бога на земле, Тело Христово, когда объединены друг с другом разные любовью так, что становятся одним. В этом ряду, говоря о Церкви, где на первом месте Рублевская икона — попытка взглянуть на тайну троичности Божества. Рядом икона Схождения Святого Духа, и там апостолы, обращенные друг к другу. А третья может и должна, наверное, лежать фотография любых прихожан, глядя на которых человек должен понимать, что эти люди так друг друга любят, потому что они подражают Святой Троице в своей церковной жизни. Вот этого нет, к сожалению, но так должно быть.

Марина Борисова:

— Мне кажется, что из всех чтений, которые мы завтра услышим, для меня, по крайней мере, самое главное — напоминание о том, что святость — это естественное состояние человека, против которого восстает только то, что мы живем противоестественной жизнью, это напоминание о Троице Ветхозаветной и все чтения, касающиеся схождения Духа Святого на апостолов. Мы услышим отрывок из Деяний святых апостолов из 2-й главы, стихи с 1-го по 11-й. Там ведь о чем? Там о том, что апостолы были все единодушно вместе при наступлении дня Пятидесятницы.

Протоиерей Федор Бородин:

— Совершали евхаристию.

Марина Борисова:

— И совершали евхаристию.

Протоиерей Федор Бородин:

— В воскресный день, да, совершали евхаристию.

Марина Борисова:

— «Когда явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках. В Иерусалиме же находились иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом». Из-за чего произошло такое изумление? Из-за того, что все знали, что апостолы люди неученые, и вдруг огромное количество верующих иудеев, среди которых, вполне возможно, было достаточное количество грамотных людей, каждый говорил на своем наречии, и вдруг они слышат то, что им понятно. То есть полное, абсолютно единение в Духе Святом, независимо ни от чего. Если продолжить эту мысль, то получается, что мы-то тоже должны быть такими.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да. Действительно, это говорение на разных языках, когда иудеи и прозелиты слышали язык той страны, откуда они приехали в Иерусалим, пришли, приплыли для поклонения — это образ того, что единство есть, прежде всего, понимание и бережное отношение к другому человеку. И вы совершенно правы, праздник Троицы... как преподобный Сергий, как мы знаем из жития, создал храм во имя Святой Троицы. Была написана икона, дабы взиранием на нее, побеждалась ненавистная рознь мира сего. Все, что нас разделяет, а нас разделяет грех, в нашем поклонении Святой Троице преодолевается. Праздник Троицы, почитание Троицы — это бесконечное задание Божие. Христос в своей Первосвященнической молитве молится Отцу Небесному: «Отче да будут едины, якоже и Мы». Что, Христос не знает, что никогда ни один человек ни одному человеку не будет так близок., как лица Святой Троицы? Конечно, знает, но это задание не только на эту жизнь, но и на вечность. То есть возрастание в любви и в единстве для единения с братом и сестрой во Христе — это и есть, если хотите, главное, что делает Церковь. По-моему, те слова, которые я цитирую, это 17-я глава от Иоанна, очень важные, потому что это самые главные миссионерские слова. «Да будут едины, якоже и Мы, да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их». Все, что мы проповедуем здесь на Радио ВЕРА, в любых других местах, мы приходим и говорим: братья и сестры, Бог Отец послал в мир Сына для того, чтобы нас спасти, потому что Он нас любит. Все говорят: докажите. И вот здесь мы должны предъявить отношения между друг другом, как Христос говорит, мы так должны быть едины. Поэтому так диссонирует и так огорчает любое разделение в Церкви. Если хирурги ссорятся друг с другом после операции, ну какая разница, лишь бы были профессионалы. А если священники или работники храма ссорятся — это очень больно всем, даже тем, кто один раз заглянул. Поэтому праздник Троицы — это праздник единства, которое нам задано.

Марина Борисова:

— А теперь обратимся к отрывку из Евангелия от Иоанна, это воскресное чтение соединяет в себе два небольших отрывка. Это 7-я глава, стихи с 37-го по 53-й, и из 8-й главы 12-й стих. Начинается отрывок рассказом о том, как «в последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. И произошла о Нем распря в народе. Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он. Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк». И отрывок из 8-й главы: «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Два образа: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» и «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Спаситель предлагает не просто вкусить, а стать источником.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да, и это совершенно удивительно, потому что весь ряд образов Ветхого Завета для людей, живущих в пустыне или в каменистой местности, где очень жарко, понятен. Бог, как источник жизни человека, подобен живому источнику воды. Живой источник — это не стоячая, не стухшая вода, а проточная, которую можно пить сразу, не кипятить. Это для человека, который через 8 часов или через 10 может умереть просто от жажды, если он не имеет воды, это понятный образ. И вдруг Христос этот всем понятный и привычный образ ломает ссылкой на ветхозаветного пророка. Он напоминает совершенно что-то непонятное. Если мы пытаемся это осмыслить, то приходим к выводу, что для Господа Иисуса Христа после схождения Святого Духа на людей, после Пятидесятницы именно человек сам становится главным источником низведения Святого Духа на всю окружающую действительность. В святых мы это знаем. Мы знаем, «Яко свят еси Боже наш и во святых почиваеши», говорим. Именно человек является главной иконой Бога на земле. Стоит огромный великолепный храм, богато украшенный, с расписанными иконостасами, украшенный медью полированной, мрамором. А рядом стоит пожилой больной человек в истрепанной одежде. И вот этот человек больше являет Бога, чем этот храм, потому что он есть самая главная икона Бога. Это очень важно, очень важно именно в Троицу, и очень важно нам понимать, кто есть ближний наш, что это икона. Для этого надо вспомнить и об Аврааме, явление трех ангелов которому послужило сюжетным основанием для иконы преподобного Андрея. Если мы внимательно почитаем книгу Бытие, мы видим, что когда Аврааму явились три ангела, Он начинает торговаться с Богом, ходатайствует до последнего, чтобы этот страшный город Содом, Гоморра и другие три города не погибли. Он любит и переживает даже за людей, как говорит апостол Иоанн Богослов, «неистовно развратных», которые полностью отвернулись от Бога, но сердце Авраама полно к ним любви. Поэтому тоже мы называем его отцом верующих. И опять это единство, это принятие ближнего. В этот праздник мы не можем отвлечься только на богословское созерцание тайны Святой Троицы. Мы Ее не постигнем, если мы не будем двигаться в сторону единства с другим человеком, Она нам не откроется. Она открывается только тогда, когда наша душа принимает ближнего, даже вопреки его грехам.

Марина Борисова:

— Завтра будет у нас в храме одна особенность. Заканчивается Цветная Триодь, заканчивается пасхальный цикл, когда не было коленопреклоненных молитв. И вот праздничная служба в честь Святой Троицы заканчивается совершенно удивительными коленопреклоненными молитвами, с которыми священник выходит на солею. Почему это так важно? Ведь только Великим постом священник совершает коленопреклоненные молитвы вместе с паствой?

Протоиерей Федор Бородин:

— Коленопреклонение — это часть покаянного рассуждения и покаянного богомыслия. Как известно, проповедь Христа, как и Иоанна Предтечи, начиналась с того, что они возвещали: приблизилось Царство Небесное, поэтому покайтесь. Одно невозможно без другого. Но покаяние должно привести человека к воскресению. Поскольку мы чада воскресения и празднуем Пасху, то во все дни, начиная с Пасхи, коленопреклонение было неуместно. Это не значит, что мы не каялись. Нормальный христианин живет всегда с заданным тоном покаяния. Но мы акцентировались на другом, а теперь мы снова возвращаемся к тому, что преклоняемся пред Богом в разговоре перед Ним. Делает это Церковь вместе и очень торжественно. Надо сказать, что почему-то в период Пятидесятницы все это понимают, а вот в воскресные дни мы об этом забыли. Хотя, я себе и нашим радиослушателям напомню, что это правила двух Вселенских Соборов, первого и шестого, 20-е и 90-е. Что как в Пятидесятницу, так и в любой воскресный день, поскольку это Пасха, мы не должны преклонять колен. И тогда, между прочим, нам каждый воскресный день легче будет воспринимать, как малую Пасху.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. У нас понедельник после праздника Святой Троицы отдельный выделенный специальный праздник день Святого Духа. Все это в Церкви возникло не сразу и неравномерно. Сначала в Восточной Церкви сочли необходимым отдельно праздновать в честь Святого Духа. А чуть позже аналогичная практика появилась в Западной Церкви. Календарно они не совпадают, это разные дни и разная логика установления календарного праздника, но важно, что и в восточной и в западной части христианской Церкви необходимость специального праздника дня Святого Духа была осознанна где-то между 4-м и 8-м веком. Почему так важно?

Протоиерей Федор Бородин:

— Это важно для нас, для христиан. Если мы говорим о духовной жизни, то эта жизнь Святого Духа в нас. Наша жизнь, как апостол Павел говорит, хождение в духе. Дух Святой должен быть близок и знаком христианину, но это значительно сложнее, чем близко и понятно понимать Господа Иисуса Христа. Святой Дух это тайна, Он сошел и дарован каждому из нас, поэтому праздник Святого духа для каждого так важен. Когда было совершено над нами таинство крещения, дальше было таинство миропомазания, как раз схождение Святого Духа на человека. Святым миром помазывались определенные места: голова, руки, ноги, персы, то есть грудь человека — со словами «дар Святого Духа». Очень часто эти слова воспринимаются как свидетельство о том, что человек получает некие дары Святого Духа. Но это не так. Человек получает Самого Святого Духа. Бог ставит на каждого из нас Свою печать, и мы теперь принадлежим Ему, мы Его. Напомнить об этом очень важно. Святые люди, подвижники, посвящавшие основные усилия стяжанию Святого Духа, как преподобный Серафим Саровский говорил, прекрасно это чувствовали. Если мы почитаем, например, дневники святого праведного Иоанна Кронштадтского, мы там встретим много раз примерно такой сюжет. О том, что диакон поставил вчера подаренную мне прекрасную митру слишком близко к свече и митра закоптилась. Я рассердился на него, и Дух Святой отошел от меня, я покаялся и Он вернулся. Это умение чувствовать, есть ли с тобой Святой Дух или ты через грех Его потерял, это навык, который должен быть у христианина. В замечательной книге, которую я советую каждому верующему прочитать со временем, несмотря на то, что она монашеская, которая называется «Вопросы и ответы» Варсонофия Великого, а он пророк, есть удивительный образ. Варсонофий Великий говорит, что каждый христианин — каждый верный, он говорит — за жизнь должен так истончить душу свою, как паутину. Потрясающий образ. Вот вы стоите в лесу, собираете малину с куста. Ветра нет, а паутина, которая рядом на дереве, колеблется. Она чувствует то, что обычный человек не чувствует, она чувствует дуновение ветра, не распознаваемое кожей. Душа христианина должна так на все реагировать. Об этом апостол Павел говорит, что мы должны иметь навык различения добра и зла. Я что-то сказал, я с кем-то пообщался, мой ум не понимает, правильно ли я это сделал или не правильно. А душа чувствует, я через это получил опустошение, Дух Святой меня оставил. Я о ком-то сказал, вроде постарался корректно, но мне не по себе, я испачкался, пусто, Святой дух отошел. Значит, в этом была какая-то часть осуждения. Об этом святитель Феофан говорит, когда говорит, что духовная жизнь это есть жизнь Святого Духа в человеке. Мы должны это научиться различать. Конечно, отдельный праздник, к несчастью, он совершается в понедельник, обычно все в этот день работают, но хотя бы задуматься в этот день о том, каковы твои личные отношения с личностью, Третьей Ипостасью Святой Троицы — Святым Духом. Ты умеешь с Ним разговаривать, ты вообще знаешь Его или нет?

Марина Борисова:

— Из Троицкого цикла праздников, если можно так выразиться, у нас на этой неделе в четверг, 27 июня, переходящий праздник в честь иконы Божией Матери, именуемой «Споручница грешных» Корецкая. Я думаю, это отдельный сюжет для отдельного разговора, потому что очень интересная история и самой иконы и монастыря, в котором она хранилась. Я думаю, что если нашим любознательным слушателям захочется, они найдут много литературы, причем, очень интересной даже с точки зрения сюжета, поскольку приключений, связанных с этой иконой и с этим монастырем, было достаточно много. Что касается переходящих праздников, связанных либо с пасхальным циклом, либо с троицким, мне кажется, что не так уж и важно, почему. Как правило, начинаешь разбирать причины, почему в тот или иной день Церковь утвердила переходящее празднование, достаточно локальные. Они привязаны либо к истории какого-то места, либо к какому-то событию, которое давным-давно всеми забыто, а праздник остается прикрепленным к определенному дню, связанному с большим праздником. И мне кажется, это гораздо важнее, чем знать историческую подоплеку установления того или иного переходящего праздника.

Протоиерей Федор Бородин:

— Церковью новозаветной управляет Господь Святой Дух. Часто в толкованиях о книге Деяний, которая рассказывает о Церкви после Пятидесятницы, встречается такое словосочетание: Евангелие Святого Духа. Действительно, когда Христос возвещает Своим ученикам о том, что они примут Утешителя, он говорит, что Он научит вас всему и напомнит все, что Я говорил вам. Он научит всему и напомнит все. Это не только про апостолов, это про всех нас. Это бывает так ярко и удивительно, как это было, например, с преподобной Марией Египетской, которая не читала, живя в миру, Священное Писание, но эти слова стали ей знакомыми Духом Святым в пустыне, где книг не было. Речь о том, что если человек дар Святого Духа и Его дары, которые у него есть, со смирением принимает и служит Богу, то Святой Дух действительно начинает изобильно изливаться на тех, кто вокруг, и учит всему. Святой Дух, научая людей, устраивает и церковную жизнь так, как это полезно. Какое-то локальное событие, допустим, праздник Покрова, например, который в Греции не празднуется, хотя это греческая история освобождения. Но когда смысл важен и полезен людям, Святой Дух расширяет это празднование, вы совершенно правы, на всю, допустим, Поместную Церковь.

Марина Борисова:

— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Мы ненадолго прервемся и вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.

Марина Борисова:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. 27 июня. Собор Дивеевских святых. Когда я читаю в календаре эту фразу, у меня такое ощущение, что я их всех вижу. Вот преподобный Серафим, а вокруг него все эти удивительные женщины. Причем когда начинаешь читать про каждую в отдельности, думаешь, а что такого? Удивительно даже то, что преподобного Серафима благословила на его будущий подвиг тоже женщина, которую все считали мужчиной, в Киево-Печерской лавре старец Досифей, он же старица Досифея. Насколько это было распространено/не распространено, неважно, но так случилось, что жизнь преподобного Серафима была связана постоянно... Его первая община девичья, Мельничная община, была... Нельзя сказать, что он ее создал, он ее принял как свою семью, когда еще был иеродиаконом, он еще не был священником. То есть это была его судьба, его служение, связанное именно с женским монашеством. Вообще достаточно странная история.

Протоиерей Федор Бородин:

— Преподобный Серафим, послушник Пресвятой Богородицы — человек, который всю жизнь слушался самых неожиданных и непростых благословений Господа и Его Пречистой Матери. Меня всегда поражало другое. Как преподобный Серафим, принесший обет молчания, ушедший, чтобы окончить свою жизнь в пустыньке, вдали от людей, в дивных видениях... Мы знаем только о 12 видениях Пресвятой Богородицы, сколько их было, мы не знаем. Мы знаем, что ему являлся Сам Христос. Из этого всего Матерь Божия его выводит для того, чтобы он принимал людей, таких, как мы: страстных, грязных, грешных, осуждающих, злобных, раздраженных. И он это делает с любовь, он выходит на это послушание, хотя, конечно, ему хотелось окончить жизнь в пустыни. Так же точно здесь. Именно монашеская структурированная жизнь в эти годы была подвержена страшному разорению со стороны государства, она практически оскудевала, начиная с Петра I, который монастыри не любил, не понимал. Как вы знаете, были указы о том, что в кельях у монахов не должно быть ни перьев, ни чернил. Если игумен принимал призывного возраста монаха, а не пожилого человека, его расстригали, извергали из сана и ссылали в Сибирь в ссылку. Так же вела себя Анна Иоановна, Екатерина. А у Петра I был еще одно очень издевательское изобретение. Поскольку он вел большие войны, при ранении конечностей их ампутировали, потому что лечить тогда не могли, то было огромное количество инвалидов, или как в те времена они назывались, безоценочно, негодяи, то есть человек, негодный к какому-то труду. Эти люди часто спивались и становились негодяями уже в нашем смысле этого слова. Так вот он повелел монастырям этих людей содержать, кормить, обувать, одевать, холить, лелеять и лечить, в каком бы количестве они к монастырю ни прилеплялись. И рано или поздно монастыри просто разорялись от количества этих людей. Господь, который бережет и любит монашество, потому что, я напомню, «монахи — свет мирянам, ангелы — свет монахам», и как святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: монашество — это барометр духовной жизни народа. И в это время Господь воздвигает своего великого подвижника для того, чтобы возродить через него женское монашество, задать вот этот тон и совершенно удивительную высоту, на которую эта община поднялась.

Марина Борисова:

— Я думаю, что о первых святых, о помещице Агафьи Мельгуновой, которая стала матушкой Александрой, первой игуменьей Дивеевской, Евдокии Мартыновой, Ульяне Григорьевой, Анастасии Кирилловой, Фёкле Кондратьевой, Елене Мантуровой, во-первых, можно их жития прочитать, и о них много написано в литературе, которая связана непосредственно с преподобным Серафимом. Но удивительное количество святых дал 20-й век после закрытия обители, после всего того варварства, которое там было. История новомучеников, связанных с Серафимо-Дивеевской обителью, какая-то совершенно особенная. Причем, когда читаешь те обвинения, которые были им выдвинуты, это что-то... не укладывается это ни в один человеческий разум, когда там обвинения в монашеско-фашистском заговоре. Представить себе, что это? Что было в голове следователя, который писал эти слова.

Протоиерей Федор Бородин:

— Самое главное, что в его душе и его сердце была инфернальная сатанинская ненависть к любому, что свято. Есть такие слова в притче Солом она о том, что мерзость для человека нечестивого человек, идущий прямым путем. И поэтому, допустим, Евдокию Шикову парализованную, неподвижного инвалида надо расстрелять. И надо Серафима (Чичагова), старца, который не может уже ходить, на носилках вынести из дома, довезти до Бутовского полигона, там как-то подпереть к стенке и расстрелять. И двух братьев, протоиерея Михаила и протоиерея Иакова в 37-м расстрелять, потому что ненавистно все, что связано со святыней. Это чувство омерзения, как у демонов, по отношению к святыне. Как говорят, что демоны бегут от ладана. Почему? Потому что все, что является символом сладкого для Бога молитвенного труда человека, для сатаны это страшная вонь. И наоборот. И когда является враг, в том числе Серафиму Саровскому, его же запугивали этими страхованиями демоны, он говорит, что это немыслимая мерзость. Борьба одного с другим активизируется, становится явной в периоды гонений, когда люди остаются верными.

Марина Борисова:

— С Серафимо-Дивеевской обителью связаны еще три удивительные истории святых блаженных, три женщины. Когда мы говорим о блаженных женах, то, как правило, вспоминаем блаженную Ксению Петербургскую и блаженную Матрону Московскую. А в Серафимо-Дивеевской обители, в соборе святых этого монастыря, целых три блаженных. Это Пелагея, Параскева и Мария, причем, одна из них прожила 120 лет, Паша Саровская. Она и преподобного Серафима живьем застала, и его прославление, когда мощи его были перенесены в Дивеево, и было прославление, и весь царский двор приехал в монастырь на это празднование. Совершенно поразительные женские судьбы.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да, это ученицы преподобного Серафима, которые святость, действие Святого Духа, полученные через него, которые он стяжал в таком великом качестве, преподают и нам. Есть еще и другие святые, которые, наверное, тоже могли бы войти. Например, священномученик Серафим Дмитровский по фамилии Звездинский. Я всем советую найти и почитать книги Алексея Арцыбушева, умершего постриженным монахом Серафимом, как владыка Серафим в его молодости, а умер он почти в сто лет, ему предсказал, что ты умрешь в монашестве с именем Серафим. И это исполнилось, это не так давно случилось, лет десять назад. Его воспоминания, мальчика, о Дивеево, о Серафиме очень полезны и дополнят картину знания об этом святом месте. По-моему, книга называется «Святые среди нас».

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. На этой неделе 28 июня мы будем вспоминать святителя Иону Московского, а 29 июня святителя Феофана Затворника Вышенского. Что касается святителя Ионы, в течение церковного календарного года, мы вспоминаем его неоднократно: и в соборе московских святителей, и в по разным другим поводам. Потому что этот епископ стоял, как бы, в точке отсчета, когда при Василии III только определялось, где и как будет сконцентрировано сердце Русской Православной Церкви, когда решался вопрос об ее автокефалии, когда все было непонятно, все было зыбко, все начиналось как бы с чистого листа. Связь с Константинополем нарушала Флорентийская уния, которая весь смысл союза с Константинопольским патриархатом разрушила, невозможно было сидеть на двух стульях и исповедовать две разные веры. История Русской Православной Церкви, начавшаяся с этой автокефалии... на нее, собственно, никто не претендовал, так сложилось исторически, потому что не было возможности получить благословение в момент в Константинополе. Потом хотели получить это благословение постфактум, не сложилось, потом утвердилось как уже состоявшаяся практика утверждение главы Церкви Русской собором русских же святителей.

Протоиерей Федор Бородин:

— Если бы были только эти тяжелейшие обстоятельства разрушенных коммуникаций. Напомню, что Константинополь доживал свои последние года, до 1453-го года, взятия Константинополя турками-сельджуками оставалось всего несколько лет. Это была отчаянная попытка обрести военную помощь на Западе. Флорентийская уния, которая, несмотря на свое подписание, не привела к этой помощи. Запад в очередной раз просто обманул. Но эта уния делала Константинополь фактически католическим, что, конечно, не могли принять русские верующие люди. Был отвергнут митрополит Исидор, подписавший Ферраро-флорентийскую унию, и владыка Иона Рязанский был избран. С этого времени Церковь стала автокефалией, что переводится как «сам себе голова» — автокефалия. Мы ведем отсчет самостоятельности своей Церкви, начиная с владыки Ионы.

Марина Борисова:

— А 29 июня память святителя Феофана Затворника, который, я думаю, известен всем нашим радиослушателям. Но, может быть, не все наши радиослушатели читали его труды, и, может быть, не все наши радиослушатели знают о том, как были обретены его мощи уже в наше время.

Протоиерей Федор Бородин:

— Святитель Феофан — я бы сначала очень хотел остановиться на очень важном лично для меня его служении — это человек, который всю жизнь переводил святых отцов, которых читал в подлиннике, и очень много потрудился, находясь на послушании в Иерусалиме еще иеромонахом. В том числе недавно был издан полностью его труд, который называется «Палестинский патерик». Это чрезвычайно важный для духовной жизни каждого из нас труд. Я приведу одну цитату оттуда, которая меня совершенно потрясла. Обычный священник слышит от мирянина вопрос, какое должно быть правило, сколько молиться, что читать, что не читать, как читать? Священник со своим прихожанином начинает разбирать эти вопросы. Из этого замечательного патерика. Ученик подходит к старцу и задает этот вопрос: как и сколько мне молиться? Старец смотрит на него с любовью, видимо, и говорит: молись до насыщения сердца. А как это? А я не знаю, как это. Святитель Феофан это человек, который потом потрудился в переводе и издании пятитомного Добротолюбия, он всю жизнь питался духом святых отцов и передавал его. Поэтому его труды «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться», его слова о молитве, любые его труды того же самого духа, что и все наследие отцов Добротолюбия. А у истории его мощей в 20-м веке есть достаточно малоизвестные страницы. Выша, сам монастырь Вышенский был закрыт, там были разные государственные учреждения, в том числе психиатрическая лечебница. Когда я там был последний раз, это было лет 15 назад, соседство молящихся сестер и страшных криков, потому что там за забором сетчатым самые тяжелые душевнобольные, некоторые из них и одержимые — это страшное впечатление. Но к 1973-му году священник соседнего села Эммануиловки, понял, что мощам святителя Феофана, которые находились под спудом в храме, есть прямая угроза. Мраморная плита, под которой покоились его святые мощи, была разбита, была дырка, туда стали лазить в поисках каких-то находок местные ребята и юноши. Там находилась мастерская-кузница, отец Георгий Глазунов, тогда еще молодой священник, ныне здравствующий, прекрасный, глубочайший и опытнейший священник, настоятель храма в Эммануиловке рассказывал, что на этой плите, например, распрямляли гвозди, били. И стало понятно, что надо спасать. Еще было очень далеко до 1000-летия Крещения Руси, еще только недавно закончились хрущевские гонения, и все было очень жестко по отношению к церкви, никакой ослабы не было. По его инициативе несколько человек, отец Марк (Лозинский), отец Елевферий (Диденко) — лаврские труженики, преподаватели, и самое главное отец Георгий (Тертышников), которого я застал, он у меня в 88-м году преподавал, когда я поступил в семинарию. Это удивительный человек, который всю свою жизнь посвятил осмыслению, подготовки, плохое слово популяризации, но тем не менее, наследия тогда еще не канонизированного владыки Феофана Затворника. Удивительный совершенно старец, который источал праведность и святость одним своим видом. Вместе с отцом Георгием (Глазуновым) они тайно ночью взламывали эту плиту. Если не ошибаюсь, по-моему, даже для этого пришлось использовать экскаватор, вынули эти мощи, и, очень рискуя быть посаженными, сначала хранили их в Эммануиловке, а потом перевезли в Троице-Сергиеву лавру. Там они хранились, были перезахоронены под клетью Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Когда в 1988-м году был собор, посвященный 1000-летию Крещения Руси, и были первыми канонизированы Феофан Затворник, по-моему, Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский и, по-моему, Ксения Петербургская — самые первые были канонизированные святые, я могу ошибаться — тогда эти мощи были торжественно вынуты, их снова вернули. Но поскольку обитель была еще не передана — она и сейчас не до конца передана, они вернулись в Эммануиловку. Между прочим, в этой Эммануиловке сохранилась и еще одна святыня — Казанская икона Пресвятой Богородицы, которая была главной Богородичной святыней Вышинского монастыря. Обе эти святыни хранись там. И там был источник, он сейчас есть. И когда туда попали мощи святителя Феофана, в этот храм, этот источник стал чудотворным. Я об этом могу свидетельствовать. Потому что отец Георгий, повторюсь, удивительный человек, когда я приехал туда лет 20 назад договариваться о летнем лагере для нашей воскресной школы, я просто увидел пожилого человека, всего седого, который красил крышу храма, денег не было никого нанять. Он весь храм ремонтировал от купола до фундамента постепенно сам. Мы остановились в помещении воскресной школы, избе напротив, и наши ребята полюбили окунаться в эту купель. У меня тогда очень болел сын Илья очень тяжелым заболеванием, жизнь там была переломным моментом. Когда через две недели я приехал домой вместе со своими детьми старшими и с ним, супруга моя, матушка спросила: что с Илюшей, уже несколько лет я его не видела таким здоровым? У меня это происходило постепенно, а она увидела перемену. С ежедневного, даже по нескольку раз в день ребята бегали, с молитвой окунались в эту купель, началось его выздоровление, он выздоровел. Я могу свидетельствовать о чудотворном этом месте, этом удивительном источнике. Отец Георгий жив, здравствует, это человек, который организовал спасение мощей святителя Феофана Затворника.

Марина Борисова:

— Мне из жизнеописания святителя Феофана ужасно импонирует его отношение к собственному затвору. Когда мы читаем жития, есть такое иконописное восприятие: схима, затвор — это практически не человек, а изображение. Когда человек относится к своему затвору с чувством самоиронии, это настолько меняет картину, твою картину мира меняет. Мне кажется, такие детали, кроме всего прочего, делают гораздо ближе и живее даже древних святых, они из персонажей житийной литературы превращаются в живых людей. Трудно себе представить живого человека, который живет, как написано в житии. Житие все-таки литературное произведение. А представить себе реального живого человека иногда ужасно хочется. Возвращаясь к главной мысли праздника, что святость завещана всем, хочется понять, как же так, как посмотреть, как на самом деле живой святой ощущает себя в обстоятельствах реальных. Эти детали иногда становятся ключом к пониманию, может быть, даже не только святителя Феофана, но того же преподобного Сергия. Когда с одной стороны, читаешь, что он колоссальное количество времени посвящал внутреннему деланию и в то же время был в курсе всего, что происходило вокруг него, без телефона, без интернета, без всех возможностей узнать, он все это знал. Мало того, что знал, он включался в ситуацию, ходил к своим ученикам, ходил к князьям, вещи, которые понять до конца невозможно, но почувствовать хотя бы интуитивно иногда бывает полезно.

Протоиерей Федор Бородин:

— Владыка Феофан заперся, видимо, от того, чтобы оградить себя от живых контактов. Объясню, почему. Я помню по учебе в Московской духовной семинарии и по лаврской жизни, что, допустим, отца Кирилла окружало огромное количество людей, почитавших его старцем, которые просто бессовестно тратили его время, потому что спрашивали его, долго с ним пытались разговаривать и задавали ему вопрос о том, какой суп варить завтра, причем, живущие в Посаде. Не понимая, что за дверью кельи стоят люди, приехавшие из какой-нибудь Алма-Аты или из Владивостока с очень тяжелыми, страшными вопросами. Святитель Феофан мог бы просто захлебнуться в этих людях, он был прозорливый человек, обладавший огромным молитвенным и святоотеческим опытом. Поэтому вынужден был закрыться. Но для чего он закрылся? Он закрылся для того, чтобы помогать тем, кто будет ему писать, потому что к письму духовника ты относишься совсем по-другому. Это короткий текст, который ты принимаешь как руководство к мысли и к жизни. Он читал газеты, в его флигеле, который до сих пор сохранился, стояли разные станки, выписанные из Британии, фисгармония. Он очень много делал дел, но в основном он услышал, что Господь его поставил учительствовать через текст, передать тот самый святоотеческий дух, тот самый опыт жизни в Святом Духе, Который сошел на апостолов в Пятидесятницу. И он посвятил себя выполнению этого служения. То есть, смотрите, какая удивительная параллель. Преподобная Серафима Саровского Матерь Божия из затвора выводит для того, чтобы он принимал людей, Феофана Затворника Господь уводит в затвор, чтобы он живых людей не принимал — у каждого своя цель. А самоирония, когда он свой затвор называл, простите, запором — это юродство, которым праведный человек спасается или пресекает попытки ему воздать при жизни почитание. Конечно, это все люди, которые жили в глубочайшем покаянии постоянно. Я думаю, что нам всем надо попытаться услышать, что мы можем для себя извлечь из размышления над этим днем и над памятью святых, похожа ли наша душа на ту самую паутину, которая должна чувствовать дуновение Святого Духа, или пока это лежащая бухта канатов, которую даже и ногой не перешибешь.

Марина Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программа «Седмица». В студии были Марина Борисова и настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Слушайте нас каждую субботу. До свиданья. До новых встреч.

Протоиерей Федор Бородин:

— До свиданья.


Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем