7 ноября, день, который раньше торжественно отмечался как день Великой Октябрьской Социалистической Революции, потом переименовали в день согласия и примирения. Почему этот день важно помнить? Есть такое ироничное высказывание — «Тот, кто не помнит уроков истории, обречен на их повторение, А тот, кто помнит — обречен в бессилии смотреть, как их повторяют другие» Тем не менее, уроки учить надо.
«Насилие — повивальная бабка истории» - говорил Карл Маркс, и эта идея, будучи усвоена массами, превратилась в материальную силу. У нее есть две стороны — во-первых, насильственная революция видится как нечто неизбежное, накопившиеся противоречия нельзя разрешить как-то иначе. Во-вторых, речь идет об истории, как о неком безличном и при этом неостановимом процессе. Как будто это не отдельные люди принимают решения, а «история» за них.
То и другое — неправда. Отмена крепостного права и вообще «великие реформы» 1861 года — пример того, как назревшие и очень глубокие преобразования были проведены мирно и законно, после надлежащего обдумывания и советования. Можно привести примеры и в других странах, которые показывают, что нет ничего неизбежного в кровавых революциях. Разумные и ответственные люди, которые любят свою страну, всегда могут выслушать друг друга и разрешить свои разногласия мирно. И даже если кто-то из них останется недоволен, они не станут хвататься за оружие и убивать своих сограждан.
Тут нет какого-то неодолимого исторического рока. Есть решения, которые принимают конкретные люди — Вы и я, наши соседи, те, на кого мы можем повлиять прямо или косвенно. Мы можем выбрать согласие и примирение — и от выбора каждого из нас зависит очень многое.
Это не значит, что мы во всем согласимся — так не бывает. Люди всегда будут придерживаться разных мнений. Но мы можем согласиться видеть друг в друге людей и сограждан, «своих», с которыми мы готовы вместе строить наше будущее. Будущее, в котором есть место и нам, и тем, кто с нами не согласен.
Примирение не означает примирения с чьими-то взглядами — мы вполне может считать их полностью ложными. Оно означает примирение с людьми. Эти люди неправы — но они не враги, которых я хочу уничтожить, а ближние, с которыми нам вместе строить страну. Мы будем разговаривать, слушать друг друга, пытаться понять, пытаться друг друга переубедить, смиряться с тем, что это не всегда будет удаваться — но никогда не объявим их врагами, которых надо уничтожить ради светлого будущего.
Потому что светлого будущего невозможно достигнуть образом революций — наша страна заплатила очень высокую цену за этот урок, и его нужно усвоить.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Заповедь не судить — одна из самых сложных, ведь мы постоянно только и делаем, что оцениваем поступки других людей. «Тот плохой, а этот хороший», — говорим мы. И ведь кажется, что всем, кто хоть мало-мальски знаком с Евангелием, ясно, что Господь подобные оценки запретил... Но не Он ли при этом дал нам зрение, и, если мы видим явно неправильные поступки, как же смолчать? Ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в отрывке из 4-й главы 1-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Существует масса историй, в которых главное действующее лицо сначала всеми осуждается, а потом всеми же оправдывается. В светской жизни самым ярким примером может быть врач, в экстренном порядке проводящий трахеостомию, то есть разрезающий горло задыхающемуся человеку. Люди, не знающие всех обстоятельств дела, могут решить, что перед ними преступник, напавший на беззащитного прохожего. В жизни религиозной есть масса примеров святых, которых при жизни обвиняли в безнравственности, например, в том, что они общались с блудницами, а после их смерти выяснялось, что они беседовали с ними о покаянии и призывали их к спасению. Да и что далеко ходить: в этом обвиняли самого Спасителя.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел призывает учеников к доверию. Коринфяне видели перед собой разных проповедников — Павла, Аполлоса, Петра — и делились на партии, представители которых предпочитали одного из них, а других осуждали. Апостол Павел просит их видеть в каждом служителя Христова, пусть и действующего по-разному. Все они, проповедуя, старались оставаться верными Учителю и это для них самое главное. У них не было цели оправдаться перед лицом всех, и они не бросались от одного к другому, объясняя свои поступки. В конце концов, любой, кто пытался оправдываться перед лицом толпы, знает правдивость поговорки «на каждый роток не накинешь платок». Всегда найдутся люди, которые будут говорить за спиной. Однако Павел не хочет, чтобы подобными вещами занимались его ученики. Почему он и призывает их в итоге «не судить». Причём, особенно важно, что он и сам до конца себя не судит, не выносит о себе окончательного решения. Казалось бы, сам-то себя человек должен знать, почему хотя бы о себе он не должен выносить суда? Для апостола очевидно, что человеческий суд, даже обращённый на себя, не будет объективным, потому что человеческое знание не полно. Впрочем, это не означает совершенного отказа от оценки своих действий. Отнюдь! Апостол старается жить так, чтобы не видеть за собой никаких порицаемых поступков, но он не считает себя безгрешным. Он не выносит окончательного суда, предавая его в руки Божии.
Именно так стоит действовать каждому из нас. Естественно, явно греховных поступков стоит избегать, к явно добродетельным поступкам стоит стремиться, но окончательного суда о себе не выносить, понимая, что мы к нему не способны. Причём не только по отношению к себе самим, но и к другим людям. Явно греховные поступки, конечно, бывают и порой нам приходится давать им оценку, как было в самом Коринфе в известной истории с кровосмесителем. Но оценка поступка не должна превращаться в оценку человека, сердце которого открыто только перед Богом. Ситуации бывают разными, и, если человек работает судьёй, и поставлен судить чужие дела, ему стоит быть максимально объективным, честным и справедливым… Но в большинстве случаев от нас никто не ждёт никаких оценок и правильнее будет просто молиться о тех, кого мы считаем согрешающими, предав их в руки Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Праведный Иоанн Кронштадтский о жизни сердца». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» размышляли о том, что значит жить сердцем, каким образом христианин может заботиться о чистоте сердца и почему это важно, а также как грех может влиять на внутреннее состояние человека.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги общемосковского крестного хода;
— Памяти Азы Аликбековны Тахо-Годи;
— Образование как подготовка к будущему;
— Слом иерархии в культуре;
— Планы установить памятник В.Ерофееву в Петушках;
— Понятие «монастыринг» — почему появилось и чем отличается от привычного трудничества и паломничества.
Все выпуски программы Светлый вечер