7 ноября, день, который раньше торжественно отмечался как день Великой Октябрьской Социалистической Революции, потом переименовали в день согласия и примирения. Почему этот день важно помнить? Есть такое ироничное высказывание — «Тот, кто не помнит уроков истории, обречен на их повторение, А тот, кто помнит — обречен в бессилии смотреть, как их повторяют другие» Тем не менее, уроки учить надо.
«Насилие — повивальная бабка истории» - говорил Карл Маркс, и эта идея, будучи усвоена массами, превратилась в материальную силу. У нее есть две стороны — во-первых, насильственная революция видится как нечто неизбежное, накопившиеся противоречия нельзя разрешить как-то иначе. Во-вторых, речь идет об истории, как о неком безличном и при этом неостановимом процессе. Как будто это не отдельные люди принимают решения, а «история» за них.
То и другое — неправда. Отмена крепостного права и вообще «великие реформы» 1861 года — пример того, как назревшие и очень глубокие преобразования были проведены мирно и законно, после надлежащего обдумывания и советования. Можно привести примеры и в других странах, которые показывают, что нет ничего неизбежного в кровавых революциях. Разумные и ответственные люди, которые любят свою страну, всегда могут выслушать друг друга и разрешить свои разногласия мирно. И даже если кто-то из них останется недоволен, они не станут хвататься за оружие и убивать своих сограждан.
Тут нет какого-то неодолимого исторического рока. Есть решения, которые принимают конкретные люди — Вы и я, наши соседи, те, на кого мы можем повлиять прямо или косвенно. Мы можем выбрать согласие и примирение — и от выбора каждого из нас зависит очень многое.
Это не значит, что мы во всем согласимся — так не бывает. Люди всегда будут придерживаться разных мнений. Но мы можем согласиться видеть друг в друге людей и сограждан, «своих», с которыми мы готовы вместе строить наше будущее. Будущее, в котором есть место и нам, и тем, кто с нами не согласен.
Примирение не означает примирения с чьими-то взглядами — мы вполне может считать их полностью ложными. Оно означает примирение с людьми. Эти люди неправы — но они не враги, которых я хочу уничтожить, а ближние, с которыми нам вместе строить страну. Мы будем разговаривать, слушать друг друга, пытаться понять, пытаться друг друга переубедить, смиряться с тем, что это не всегда будет удаваться — но никогда не объявим их врагами, которых надо уничтожить ради светлого будущего.
Потому что светлого будущего невозможно достигнуть образом революций — наша страна заплатила очень высокую цену за этот урок, и его нужно усвоить.
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О храме Апостола Иакова Зеведеева

Сегодня 13 мая. Церковь чтит память Апостола Иакова Зеведеева.
О храме Апостола Иакова Зеведеева в Казённой слободе в Москве — священник Стахий Колотвин.
В Евангелии мы смотрим на братьев Зеведеевых, Иоанна и Иакова. И хотя Иаков старший брат, внимание наше в основном Иоанну. Он евангелист, он стоит у креста и на любом заупокойном каноне вместе с Богородицей предстоит распятию. Он апостол любви, а Иаков как-то в тени. Тем не менее, порой пути Господни неисповедимы. И в Казенной Слободе в Москве, где жили люди, занимающиеся дворцовым имуществом, служащие нашего царя-батюшки, было построено две церкви. Каждому брату. Одна Иоанну, другое Иакову. Пришли большевистские гонения, и церковь Иоанна Богослова разрушили. Но церквей Иоанна Богослова великое множество у нас на родине. В том числе и в Первопрестольном граде есть храмы с этим посвящением, дожившие до наших дней. Однако вот единственный храм апостола Иакова сохранился. Да, пусть его пришлось реставрировать. Но в этом есть тоже такой символический смысл. Иаков не меньше служил Господу. Что Иаков проповедовал Христа, что о нем забывать нельзя. Но если при жизни апостолы еще могли спорить, кто там ближе приблизится ко Христу, то в Царстве Небесном все эти наши земные споры кажутся смешными, не солидными и не имеют никакого отношения к этой вечной действительности. Поэтому в сегодняшний день всем советую — доберитесь до этого замечательного уютного храма и прославьте великого апостола Иакова.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 мая. О личности Александра Невского

Сегодня 13 мая. В этот день в 1220 году родился русский полководец, князь Новгородский и Владимирский, прославленный в лике благоверных святых, Александр Невский.
О его личности — протоиерей Максим Горожанкин.
Сложно переоценить масштаб личности святого благоверного князя Александра Невского. Достаточно рано, придя к власти, молодой князь явил пример взвешенной и мудрой церковной и государственной политики. Русь была раздираема на востоке и на западе, и, отстаивая интересы своей страны перед лицом тевтонских рыцарей, одновременно великий князь выстраивал дипломатические отношения с татаро-монгольскими захватчиками. Это позволяло Руси крепнуть и заложило ту основу и тот фундамент, который способствовал последующему освобождению нашей страны от всех захватчиков и от всех пленений. И дай Господь, чтобы молитвенным предстательством святого князя все мы имели такую же мудрость, такую же зрелость и могли отличать добро от зла и идти ко Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема