Деян., 22 зач., IX, 19-31.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
После своего обращение и принятия крещения апостол Павел не стал предаваться долгим размышлениям, он, как пишет автор книги Деяний апостол Лука, «тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий». Вообще говоря, то, что начал проповедовать новообращенный апостол может быть понятно очень по-разному. Дело тут в том, что термин «Сын Божий» не является синонимом слова «Мессия» или «Христос». К примеру, в книге Иова сынами Божиими называют ангелов (Иов 1:6), а в книге Исход сыном Божиим назван весь народ Израиля (Исх. 4:22), также в Ветхом Завете можно встретить такое именование царей из рода Давида. Только лишь мессианское истолкование второго псалма Давида дает возможность применить словосочетание «Сын Божий» ко Христу: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (Пс. 2:7). Исследователи книги Деяний утверждают, что «только в этом исключительном смысле за Иисусом Христом в раннем христианстве закрепилось именование Сын Божий».
Суть же первой христианской проповеди апостола Павла в дамасских синагогах была в том, что убитый Иисус есть Сын Божий и Мессия, то есть Помазанник, Христос. Конечно же, в этих синагогах от Павла ждали совсем других речей. Они ждали иерусалимского посланника, твердого убежденного фарисея, гонителя, как они полагали, новомодной зловредной ереси, но увидели перед собой нечто совсем иное. Какое-то время эти люди не могли понять, что произошло и пребывали в глубоком недоумении. Настолько глубоком, что им потребовалось немало времени, чтобы из него выйти. Книга Деяний говорит так: «Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его». Если сопоставить эти слова со свидетельством Послания апостола Павла к Галатам, то выяснится, что это решение вызревало около трех лет. То есть первая проповедь апостола в синагогах Дамаска длилась три года и все это время слушатели Павла не могли понять, что же такое произошло и почему этот человек говорит то, что он говорит. В книге Деяний нет информации, что эта трехгодичная проповедь смогла кого-то переубедить, что кто-то из дамасских иудеев благодаря словам апостола уверовал во Христа Воскресшего. Результат проповеди был совсем иной — Павла решили убить. Но не глухота к его словам со стороны иудеев, ни это их решение не смогли остановить его миссию, которая, однажды начавшись, уже никогда не остановится.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.