
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 42 зач., XIX, 1-8.
Глава 19.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим историю о том, как апостол Павел встречает в Ефесе людей, которых Лука называет учениками. При этом странным образом мы слышим вопрос апостола: приняли ли вы Духа Святого, когда уверовали.
Если они ученики, то чьи же? Ведь и сам апостол не первый раз приходит в Ефес, но скорее навещает уже существующую здесь общину. Вполне возможно, что они были учениками Аполлоса, о котором незадолго до этого апостол Лука говорит, как о том, кто знает путь Господень лишь отчасти и проповедует Иоанново крещение. Мы знаем, что со временем, его знания восполнили ефесские христиане Акила и Прискилла, но сегодняшние ученики могли быть обращены им до этого. Если это так, упоминание Аполлоса в начале чтения совсем не случайно.
В любом случае, кем бы они ни были, судя по тому, что апостол называет их учениками, они знают веру от части, возможно лишь предполагая, что Иисус — это мессия. Их крещение — это крещение покаянием, то есть именно такое, о котором говорил Аполлос и к котором призывал сам Иоанн Креститель. Смысл такого крещения был тот же, что у ритуального омовения, которое полагалось совершить иудею, если он осквернился. Никакой радикальной духовной перемены в человеке не происходило, но он каялся в том, что совершил вольно или невольно и восстанавливал свой статус, был способен участвовать в жертвоприношениях и молитвах. Особенностью крещения Иоаннова была его массовость. Подготавливая иудеев к принятию Нового Завета, о котором говорил еще пророк Иеремия, Иоанн, как мы знаем, призывал ко крещению всех. Это могло показаться чем-то совершенно возмутительным, так как омываться должны были только те, кто осквернились. Но в этом и был особенный смысл его призыва: омываться должны все, потому что не формально и внешне, но внутренне и духовно, осквернились все... Никто не готов к принятию Нового Завета, но у всех есть возможность это исправить.
Итак, встретив этих людей, апостол видит, что они на верном пути, но в их вере и жизни нет полноты. «Получили ли вы Духа Святого, когда уверовали?» — спрашивает он. «Да мы и не слышали, есть ли Дух Святой», отвечают они. Оказалось, что они крестились крещением Ионна и только ожидали Мессию. Рассказав им о том, что Мессия уже пришел, Павел крестил уверовавших, после чего возложил на них руки, чтобы они получили Дар Святого Духа, после чего они стали говорить иными языками и пророчествовать.
При прочтении этой истории возникает один вопрос: почему Павел не спросил их сразу получили ли они крещение, но спросил о Духе Святом, хотя Духа ученики получали после крещения. Конечно, полноценный ответ на этот вопрос вряд ли возможен и все же, хотя бы частичный ответ может быть дан, если обратиться к учению апостола о дарах Святого Духа. Дело в том, что если крещение понимается им как обновление и восстановление падшего естества, то проявляется оно именно в том, что человек начинает исполнять заповеди и служить другим теми Дарами, которые Он получил. Крещение открывает возможность новой жизни — но Дары Духа — означают саму новую жизнь, осуществление в мире Воли Божией. Обратим вопрос апостола к себе! Если мы крещены во Христа Иисуса, живем ли мы в Духе и исполняем ли волю Божию в мире?
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема