Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться

Деян., 40 зач., XVII, 19-28.

Глава 17.

19 И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?

20 Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?

21 Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.

22 И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.

23 Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.

24 Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет

25 и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.

26 От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию,

27 дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас:

28 ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышим часть проповеди апостола Павла в Афинском ареопаге. Дожидаясь учеников, он беседовал с местными иудеями в синагоге, а также на рыночной площади с теми, кто там находился. Естественно, проповедь иудея, казалась язычникам чем-то сомнительным, ведь он проповедовал чуждых для них Божеств. Собственно, с этого и начинается сегодняшняя история. С рыночной площади апостола зовут в ареопаг, место заседания Афинского суда, потому что хотят познакомиться с его учением более подробно.

Что же делает апостол, если знает, что они очень любознательны, но обычно не готовы изменять свою жизнь? Говорит ли он Афинянам: «Я знаю ваши привычки и говорить с вами не буду, вам лишь бы болтать о чем-нибудь интересном, верить вы все равно не будете»! Нет, не говорит. Он обращается к ним со всей искренностью, так, как если бы действительно рассчитывал на успех проповеди.

Может показаться, что он начинает с некоторого комплимента, когда называет их набожными. На самом деле, учитывая, что он стоит в ареопаге, то есть перед судом, который имел влияние на религиозную жизнь Афин, это исключено. По правилам человек не имел права хвалить суд или говорить что бы то ни было подобное, что могло оказать на судей влияние. Он должен был говорить только по существу. Для апостола это означало, что он просто свидетельствует о глубокой религиозности, которая выражалась в большом количестве самых разных статуй, которые стояли повсюду в городе, о чем есть свидетельства древних авторов. В то же время, указывая на статую неведомого Бога, он говорит пытается показать, что сами того не понимая, они уже от части на верном пути и для того, чтобы понять его им надо только узнать о Боге больше, понять его правильно.

Конечно, по-своему его рассказ просто потрясающий. Сегодня, когда мы слышим его слова, мы практически не можем понять, что в них такого особенного. Но посмотрим на них глазами афинянина первого века. Люди, которые почитали Зевса, как громовержца, Посейдона как владыку моря и всех прочих, слышали, что им предлагают верить в того, кто сотворил все. Более того, Павел называет Бога «Господом неба и земли», что для нас сегодня совсем не удивительно. Но для афинян небо и земля — это не просто физические объекты, это тоже боги — Уран и Гея. Более того, этот Бог не нуждается ни в чем, потому что все, что существует и существует-то только благодаря тому, что Он дает этому жизнь. Но для чего же он дает эту жизнь людям? Для того, чтобы они искали Его, как причину своего существования, стремились к Нему, как источнику жизни.

Может возникнуть вопрос, о чем же хочет сказать апостол в первую очередь? Хочет ли совершить культовую революцию убеждая их, что храмы и жертвенники не нужны? Очевидно, нет. Говорит ли он, что все их Боги ложны — даже этого мы сразу не слышим. Очень часто люди превращают веру в служанку их политическим, экономическим и даже бытовым интересам... Но Бог, которого проповедует Апостол не таков. Он не Тот, Кого можно использовать для себя, Он Тот, к Кому можно стремиться, чтобы жить вместе с Ним в общении и любви.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Во что мы верим
Во что мы верим
Философские ночи
Философские ночи
«Философские ночи». Философы о вере, верующие о философии. Читаем, беседуем, размышляем. «Философия — служанка богословия», — говорили в Средние века. И имели в виду, что философия может подвести человека к разговору о самом главном — о Боге. И сегодня в этом смысле ничего не изменилось. Гости нашей студии размышляют о том, как интеллектуальные гении разных эпох решали для себя мировоззренческие вопросы. Ведущий — Алексей Козырев, кандидат философских наук, доцент философского факультета МГУ. В гостях — самые яркие представители современного философского и в целом научного знания.
Первоисточник
Первоисточник
Многие выражения становятся «притчей во языцех», а, если мы их не понимаем, нередко «умываем руки» или «посыпаем голову пеплом». В программе «Первоисточник» мы узнаем о происхождении библейских слов и выражений и об их использовании в современной речи.
Азы православия
Азы православия
В церковной жизни - масса незнакомых слов и понятий, способных смутить человека, впервые входящего в храм. Основные традиции, обряды, понятия и, разумеется, главные основы православного вероучения - обо всем этом вы узнаете в наших программах из серии "Азы православия".

Также рекомендуем