
Деян., 7 зач., III, 1-8.
1Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.
2И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.
3Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.
4Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.
5И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.
6Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.
7И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, 8и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
История, которую мы только что услышали, произошла с ближайшими учениками Иисуса Христа, апостолами Петром и Иоанном. Эта история весьма типична как для Евангелия, так и для книги Деяний. Как Господь совершал чудеса, исцелял больных, изгонял нечистых духов, воскрешал мертвых, так это теперь делают апостолы. Такую силу они получили, когда на них сошел Святой Дух через пятьдесят дней после воскресения Спасителя. То, за чем они раньше только наблюдали со стороны, они теперь делают сами. А потому хотелось бы обратить внимание на одну небольшую деталь. В самом начале рассказа, говорится, что все произошло тогда, когда Петр и Иоанн пришли в храм в девятый час помолиться.
Дело в том, что правоверный иудей молился трижды в день: девять часов дня, в двенадцать, и в три. Молиться можно было, где тебя застанет указанное время. Как, например, это делают мусульмане. Однако храмовая молитва считалась особо благодатной и сильной. Поэтому апостолы и спешат туда. Что же в этом особенного? А то, что, уверовав во Спасителя, апостолы не отказались от того, к чему привыкли. Они не перестали ходить в храм, совершать молитвы в положенное время, а также исполнять многие другие религиозные обряды, и держаться иных ритуальных правил, которые были характерны для иудейской религии. И это очень примечательно. Их новая вера проявляет себя в обыденной, привычной для них обстановке.
Почему так важно обратить на это внимание? Порой нам кажется, для того, чтобы жить подлинной христианской жизнью, необходимо оказаться в каких-то особых условиях. Дескать, нашей вере мешает проявить себя рутина этой жизни, ее суета, те обязанности, которые мы должны выполнять, то бремя ответственности, которое мы должны нести, наконец, нам мешают окружающие люди, которые, как мы говорим иногда, не понимают нас, провоцируют нас на грех, а потому мы не можем быть истинными христианами. Или очень часто можно услышать, что быть верующими нам мешает время. Не научили меня быть христианином в молодости, сокрушается человек, поэтому и нечего понуждать себя к духовной жизни сейчас. Все это очень похоже на оправдание маленьких детей, которых поймали за шалостью, и они теперь спихивают вину на все, что только возможно. Сегодняшняя история ясно свидетельствует, что если есть в человеке подлинная вера, если он старается жить духовной жизнью, то это будет проявляться в любых ситуациях. Даже в самых прозаичных и привычных для нас. Все, что от нас требуется — лишь немного усердия и самоотверженности. И уже вскоре можно будет заметить, что та рутина, которой мы так боялись и на которую так пеняли совсем не препятствие, но напротив нечто вроде проверки, до какой степени мы готовы быть последовательными в своих убеждениях и верными Спасителю Иисусу Христу.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема