Деян., 43 зач., XX, 7-12.
7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Современные исследователи книги Деяний очень подробно останавливаются на самой первой фразе этого апостольского чтения: «в первый же день недели». Дело тут в том, что первым днём недели считался, и во многих христианских странах считается сегодня, воскресенье. По еврейскому же календарю день начинался с вечера и продолжался до следующего вечера. Собственно, точно такой же счёт времени ведётся сегодня в православной Церкви. То есть канун воскресенья — суббота — считался уже воскресным днём. Соответственно, логично предположить, что раз речь идёт о вечере первого дня, то это первые часы наступившего воскресения, а раз так, то упоминаемое далее преломление хлеба ничто иное как евхаристия, причащение Тела и Крови Христовых, ведь первое поколение христиан совершало евхаристию исключительно в воскресенье. Но есть и проблема. Ведь в других местах своих книг автор Деяний апостол Лука пользуется другим календарём. Он отсчитывает дни не от вечера до вечера, а от рассвета до рассвета. У исследователей нет основания предполагать, что в этом эпизоде апостол Лука внезапно меняет свои календарные предпочтения и переходит на другой отсчёт суток, поэтому получается, что речь не может идти об евхаристии, а лишь о совместной христианской трапезе.
Далее комментаторы обращают внимание на упоминание большого количества светильников. Некоторые полагают, что это то ружье, которое по закону жанра должно выстрелить, но оно почему-то не стреляет. Здесь необходимо помнить, что в древних текстах нет ничего случайного: слишком дорого стоила письменная фиксация каждого слова. Поэтому исследователи и проводят параллель с театральными декорациями: в них также нет ничего случайного и все, что мы видим на сцене, рано или поздно будет задействовано. Существует два рациональных объяснения апостольского упоминания светильников. Первое из них говорит о том, что указание на обилие света было контраргументом против тех, кто обвинял христиан в тайных собраниях в темноте, а второе относит эти светильники не к их первичной функции, а к тому, что они вместе со светом дают и тепло, от которого юноша Евтих разомлел и заснул.
В том, что произошло далее, некоторым исследователям хотелось бы видеть лишь потерю сознания после удара при падении с третьего этажа. Но если бы это было так, то апостол Лука, которого невозможно обвинить в склонности к неправде и который был свидетелем всего происходящего, использовал бы ту словесную конструкцию, которую, к примеру, можно найти в книге Откровения Иоанна Богослова: «...упал к ногам его как мёртвый» (Откр. 1:17). Здесь же апостол прямо говорит о смерти юноши. Он не был исцелён Павлом, он был им воскрешён. Точно также, как сын вдовы был воскрешён пророком Илией и как сын сонамитянки воскрес по молитвам пророка Елисея.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 181 зач., VI, 1-10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. В наши дни верующим нередко приходится выслушивать критику, которой они, по сути, не заслужили, так как лично ничего плохого не делали. В таких ситуациях всегда возникает вопрос: что мне и делать и как мне себя вести? Ответ на эти вопросы звучит в отрывке из 6-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 6.
1 Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
3 Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение,
4 но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах,
5 под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
6 в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви,
7 в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке,
8 в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;
9 мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем;
10 нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем.
Кто из нас не подвергался незаслуженной критике, лично ничего плохого не сделав, будучи просто частью коллектива? Мы выслушивали упрёки учителя, который обращался ко всему классу, говоря о плохом поведении и низком среднем балле за контрольную. Мы могли выложиться по полной и терпеть обидные комментарии, если наша команда проиграла... В таких ситуациях все прекрасно понимают, что оправдываться и говорить «лично я ничего плохого не сделал» глупо и бессмысленно. Критикуя, люди часто склонны к тому, что называется генерализацией. Сплошь и рядом мы слышим критику учителей, врачей, чиновников и кого угодно ещё... И, конечно же критику христиан. Тем более, что заповеди, которые христиане призваны соблюдать, действительно задают высокую планку. Любой, кто переживал подобную критику, знает, что это непросто. Судя по всему, подобные трудности были уже у апостола Павла. Кто-то из иудеев, кто-то из бывших язычников, люди становились членами Церкви, но далеко не всегда были способны полностью исправиться и жить по заповедям. Апостол называл членов общин святыми, ориентируясь на их решимость в борьбе с грехом и желание быть Божьими. Конечно, чтобы оставаться членами Церкви, сознательного и вольного нарушения заповедей допускать они были не должны... Но что значит не должны, если перед нами живые люди, которые могут усомниться в вере, ошибиться, запутаться в сложных обстоятельствах... Путешествуя между разными общинами, апостол и его соработники старались вести себя так, чтобы ничем, ни словом, ни делом, не создать ни для кого препятствий на пути к Богу. При этом ни гарантировать идеального поведения всех верующих, ни отвечать за их грехи и ошибки, они попросту не могли. Но что же в таком случае возможно было сделать? Как можно было остаться христианином и даже апостолом, если никакого идеала создать не получалось? Особенно когда несогласные с Павлом иудеи и язычники указывали на проблемы, преувеличивали их и пересказывали друг другу. Конечно, можно было сказать им, что они делают это для того, чтобы оправдать собственное неверие, но одними обличениями внешних ограничиваться было никак невозможно, нужно было положительное свидетельство. Павел выбирает единственно верный путь, он будто бы говорит: "Да, может быть, вы слышите много плохого, да, может быть, часть этого правда, но, поверьте, доброй правды гораздо больше. Гораздо больше тех, кто служит Богу в нелицемерной любви, претерпевая самые разные испытания. Тех, кто живет по-христиански, хотя христиан повсюду бесчестят, кто не обращает внимания, ни на порицания, ни на похвалу, кто верен, несмотря на обвинения в обмане, кто находит возможность радоваться, когда вокруг многое сподвигает к скорби.
С тех пор прошло две тысячи лет, но, как мы видим, не изменилось практически ничего. Мы не можем ничего гарантировать и не можем за всех оправдываться... Следуя апостольскому примеру, мы можем жить честно и по-христиански сами, предав остальное в руки Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Жизненно важное лекарство для Софии Будановой из Воронежа
10-летняя София Буданова из Воронежа — спортсменка, чемпионка по каратэ. Это вид японского боевого искусства. Соня обладает огромной силой воли. За спиной у неё много соревнований и побед. При этом девочка скромная и хвастаться наградами не любит. Спорт для неё — это прежде всего образ жизни. Но с недавнего времени ей запретили заниматься каратэ. У девочки обнаружили тяжёлое заболевание крови, и теперь любая травма для неё представляет большую опасность.
Сейчас Соня находится в больнице. Ей регулярно ставят поддерживающие организм капельницы, но их действия хватает лишь на 7 дней, они не могут вылечить девочку. На это способно лишь сильное лекарство. Препарат, который нужен Соне — дорогостоящий, и семье необходима помощь в его оплате.
Несмотря на трудные обстоятельства, девочка смело смотрит в будущее, подбадривает родителей и говорит, что, если у неё не получится вернуться к занятиям каратэ — она будет художницей. Но кем бы Соня ни стала — главное, чтобы выздоровела!
Если вы хотите помочь Софии Будановой из Воронежа, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и поддержите сбор на жизненно важное лекарство: https://dobro-svet.ru/komu-pomoch/budanova-sofiia/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«16-е воскресенье по Пятидесятнице. Покров Пресвятой Богородицы». Протоиерей Максим Первозванский
У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского (Лк. VI, 31-36) и Апостольского (2 Кор. VI, 1-10) чтений в 16-е воскресенье по Пятидесятнице, о празднике Покрова Пресвятой Богородицы и о днях памяти священномученика Дионисия Ареопагита и апостола Фомы.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица