Деян., 43 зач., XX, 7-12.
7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Современные исследователи книги Деяний очень подробно останавливаются на самой первой фразе этого апостольского чтения: «в первый же день недели». Дело тут в том, что первым днём недели считался, и во многих христианских странах считается сегодня, воскресенье. По еврейскому же календарю день начинался с вечера и продолжался до следующего вечера. Собственно, точно такой же счёт времени ведётся сегодня в православной Церкви. То есть канун воскресенья — суббота — считался уже воскресным днём. Соответственно, логично предположить, что раз речь идёт о вечере первого дня, то это первые часы наступившего воскресения, а раз так, то упоминаемое далее преломление хлеба ничто иное как евхаристия, причащение Тела и Крови Христовых, ведь первое поколение христиан совершало евхаристию исключительно в воскресенье. Но есть и проблема. Ведь в других местах своих книг автор Деяний апостол Лука пользуется другим календарём. Он отсчитывает дни не от вечера до вечера, а от рассвета до рассвета. У исследователей нет основания предполагать, что в этом эпизоде апостол Лука внезапно меняет свои календарные предпочтения и переходит на другой отсчёт суток, поэтому получается, что речь не может идти об евхаристии, а лишь о совместной христианской трапезе.
Далее комментаторы обращают внимание на упоминание большого количества светильников. Некоторые полагают, что это то ружье, которое по закону жанра должно выстрелить, но оно почему-то не стреляет. Здесь необходимо помнить, что в древних текстах нет ничего случайного: слишком дорого стоила письменная фиксация каждого слова. Поэтому исследователи и проводят параллель с театральными декорациями: в них также нет ничего случайного и все, что мы видим на сцене, рано или поздно будет задействовано. Существует два рациональных объяснения апостольского упоминания светильников. Первое из них говорит о том, что указание на обилие света было контраргументом против тех, кто обвинял христиан в тайных собраниях в темноте, а второе относит эти светильники не к их первичной функции, а к тому, что они вместе со светом дают и тепло, от которого юноша Евтих разомлел и заснул.
В том, что произошло далее, некоторым исследователям хотелось бы видеть лишь потерю сознания после удара при падении с третьего этажа. Но если бы это было так, то апостол Лука, которого невозможно обвинить в склонности к неправде и который был свидетелем всего происходящего, использовал бы ту словесную конструкцию, которую, к примеру, можно найти в книге Откровения Иоанна Богослова: «...упал к ногам его как мёртвый» (Откр. 1:17). Здесь же апостол прямо говорит о смерти юноши. Он не был исцелён Павлом, он был им воскрешён. Точно также, как сын вдовы был воскрешён пророком Илией и как сын сонамитянки воскрес по молитвам пророка Елисея.
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России