
Апостолы
Деян., 43 зач., XX, 7-12.
7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
8 В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.
9 Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.
10 Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.
11 Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.
12 Между тем отрока привели живого, и немало утешились.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Современные исследователи книги Деяний очень подробно останавливаются на самой первой фразе этого апостольского чтения: «в первый же день недели». Дело тут в том, что первым днём недели считался, и во многих христианских странах считается сегодня, воскресенье. По еврейскому же календарю день начинался с вечера и продолжался до следующего вечера. Собственно, точно такой же счёт времени ведётся сегодня в православной Церкви. То есть канун воскресенья — суббота — считался уже воскресным днём. Соответственно, логично предположить, что раз речь идёт о вечере первого дня, то это первые часы наступившего воскресения, а раз так, то упоминаемое далее преломление хлеба ничто иное как евхаристия, причащение Тела и Крови Христовых, ведь первое поколение христиан совершало евхаристию исключительно в воскресенье. Но есть и проблема. Ведь в других местах своих книг автор Деяний апостол Лука пользуется другим календарём. Он отсчитывает дни не от вечера до вечера, а от рассвета до рассвета. У исследователей нет основания предполагать, что в этом эпизоде апостол Лука внезапно меняет свои календарные предпочтения и переходит на другой отсчёт суток, поэтому получается, что речь не может идти об евхаристии, а лишь о совместной христианской трапезе.
Далее комментаторы обращают внимание на упоминание большого количества светильников. Некоторые полагают, что это то ружье, которое по закону жанра должно выстрелить, но оно почему-то не стреляет. Здесь необходимо помнить, что в древних текстах нет ничего случайного: слишком дорого стоила письменная фиксация каждого слова. Поэтому исследователи и проводят параллель с театральными декорациями: в них также нет ничего случайного и все, что мы видим на сцене, рано или поздно будет задействовано. Существует два рациональных объяснения апостольского упоминания светильников. Первое из них говорит о том, что указание на обилие света было контраргументом против тех, кто обвинял христиан в тайных собраниях в темноте, а второе относит эти светильники не к их первичной функции, а к тому, что они вместе со светом дают и тепло, от которого юноша Евтих разомлел и заснул.
В том, что произошло далее, некоторым исследователям хотелось бы видеть лишь потерю сознания после удара при падении с третьего этажа. Но если бы это было так, то апостол Лука, которого невозможно обвинить в склонности к неправде и который был свидетелем всего происходящего, использовал бы ту словесную конструкцию, которую, к примеру, можно найти в книге Откровения Иоанна Богослова: «...упал к ногам его как мёртвый» (Откр. 1:17). Здесь же апостол прямо говорит о смерти юноши. Он не был исцелён Павлом, он был им воскрешён. Точно также, как сын вдовы был воскрешён пророком Илией и как сын сонамитянки воскрес по молитвам пророка Елисея.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов