Деян., 35 зач., XIV, 20-27.
20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, 25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; 26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.
27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, тесным образом связан с предшествующими событиями, оставшимися за пределами сегодняшнего чтения. Апостол Павел вместе со своими соратниками пришел в город Листра. Это римское поселение находилось в области Ликаония на территории современной Турции. Проповедь апостолов здесь была так сильна, в чудеса, которые они совершили, так поразительны, что жители, которые в своем большинстве были язычниками, приняли их за богов, которые сошли с неба. Варнаву, который отличался статной фигурой, они приняли за Зевса, а Павла, которому был присущ дар красноречия — за Гермеса.
Однако этот, казалось бы, триумф длился недолго. Дело в том, что вслед за апостолами непрестанно следовали иудеи, которые были полны неприязни и ненависти к ученикам Христа. Именно они спровоцировали народные волнения, обвинили проповедников во лжи и добились того, чтобы Павла побили камнями. Думая, что апостол мертв, его тело вытащили за город и бросили там. С этого момента и начинается отрывок, который мы только что услышали. Соратники Павла собрались вокруг своего предводителя, который, к счастью, остался жив. Нам стоит обратить внимание на реакцию апостола. Вместо того, чтобы уйти из этого города, он возвращается в него. Для кого-то такой поступок может выглядеть безумием. Однако сам апостол так объясняет свой мотив: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». То есть, наше христианство не может зависеть от того любят нас люди или нет. Если ты встал на этот путь свидетельства, то не имеешь права оставлять человека наедине с его злобой, даже если эта злоба направлена на тебя.
Убийственная логика, скажем мы. Однако, посмотрите, именно в результате этого мужественного и самоотверженного поступка авторитет апостола был не только восстановлен в глазах горожан, но и многократно возрос. Возрос до такой степени, что Павел беспрепятственно посещает город еще раз, основывает там общину, для которой рукополагает нескольких пресвитеров, то есть, священников.
Замечательная максима, которым Священное Писание предлагает нам руководствоваться в своей жизни. Даже сердце самого черствого и жестокого человека, на которого направлена наша милость, забота, который чувствует, что мы готов ради него на поступок, в конце концов смягчится. А потому дай нам, Господи, каждому в свою меру, сил оставаться христианами даже в том случае, когда быть христианином крайне невыгодно. Ведь все равно от Твоей любови, Которую Ты даешь Своим подлинным ученикам, в конце концов растает всякая злоба на свете.
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема