
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 35 зач., XIV, 20-27.
20 Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию.
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, 22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
23 Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.
24 Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, 25 и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; 26 а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили.
27 Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Отрывок, который мы только что услышали, тесным образом связан с предшествующими событиями, оставшимися за пределами сегодняшнего чтения. Апостол Павел вместе со своими соратниками пришел в город Листра. Это римское поселение находилось в области Ликаония на территории современной Турции. Проповедь апостолов здесь была так сильна, в чудеса, которые они совершили, так поразительны, что жители, которые в своем большинстве были язычниками, приняли их за богов, которые сошли с неба. Варнаву, который отличался статной фигурой, они приняли за Зевса, а Павла, которому был присущ дар красноречия — за Гермеса.
Однако этот, казалось бы, триумф длился недолго. Дело в том, что вслед за апостолами непрестанно следовали иудеи, которые были полны неприязни и ненависти к ученикам Христа. Именно они спровоцировали народные волнения, обвинили проповедников во лжи и добились того, чтобы Павла побили камнями. Думая, что апостол мертв, его тело вытащили за город и бросили там. С этого момента и начинается отрывок, который мы только что услышали. Соратники Павла собрались вокруг своего предводителя, который, к счастью, остался жив. Нам стоит обратить внимание на реакцию апостола. Вместо того, чтобы уйти из этого города, он возвращается в него. Для кого-то такой поступок может выглядеть безумием. Однако сам апостол так объясняет свой мотив: «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». То есть, наше христианство не может зависеть от того любят нас люди или нет. Если ты встал на этот путь свидетельства, то не имеешь права оставлять человека наедине с его злобой, даже если эта злоба направлена на тебя.
Убийственная логика, скажем мы. Однако, посмотрите, именно в результате этого мужественного и самоотверженного поступка авторитет апостола был не только восстановлен в глазах горожан, но и многократно возрос. Возрос до такой степени, что Павел беспрепятственно посещает город еще раз, основывает там общину, для которой рукополагает нескольких пресвитеров, то есть, священников.
Замечательная максима, которым Священное Писание предлагает нам руководствоваться в своей жизни. Даже сердце самого черствого и жестокого человека, на которого направлена наша милость, забота, который чувствует, что мы готов ради него на поступок, в конце концов смягчится. А потому дай нам, Господи, каждому в свою меру, сил оставаться христианами даже в том случае, когда быть христианином крайне невыгодно. Ведь все равно от Твоей любови, Которую Ты даешь Своим подлинным ученикам, в конце концов растает всякая злоба на свете.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с педагогами общеобразовательных организаций;
— Нравственная основа образования;
— Как представление о счастье определяет личность;
— Религиозные основы нравственности;
— Опасности взаимодействия с искусственным интеллектом;
— «Инаковость» Церкви по сравнению с миром;
— Фестиваль «Звезда Рождества», традиции празднования Рождества Христова;
— Вера как добродетель воли.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 12.12.2025». Глафира Базурина, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Константин Мацан, а также директор интернет-проектов журнала «Фома» Глафира Базурина и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— «Трудничество» — традиция волонтерских поездок в монастыри и храмы;
— Фестиваль «Звезда Рождества» и спектакль «12 Рождественских историй»;
— Снятие охранного статуса с большого количества архитектурных памятников Москвы;
— Церковная проповедь в интернете.
Ведущий: Константин Мацан, Алексей Пичугин
Все выпуски программы Журнал
12 декабря. О подвиге Святого Авива

Сегодня 12 декабря. День памяти священномученика Авива, епископа Некресского, жившего в шестом веке.
О его почитании — священник Стахий Колотвин.
13 преподобных ассирийских отцов, которые спустя два века после равноапостольной Нины, можно сказать, заново просветили Грузию, которая погрязла в суевериях, которая была под персидским владычеством, и насаждалось зороастрийство, и поэтому многие люди из страха отступили от Христа. Пришли, поселились в монастыре, в одном Зедазени, на горе, на высокой, а потом разошлись по разным уголкам Грузии. И вот на восток пошёл преподобный Авив Некресский.
Тем не менее, в отличие от большинства преподобных отцов ассирийских, он почитается не в лике преподобных. Почему? Потому что он был избран епископом. Это было время, когда Грузия — сильное государство, пусть и маленькое — в эпоху равноапостольной Нины была полностью покорена могущественной персидской державой, и поэтому, как вот новомученики и исповедники в XX веке, кто становился епископом в годы советских гонений, уже подписывали себе смертный приговор, так и три преподобных отца ассирийских стали епископами, но только один из них — Авив Некресский — стал мучеником, пострадал за Христа. И его тело за такой великий подвиг было абсолютно нетленным, что даже и звери, и птицы его не тронули. Его смогли предать погребению, но уже не в родном Некресском монастыре на кахетинских солнечных склонах, а в центральном грузинском монастыре Самтавро, где покоятся мощи первых православных грузинских царей Мариана и Наны.
Все выпуски программы Актуальная тема











