![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/04/Apostoly_.jpg)
Деян., 51 зач., XXVIII, 1-31.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Antonij-Borisov-1024x697-240x240.jpg)
Комментирует священник Антоний Борисов.
Книга Деяний святых апостолов — ценнейший исторический источник о самом раннем этапе существования христианской Церкви. Одним из главных героев книги является апостол Павел, яркий и неутомимый проповедник учения Иисуса Христа. В Деяниях описана почти вся жизнь Павла — от его обращения в христианство и до суда в Риме. О непростом путешествии Павла в столицу империи и пребывании там рассказывает 28-я глава книги Деяний. Эта глава целиком читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 28.
1 Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит.
2 Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас.
3 Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его.
4 Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.
5 Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда.
6 Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадет мертвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.
7 Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал.
8 Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошел к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его.
9 После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы,
10 и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным.
11 Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове,
12 и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня.
13 Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол,
14 где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим.
15 Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трех гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился.
16 Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его.
17 Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян.
18 Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти;
19 но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ.
20 По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами.
21 Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого.
22 Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.
23 И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков.
24 Одни убеждались словами его, а другие не верили.
25 Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим через пророка Исаию:
26 пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите.
27 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
28 Итак да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.
29 Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою.
30 И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему,
31 проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.
Во время морского путешествия в Рим корабль, на котором находился апостол Павел, попал в шторм и затем встал на мель у берегов Мелита, или Мальты. Здесь Павел с помощью молитвы к Богу исцелил отца местного правителя Публия и многих других жителей острова, а затем был вынужден продолжить путешествие в Рим, где его ждал суд императора. В столице Павел находился под домашним арестом. Прибытие апостола в Рим было, по большей части, вынужденным — расправы над Павлом желали иудеи Иерусалима, и лишь право на суд императора помогло апостолу избежать жестокой казни в Палестине. Несмотря на домашний арест, длившийся целых два года, Павел продолжал проповедовать. Послушать его приходили и местные иудеи, и язычники. И как повествует книга Деяний, многие из них благодаря апостолу Павлу приняли святое крещение. Впоследствии все обвинения со святого были сняты. Согласно устным источникам, Павел затем проповедовал в Испании, затем вернулся в Рим, где вновь был схвачен во время христианских гонений, устроенных императором Нероном. Вместе с Павлом пленили и апостола Петра. Оба они были казнены. Павла обезглавили, а Петра распяли вниз головой. Но об этих печальных событиях мы знаем благодаря иным источникам, но не из книги Деяний.
Возникает вопрос — почему же о таких значимых для церковной истории эпизодах и личностях ничего не говорит именно Библия? Почему апостол Лука, автор книги Деяний, как будто обрывает повествование на полуслове? Ответ дать непросто, но давайте попробуем найти причину для такого решения Луки.
Текст книги Деяний заканчивается содержательным многоточием, конечно же, не просто так. Как можно предположить, автор решил показать, что Церковь не сводится исключительно к Павлу, Петру или какой-то иной личности. Церковь — это народ Божий. И главный в ней Христос. А потому после окончания служения Петра ли, Павла ли или какого-то иного святого труженика история Церкви не заканчивается. Одно поколение христиан сменяет другое до тех пор, пока Богу будет угодно. Пока продлевает Он дни этого мира. Потому не стоит унывать, но наоборот, давайте радоваться этому многоточию в конце книги Деяний. Ведь оно оставляет после себя не пустоту, но удивительную перспективу дальнейшей истории Церкви, водимой не человеком, но Самим Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/10/70746745.jpeg)
Рим., 82 зач., II, 14-29.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Stefan-Domuschi-1-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Помню, как во время прохождения практики в школе одна из моих однокурсниц заговорила на уроке о жертвенной любви к ближнему как о христианской ценности, после этого преподаватель сказала ей, что так говорить нельзя, потому что это ценность общечеловеческая. Позже, обсуждая её реплику, мы ещё долго спорили с преподавателем, о том, что вообще такое общечеловеческие ценности и существуют ли они на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из второй главы послания апостола Павла к римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
17 Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
18 и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона,
19 и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме,
20 наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины:
21 как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
22 Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
23 Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
25 Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
27 И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
28 Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти;
29 но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Говоря совсем просто, ценность — это нечто значимое и важное для человека. В этом смысле общечеловеческие ценности, конечно, существуют. Разве кто-нибудь будет спорить, что для абсолютного большинства людей на земле жизнь лучше смерти, спокойствие лучше тревоги, а достаток лучше бедности? Кажется, что всё очевидно. Так же, как очевидно, что, например, во все времена и во всех племенах воспитание детей было значимой частью жизни общества... Вроде бы всё так. Но уже здесь можно начинать задавать вопросы. Каких детей? Плод в утробе матери ребёнок или нет? Больной или слабый ребенок достоин пропитания и воспитания или нет? А ребёнок, от которого отказались родители? И вот оказывается, что разные культуры давали разные ответы на эти, казалось бы, очевидные, вопросы. Причём не только давали, но и дают сейчас. И можно не вспоминать жестокости Спарты, достаточно задуматься о нас самих. О том, что мы сами много говорим о ценности детской жизни, но на самом деле не так уж ценим её в действительности.
В итоге серьёзный разговор об общечеловеческих ценностях приводит к следующему: либо человек легкомысленно объявляет общечеловеческими ценностями те, которые кажутся общими именно ему, и он просто не задумывается о реальном положении дел в разных культурах. Либо он подразумевает под общечеловеческими ценностями нечто настолько общее, что предметный разговор об этом оказывается невозможен.
Но что же в таком случае имеет в виду апостол Павел, когда говорит, что даже язычники могут найти в своих сердцах закон, подобный закону Божьему?
Ответ довольно очевиден. Люди сотворены по образу Бога-Троицы, Бога, Который есть любовь. Где бы мы ни жили и в какой бы культуре ни воспитывались, закон нашей природы влечёт нас к тому, чтобы увидеть в другом человеке ценность, увидеть в нём того, кого мы призваны любить. Конечно, культура и конкретные обстоятельства могут значительно повлиять на наше стремление любить другого. Люди могут пренебрегать собственными детьми, могут расчеловечивать врагов, но в глубине души их совесть всё равно будет свидетельствовать о том, что в ненависти и пренебрежении правды быть не может и что важнее всего в мире любовь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Учебники для школ Луганской Народной Республики
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/MX0pKY0iGY4-240x240.jpg)
Образовательно-просветительский проект «Клевер Лаборатория» поддерживает учителей из Луганской Народной Республики. В местных школах они преподают «Основы православной культуры» и стараются вложить в ребят всё самое доброе. Но порой учителям не хватает знаний, связанных с предметом. Именно поэтому «Клевер Лаборатория» совместно с Русской Православной Церковью проводит для них онлайн обучение и делится ценными материалами, которых в интернете не найти.
В Республике проблемы со связью, и чтобы пообщаться с экспертами, учителя специально приезжают в те места, где есть хороший сигнал. Настолько им важна поддержка.
Педагог Елена Мальцева рассказывает:
«Мы своими силами восполняем те пробелы и потребности в материалах, которые есть. Разрабатываем пособия, рабочие тетради, что крайне сложно. Поэтому рады любой помощи. Кончено, для того чтобы полноценно преподавать «Основы православной культуры», нужны учебники, которые можно раздать каждому ученику. Но у школ просто нет возможности их приобрести. Сейчас важно закрыть потребности по основным предметам, а ОПК, к сожалению, в этот список не попадает».
Проект «Клевер Лаборатория» решил прийти учителям на подмогу. Он закупит учебники по «Основам православной культуры» для школ Северодонецка, Рубежного, Лисичанска, а также для школ из других городов и сёл Луганской Народной Республики. А ещё пополнит местные библиотеки русской классической литературой, которой там практически нет.
Если вы тоже хотите поддержать учителей и детей из Луганской Народной Республики, присоединяйтесь к важной инициативе. Переходите на сайт проекта lnr.clever-lab.pro и сделайте любой благотворительный взнос.
«Основы православной культуры». Любовь Павличенко
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2024/06/Ljubov-Pavlichenko.jpg)
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была педагог дополнительного образования школы № 1231 имени Поленова Любовь Павличенко.
Мы говорили о преподавании Основ православной культуры в школах и как с современными детьми интересно и доступно говорить о христианстве.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева.
Все выпуски программы Светлый вечер