Деяния святых апостолов - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Деяния святых апостолов

* Поделиться

Деян., 38 зач., XVI, 16-34.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Апостол Иоанн Богослов в своём Первом соборном послании предостерегал христиан против несомненного доверия всему духовному, потому что отнюдь не все духи служат Богу: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1Ин. 4:1). Конечно, эта мысль не была оригинальной мыслью апостола Иоанна, она представляет собой выражение опыта всего первого поколения христиан, а потому об осторожном отношении к духам мы можем прочитать и в других книгах Нового Завета, в частности, в 16-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время литургии.

Глава 16.

16 Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

17 Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения.

18 Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час.

19 Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.

20 И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город

21 и проповедуют обычаи, которых нам, Римлянам, не следует ни принимать, ни исполнять.

22 Народ также восстал на них, а воеводы, сорвав с них одежды, велели бить их палками

23 и, дав им много ударов, ввергли в темницу, приказав темничному стражу крепко стеречь их.

24 Получив такое приказание, он ввергнул их во внутреннюю темницу и ноги их забил в колоду.

25 Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их.

26 Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели.

27 Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали.

28 Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла, ибо все мы здесь.

29 Он потребовал огня, вбежал в темницу и в трепете припал к Павлу и Силе,

30 и, выведя их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?

31 Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.

32 И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его.

33 И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его.

34 И, приведя их в дом свой, предложил трапезу и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога.

В Первом соборном послании апостола Иоанна Богослова приводится критерий, с помощью которого можно отличить исходящего от Бога духа от духа антихристова, этот критерий звучит так: «Всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1Ин. 4:2), и, соответственно, дух антихристов противоположен — он Христа не исповедует. Критерий апостола Иоанна прекрасен и универсален, однако в Евангелии есть один эпизод, который ставит под сомнение возможность использования этого критерия абсолютно во всех случаях. Речь идёт о повествовании первой главы Евангелия от Марка, в котором есть рассказ о запрете, наложенном на демона Господом Иисусом Христом тогда, когда нечистый дух исповедовал Его «Святым Божиим» (см. Мк. 1:24-25). Нечто подобное мы услышали и в только что прозвучавшем отрывке книги Деяний святых апостолов: обладавший девушкой демон не говорил ничего плохого, напротив, его слова без всякого смущения может повторить любой христианин: апостолы — рабы Бога Всевышнего, они возвещают нам путь спасения.

Эти отрывки Нового Завета всегда обращали на себя самое пристальное внимание толкователей, а потому в традиции Церкви есть ответы на все возможные недоумения, мы знаем, почему и Спаситель, и Его апостолы не позволяли свидетельствовать демонам, этот ответ замечательно выразил святитель Афанасий Александрийский: «[Господь] не хотел, чтобы истина произносилась нечистыми устами, тем более устами демонов, чтобы не примешали они под видом истины свою собственную злую волю и не посеяли её в людях».

Однако становится не совсем понятно, как быть с критерием апостола Иоанна Богослова, и вообще, каким образом можно отличить по внешним проявлениям падших духов от духов, служащих Богу, если и первые, и вторые могут свидетельствовать о Христе. Ответ нам даст внимательное исследование всех тех отрывков Священного Писания, в которых упоминаются бесплотные существа: ангелы никогда никого ни к чему не принуждают, демоны же только принуждением и занимаются; ангелы не парализуют волю человека, демоны человеческую волю подменяют своей; ангельское благовестие невозможно монетизировать, а бесовская информация в некоторых случаях прекрасно поддаётся конвертации в устойчивые денежные знаки.

Апостолы прекрасно знали и чувствовали все эти критерии. Прекрасно понимали апостолы и то, что манипуляции волей человека — это изобретение библейского змея-искусителя, с помощью манипуляций он смог соблазнить первых людей. Все трагедии нашего мира — следствие этого бесовского изобретения, а потому любые манипуляции человеческой волей — это не то, что исходит от Бога.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем