
Деян., 24 зач., X, 1-16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Обычно мы очень неохотно расстаёмся со своими привычками. Особенно, если это не бытовые мелочи, а что-то серьёзное, связанное с нашим ощущением собственной правоты. Но что делать, если с нашей благочестивой привычкой борется Сам Бог? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
На первый взгляд благочестивое поведение, связанное с почитанием Бога и соблюдением Его заповедей, не может быть неправильным. Главное, что человек искренне старается, а уж там Бог разберётся и, если что, снизойдёт к его слабостям и недочётам. По крайней мере подобная точка зрения кажется правильной тем, кто главным критерием религиозности считает абстрактную веру. Какая вера, такие и правила. Если в вере нет конкретики, значит, и делать можно что угодно, ориентируясь на какое-то внутреннее чутьё... Одному подходит одно, другому другое, и каждый решает сам.
Люди по-настоящему религиозные, конечно, так рассуждать не будут. Они-то знают, что и как нужно делать, знают, чего хочет от них Бог. Однако, исходя из сегодняшнего чтения, и они могут оказаться неправы. Причём, чем более они самоуверенны, тем страшнее бывают ошибки, ведь иногда подспудно они начинают спорить с самим Богом! На первый взгляд это кажется невероятным, но в сегодняшнем чтении мы слышим именно такой спор.
Итак, перед нами апостол Пётр, человек вполне традиционных иудейских взглядов, благочестивый и верующий. Он никогда в жизни не ел еду, которая была запрещена законом Моисеевым. Правила эти были для него вполне привычны и расставаться с ними он не собирался, ведь в своё время они были даны Самим Богом.
Желая подготовить его к проповеди язычникам, Бог посылает ему странное видение. Во время молитвы из отверстых небес к нему спускается плат, в котором находятся разные животные, как чистые, так и нечистые, и голос повелевает ему их есть. Надо отдать должное апостолу Петру, чудесность обстановки его никак не смутила. Верность Божией заповеди была для него важнее, и есть запрещённое он отказался. Голос повторил требование и подчеркнул: сотворённого Богом не почитай нечистым. Продолжать спор он не стал. Действительно, в Ветхом Завете большое значение отводилось понятию нечистоты, и люди боялись прикоснуться к нечистому предмету или человеку, употребить в пищу нечистое. Для духовной жизни стремление к чистоте оказывается очень важным, но в христианстве оно переносится в духовную плоскость. Нет ни в нас, ни в окружающем мире ничего скверного, кроме греха. Именно его надо стараться избегать, с ним в первую очередь бороться.
Будучи учеником Христа, Пётр прекрасно знал на примере заповеди о субботе, что некоторые постановления Ветхого Завета носили явно временный, воспитательный характер, и апостол доверился видению как посланному от Бога. В жизни каждого из нас тоже бывают ситуации, в которых мы ориентируемся на привычки, как будто бы освящённые временем, в то время как ориентироваться надо в первую очередь на Христа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Итак, она звалась Татьяна. Анна Леонтьева

Мы долго искали няню, когда детей стало трое. Надо было иногда оставаться с мужем вдвоем. Сходить в театр. Отъехать по работе в другой город. Хотелось православную, надежную нянечку. Никак не получалось, наверное мы были очень трепетными родителями, но и объективно сложно найти того, кому можно доверить самое дорогое. Когда Татьяна вошла в наш дом — все тревоги ушли сразу. Она была, как Татьяна в романе Евгений Онегин:
«Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей... Всё тихо, просто было в ней...»
Не могла не привести эту любимую мною цитату из романа, где много частиц НЕ и БЕЗ. Так великий поэт, без описания внешности Татьяны, просто отсекая ЛИШНЕЕ, передает нам покой и целомудрие, которые исходят от этого женского образа!
Проще сказать: в нашей Татьяне мы услышали ту самую мирную, теплую душевную тишину, которая рождается только простой, детской даже верой и усердной молитвой. И как мы оказались правы! История жизни у Танечки была не то чтобы очень простая, были и ошибки, и неудачи, но оставалось вот это главное: мирное и молитвенное. Наверное поэтому к ней тянулись люди, пошатнувшиеся в вере. Пытающие обрести её заново.
Вот, например, какая история случилась с Татьяной и прихожанином её храма — назовем его Виктор. Начиная путь в Церкви, многие из нас по неопытности и горячности жаждали чудес, откровений и быстрых духовных даров. Виктор был в этом числе, и в какой-то момент начал разочаровываться и в православии, и в Церкви. Причём по своему темпераменту разочаровывался ярко и с напором. Подходит как-то в церковном дворе к нашей Татьяне и говорит: «Ну кто мне докажет, что Бог есть? Где Он, ваш Бог?» Разгорячился, раскричался, снял крестик и бросил его в сугроб. И ушел. Татьяна повздыхала, поискала крестик, но в сугробе было его не найти.
Прошло время, заканчивалось лето. Виктор пришел снова во дворик при церкви. Что-то мне подсказывает, что душа-христианка просилась обратно, не просто же так пришел! И снова встретил Татьяну. Была темная, предгрозовая погода, тяжелые тучи как будто душили день, небо казалось мрачным и беспросветным. «Ну что, где Бог-то?» — снова заспорил Виктор, — «Нашла где на Него посмотреть?»
И тут в небе образовалась маленькая дырочка, и в лучах пробившегося снопа света ликующе засверкали церковные купола. «Так вот же Он!» — радостно воскликнула Татьяна с такой убежденностью, что Виктор смущенно замолчал, тоже глядя наверх, на купола. В этот момент Татьяна опустила глаза и подняла с земли крестик, брошенный зимой в сугроб. Не замели, не затоптали крестик! Татьяна бережно протерла его рукавом, поцеловала — и надела Виктору на шею. «Твой!» — радостно сказала она... Виктор постоял и ушел, ошеломленный...
Что его так потрясло? Сияющие во мраке купола? Найденный крестик? Или сцена, как из художественного фильма? Он не сразу вернулся в Церковь. Но он вернулся. Я думаю, его привела в чувство вот эта теплая и простая внутренняя вера нашей Татьяны. Буквально детская вера.
Христос сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Небесного».
Благодарю Господа, посылающего в мою жизнь людей, которые так сильно и так просто держат плуг и даже не думают никуда оглядываться! Именно ради них нам, сложным и сомневающимся, открываются небеса.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
21 октября. О важности единения народа, армии и Церкви

19 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвящённом храме Великомученика Георгия Победоносца в Ростове-на-Дону.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о важности единения народа, армии и Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 октября. О женщинах, ходящих за Христом

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины».
О женщинах, ходящих за Христом — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема