Деян., 15 зач., V, 21-33.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как много странного и непонятного можно встретить в Православной Церкви. Экзотические одежды священнослужителей, архаичный язык загадочных ритуалов, непонятные правила и нормы повседневной благочестивой жизни. «Что со всем этим делать?» — нередко спрашивает тот, кто переступает порог храма. «С чего начать христианскую жизнь?» Ответ на этот вопрос мы можем найти в отрывке из 5-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте его послушаем.
Глава 5.
21 Они, выслушав, вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришел же некто и донес им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошел со служителями и привел их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему.
33 Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
Синедрион — высший орган иудейской власти. Он состоял из самых уважаемых членов еврейского общества. Практически все они происходили из аристократических семей. Имели хорошее воспитание, образование. Были знатоками в законе гражданском и духовном. Прекрасно разбирались в Священном Писании и других религиозных текстах. Это были люди, которые отличались благочестием и имели огромный авторитет в обществе. Не будет преувеличением сказать, что в сознании простых людей они олицетворяли собой всю ветхозаветную традицию богообщения. Неслучайно во главе синедриона стоял первосвященник — глава, патриарх иудейской Церкви.
И вот апостолы выступают с учением, которое не нравится синедриону. Для него это учение богохульное, так как оно нарушает уклад жизни, который иудеи считали благочестивым. Для членов синедриона это учение социально опасное. Ведь люди, увлекшись новыми идеями, могут поднять волнения. Начнётся восстание, придут римские легионы и наведут порядок. И наведут его, как всегда, очень жестоко. Поэтому синедрион запрещает проповедовать. «Побойтесь разрушать традицию веры ваших отцов», — говорят они апостолам. «Пожалейте своих соплеменников, которых вы подвергаете опасности, ведь римляне их убьют». В представлении синедриона апостолы выступали против повседневного, привычного, нормального, размеренного уклада жизни. Уклада, который формировался в сознании людей долгое время и который поддерживался на всех социальных уровнях. А что взамен? А взамен апостолы предлагали что-то новое, непонятное, нетрадиционное. Ведь не было ещё тогда христианской культуры. Неудивительно, что синедрион гнал их. Неудивительно, что их гнали потом в Римской империи. Причём чем крепче император ратовал за традиционные ценности, чем больший вклад он делал в развитие государства, тем сильнее преследовал христиан, как заразную опухоль, которая представляет собой угрозу для привычного ритма жизни. Показательный пример этого — династия выдающихся Антонинов, наиболее ярким представителем которой был философ-стоик Марк Аврелий — император, во время правления которого христиане подвергались особо жестоким преследованиям.
Представьте себе, какая сила действовала внутри апостолов, что они с такой уверенностью и так бесстрашно противостоят тому, что многие и многие окружающие их люди называли традицией. Что же это за сила? Ответ дают сами апостолы: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». То есть они утверждают, что с ними говорит Бог через Духа Святого. Они утверждают, что у них личная связь с Творцом, Который, минуя все инстанции, минуя книги, минуя священников, минуя оракулов и прорицателей, напрямую открывает им Свою волю. А потому, как они могут молчать? Многие им не верили. Ведь все авторитеты были против них. Однако прошло время, и мы сейчас видим, что их слова были не пустым звуком. Христианство утвердилось, несмотря ни на что.
Для нас это замечательный повод задуматься, а каково моё христианство? В чём оно имеет основание? Я христианин лишь потому, что родился в стране, где Православие является преобладающей конфессией и меня в детстве крестили? Но не верю ли я в таком случае в Бога по инерции, потому что я окружён авторитетами, которые говорят мне: так верили до тебя, а потому и ты должен так верить? Не будем забывать, что такая вера по инерции апостолам была чужда. Так верили как раз фарисеи и римляне-язычники. Христос же призывает нас искать личного общения с самим Творцом. Он приглашает нас к личной, сокровенной беседе. Значит ли это, что мы должны игнорировать тот опыт, который был до нас? Конечно же, нет. Но в свете этой сокровенной беседы с Богом мы совсем иначе начинаем воспринимать и ту традицию, которую нам передали святые отцы Церкви. Она перестаёт быть для нас чужой и непонятной. Мы видим, что вся она — это непрекращающийся живой диалог с Богом, начало которого — непрестанная молитва ко Христу, а также исполнение главной Евангельской заповеди, заповеди о любви к тем, кто нас окружает.
Схиархимандрит Иоанн (Маслов) и его семья
Крестьяне села Потаповка, что в Сумской области на Украине, расходились по домам. Зимой рабочий день в колхозе заканчивался рано. Бригадир Сергей Федотович Маслов шагал по улице, прислушиваясь к скрипу снега под большими валенками. Было 6-е января 1932-го года. Рождественский сочельник. Маслов думал о том, как вечером пойдёт на праздничную службу: каким-то чудом в разгар очередной советской антирелигиозной кампании их маленький сельский храм оставался открытым. С радостью думал он и о том, что в его семье совсем скоро будет прибавление — супруга Ольга Савельевна ждала ребёнка. На подходе к дому бригадира встретила соседка. «Где ты ходишь, Федотыч, жена твоя рожает!» — сказала она громким шёпотом. Послали за фельдшером, и вскоре избу Масловых огласил крик младенца. Так, накануне великого праздника, появился на свет будущий монах, богослов, духовник и старец — схиархимандрит Иоанн (Маслов).
Мальчика окрестили и назвали Иваном. Он стал третьим ребёнком Сергея Федотовича и Ольги Савельевны. У Вани было две старших сестры, а позже на свет появились двое младших братьев. Масловы верили в Бога и, несмотря на тяжёлое для церкви и верующих время, крепко держались благочестивых христианских традиций. С раннего детства родители брали Ваню с собой в храм. Во время службы мальчик никогда не шалил, не бегал, а тихонько стоял рядом с родителями. А когда наступало время пения молитвы «Отче наш», которую маленький Ваня знал наизусть, он громко и радостно пел её вместе со всеми прихожанами. Одна из сестёр старца Иоанна вспоминала, что мальчик рос добрым, тихим, спокойным. «Мы, старшие, бывало, затеем драку, а Ваня скажет: зачем дерётесь? И нам станет стыдно. Нам часто попадало от матери, а ему — никогда. Он был смиренный, никого не обижал», — рассказывала она.
Наблюдая за сыном, родители вспоминали, как задолго до его рождения, в 1922 году, из закрытого большевиками монастыря в деревню вернулся их родственник — старый монах. Вскоре он скончался, а перед смертью предрёк, что будет ещё монах в семье Масловых. «Уж не о Ване ли нашем он тогда говорил?», — размышляли Ольга Савельевна и Сергей Федотович.
Но Ваня пока не думал о монастыре — в 1941 году началась Великая Отечественная война. Отца забрали на фронт, и девятилетний Иван остался в семье за старшего. Мать старца Иоанна вспоминала, что сын стал для неё настоящей опорой, а для братьев и сестер — руководителем и воспитателем. Дети называли его «батькой» и во всём слушались. Несмотря на юный возраст, Ваня научился делать всё: шить, готовить, пахать и сеять. Днём он работал дома и в поле, а по ночам плёл на всю семью лапти. «Он кормил семью, укреплял всех нас, — говорила Ольга Савельевна. — Когда пришла похоронка на мужа, он один умел меня утешить, а ведь это так дорого стоит», — вспоминала она. Сестра говорила, что, если бы не Иван, они бы просто не выжили. При этом мальчик успевал учиться — ходил в школу за шесть километров в соседнее село.
В 1951 году Ивана призвали в армию. Там молодой человек сильно простудился, болезнь дала осложнения на сердце. Поэтому его демобилизовали раньше срока. Он вернулся домой и зачастил в Глинскую пустынь, которая располагалась неподалёку от их села. Ездил туда в свободное время на велосипеде. Ольга Савельевна чувствовала: скоро её сын примет важное решение. Так и случилось. В 1954 году Иван сказал матери, что хочет стать монахом и поселиться в Пустыни. Как ни готовилась женщина к такому повороту событий, как ни радовалась, что сын избрал для себя духовный путь, отпускать его в монастырь было тяжело. «Когда он уходил, я за ним следом несколько километров бежала, всё плакала», — рассказывала Ольга Савельевна. Со временем, когда остальные дети устроятся в жизни, она тоже примет монашеский постриг. «Матушка свято прожила свою жизнь», — говорил схиархимандрит Иоанн (Маслов). И всегда с любовью вспоминал свою большую и дружную семью.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
29 марта. О свете Христовой веры
В Неделю Торжества Православия Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл на проповеди говорил о свете Христовой веры:
29 марта. О правильном понимании слов из Книги Бытия
В 6-й главе Книги Бытия есть слова: «Раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».
О правильном понимании этих слов, — протоиерей Владимир Быстрый.